Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:33, курсовая работа
Бюджетный дефицит – это превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда. Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает  производным от государственного бюджета  и выражает его состояние, при  котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.[3, с.250]
  Абсолютный  размер бюджетного дефицита не является существенным макроэкономическим показателем. Наиболее рационально использовать следующие показатели бюд.
  1. 
Понятие бюджетного 
дефицита, его виды 
и регулирование  
  1.1      Понятие 
бюджетного дефицита 
и причины его возникновения  
Бюджетный дефицит – это превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда. Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.[3, с.250]
Абсолютный размер бюджетного дефицита не является существенным макроэкономическим показателем. Наиболее рационально использовать следующие показатели бюджетного дефицита:
· Удельный вес дефицита государственного бюджета в ВВП
· Удельный вес дефицита государственного бюджета в объёме расходной части бюджета
Бюджетный дефицит рассчитывают по формуле:
BD=G-T,
где G – все государственные расходы; T – доходы бюджета.
  Доходы бюджета 
– это денежные средства, поступающие 
в безвозмездном и 
· Налоговые доходы
· Взносы на государственное социальное страхование
· Неналоговые доходы
· Безвозмездные поступления
Выделяют следующие возможные причины бюджетного дефицита:
Ø Циклические спады в экономике.
Ø Рост государственных расходов
Ø Ограниченность финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов) [3, с. 251]
Ø Превышение сбережений над инвестициями. [5, с. 429]
  Ø   Чрезвычайные 
обстоятельства (войны, стихийные бедствия 
и др.  
1.2 Классификация бюджетного дефицита
В мировой практике выделяют следующие виды бюджетного дефицита:
ü Циклический
ü Структурный
Циклический бюджетный дефицит является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. Встроенный (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в странах с рыночной экономикой обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
Структурный дефицит государственного бюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
Также выделяют операционный, пер
Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т. е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга – его амортизация) является важной статьёй государственных расходов.
Первичный дефицит государственного бюджета – это разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
  Квазифискальный (
Примерами квазифискальных операций являются:
  1) финансирование 
государственными 
  2) накопление 
в коммерческих банках 
  3) финансирование 
центральным банком убытков от 
мероприятий по стабилизации 
обменного курса валюты, беспроцентных 
и льготных кредитов 
Существуют несколько концепций бюджетного дефицита. Первая концепция основывается на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. он был сбалансирован в ходе экономического цикла.[2, с. 216].
Третья концепция связана с идеей функциональных финансов. В соответствии с этим вопрос о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть сбалансирование экономики, а не бюджета.[2, 217]. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции.
  Для устранения 
отрицательных последствий 
Сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:
1) повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов - основного источника увеличения доходов бюджета;
2) дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности;
3) расширение круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства;
4) развитие территориально-регионального хозрасчета.
5) возможность сокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы, управление и т.п.;
6) корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;
7) реформирование бюджетного процесса в целом. [1, с. 262]
Возможно и другое решение - составление бюджета в двух вариантах в виде:
· текущего бюджета;
· бюджета развития.
  Текущий бюджет 
составляется по принципу баланса, т.е. 
с нулевым сальдо, а расходы 
сверх предполагаемых доходов найдут 
отражение в бюджете развития, 
который будет иметь 
1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита
     Первая 
концепция базируется на том, что 
бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. 
До "Великой депрессии" 30-х годов 
ежегодно балансируемый бюджет общепризнанно 
считался желанной целью государственных 
финансов и финансовой политики. Однако 
при более тщательном рассмотрении 
этой проблемы становится очевидным, что 
ежегодно балансируемый бюджет в 
основном исключает или в значительной 
степени уменьшает 
Вторая концепция базируется на том, что 
бюджет должен быть сбалансирован в ходе 
экономического цикла, а не за каждый год. 
Данная концепция предполагает, что правительство 
осуществляет антициклическое воздействие 
и одновременно стремиться сбалансировать 
бюджет. В этом случае, однако, бюджет не 
должен балансироваться ежегодно. Достаточно, 
чтобы он был сбалансирован в ходе экономического 
цикла. [4, с.216]. Попробуем обосновать это. 
Для того, чтобы противостоять спаду, правительство 
должно снизить налоги и увеличить правительственные 
расходы, тем самым сознательно вызывает 
дефицит бюджета. В ходе последующего 
инфляционного подъема правительство 
повышает налоги и правительственные 
расходы. Возникающее на этой основе положительное 
сальдо бюджета может быть использовано 
на покрытие государственного долга, возникшего 
в период спада. Таким образом, правительство 
проводит позитивную антициклическую 
политику и одновременно балансирует 
бюджет, но не на ежегодной основе, а за 
период в несколько лет. Но в дано концепции 
бюджета существует ключевая проблема, 
которая состоит в том, что спады и подъемы 
в экономическом цикле могут быть не одинаковыми 
по глубине и продолжительности. Например, 
длительный и глубокий спад может смениться 
коротким периодом подъема. Появление 
большого дефицита в период спада в этом 
случае не покроется небольшим положительным 
сальдо бюджета периода процветания, следовательно, 
будет иметь место циклический дефицит 
бюджета. 
Третья концепция связана с идеей так 
называемых функциональных финансов. 
В соответствии с этой идеей о сбалансировании 
бюджета - на ежегодной или на циклической 
основе - второстепенный. Первоначальной 
целью государственных финансов является 
обеспечение неинфляционной полной занятости, 
то есть балансирование экономики, а не 
бюджета. Если достижение этой цели сопровождается 
устойчивым положительным сальдо или 
большим и все возрастающим государственным 
долгом - пусть будет так. В соответствии 
с данной концепцией проблемы, связанные 
с государственными дефицитами или излишками, 
малозначимы в сравнении с более нежелательными 
альтернативами продолжительных спадов 
или устойчивой инфляции. Вторая и третья 
концепции лежат в основе финансовой политики, 
ориентированной на бюджетный дефицит 
и опирающейся на потенциал денежного 
хозяйства страны. Такая политика предполагает: 
наличие четкой программы финансовых 
мероприятий в рамках денежного потенциала 
страны; 
контроль за развитием бюджетного дефицита 
и поиск источников его покрытия;
выделение 
бюджетных средств на мероприятия, дающие 
значительный экономический эффект. 
Овладение этой политикой позволяет обществу 
находить оптимальную величину бюджетного 
дефицита. Так, в конце 80-х годов бюджетный 
дефицит во Франции составлял 9,6% от ВВП, 
в США - 11,6%, в ФРГ - 14, в Японии - 15,6, в Бельгии 
- 25,1, в Италии - 25,2, в Греции - 31,2% [3, с.78]. 
Однако, при всей привлекательности политики 
бюджетного дефицита, крупные дефициты 
приводят к значительным отрицательным 
последствиям даже для "богатых" 
в экономическом отношении стран. 
Информация о работе Бюджетный дефицит его причины и способы финансирования