Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:33, курсовая работа
Бюджетный дефицит – это превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда. Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.[3, с.250]
Абсолютный размер бюджетного дефицита не является существенным макроэкономическим показателем. Наиболее рационально использовать следующие показатели бюд.
1.
Понятие бюджетного
дефицита, его виды
и регулирование
1.1 Понятие
бюджетного дефицита
и причины его возникновения
Бюджетный дефицит – это превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда. Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.[3, с.250]
Абсолютный размер бюджетного дефицита не является существенным макроэкономическим показателем. Наиболее рационально использовать следующие показатели бюджетного дефицита:
· Удельный вес дефицита государственного бюджета в ВВП
· Удельный вес дефицита государственного бюджета в объёме расходной части бюджета
Бюджетный дефицит рассчитывают по формуле:
BD=G-T,
где G – все государственные расходы; T – доходы бюджета.
Доходы бюджета
– это денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
· Налоговые доходы
· Взносы на государственное социальное страхование
· Неналоговые доходы
· Безвозмездные поступления
Выделяют следующие возможные причины бюджетного дефицита:
Ø Циклические спады в экономике.
Ø Рост государственных расходов
Ø Ограниченность финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов) [3, с. 251]
Ø Превышение сбережений над инвестициями. [5, с. 429]
Ø Чрезвычайные
обстоятельства (войны, стихийные бедствия
и др.
1.2 Классификация бюджетного дефицита
В мировой практике выделяют следующие виды бюджетного дефицита:
ü Циклический
ü Структурный
Циклический бюджетный дефицит является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. Встроенный (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в странах с рыночной экономикой обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
Структурный дефицит государственного бюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
Также выделяют операционный, пер
Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т. е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга – его амортизация) является важной статьёй государственных расходов.
Первичный дефицит государственного бюджета – это разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
Квазифискальный (
Примерами квазифискальных операций являются:
1) финансирование
государственными
2) накопление
в коммерческих банках
3) финансирование
центральным банком убытков от
мероприятий по стабилизации
обменного курса валюты, беспроцентных
и льготных кредитов
Существуют несколько концепций бюджетного дефицита. Первая концепция основывается на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. он был сбалансирован в ходе экономического цикла.[2, с. 216].
Третья концепция связана с идеей функциональных финансов. В соответствии с этим вопрос о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть сбалансирование экономики, а не бюджета.[2, 217]. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции.
Для устранения
отрицательных последствий
Сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:
1) повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов - основного источника увеличения доходов бюджета;
2) дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности;
3) расширение круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства;
4) развитие территориально-регионального хозрасчета.
5) возможность сокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы, управление и т.п.;
6) корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;
7) реформирование бюджетного процесса в целом. [1, с. 262]
Возможно и другое решение - составление бюджета в двух вариантах в виде:
· текущего бюджета;
· бюджета развития.
Текущий бюджет
составляется по принципу баланса, т.е.
с нулевым сальдо, а расходы
сверх предполагаемых доходов найдут
отражение в бюджете развития,
который будет иметь
1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита
Первая
концепция базируется на том, что
бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.
До "Великой депрессии" 30-х годов
ежегодно балансируемый бюджет общепризнанно
считался желанной целью государственных
финансов и финансовой политики. Однако
при более тщательном рассмотрении
этой проблемы становится очевидным, что
ежегодно балансируемый бюджет в
основном исключает или в значительной
степени уменьшает
Вторая концепция базируется на том, что
бюджет должен быть сбалансирован в ходе
экономического цикла, а не за каждый год.
Данная концепция предполагает, что правительство
осуществляет антициклическое воздействие
и одновременно стремиться сбалансировать
бюджет. В этом случае, однако, бюджет не
должен балансироваться ежегодно. Достаточно,
чтобы он был сбалансирован в ходе экономического
цикла. [4, с.216]. Попробуем обосновать это.
Для того, чтобы противостоять спаду, правительство
должно снизить налоги и увеличить правительственные
расходы, тем самым сознательно вызывает
дефицит бюджета. В ходе последующего
инфляционного подъема правительство
повышает налоги и правительственные
расходы. Возникающее на этой основе положительное
сальдо бюджета может быть использовано
на покрытие государственного долга, возникшего
в период спада. Таким образом, правительство
проводит позитивную антициклическую
политику и одновременно балансирует
бюджет, но не на ежегодной основе, а за
период в несколько лет. Но в дано концепции
бюджета существует ключевая проблема,
которая состоит в том, что спады и подъемы
в экономическом цикле могут быть не одинаковыми
по глубине и продолжительности. Например,
длительный и глубокий спад может смениться
коротким периодом подъема. Появление
большого дефицита в период спада в этом
случае не покроется небольшим положительным
сальдо бюджета периода процветания, следовательно,
будет иметь место циклический дефицит
бюджета.
Третья концепция связана с идеей так
называемых функциональных финансов.
В соответствии с этой идеей о сбалансировании
бюджета - на ежегодной или на циклической
основе - второстепенный. Первоначальной
целью государственных финансов является
обеспечение неинфляционной полной занятости,
то есть балансирование экономики, а не
бюджета. Если достижение этой цели сопровождается
устойчивым положительным сальдо или
большим и все возрастающим государственным
долгом - пусть будет так. В соответствии
с данной концепцией проблемы, связанные
с государственными дефицитами или излишками,
малозначимы в сравнении с более нежелательными
альтернативами продолжительных спадов
или устойчивой инфляции. Вторая и третья
концепции лежат в основе финансовой политики,
ориентированной на бюджетный дефицит
и опирающейся на потенциал денежного
хозяйства страны. Такая политика предполагает:
наличие четкой программы финансовых
мероприятий в рамках денежного потенциала
страны;
контроль за развитием бюджетного дефицита
и поиск источников его покрытия;
выделение
бюджетных средств на мероприятия, дающие
значительный экономический эффект.
Овладение этой политикой позволяет обществу
находить оптимальную величину бюджетного
дефицита. Так, в конце 80-х годов бюджетный
дефицит во Франции составлял 9,6% от ВВП,
в США - 11,6%, в ФРГ - 14, в Японии - 15,6, в Бельгии
- 25,1, в Италии - 25,2, в Греции - 31,2% [3, с.78].
Однако, при всей привлекательности политики
бюджетного дефицита, крупные дефициты
приводят к значительным отрицательным
последствиям даже для "богатых"
в экономическом отношении стран.
Информация о работе Бюджетный дефицит его причины и способы финансирования