Цели и основные функции менеджмента в туриндустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Система менеджмента - это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а также правового обеспечения.
Задача менеджмента в туризме состоит не только в том, чтобы выявить общие тенденции и закономерности его развития, но и в том, чтобы найти его специфические особенности. Целью менеджмента является обеспечение длительной конкурентоспособности на рынке в туриндустрии.

Содержание

Введение 3
1. Цели менеджмента в туриндустрии 5
2. Функции менеджмента туризма 8
2.1 Функция планирования 9
2.2 Функция организация 11
2.3 Функция мотивация 14
2.4 Функция координация 17
2.5 Функция контроля 17
3. Современная теория мотивации 23
3.1 Современные теории мотивации. Иерархия потребностей, по Маслоу. 23
3.2 Процессуальные теории мотивации 24
3.3 Двухфакторная теория Герцберга 27
3.4 Теория потребностей Мак-Клелланда 27
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по менеджменту.doc

— 225.00 Кб (Скачать)
 

     КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ ТУРИЗМА» 

     Дисциплина: Менеджмент туризма 

 
КУРСОВАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ:

ЦЕЛИ  И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ  МЕНЕДЖМЕНТА В  ТУРИНДУСТРИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     МОСКВА

     2010

Содержание

 

   Введение  3

   1. Цели менеджмента в туриндустрии 5

   2. Функции менеджмента туризма                8

    2.1 Функция планирования 9

    2.2 Функция организация  11

    2.3 Функция мотивация  14

    2.4 Функция координация  17

    2.5 Функция контроля  17

   3. Современная теория мотивации    23

    3.1 Современные теории мотивации.  Иерархия потребностей, по Маслоу.  23

    3.2 Процессуальные теории мотивации  24 

    3.3 Двухфакторная теория Герцберга  27

    3.4 Теория потребностей Мак-Клелланда  27

    Заключение   29

   Список  литературы 31 

 

   Введение

   Как и  любая наука, менеджмент интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:

   - всегда  интересно и нужно;

   - позволяет  восполнить недостаток собственных  мыслей и объем своих знаний;

   - дает  возможность проанализировать основные  вехи эволюционного развития  науки и систематизировать их;

   - позволяет  извлечь соответствующие уроки  из прошлого с тем, чтобы  не повторять ошибок в будущем.

   Знание  и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

   Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

   Система менеджмента - это совокупность различных  составляющих элементов: принципов  управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а также правового обеспечения.

   Задача  менеджмента в туризме состоит  не только в том, чтобы выявить  общие тенденции и закономерности его развития, но и в том, чтобы  найти его специфические особенности. Целью менеджмента является обеспечение длительной конкурентоспособности на рынке в туриндустрии.

   Задачей данной работы является выявить основные принципы управления в туризме.

   Для этого мы рассмотрим основные функции  менеджмента на рынке туризма, а так же основные теории по данному вопросу.

   1. Цели менеджмента  в туриндустрии

   Задача  менеджмента в туризме состоит  не только в том, чтобы выявить  общие тенденции и закономерности его развития, но и в том, чтобы  найти его специфические особенности.

   Туризм  как явление характеризуется  большой глубиной проникновения  и сложностью взаимосвязей между  его составляющими.

   В туристской индустрии много предприятий  и организаций, которые, так или иначе, должны вписываться в единую региональную систему управления, где целью является обеспечение длительной конкурентоспособности на рынке. Важная проблема менеджмента региона одновременно и важным отличительным признаком менеджмента туристской организации.

   С помощью менеджмента должна разрабатываться  стратегия развития, как всего региона, так и отдельной туристской организации.

   Чаще  всего степень развития туризма  в каком-то регионе пытаются определить через показатели ночлегов. Но такие  показатели ничего не говорят о накоплении ценностей. Чтобы подсчитать показатели накопления ценностей, требуются значительные исследования, что невозможно осуществить в полном объеме из-за нехватки времени и финансовых средств.

   Туризм  оказывает большое влияние на такие сферы, как экономика, экология, политика, которые в свою очередь воздействуют и на туризм. Туристский регион имеет от гостей прибыль. Выручка, получаемая от их обслуживания, является первичной выручкой и больше значима, чем полученная от постоянных жителей региона. Прибыль от туризма новым потоком вливается в местный экономический кругооборот и дает приумножающий эффект: она «проходит» через местную экономику.

   Сумма денег, которая остается в регионе, будет тем выше, чем больше услуг  будет продаваться непосредственно  на месте, т. е. чем сильнее будет  местное производство. Региону может быть выгоден туризм и в отношении экологии, если отчисления от него пойдут на сохранение ландшафта и поддержание его в порядке.

   Очень часто на начальном этапе развития туризма за его счет возводятся различные  сооружения. В то же время туристы создают высокую загруженность автодорог, большую степень уборки территории от бытового мусора и эксплуатации местной природы.

   Туризм  как объект управления выражается в  комплексности туристских услуг.

   Туристская  услуга - это все то, что турист принимает во внимание или чем он пользуется во время путешествия.

   В последние годы возросло значение совместной работы между туристскими предприятиями, которая может осуществляться на горизонтальном или на вертикальном уровне.

   Горизонтальная  кооперация - это совместная работа. Она проводится предприятиями, имеющими одинаковые интересы в сферах размещения, обслуживания, туристского посредничества, оздоровления и т. д. Возможность кооперации, которая определилась в последнее время, это система франчайзинга.

   Вертикальная кооперация - это объединение предприятий и организаций, которые стремятся владеть рынком и снизить зависимость от других учреждений. К таким организациям относят сформированные в большинстве случаев государственные туристские организации на национальном, региональном и местном уровнях, занимающиеся обустройством мест для отдыха и размещением туристов. Эти организации подвергаются различным интеграционным воздействиям в зависимости от уровня развития экономики своего государства. Это также и объединения предприятий в сферах организации путешествий и гостиничного размещения (например, воздушно-транспортные компании, имеющие сеть гостиниц).

   Особенностью  туризма является и его сезонность, т. е. зависимость объема туристских услуг от природно-климатических условий. При решении проблемы менеджмента в туризме данное явление должно учитываться руководителями туристских предприятий, поскольку колебания спроса могут существенно ухудшить условия функционирования всей туристской индустрии.

   Можно выделить основные черты, характерные для управления туризмом:

   Нужды, потребности и желания конечных потребителей при планировании туристской деятельности должны стоять во главе. В связи с этим дислокация туристского  предприятия определяется, с одной  стороны, месторасположением основного контингента потребителей туристского продукта, а с другой - месторасположением рекреационных ресурсов, которые являются практически основным фактором туристской отрасли.

   Туристский  продукт не стал еще товаром первой необходимости и вряд ли станет им в ближайшей перспективе.

   В туристской отрасли большое значение имеет маркетинг.

   Туристская  услуга уникальна, т. е. повторить ее во всех аспектах не представляется возможным.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Функции менеджмента туризма 

   Деятельность, называемая менеджментом сервисного предприятия, состоит из ряда отдельных функций, которые делятся на три основные группы:

  1. общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
  2. управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
  3. конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

   Функция управления –  это конкретный вид управленческой деятельности, соответствующая организация работы, которая осуществляется специальными приемами и способами. Каждая функция имеет специфический характер, особое содержание и может осуществляться самостоятельно. Функции управления бывают, как неразрывно связаны, так и не связаны между собой, но объединены  в один целостный процесс. Все функции управления могут быть разделены на общие и конкретные. Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. Основные виды менеджмента, свойственные современным организациям и связанные с теми или иными процессами, протекающими внутри них, представлены на рис.1. 

   

   Рис. 1. Объект менеджмента 

   Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. Большинством специалистов признано, что у менеджмента таких функций существует пять (рис. 2). Они были сформулированы в 1916 г. одним из основоположников менеджмента Анри Файолем. 
 

   

   Рис. 2 Общие функции менеджмента

   2.1. Функция планирования

     Планирование – это один из первых этапов процесса управления, на котором определяются цели любой организации, а также средства и методы их достижения. Планирование представляет собой непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности фирмы за счет выявленных возможностей, условий и факторов, так как по достижении поставленных целей формулируются новые.

   Под планированием  деятельности предприятия сферы  сервиса и туризма следует понимать непрерывный систематический информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов формирования, развития предприятия и управления им, включающий:

   - маркетинговый  анализ (анализ соответствия новых видов деятельности требованиям рынка и конкуренции);

   - технико-экономический  анализ (анализ соответствия новых  видов деятельности специализации  предприятия, его организации  и технологии);

   - финансовый  анализ (анализ экономической эффективности новых видов деятельности).

   Объектами плановых решений являются:

   - цели  и задачи;

   - пути  и средства;

   - ресурсы,  необходимые для выполнения поставленных  задач;

   - организация  выполнения плана и контроль. 

   План  представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается конкретных методов и стратегии, то они существенно различаются. Обычно организация формирует единый план для управления ее общей деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для достижения конкретных целей и задач организации различные методы. Таким образом, составляется карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени.

Информация о работе Цели и основные функции менеджмента в туриндустрии