Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 07:50, доклад
На современном этапе экономика в развитых странах стала технотронной, что отображается в единстве «человек – компьютер – автоматизированные средства производства». Именно поэтому социально-экономическое развитие во второй половине прошлого века и в начале нынешнего характеризуется растущей ролью человеческого фактора. В таких условиях человек, являющийся является главной производительной силой, должен быть вооружен средствами производства и знаниями, то есть быть достаточно образованным. Информационное обеспечение является способом передачи известный и помогает человеку в осуществлении целесообразных трудовых действий, но не выполняет их вместо него. В настоящее время все большую ценность приобретает интеллектуальный труд, генерирующий знания. Именно поэтому в современной экономике человеческие ресурсы играют определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического роста.
На
современном этапе экономика
в развитых странах стала технотронной,
что отображается в единстве «человек
– компьютер –
Человеческие ресурсы = количество людей (людские ресурсы) + человеческий потенциал (компетенции, опыт, интеллект, способность к постоянному совершенствованию и развитию).
Наращивание
интеллектуальных преимуществ является
залогом достижения успеха. В сформированных
экономических условиях развитие интеллектуального
фактора более эффективно, чем, например,
капиталоемкое
Сейчас
трудовые ресурсы предприятия все
чаще рассматриваются как
Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.
Первоначально
под человеческим капиталом понималась
лишь совокупность инвестиций в человека,
повышающая его способность к
труду — образование и
Человеческий
капитал в широком определении
— это интенсивный
Кратко: Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.
Эффективность развития предприятия и экономики государств в целом в огромной степени зависит от того, сколько средств и в какой момент времени они направляются на развитие человеческого капитала. Данный вид вложений приносит значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономико-социальный эффект, поэтому является наиболее выгодным с точек зрения человека, предприятия и всего общества в целом. Так, в США, по некоторым оценкам, часть инвестиций в человеческий капитал составляет более 15% ВВП, который превышает валовые инвестиции в дома, оборудование и складские помещения.
Еще в XVII в. родоначальник английской классической политэкономии В. Петти впервые предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности. По его методу “ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят”. Ценность всего населения Англии того времени он оценил примерно в 520 млн. ф. стерлингов, а стоимость каждого жителя - в среднем 80 ф. стерлингов. Он отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. Так, взрослого Петти оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а “моряк в действительности равен трем крестьянам”.
В 1812 г. в России Людвиг Якоб высчитал сравнительные издержки от найма вольного работника и крепостного, выразив их в натуральных единицах: пудах и четвертях ржи. В расчетах он использовал понятие “недополученный” или “упущенный” доход.
В нашем столетии были присуждены две Нобелевские премии в области экономики за разработку теории человеческого капитала - Теодору Шульцу в 1979 г. и Гэри Беккеру в 1992 г.
Хотя основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесен Т. Шульцем, классикой современной экономической мысли стал одноименный трактат Г. Беккера. В своем анализе он исходил из представлений о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки и т. п., к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная в нем модель стала основной для всех последующих исследований в этой области.
Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Первоначальные интересы исследователя заключались в оценке экономической отдачи от образования.
Беккер
первым осуществил статистически корректный
подсчет экономической
Американский
ученый Дж. Кендрик выделяет вещественную
и невещественную формы человеческого
капитала. К вещественному капиталу, воплощенному
в людях, он относит расходы, необходимые
для физического формирования человека,
то есть расходы на воспитание детей (без
учета расходов на их образование). К невещественному
человеческому капиталу Дж. Кендрик относит
накопленные расходы на общее образование
и специальную подготовку, часть накопленных
расходов на охрану здоровья и расходы
на перемещение рабочей силы. Он считает,
что понятие «человеческий капитал» отображает
не только количественную оценку квалификационно-
Одной
из главных проблем настоящего времени
выступает разграничение
Из всех видов инвестиций инвестиции в человеческий капитал наиболее важны, и различаются они следующим образом:
- инвестиции в образование (обучение в
школе, институте, повышение квалификации
на производстве);
- расходы
на здравоохранение, обеспечивающие физическое
и умственное здоровье индивида (профилактика
заболеваний, медицинское обслуживание);
- улучшение
жилищных условий, способствующее восстановлению
сил работника и усилению его умственной
деятельности);
- соответствующее
питание.
Тем
не менее, многие руководители компаний
отказываются от инвестиций в программы
развития человеческого капитала (такие
как, к примеру, обучение персонала
в организации), поскольку осознают
все трудности, связанные с определением
возврата от таких инвестиций. Многие
руководители и аналитики настаивают
на том, что человеческий капитал
отрицает какое бы то ни было измерение,
и утверждают, что компании на самом деле
девальвируют ценность сотрудников, когда
пытаются подходить к их оценке как к оценке
финансовых активов.
И действительно, измерения
Все
больше сторонников завоевывает
точка зрения, что человеческий капитал
- это наиболее ценный ресурс не только
для отдельной компании, но и для
общества в целом, гораздо более
важный, чем природные ресурсы
или накопленное богатство. Именно
человеческий капитал, а не заводы,
оборудование и производственные запасы
являются сегодня показателем