Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:48, курсовая работа
Цель исследования - углубление и систематизации знаний в области изучаемой дисциплины.
Цель определила постановку следующих задач:
1. Определить понятие и цели социально-экономических и политических процессов.
2. Определить степень значения исследований для современного общества.
3. Обозначить роль регулирования и планирования в развитие современного общества.
Введение 3
Глава 1. Значение исследований социально-экономических процессов для общества 5
1.1 Понятие и цели социально-экономических и политических процессов 5
1.2 Значение исследований социально-экономических и политических процессов 8
Глава 2. Социально-экономическое регулирование и планирование развития в современном обществе 11
2.1 Государство как структура целостности общества 11
2.2 Управление и планирование социально-экономическими процессами 13
2.3 Планирование в политических процессах 16
2.4 Формы социального развития 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26
В
научной и учебно-методической литературе
ощущается заметный дефицит работ,
посвященных методологии
Процесс обособления социальных дисциплин друг от друга, вызванный их развитием, привел к формированию характерных для каждой науки языка, методологических принципов, методов, сфер применения исследовательских инструментов и т. д.
Важнейшую роль исследования должны сыграть в условиях формирования рыночных отношений и перестройки всей политической системы, экономической и социальной жизни, когда предстоит выяснить движущие факторы развития и деятельности социальных, этнических, демографических общностей, раскрыть особенности социального положения и жизнедеятельности различных социальных групп, показать социальную мобильность и дифференциацию общества в современных условиях.
Таким образом, обстоятельное изучение современного состояния национальных отношений в мире, раскрытие противоречий, проблем, кризисных ситуаций в межнациональных отношениях и путей их преодоления помогут показать: как национальная политика решает проблемы удовлетворения потребностей и интересов личности; патриотизм, интернационализм, национализм, шовинизм как ориентации и установки поведения, отношений и деятельности людей; роль интеллигенции в нормализации и гармонизации отношений между нациями.
Изменения в характере, организации труда, собственности, в структуре властных полномочий сопровождаются трансформацией ценностных шкал и предпочтений. Сегодня в системе социальных отношений на первый план вышли проблемы бедности, неравенства и безработицы.
Социальные
отношения приобрели
Государство является той структурой, которая интегрирует современное общество, придает ему целостность. Именно в его рамках концентрируются высшие властные полномочия, сосредоточиваются управленческие механизмы и осуществляется деятельность, направленная на регулирование социальных отношений.
Формирование представлений о роли, функциях и месте государства в обществе представляет собой довольно длительный и противоречивый процесс. В современном понимании государство — это совокупность официальных институтов и способ политико-правовой организации жизни общества во главе с единоличным или коллективным правителем, органами исполнительной и других властей и вертикальной системой управления, с помощью которых реализуется власть, охраняется существующий строй, обеспечивается нормальная жизнь людей.
Подавляющим большинством решений, принимаемых практически на всех уровнях государственной власти, не стоит не только научного анализа состояния и тенденций развития социальных процессов, но и элементарного здравого смысла. Вот лишь некоторые причины подобной ситуации:
В
результате экономические и социально-
Альтернативная концепция государственного управления заключается не в ослаблении участия государства в социально- экономических процессах, как того требует идеология «либеральных» «реформ», а в повышении его эффективности с учетом сложившихся реалий общественной жизни. Огромную роль в реализации этой концепции может сыграть органичное включение научно-исследовательской деятельности в практику функционирования властных органов.4
Очевидна
взаимообусловленность
Означает систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы. Результативность подобной деятельности находит, в частности, отражение в динамике изменения таких показателей, как объем реализованной продукции (в том числе на экспорт) и темпы ее обновления, уровень прибыли и платежеспособности, использования производственных мощностей и других ресурсов, валовой внутренний продукт (ВВП) с выделением в нем доли трудовых и инвестиционных доходов населения, ВВП на душу населения и на одного работающего, фонд заработной платы, индекс потребительских цен (инфляция), прожиточный минимум (в среднем на душу населения), численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы и др. На основе анализа и оценки показателей фактического состояния экономики и социально-трудовой сферы прогнозируются их возможные изменения с учетом всех сопряженных с ними научно-технологических и социальных факторов. Такой прогноз разрабатывается как с точки зрения реализации стратегических целей управления, так и в тактическом плане. В зависимости от складывающихся тенденций, обусловленных реально происходящими социально-экономическими процессами, принимается то или иное управленческое решение.
Особенности
управляемых социально-
Российский опыт муниципального планирования неоднозначен и имеет относительно небольшой период во времени. В условиях отсутствия единых стандартов плановых документов местного развития в федеральном законодательстве муниципалитеты имели значительную свободу в выработке наиболее удобных для них форм планирования социально-экономического развития. До сих пор зачастую происходит подмена понятий в отношении инструментов планирования: концепции и стратегии развития наделяются свойствами программ и проектов, что негативно сказывается на качестве документов планирования и результатах их применения. Были ситуации, когда плановые документы носили «случайный характер». Так, муниципальное образование занимается разработкой планового документа в обязательном порядке во исполнение решений региональных властей иметь свои планы развития. Или разработка планов является одним из условий участия муниципалитета в каких-либо сторонних программах (например, в рамках международных программ технической помощи). Планирование также могло быть элементом избирательной кампании главы местного самоуправления.
Незавершенность
основных институциональных
- планирование позволяет повысить эффективность
муниципального управления в традиционных
для российских муниципалитетов условиях
ограниченности местных ресурсов;
- наличие собственного планового документа
позволяет организовать процесс управления
при решении повседневных проблем;
- во время работы над плановым документом
формируется база для согласования интересов
сторон (власть, бизнес, население, общественные
организации), предотвращения конфликтов
между ними;
- наличие плана формирует образ территории,
привлекательный для инвестиций.
В последние годы многие российские муниципалитеты осознают необходимость освоения современных управленческих технологий, перехода к более эффективному использованию собственных ограниченных ресурсов. Однако, чтобы успешно управлять муниципальным развитием, недостаточно понимать процесс планирования и знать его регулирующие законодательные основы, необходимо сформировать комплексную систему планирования, подкрепленную успешной практикой и необходимым научным и методическим сопровождением.5
Эффективное
планирование носит политический характер.
Так считает известный
Политическим можно называть такое планирование, которое приводит к изменениям, дает значимые результаты и в котором задействованы общественные силы. В большинстве случаев общественные (или социальные) силы «опираются на политический процесс: на достижение соглашений, на достижение консенсуса и на иные формы разрешения конфликта»6.
Но
самое главное понятие в
В последние годы в политической науке наблюдается повышение внимания и осознание важности политического и стратегического планирования как непрерывного социального процесса.7
Возрастает
интерес политиков к теории и
методологии политического
Процесс политического планирования в том числе предполагает выявление альтернативных вариантов реализации политики. Поиск альтернатив и основанное на нем сценарное прогнозирование позволяют минимизировать разного рода риски: финансовые, политические, экологические и другие.
О
необходимости построения в России
инновационной экономики