Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:26, реферат
Задача предприятия состоит в том, чтобы осваивать новые рынки, удовлетворять потребности клиентов. Одновременно она является и задачей руководства, менеджмента. Успехи и неудачи предприятия - это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента. Если предприятие работает плохо, нерентабельно, его новый хозяин меняет не рабочих, а руководство.
Итак, менеджмент означает организацию работы коллектива. Работу на предприятии следует организовывать с таким расчетом, чтобы она в максимальной степени соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу и повысить ее эффективность.
ВВЕДЕНИЕ
Сущность и понятие стратегического планирования
Организация процесса стратегического планирования на предприятии
Выбор цели организации - одно из самых существенных решений при стратегическом планировании
Анализ внутренней и внешней среды предприятия в стратегическом планировании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Московский государственный открытый университет
|
РЕФЕРАТ
По дисциплине
«Стратегический менеджмент»
Тема:
«Цели стратегического управления предприятиями»
Выполнил:
Студент V курса А.А. Меркулов Специальность 080507; Шифр 1410008 Проверил : Доцент, Т.И. Громова |
г. Москва, 2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Сущность и понятие стратегического планирования
Организация процесса стратегического планирования на предприятии
Выбор цели организации - одно из самых существенных решений при стратегическом планировании
Анализ внутренней и внешней среды предприятия в стратегическом планировании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «менеджмент» в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим понятием.
Менеджмент можно определить как управление производством, систему методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.
Задача предприятия состоит в том, чтобы осваивать новые рынки, удовлетворять потребности клиентов. Одновременно она является и задачей руководства, менеджмента. Успехи и неудачи предприятия - это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента. Если предприятие работает плохо, нерентабельно, его новый хозяин меняет не рабочих, а руководство.
Итак, менеджмент означает организацию работы коллектива. Работу на предприятии следует организовывать с таким расчетом, чтобы она в максимальной степени соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу и повысить ее эффективность. Принимая любые решения, менеджеры должны постоянно иметь в виду не только высокую рентабельность фирмы, но и проблемы существования своих сотрудников, а также потребителей, ради которых фирма существует и удовлетворение потребностей которых реально обусловливает необходимость функционирования фирмы и работы ее менеджеров. Любое принимаемое решение должно в длительной перспективе свидетельствовать об экономической пользе предприятия.
Стратегический менеджмент - это наиболее современная и эффективная конструкция стратегического корпоративного планирования, которая имеет две стороны.
Объединения или предприятия ни в коем случае не должны рассматриваться как замкнутая отдельная система. Предпосылки успеха фирмы отыскиваются в экономическом, научно-техническом и социально-политическом окружении предприятия, то есть фирма должна определить, сумеет ли она своевременно предусмотреть развитие внешних и внутренних для нее процессов и событий, распознать будущие угрозы и преимущества, новые деловые возможности, сделать из этого выводы и немедленно адаптироваться в новых условиях.
Для предприятия необходимо рассмотрение концепции фирмы одновременно как социальной, так и экономической системы.
В процессе стратегического планирования определяется, каким потенциалом успеха и конкурентными преимуществами обладает компания, какие конкурентные преимущества должны быть созданы, и как использовать сильные стороны компании с максимальным эффектом.
Разработанный специалистами стратегический план позволит предприятию: обеспечить конкурентное преимущество на рынке, подчинить все ресурсы достижению единой цели, управлять изменениями внешней среды, а не только следовать им.
Основная цель стратегического планирования - обеспечить компании эффективное управление стратегическими ресурсами для использования благоприятных условий внешней среды и защиты от ее опасностей.
Стратегическое
планирование развития компании может
осуществляться на кратко-, средне- и долгосрочную
перспективу и основывается на результатах
проведенного стратегического анализа.
Стратегическое планирование - динамичный процесс, включающий постоянную оценку текущей ситуации и определение следующего шага. Это требует полного понимания организации и окружающей среды, в которой она функционирует.
1. Сущность и понятие стратегического
планирования
«Редко, если вообще когда-либо, какой-нибудь новый основной институт так быстро доказывал свою необходимость, и еще реже какой-нибудь другой институт или новая руководящая группа возникали так быстро, как развивался менеджмент» (Питер Друкер) [15, с. 9].
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Здесь фирма ориентируется на спрос и потребности рынка; постоянно стремится к повышению эффективности производства, т.е. к получению оптимальных результатов с меньшими затратами, стремится к хозяйственной самостоятельности, обеспечивающей свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечный результат деятельности фирмы.
Одной из функций менеджмента является планирование. По мере продвижения по служебной лестнице с низу вверх планирование трансформируется из оперативного в стратегическое. Стратегическое планирование одна из прерогатив высшего менеджмента. Как только принят стратегический план, менеджеры среднего звена выполняют его через оперативные планы [13, с. 3].
В понятие «планирование» входит определение целей и путей их достижения. Планирование - это процесс практического воплощения стратегии, принятия совокупности взаимосвязанных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации [15, с. 239].
Стратегическое планирование пытается ответить на фундаментальный вопросы: перспективы и разработка развития предприятия. Стратегическое планирование позволяет смотреть на общую картину с долгосрочной перспективы, в то время как оперативные планы представляют определенную тактику выполнения стратегического плана год от года.
Стратегическое планирование - это процесс, во время которого организация отвечает на вопросы: Почему мы существуем? Какие основные цели организации? Какие ресурсы необходимы для успешного развития? Кто будет нашими потребителями? Зачем заниматься стратегическим планированием?
Стратегическое планирование позволяет менеджменту понять текущую ситуацию, что в свою очередь позволяет планировать будущее. В мире быстрых перемен стратегическое мышление становится основой успеха. А так как скорость изменений растет, роль стратегического планирования усиливается. Фактически, успешные компании устанавливают непрерывный процесс стратегического планирования. Некоторые организации имеют в своем распоряжении интуитивных мыслителей, которых будто видят будущее. Стратегическое планирование является путем подготовки к будущему за счет попытку его симуляции.
Стратегическое планирование имеет тенденцию подводить людей к мыслям о будущем. Это особенно важно, так как многие организации ориентированы на внутренние факторы, сфокусированы на краткосрочных результатах. Стратегическое планирование оценивает организацию в долгосрочной перспективе, в аспектах выживания и развития. Одно из преимуществ стратегического планирования заключается в обеспечении эффективности и роста в долгосрочной перспективе. Другое преимущество - коммуникации. Стратегический план доводит намерения менеджмента до сотрудников, акционеров и др. [13, с. 3-5].
Стратегическое планирование не должно рассматриваться как гарантия будущего успеха. Стратегическое планирование имеет следующие ограничения:
- Стратегическое планирование не является путем принятия будущих решений. Невозможно предсказать будущее. Стратегическое планирование предоставляет общее направление движения, основываясь на наших предположениях.
- Стратегическое планирование не является макетом будущего. Происходит слишком много перемен - меняется рынок, предпочтения потребителей, появляются новые конкуренты, новые технологии, новые возможности, изменяются финансовые условия и т.д. Стратегическое планирование динамичный процесс, восприимчивый к переменам.
- Стратегическое планирование не может решить критические ситуации, угрожающие организации. Стратегическое планирование не выведет вас из кризиса. Организация должна быть стабильна до начала применения стратегического планирования.
- Стратегическое планирование не должно заменять хороших интуитивных суждений. Если организации повезло, и в ней работают хорошие интуитивные мыслители, необходимо быть осторожным с применением формального стратегического планирования.
- Стратегическое планирование не определяет всех критических факторов, связанных с организаций. Стратегическое планирование призвано определить наиболее важные вопросы, встающие перед организацией. Фокусируя внимание на основных вопросах, стратегический план минимизирует детали и, таким образом увеличивает шансы успешного применения [13, с. 5].
В дополнение к ограничениям, стратегическое планирование может поднять новые проблемы организации. Некоторые из них включают:
- Сложность стратегического планирования. Это требует изменения типа мышления. Стратегическое планирование должно быть созидательным процессом, использующим новые идеи. Многие люди не готовы к такому типу принятия решений. Новые отношения и роли могут возникать в результате применения стратегического планирования. Отдельные люди могут быть недовольны дополнительными заданиями и деятельностью.
- Стратегическое планирование требует дополнительных затрат времени, вовлечения новых людей, не говоря о времени на исследования, перераспределение ресурсов, изменения в организации. Все это может утопить организацию, особенно при недостатке ресурсов.
- Стратегические планы могут быть плохими. Неверные предположения, чересчур оптимистичные прогнозы и другие плохие решения могут привести к неэффективному стратегическому плану. Такой стратегический план может привести к серьезным проблемам в организации.
- Невозможность применения. Если высший менеджмент не поддержит стратегический план, то применение становиться невозможным и весь процесс - пустой тратой времени и ресурсов. Дополнительно, может возникнуть внутренне сопротивление стратегическому планированию. Люди отказываются от стратегического планирования по разным причинам. Не имеет смысла, нет времени, не понимаю, почему мы делаем это [13, с. 5].
Так как стратегическое планирование поднимает ключевые вопросы, оно обычно ведет к переменам. Поэтому, важно понять, как произвести перемены. Можно снизить влияние изменений на людей, следуя инструкциям:
- Допустить помощь и вовлечение людей. Если люди участвуют в изменениях, они их лучше воспринимают.
- Постарайтесь избежать угрозы безопасности людей. Если изменения повлияют на безопасность, это вызовет отказ.
- Убедитесь, что изменения соответствуют предыдущим успешным решениям. Если вы пытаетесь провести изменения после нескольких неудачных попыток, то шансы на успех малы.
- Убедитесь, что все понимают необходимость перемен.
- Изменения должны основываться на планировании. Они никогда не должны быть экспериментальными.
Лучше
всего планировать изменения в процессе
стратегического планирования. И так как
изменения затрагивают всю организацию,
почти каждый менеджер должен сделать
свою часть в процессе стратегического
планирования. Следующий шаг процесса
- организация того, как стратегический
план будет разрабатываться [13, с. 5].
1.2
Организация процесса стратегического
планирования на предприятии
Процесс стратегического планирования является инструментом, который помогает руководству фирмы принимать правильные стратегические решения, и корректировать в соответствии с ними повседневную жизнь организации.
Стратегическое планирование - это набор решений и действий, осуществляемый руководством фирмы для достижения целей организации.
Информация о работе Цели стратегического управления предприятием