Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:28, реферат
Стратегический анализ зародился в конце 1960-х годов. В это время крупные фирмы и большинство средних превратились в комплексы, которые объединяли в себе выпуск разнородной продукции и выходили на многие товарные рынки. Однако рост продолжался уже далеко не на всех рынках, а некоторые из них даже были не перспективными. Такое расхождение возникло из-за различий в степени насыщения спроса, изменением экономических, политических и социальных условий, растущей конкуренцией и быстрыми темпами обновления технологий.
Другие материалы по теме:
Стратегический анализ зародился
в конце 1960-х годов. В это время
крупные фирмы и большинство
средних превратились в комплексы,
которые объединяли в себе выпуск разнородной
продукции и выходили на многие товарные
рынки. Однако рост продолжался уже далеко
не на всех рынках, а некоторые из них даже
были не перспективными. Такое расхождение
возникло из-за различий в степени насыщения
спроса, изменением экономических, политических
и социальных условий, растущей конкуренцией
и быстрыми темпами обновления технологий.
Стало очевидно, что продвижение в новые
отрасли не поможет компании решить свои
стратегические проблемы или использовать
весь свой потенциал. Ситуация требовала
от управляющих радикального изменения
угла зрения. В таких условиях на смену
экстраполяции пришло стратегическое
планирование и портфельный анализ.
Единицей портфельного анализа является
«стратегическая зона хозяйствования»
(СЗХ). СЗХ представляет из себя какой-либо
рынок, на который фирма имеет или же пытается
найти выход. Каждая СЗХ характеризуется
определенным видом спроса, а также определенной
технологией. Как только на смену одной
технологии приходит другая, проблема
соотношения технологий становится стратегическим
выбором фирмы. В ходе стратегического
анализа фирма оценивает перспективы
того или иного направления деятельности.
Стратегический анализ диверсифицированной
компании получил название портфельного
анализа.
Портфель предприятия, или корпоративный
портфель, – это совокупность относительно
самостоятельных хозяйственных подразделений
(стратегических единиц бизнеса), принадлежащих
одному владельцу. Портфельный анализ
– это инструмент, с помощью которого
руководство предприятия выявляет и оценивает
свою хозяйственную деятельность с целью
вложения средств в наиболее прибыльные
или перспективные ее направления и сокращения/
прекращения инвестиций в неэффективные
проекты. При этом оценивается относительная
привлекательность рынков и конкурентоспособность
предприятия на каждом из этих рынков.
Предполагается, что портфель компании
должен быть сбалансирован, т.е. должно
быть обеспечено правильное сочетание
продуктов, испытывающих потребность
в капитале для дальнейшего развития,
с хозяйственными единицами, располагающими
некоторым избытком капитала.
Цель портфельного анализа – согласование
бизнес-стратегий и распределение финансовых
ресурсов между хозяйственными подразделениями
компании. Портфельный анализ, в общем
виде, осуществляется по следующей схеме:
Далее, руководство оценивает
На практике портфельный анализ на предприятии
проводится с учетом ряда стратегических
составляющих. Известный специалист в
области стратегического управления Игорь
Ансофф выделяет четыре стратегические
составляющие портфельного анализа:
Первая составляющая -
вектор роста, определяющий масштаб и
направление будущей сферы деятельности
предприятия. Компоненты вектора роста
- продукт и расширение рынка.
Особое значение в условиях рыночной экономики
имеет последовательное и экономически
обоснованное определение стратегических
направлений развития сервисных предприятий
на основе использования указанной матрицы:
1 Проникновение на рынок или совершенствование деятельности. При выборе данного стратегического направления необходимо проводить маркетинговые мероприятия по увеличению существующей доли рынка, а именно: привлечение новых пользователей, в том числе клиентов предприятий-конкурентов за счет рекламы, повышения качества продукции (оказываемых услуг), предоставления более выгодных условий, торговых скидок, использования недостатков в деятельности конкурентов. Такое направление требует больших затрат, так как «помимо вложений в технологию и производство сопровождается использованием относительно низких по сравнению с конкурентами цен»; слияния или поглощения предприятий-конкурентов.
2 Развитие рынка. Эта стратегия направлена на поиск новых сегментов рынка товаров (услуг) для уже освоенных видов производственного обслуживания. Если, например, предприятие оказывает услуги в основном юридическим лицам, то в рамках данной стратегии оно может расширить спектр услуг за счет оказания их и физическим лицам. Кроме того, возможен выход предприятия со своими предложениями на соседние хозяйства, другие районы и регионы.
3 Создание новых продуктов (услуг). Данная стратегия создания новых видов товаров (услуг) и совершенствования существующих преследует цель — увеличение сферы их сбыта. При этом предприятие отыскивает дополнительные ниши в уже существующей и известной области рынка услуг, исходя из имеющихся потребностей клиентов.
4 Важное стратегическое направление — диверсификация, которая связана с разработкой новых видов услуг с одновременным освоением новых сегментов рынка услуг. Диверсификация — это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т.д.). В узком смысле слова под диверсификацией понимается проникновение предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной их деятельности. Предприятие должно принимать решение об осуществлении диверсификации в условиях чрезмерного насыщения рынка услуг и падения спроса на них, усиления конкуренции, а также при наличии накопленных свободных финансовых ресурсов, которые в данный момент выгоднее инвестировать в высокопривлекательные отрасли, нежели в текущую деятельность.
Различают следующие виды диверсификации:
1 Связанная вертикальная диверсификация (прямая или обратная). При связанной вертикальной диверсификации (вертикальной интеграции) сервисное предприятие приобретает новые виды производств и продуктов, которые используются в технологической цепочке до (обратная интеграция) или после (прямая интеграция) обслуживающего предприятия. Так, в системе материально-технического снабжения сервисному предприятию имеет смысл стать дилером заводов-изготовителей сельскохозяйственной техники и запчастей. В этом случае предприятие приобретает сильное конкурентное преимущество — стабильный источник поставок и поддержку производителя средств производства. А в области переработки и доведения сельскохозяйственной продукции до потребителя возможно приобретение сервисным предприятием таких производственных объектов, как мельницы, хлебопекарни, различные перерабатывающие мини-заводы на селе и в малых городах, что позволит, в свою очередь более рационально и выгодно распоряжаться сельхозпродукцией, полученной от хозяйств в оплату за услуги, нежели просто перепродавать ее без переработки другим потребителям. При этом надо иметь в виду, что возможности обслуживающего предприятия в указанном направлении прямой интеграции несколько ограничены, поскольку оно само без посредников занимается сбытом заработанной продукции.
2 Связанная горизонтальная диверсификация (расширение спектра продуктов или географическое расширение). При связанной горизонтальной диверсификации (горизонтальной интеграции) специфика состоит в том, что укрупняются предприятия-конкуренты, работающие в одной области. Так, более прибыльно работающая МТС может выкупить другие сервисные предприятия, включая и находящиеся за пределами своей зоны обслуживания, с целью ослабления конкурентной борьбы и усиления своих позиций, расширения спектра услуг и привлечения новых клиентов за счет географического расширения.
3 Несвязанная диверсификация. При несвязанной диверсификации предприятие выбирает те виды деятельности, которые не связаны с его производственными ресурсами и технологиями и, следовательно, не относятся к его сфере обслуживания. Примером реальной диверсификации сервисного предприятия является деятельность ОАО «Зирганская МТС» Республики Башкортостан (РБ), где помимо комплекса услуг сельскохозяйственного назначения развивают и другие виды торгово-промышленной деятельности. К ним относятся: изготовление стройматериалов и запасных частей, производство комбикормов, продажа товаров народного потребления и т.д. Еще одна сервисная организация РБ АО «Абзелиловское ремонтно-техническое предприятие», кроме ремонтно-технических служб, имеет в своем составе такие подразделения, как участок по монтажу и обслуживанию газового хозяйства, водопроводный участок, линия по изготовлению лап культиваторов и других запчастей, узлов для машинно-тракторного парка, участок по изготовлению различных металлоизделий из отходов основного производства.
Вторая составляющая портфельно
При осуществлении стратегии минимизации
общих издержек предприятию важно провести
тщательный анализ своих затрат и соответствующие
мероприятия, направленные на снижение
всех расходов и достижение эффективности
производства. Следует иметь в виду, что
достижение преимуществ за счет сравнительно
низкой себестоимости услуг и выполнения
их в необходимые агротехнические сроки
по сравнению с конкурентами выступает
весьма актуальной задачей именно в аграрном
секторе экономики, где большинство потребителей
услуг чувствительны прежде всего к их
цене и срочности исполнения.
Стратегия дифференциации товаров (услуг)
связана с разработкой ряда существенных
их особенностей, которые отличают их
от товаров (услуг) конкурентов. Для успешной
реализации этой стратегии предприятие
должно определить возможные потребности
клиентов, чтобы уточнить, что их не устраивает
в существующих товарах (услугах) и какие
изменения необходимо провести для удовлетворения
ожидаемого роста потребностей в них со
стороны клиентов. Причем такая дифференциация
позволяет предприятию увеличить прибыль,
поскольку в этом случае определяющим
фактором для потребителей является не
цена, а их специфические особенности
и отличия от услуг конкурентов.
При реализации стратегии раннего выхода
на рынок товаров (услуг) с оригинальными
предложениями сервисное предприятие
может обеспечить себя конкурентным преимуществом,
позволяющим достичь увеличения прибыли
и быстрого экономического роста. Отметим,
что на рынке услуг, ввиду отличий их от
товаров, гораздо труднее защитить оригинальные
разработки с помощью авторских свидетельств
на изобретения и патентов, чем на рынке
новых товаров. Поэтому такое конкурентное
преимущество действует непродолжительно
и его относительно легче завоевать, чем
удержать, поскольку конкуренты быстро
копируют используемые новинки предприятия-лидера.
Третья составляющая портфельного
анализа — синергизм, которому в литературе
дается следующее определение: «явление,
когда доходы от совместного использования
ресурсов превышают сумму доходов от использования
тех же ресурсов по отдельности, часто
называют эффектом «2+2=5». Мы будем называть
этот эффект синергизмом». Другими словами,
это получение дополнительного экономического
эффекта в результате взаимодействия
факторов производства. Синергизм может
быть не только положительным, но и отрицательным.
Последний возможен, когда предприятие
диверсифицируется в высококонкурентную
отрасль, не имея достаточного опыта работы
и навыков управления в ней.
Четвертая составляющая — это стратегическая
гибкость портфеля различных видов деятельности.
Она предусматривает наличие у предприятия
таких возможностей, которые позволяют
ему при необходимости эффективно диверсифицироваться
в другие отрасли. Как подчеркивает И.
Ансофф, развитие какой-либо составляющей
портфельного анализа может привести
к ослаблению остальных, например, усиление
стратегической гибкости управления приводит
к уменьшению общего потенциального синергизма.
В зависимости от планов предприятия по
реализации той или иной стратегии, целей
его дальнейшего развития, а также настоящего
стратегического положения в той или иной
отрасли экономики, выбираются подходы
к оценке конкурентных позиций стратегических
единиц бизнеса и привлекательности рынка.
В литературе наиболее известны следующие
подходы:
-Портфельная матрица Бостонской консультационной группы (матрица БКГ);
- «Дженерал Электрик – МакКинзи» или "экран бизнеса";
- Матрица консалтинговой компании Артур Д. Литтл;
- «Матрица направленной политики» компании Шелл;
- Матрица Ансоффа;
- Матрица Абеля.
Информация о работе Цели и основные этапы портфельного анализа