Бюджетный дефицит его причины и способы финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный дефицит – это превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда. Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.[3, с.250]
Абсолютный размер бюджетного дефицита не является существенным макроэкономическим показателем. Наиболее рационально использовать следующие показатели бюд.

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 20.02 Кб (Скачать)

  1. Понятие бюджетного  дефицита, его виды  и регулирование  

  1.1      Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения  

  Бюджетный дефицит – это превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда. Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает  производным от государственного бюджета  и выражает его состояние, при  котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.[3, с.250]

  Абсолютный  размер бюджетного дефицита не является существенным макроэкономическим показателем. Наиболее рационально использовать следующие показатели бюджетного дефицита:

  ·          Удельный вес дефицита государственного бюджета в ВВП

  ·          Удельный вес дефицита государственного бюджета в объёме расходной части бюджета

  Бюджетный дефицит рассчитывают по формуле:

  BD=G-T,

  где G – все  государственные расходы; T – доходы бюджета.

  Доходы бюджета  – это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  в распоряжение органов государственной  власти. Доходы бюджета делятся на следующие основные группы:

  ·          Налоговые доходы

  ·          Взносы на государственное социальное страхование

  ·          Неналоговые доходы

  ·          Безвозмездные поступления

  Выделяют  следующие возможные причины  бюджетного дефицита:

  Ø   Циклические спады в экономике.

  Ø   Рост государственных расходов

  Ø   Ограниченность финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов) [3, с. 251]

  Ø   Превышение сбережений над инвестициями. [5, с. 429]

  Ø   Чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия и др.  

  1.2 Классификация бюджетного  дефицита

  В мировой  практике выделяют следующие виды бюджетного дефицита:

  ü   Циклический

  ü   Структурный

  Циклический бюджетный дефицит является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. Встроенный (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в странах с рыночной экономикой обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

  Структурный дефицит государственного бюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

  Также выделяют операционный, пер

  Операционный  дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т. е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга – его амортизация) является важной статьёй государственных расходов.

  Первичный дефицит государственного бюджета – это разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

  Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – это существующий наряду с официальным, скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

  Примерами квазифискальных операций являются:

  1) финансирование  государственными предприятиями  избыточной занятости в государственном  секторе и выплата ими заработной  платы по ставкам выше рыночных  за счет банковских ссуд или  путем накопления взаимной задолженности;

  2) накопление  в коммерческих банках большого  портфеля недействующих ссуд - просроченных  долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д. Эти кредиты,  в конце концов, выплачиваются  за счет льготных кредитов  центрального банка;

  3) финансирование  центральным банком убытков от  мероприятий по стабилизации  обменного курса валюты, беспроцентных  и льготных кредитов правительству;  кредиты рефинансирования коммерческим  банкам на обслуживание «плохих  долгов», а также рефинансирование  центральным банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ  правительства по льготным ставкам  и т.д. [2, с. 429 - 433]

  Существуют  несколько концепций бюджетного дефицита. Первая концепция основывается на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.

  Вторая концепция  базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. он был  сбалансирован в ходе экономического цикла.[2, с. 216].

  Третья концепция  связана с идеей функциональных финансов. В соответствии с этим вопрос о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на циклической  основе - второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть сбалансирование  экономики, а не бюджета.[2, 217]. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные  с государственными дефицитами или  излишками, малозначимы в сравнении  с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции.

  Для устранения отрицательных последствий бюджетного дисбаланса необходимо разработать  государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. В условиях, специфических  для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2-3 % к валовому национальному продукту. Наличие дефицита, превышающего предельно  допустимые размеры, требует принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации.

  Сокращение  бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие  меры:

  1)         повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов - основного источника увеличения доходов бюджета;

  2)         дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности;

  3)         расширение круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства;

  4)         развитие территориально-регионального хозрасчета.

  5)         возможность сокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы, управление и т.п.;

  6)         корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;

  7)         реформирование бюджетного процесса в целом. [1, с. 262]

  Возможно  и другое решение - составление бюджета  в двух вариантах в виде:

  ·          текущего бюджета;

  ·          бюджета развития.

  Текущий бюджет составляется по принципу баланса, т.е. с нулевым сальдо, а расходы  сверх предполагаемых доходов найдут отражение в бюджете развития, который будет иметь отрицательное  сальдо. В том и другом вариантах  достигается цель: узаконить целевой  характер бюджетного дефицита, обеспечить возможность контроля над движением  привлекаемых ресурсов, их использованием и эффективностью. 

1.2 Концепции регулирования  бюджетного дефицита

     Первая  концепция базируется на том, что  бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До "Великой депрессии" 30-х годов  ежегодно балансируемый бюджет общепризнанно  считался желанной целью государственных  финансов и финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что  ежегодно балансируемый бюджет в  основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность  фискальной политики государства, имеющей  антициклическую, стабилизирующую  направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый  бюджет на самом деле углубляет колебания  экономического цикла. Например, допустим, что экономика сталкивается с  длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. Налоговые поступления  в бюджет автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные  расходы, либо использовать сочетание  этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее  сокращение совокупного спроса. Рассмотрим пример, как стремление ежегодно балансировать  бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении  денежных доходов автоматически  увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство  должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить  правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что  следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике. Основной вывод: ежегодно балансируемый  бюджет не является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка идеи принятия конституционной  поправки, предусматривающей ежегодное  балансирование бюджета. 
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремиться сбалансировать бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла. [4, с.216]. Попробуем обосновать это. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в дано концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть не одинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета. 
Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей о сбалансировании бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом - пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с более нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает: 
наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны; 
контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;

выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект. 
Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную величину бюджетного дефицита. Так, в конце 80-х годов бюджетный дефицит во Франции составлял 9,6% от ВВП, в США - 11,6%, в ФРГ - 14, в Японии - 15,6, в Бельгии - 25,1, в Италии - 25,2, в Греции - 31,2% [3, с.78]. Однако, при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для "богатых" в экономическом отношении стран.
 

Информация о работе Бюджетный дефицит его причины и способы финансирования