Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 08:56, реферат
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Введение
Необходимость государственного регулирования экономики
1. Кредитная система и денежно-кредитная политика государства
2. Основные инструменты денежно-кредитной политики
3. Денежно - кредитная и валютная политика в Республике Казахстан по Национальному банку.
3.1 Инструменты денежно - кредитной политики
3.2. Денежные агрегаты
3.3 Валютное регулирование и контроль
3.4. Управление золотовалютными активами
Заключение
Список использованной литературы
Рисунок.2.5.
Динамика
изменения денежных агрегатов (к
пред. месяцу, %)
Рисунок 2.6.
Динамика
изменения агрегатов (номинальное
к началу года, %)
Денежная база. Увеличение поступления иностранной валюты на счета Министерства финансов в Национальном Банке и покупки Национальным Банком валюты на внутреннем валютном рынке способствовали значительному увеличению чистых международных резервов Национального Банка на 37,6% до 2093,9 млн. долл. Однако, денежная база расширилась всего на 5,7% до 134,0 млрд. тенге. Это было связано с тем, что, начиная со второй половины года, Национальный Банк активизировал операции по стерилизации избыточной ликвидности. Рост чистых международных резервов Национального Банка был нейтрализован увеличением объемов краткосрочных нот в обращении в 7,9 раза (или на 43,0 млрд. тенге) и увеличением депозитов Правительства в 2,3 раза (или на 26,8 млрд. тенге).
Денежная масса. В 2000 году позитивной была и динамика активов банковской системы. Так, чистые внешние активы банковской системы выросли на 15,9% (или на 294,9 млн. долл.), а внутренние активы банковской системы увеличились более чем в 5,2 раза (или на 71,3 млрд. тенге). Рост внутренних активов банковской системы произошел за счет значительного, более чем в 1,8 раза (или на 137 млрд. тенге), увеличения требований к другим секторам экономики (несмотря на снижение чистых требований к Правительству банковской системы на 26,9% и чистых прочих внутренних активов банковской системы - на 30%). Все указанные факторы способствовали увеличению денежной массы на 45,9% до 399,5 млрд. тенге.
В структуре денежной массы сохранилась позитивная тенденция роста депозитов в банковской системе - с начала года ее доля выросла с 62,2 до 73,4%, что вызвало увеличение денежного мультипликатора с 2,16 до 2,98.
Наличные
деньги в обращении выросли
Значительный
рост денежной массы привел к увеличению
уровня монетизации экономики с 13,6%
в 1999 году до 15,4% в 2000 году (самого высокого
показателя со дня независимости Казахстана).
3.3.
Валютное регулирование
и контроль
В 2000 году механизм валютного регулирования и контроля совершенствовался с учетом ситуации на внешнем и внутреннем валютном рынке, развития новых финансовых инструментов, изменения условий и конъюнктуры инвестирования.
Принятие Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам валютного регулирования" создает возможность выработки более гибкого механизма регулирования путей оттока капитала, расширения перечня норм, нарушение которых влечет за собой наказание в соответствии с валютным законодательством. Изъятие субъектов банковской и страховой деятельности из сферы малого предпринимательства позволит усилить надзор за данными организациями, изменить требования к их деятельности с целью укрепления устойчивости финансовой системы и защиты интересов потребителей.
Внесены
изменения в нормативную
Была продолжена работа по совершенствованию экспортно-импортного валютного контроля. Национальным Банком были разработаны предложения по совершенствованию механизма экспортно-импортного валютного контроля, а также проект новой редакции Инструкции об организации экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан.
В
проекте Инструкции нашли отражение
вопросы, ранее не урегулированные
законодательством: порядок осуществления
валютного контроля по экспортно-импортным
сделкам, предусматривающий
Практическая реализация внесенных предложений позволит усилить контроль за поступлением в страну экспортной выручки и товаров в счет погашения платежей по импорту.
Для усиления мониторинга за движением иностранной валюты по проводимым экспортно-импортным операциям, введены два новых вида лицензируемых операций - зачисление иностранной валюты, получаемой резидентом в качестве кредита от нерезидента, на счета третьих лиц, а также получение резидентами экспортной валютной выручки в срок свыше 120 дней.
В целях реализации правительственной программы развития рынка ценных бумаг, был введен упрощенный порядок лицензирования таких операций для компаний по управлению пенсионными активами. В 2000 году выдано 6 генеральных лицензий на инвестирование пенсионных активов в ценные бумаги, эмитируемые нерезидентами.
Необходимость унификации требований по вывозу наличной иностранной валюты в странах-участниках Таможенного союза потребовала внесения изменений в требования по представлению физическими лицами документов о легальности происхождения валюты при ее вывозе из Республики Казахстан. Если ранее требовалось предоставление в таможенные органы документов на всю сумму вывозимой валюты, то теперь представляются документы только на сумму, превышающую установленный лимит. В Республике Казахстан норма вывоза наличной иностранной валюты составляет эквивалент 3 тыс. долл. США.
Одной из основных форм валютного контроля была проверка соблюдения норм валютного законодательства субъектами валютного рынка. Проведено 15 проверок банков, 3 проверки юридических лиц, рассмотрено 461 материалов проверок уполномоченных организаций и 10 материалов проверок уполномоченных банков, проведенных областными филиалами Национального Банка.
Увеличилось количество юридических лиц, обратившихся в Национальный Банк за лицензией на проведение операций, связанных с движением капитала. Так, если в 1999 году была выдана 121 лицензия на проведение таких операций, то в 2000 году было выдано 214 таких лицензий. В структуре выданных лицензий отмечена тенденция роста количества лицензий на кредитование нерезидентов по импортным сделкам, что объясняется увеличением охвата валютным контролем импортных сделок.
В
2000 году на проведение обменных операций
с наличной иностранной валютой
было выдано 497 лицензий с учетом проведенной
перерегистрации уполномоченных организаций,
общее количество их обменных пунктов
изменилось незначительно (1066 - на 01.01.01
г. по сравнению с 1137 на начало 2000 года).
Общее количество банковских и небанковских
обменных пунктов соответственно составило
2485 и 2402. В общем объеме проводимых обменных
операций с наличной иностранной валютой
преобладает доля банковских обменных
пунктов (более 80% оборота).
3.4.
Управление золотовалютными
активами
Валовые
золотовалютные активы Национального
Банка в 2000 году увеличились на 4,6%
(или на 92,6 млн. долл.) до 2,096 млрд. долл.,
чистые золотовалютные активы - на 37,6%
(или на 572,7 млн. долл.) до 2,094 млрд. долл.
(табл.2.2).
Таблица 2.2.
01.01.00 | 01.04.00 | 01.07.00 | 01.10.00 | 01.01.01 | |
Валовые ЗВА | 2 003,237 | 1 872,693 | 1 911,101 | 2 189,828 | 2 095,849 |
активы в СКВ и СДР | 1 480,460 | 1 375,620 | 1 386,943 | 1 685,483 | 1 594,308 |
активы в драгоценных металлах | 522,777 | 497,073 | 524,158 | 504,345 | 501,541 |
Внешние обязательства (СКВ) | 482,057 | 423,522 | 3,289 | 1,935 | 1,975 |
Чистые золотовалютные активы | 1 521,180 | 1 449,171 | 1 907,812 | 2 187,894 | 2 093,873 |
Динамика валовых золотовалютных активов в течение года имела общую тенденцию роста, что было обусловлено:
Чистые
золотовалютные активы имели более
динамичный рост, что объясняется
досрочным погашением Национальным
Банком обязательств перед МВФ
(рис.2.7).
Рисунок 2.7. Золотовалютные активы Национального Банка
В
структуре портфеля золотовалютных
активов в 2000 году произошел значительный
рост доли валютного компонента (с 62,43
до 76,10%) и одновременное снижение
доли золота (с 26,21 до 23,89%) (табл.2.3).
Снижение доли золота связано со снижением
цен под влиянием укрепления доллара США
против основных мировых валют. Укрепление
доллара оказало значительное давление
на рынок металлов, вызвав волну хеджинговых
продаж золота производителями и продаж
металла крупными центральными банками.
Доля СДР уменьшилась с 11,35 до 0,01%.
Таблица 2.3.
Структура золотовалютных активов, в % от общей суммы
Вид актива | 01.01.00 | 01.01.01 |
СКВ | 62,43 | 76,10 |
Золото | 26,21 | 23,89 |
СДР | 11,35 | 0,01 |
Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно - кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране.
Центральным звеном денежной политики государства является центральный банк (ФРС - в США, НБ - в РК). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами ЦБ являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов. Также Центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.
Информация о работе Денежно кредитная и валютная политика в РК