Цель и роль стратегического менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Развитие рыночных отношений в России предъявляет новые требования к качественному уровню управления, характеру решаемых при этом задач, а также к методам их решения. Это в полной мере относится ко всем самостоятельно хозяйствующим субъектам. Подходить со старыми мерками к новым явлениям экономической деятельности совершенно недопустимо. Необходима новая концепция управления, адекватным образом отражающая перемены в экономике. Такой новой концепцией для российской экономики является стратегическое управление.

Содержание

Введение
1. Цели и роль стратегического менеджмента в организации
2. Выбор стратегии
3. Методика стратегического планирования
4. Практическая часть
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Стратег менеджмент (20+10).doc

— 384.00 Кб (Скачать)

    инактивисты стремятся удержаться в бурном потоке;

    реактивисты пытаются плыть против него;

    преактивисты  стараются оседлать его первую волну;

    интерактивисты  намерены поменять течение реки.

    Весь  процесс планирования в экономической  организации можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (тактическое планирование). Отсюда ещё одно определение понятия стратегия фирмы — это совокупность её главных целей и основных способов достижения данных целей. Другими словами, разрабатывать стратегию действия фирмы — значит определять общие направления её деятельности. Обычно стратегическое планирование бывает рассчитано на длительный период, хотя во многих организациях стратегия основывается на среднесрочном планировании (второй способ более приемлем для российских фирм, действующих в условиях предельно высокой неопределённости). Вместе с тем стратегическое и долгосрочное планирование процессы неоднозначные. Стратегия — это не функция времени, а функция направления. Она не просто сосредоточена на данном периоде времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития фирмы. Тактическое планирование — это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Тактическое планирование обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, то есть является предметом забот среднего и низшего управленческого звена. Различия между стратегическим и тактическим планированием в следующем. Основной вопрос стратегического планирования — чего хочет добиться организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и тактическим планированием — это разница между целями и средствами. Другие различия:

  • принятие решений на уровне тактического планирования, как правило, бывает менее субъективным, потому что менеджерам, занимающимся тактическим планированием, больше доступна добротная, конкретная информация. При тактическом планировании применимы базирующиеся на компьютерных технологиях количественные методы анализа;
  • выполнение тактических решений лучше наблюдается, менее подвержено риску, поскольку такие решения касаются в основном внутренних проблем;
  • тактические решения легче оцениваются, так как могут быть выражены в более конкретных цифровых результатах;
  • для тактического планирования, помимо его сосредоточения на средних и низших уровнях управления, характерно также тяготение к уровням отдельных подразделений — продуктовых, региональных, функциональных.

    В соответствии с отмеченными различиями рассмотрим существо разрабатываемых планов.

    План  включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути план — это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы.

    Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы:

  1. Стратегический план, по-другому называемый генеральным планом фирмы и общефирменные планы, составленные в продолжение стратегического плана.
  2. Стратегические планы отдельных деловых единиц, входящих в состав фирмы.
  3. Оперативные планы организации:
  • общефирменные планы текущей деятельности, так называемые «хозяйственные планы», или «планы прибыли», рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;
  • текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельностью
  1. Помимо планов результатами процесса планирования могут являться программы и проекты.

    Стратегический  план включает в себя видение и  миссию, общие цели, определяющие место организации в будущем, выбранные стратегии действий. Составной частью стратегического плана является политика организации. В стратегический план входят глобальные программы организации.

    Стратегический  план является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях; общие цели организации, определённые в стратегическом плане, конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые задачами. Кроме того, стратегический план является ограничителем для планов более низких уровней, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимых для решения задач оперативного планирования. Планы действий любой организации можно охарактеризовать либо как наступательные, либо как оборонительные. Наступательные планы предполагают развитие организации: производство новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства. Наступательные планы обычно создают крупные, обладающие высоким экономическим потенциалом фирмы. Средние и мелкие фирмы во многих случаях довольствуются оборонительными планами, нацеленными на удержание своих позиций на рынке и предупреждение банкротства фирмы. Внутрифирменное планирование приносит хорошие плоды, если процесс планирования с самого начала правильно организован. Прежде чем приступить к непосредственному планированию, ответственные за планирование на фирме сотрудники аппарата управления должны принять содержание и последовательность процесса планирования. Крупная фирма, как правило, осуществляет процесс планирования целиком, без существенных изъятий. Сложно организованная фирма нуждается как в стратегическом плане, так и в среднесрочных планах и программах, а также во всех разновидностях оперативного планирования. Большая фирма должна заботиться о подготовке и реализации проектов развития новых товаров, новых подразделений. Фирмы более скромных размеров часто упрощают процесс планирования, сводя его к составлению пятилетнего стратегического плана и годичных оперативных планов. При этом если небольшая организация ориентирована на создание наступательных планов, она также подготавливает проект развития своего производства. Определив составные элементы процесса планирования, ответственные за эту деятельность должны установить последовательность действий по планированию.  

    4. Практическая часть 

    Анализ  состояния макросреды ООО «Электроник»

    Внешняя среда ООО «Электроник» достаточно неоднородна и четко дифференцирована по силе, периодичности, характеру влияния на организацию. Таким образом, анализируя состояние макросреды, важно разграничить макроокружение ООО «Электроник» (среду косвенного воздействия) и среду непосредственного окружения, относящуюся к микросреде ООО «Электроник». Анализируя макросреду, возможно  установить и оценить влияющие факторы, представляющие угрозу или способствующие развитию компании. Также, возможно определить и изучить изменения, влияющие на текущую деятельность как самой компании, так и ее розничный отдел. Таким образом, макросреда ООО «Электроник» выступает, как правило, предпосылкой, вызывающей необходимость изменений в компании. Состав основных факторов макроокружения, характеристик его составляющих и их влияния на ООО «Электроник» представлены в таблице 1. 

    Таблица 1. Факторы макросреды

Фактор Проявление Возможные ответные меры ООО «Электроник»
Экономический фактор
  1. Угроза высоких темпов инфляции
Обесценивание накоплений ООО «Электроник» Введение финансовых операций, сохраняющих покупательную способность денежных средств
Трудности в работе с юридическими лицами по безналичному расчету Предварительное согласование курса пересчета с клиентом
Понижение покупательной активности физических лиц Формирование  кризисной ценовой политики компании, стимулирование продаж
  1. Рост безработицы
Удешевление рабочей  силы, высвобождение работников Формирование  рациональной кадровой структуры компании
  1. Установление высоких наоговых ставок
Отток денежных средств из сферы продаж в бюджет, сокращение платежеспособного спроса Завышение себестоимости и издержек, связанных с продажей и ее организацией, изыскание путей минимизации налогов
Изменение структуры государственных расходов Отмена государственного заказа на компьютерное оборудование и комплектующие Пересмотр сбытовой и закупочной политики компании с учетом отмены государственного заказа
 
Социальный  фактор
  1. Рост мобильности населения
Отток квалифицированных работников на новые места работы Совершенствование системы стимулирования работников, автоматизация труда
  1. Повышение уровня образования
Повышение трудовой дисциплины, производительности и эффективности работников Совершенствование системы стимулирования работников во избежание конфликтов их с руководством компании, поддержание уровня вложений на профессиональную подготовку кадров
Правовой фактор
Принятие  нормативных актов, имеющих обратную силу Необходимость изыскания финансовых средств для покрытия вновь установленных отчислений Добиться льгот  по исчислению налогооблагаемых сумм и по налоговым ставкам
Политический  фактор
  1. Ориентация на рыночное регулирование экономики
Возможность выбора дополнительных направлений хозяйственной деятельности компании Изыскание новых  направлений деятельности компании, приносящих дополнительный дроход
Ослабление  дисциплины и регулярности платежей и поставок Страхование поставок, стимулирование клиентов и партнеров
  1. Снижение стабильности в обществе
Увеличение  вероятности социальной дифференциации общества Разработка  новых маркетинговых программ в отношении различных групп потребителей
Международный фактор
  1. Либерализация внешне-экономических связей
Дополнительный  приток зарубежных фирм-продавцов компьютерного оборудования и комплектующих     Использование ценового преимужества, удержание существующей доли рынка, снижение издержек
Научно-технический  фактор
  1. НТП в сфере компьютерного оборудования и комплектующих
Появление более  совершенных видов компьютерного оборудования и комплектующих     Разработка  маркетинговых программ продвижения в отношении новых видов оборудования и комплектующих
Сокращение  спроса на компьютерное оборудование и комплектующие низшего технологического и научно-технического уровня     Разработка  ценовой и сбытовой политик в  отношении устаревшего оборудование и комплектующих, распродажи, сокращение складских запасов устаревшего оборудования
  1. НТП в социальной сфере
Рост уровня социальных потребностей населения     Улучшение условий труда и быта работников компании
Экологический фактор
  1. Экология компьютерного оборудования и комплектующих
Появление новых  экологических стандартов в отношении компьютерного оборудования и комплектующих (TCO)     Сокращение  складских запасов оборудования со старыми экологическими стандартами, проведение гигиенической сертификации продаваемого компьютерного оборудования и комплекующих.
  1. Внутрифирменная экология  ООО «Электроник»
Повышение требований муниципалитета и работников фирмы к экологии компании     Выделение средств на организацию эколически чистых и безопасных условий труда, охрана прилегающей и территории компании окружающей среды
Демографический фактор
  1. Молодение населения
Увеличение  доли молодых людей в общей численности населения, восприимчивость к появлению новых компьютерных технологий технологий, увеличение числа потенциальных потребителей     Разработка  новой маркетинговой политики компании в отношении новых потенциальных потребителей,  продвижение новых видов компьютерного оборудования и комплектующих, стимулирование продаж
  1. Повышение уровня компьютерной грамотности населения
 
Увеличение  числа специалистов в области компьютерной техники     Разработка  маркетинговых программ продвижения и реализации  специфического компьютерного оборудования и комплектующих
 

    Таким образом, отбирая наиболее важные факторы, оказывающие как положительное влияние (возможности), так и отрицательное влияние (угрозы), проведем анализ угроз и возможностей макросреды ООО «Электроник», представленный в таблице 2. 

    Таблица 2. Анализ угроз и возможностей макросреды ООО «Электроник»

Факторы состовляющих макросреды Характер  влияния на ООО  «Электроник» Возможная  реакция ООО «Электроник»
Экономическая составляющая
  1. Высокие темпы инфляции
(-) обесценивание  денежных средств Предусматривание  в договорах индексации платежей в случае их просрочки
(+) при выплате поставщикам по долгосрочным займам и товарным  кредитам Увеличение  доли товарных кредитов компании поставщиками
(+) Возможность получения оборотных денежных средств, играя на разнице в курсах валют Покупка и продажа  валюты
  1. Сокращение доходов потребителей
(-) падает покупательная  способность на компьютерное оборудование и комплектующие,

(-) затрудняется  сбыт, вынужденное сокращение скорости оборачиваемости финансовых средств и складских запасов

Проведение  маркетинговых исследований, стимулирование продаж,  поиск новых рынков сбыта
  1. Рост безработицы
(+) Удешевление  рабочей силы, высвобождение квалифицированных работников Формирование  рациональной кадровой политики компании
Социальная  составляющая
  1. Повышение уровня компьютерной грамотности населения
(+) Сокращение  времени, связанного с кольсунтированием потребителей относительно выбора компьютерного оборудования и комплектующих Сокращение  состава консультантов розничного отдела
(-) Сокращение  прибыли от консультирования  клиентов, установки  и настройки компьютерного и программного оборудования на территории заказчика Предложение установки и подключения оборудования на территории заказчика как обязательной услуги при покупке компьютерного оборудования организациями и внесения затрат, связанных с установкой и подключением оборудования, в себестоимость продаж
Научно-техническая  составляющая
  1. НТП в сфере компьютерного оборудования и комплектующих
(+) Увеличение  ассортимента продаваемого компьютерного оборудования икомплектующих Разработка  маркетинговых программ продвижения в отношении новых видов оборудования и комплектующих
(-) Постепенное удешевление компьютерного оборудования низшего научно-технического уровня и падение спроса на него Разработка  ценовой и сбытовой политик в  отношении устаревшего оборудование и комплектующих, распродажи, сокращение складских запасов устаревшего оборудования
2.НТП  в социальной сфере 
(-) затраты, связанные  с ростом уровня социальных потребностей работников компании

(+) повышение  эффективности  и производительности труда вследствие повышения уровня социального обеспечения работников компании

Улучшение условий труда и быта работников компании, минимизация затрат, связанных с ростом уровня социальных потребностей
Экологическая составляющая
  1. Экология компьютерного оборудования и комплектующих
(+) получение  дополнительной прибыли от продажи сертифицированного компьютерного оборудования и комплектующих (ТСО)

(-)  удешевление  компьютерного оборудования и комплектующих со старыми экологическими стандартами, оставшихся нереализованными

Сокращение  складских запасов оборудования со старыми экологическими стандартами, проведение гигиенической сертификации продаваемого компьютерного оборудования и комплекующих.

Информация о работе Цель и роль стратегического менеджмента