Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский)
федеральный университет»
Кафедра общего менеджмента
Индивидуальная работа
Вариант №14
Бегство капиталов за рубеж – результат неблагоприятного инвестиционного климата в экономике России
Выполнила:Ризванова.Г.
студентка 206 гр.
Проверил: Большов.А.В.
Казань 2011
Содержание
1. Предпосылки возникновения данного утверждения…………………………...3
2. Теоретическая несостоятельность данного утверждения……………………...5
3. Практический пример «бегства» капитала……………………………………...8
Список использованной литературы……………………………………………...11
1. Предпосылки возникновения данного утверждения
В последние годы наблюдается заметный интерес к ситуации, сложившейся в области внешнеэкономических связей России. При этом особое внимание уделяется вопросу о бегстве капитала.
Анализируя причины современного финансового кризиса в России, среди главных факторов выделим чрезмерную зависимость нашей страны от импорта иностранного капитала в условиях, когда ежегодно до 20 млрд. долл. нелегально уходит за границу. Таким образом, Россия кредитует весь остальной мир.
Она активно участвует в вывозе капитала в самых разнообразных формах, являясь партнером многих стран мира. Вывоз капитала из России достиг примерно 180-210 млрд. долл. Финансовый капитал вывозится в форме банковских кредитов, торговых кредитов и авансов, наличной иностранной валюты, а предпринимательский капитал – в форме прямых и портфельных инвестиций.
В настоящее время тема бегства капитала широко анализируется в мировых средствах массовой информации. Однако в ходе анализа забывается, что бегство капитала не является только национальной проблемой. Оно - составное звено мирового финансового кризиса, связанного с растущей глобализацией экономики, втянутостью отдельных стран в этот процесс. Поэтому содержательное, прежде всего политико-экономическое, изучение качественно новых явлений в развитии мирового финансового капитала, изменений в его структуре и оценка нарастающих угроз требуют серьезных и скоординированных усилий ученых и практиков.
После августовского кризиса (1998 года) стал очевидным глобальный системный характер проблемы бегства капитала. Бегство капитала стало одной из важных угроз экономической безопасности страны. Теперь нельзя оставаться в рамках обычной либеральной трактовки этого явления и считать, что свобода перелива капитала - это нормальное состояние экономики и всякое его регулирование - свидетельство незрелости рынка.
Таким образом, проблемам экспорта капитала присущи разные тенденции, причины и характер. Они могут, как возникать в условиях экономического роста, так и порождаться серьезными финансовыми трудностями страны, в свою очередь, сдерживая подъем отечественного производства и порождая массовую безработицу.
2. Теоретическая несостоятельность данного утверждения
В современной науке и практике система понятий, характеризующих внешнеэкономические связи, продолжает оставаться достаточно дискуссионной. Существуют различные подходы к оценке природы экспорта капитала, определения бегства капитала как его особой формы.
В самом общем виде "бегство" капиталов за границу России представляет собой отток, перемещение капиталов различного происхождения с территории Российской Федерации на территорию любого другого государства и размещение его на этой территории с использованием различных способов.
Бегство капиталов за границу России означает, прежде всего, их фактический вывоз за пределы Российского государства. Под бегство не подпадает смена российского собственника на иностранного (например, продажа доли в собственности, продажа всего предприятия в целом российским бизнесменом иностранному партнеру) в том случае, если капиталы остаются на территории России, но фактически переходят в собственность иностранного государства. Подобная ситуация может расцениваться как вполне законная, легальная, или незаконная, даже преступная, однако к бегству капиталов за границу она отношения не имеет. Если капитал остается на территории России, государство получает от этого экономическую выгоду в виде налогов, инвестирования капиталов в российскую экономику и, тем самым, в виде ее развития и укрепления.
Нельзя относить к бегству капиталов за границу и перевод рублевых запасов, капиталов, в валютные, если эти капиталы остаются на территории России. Даже если они не помещены на банковские счета, хранятся, по образному выражению, “в чулках”, и не работают не только на официальную экономику России, но и на своего собственника, бегство капиталов за границу отсутствует; капитал находится в России.
Под понятие "бегство" капиталов за границу подпадает также невозвращение на территорию России капиталов, образовавшихся на территории другого государства в результате, например, хозяйственной деятельности, если собственник (законный владелец) капитала – российский гражданин или лицо без гражданства, гражданин другого государства, постоянно проживающие на российской территории.
В понятие капиталов, которые бегут из России, следует включать капиталы, появившиеся в результате так называемой “серой” теневой экономики. Это капиталы, образовавшиеся в результате совершения таких преступлений, как незаконное предпринимательство (ст. 171 УК),незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК), лжепредпринимательство, не связанное с совершением хищений и иных преступлений, не подпадающих под гл. 22 УК (ст. 173 УК – частично), незаконное получение кредита (ст. 176 УК), невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК), весь спектр налоговых преступлений (ст.ст. 194, 198, 199 УК), неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК). Экономическое законодательство России на протяжении практически всех 90-х годов XX-го столетия было крайне невыгодно для субъектов экономической деятельности; важнейший принцип экономической деятельности, согласно которому любому ее субъекту должно быть выгоднее экономически не нарушать закон, соблюдать его, вообще не закладывался в экономические законы. Проводился в жизнь – и то, крайне непоследовательно, - принцип выгоды государства и приоритетной защиты его экономических и иных интересов. К этому принципу на законодательном уровне стали обращаться только сейчас; речь идет, прежде всего, об изменениях в налогообложении, введении единого 13-ти процентного налога, который некоторые исследователи сравнивают с экономической амнистией.
Что касается капиталов, полученных в результате совершения других преступлений, например, в результате хищений, преступлений, связанных с преступным оборотом оружия, радиоактивных веществ или ядерных материалов, наркотических средств или психотропных веществ, и т.д., они ни при каких условиях не могут быть возвращены в официальную экономику в таком виде, без изменения их статуса. Подобные капиталы должны быть безусловно конфискованы. Поэтому понятие “бегство капиталов за границу России” на такие капиталы не распространяется; в отношении них действует федеральное российское и международное законодательство о противодействии легализации (отмыванию) капиталов, приобретенных преступным путем.С учетом сложности и неоднозначности природы «бегства» капитала и суммируя важнейшие признаки этого явления, дадим еще одно определение. «Бегство» капитала из России есть устойчивый и в больших масштабах отток экономических и финансовых активов, происходящий в легальной и нелегальной формах и сокращающий финансово-инвестиционные ресурсы страны.
На мой взгляд, для того, чтобы избежать «бегства» финансовые институты России должны преследовать следующие цели, а именно:
1. стремление сохранить свои капиталы;
2. стремление приумножить эти капиталы, заставить их работать;
3. стремление уйти от необходимости уплачивать с существующих капиталов высокие налоги;
4. стремление легализовать свои капиталы, полученные не всегда законным путем, с тем, чтобы можно было передать их по наследству, распорядиться ими официально;
5. стремление получить с капиталов более высокий доход, чем это возможно
на территории России, и т.д.
3. Практический пример «бегства» капитала
Как мы уже знаем, «бегство» капитала есть не что иное, как отток активов, который приводит к сокращению финансово-инвестиционных ресурсов страны. Таким образом, практика «бегства» капитала будет рассматриваться в масштабе страны.
Процесс вывоза капитала не является новым явлением для экономики нашей страны. Россия начала вывозить капитал за границу еще в конце XIX в. преимущественно в азиатские страны. Приоритетными направлениями экспорта в те годы были Китай, Монголия, Персия и др. После революции и образования СССР капитал вывозился в форме государственных кредитов, которые использовались для создания смешанных акционерных обществ, специализировавшихся на торговых операциях. Большая часть кредитов предназначалась Турции, Афганистану, Ирану и Монголии. Позднее аналогичные общества были созданы в странах Западной Европы.
Перед распадом СССР, в начале 90-х годов, за рубежом насчитывалось около 300 совместных компаний с участием советского капитала. Из них больше половины (64,3%) было зарегистрировано в Западной Европе, 14,4% в Америке, 13,3% в Азии, 4,3% в Африке и 3,7% в Австралии. В послевоенный период, особенно в 60-80-е годы Советский Союз оказывал экономическую и техническую помощь в значительных размерах дружественным социалистическим и развивающимся странам. Следует подчеркнуть, что в отдельные годы удельный вес экономической помощи к зарубежным странам в ВВП Советского Союза достигал 1,9%, что превышало аналогичный показатель для ведущих промышленно развитых стран. После распада СССР оказание экономической помощи и кредитование сферы технического содействия зарубежным странам резко сократились. Формирование современной системы государственной регистрации и регулирования в сфере вывоза капитала из России можно отнести к концу 80-х годов, когда было принято постановление Совета Министров СССР № 412 от 18 мая 1989 г. "О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом".
В развитие этого постановления позднее был принят "Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР", который ввел разрешительный" порядок осуществления российских инвестиций за рубежом.
Согласно принятому Указу регистрацию и выдачу лицензий на экспорт капитала осуществлял Центральный банк Российской Федерации по согласованию с Министерством внешнеэкономических связей России.
Таким образом появилась официальная статистика экспорта капитала на базе разрешений (лицензий) Центрального банка Российской Федерации. Данная статистика не отражает реальное движение капитала за рубеж, однако дает определенное представление о динамике вывоза финансовых ресурсов из России. Официальная статистика вывоза капитала значительно отличается от фактического положения дел в этой сфере. Прежде всего это связано с тем, что большая часть капитала вывозится из России нелегальным путем.
В современных условиях особое значение для России имеет государственное регулирование вывоза капитала и соответственно меры по сдерживанию его бегства. Необходимо четко осознавать необходимость комплексного подхода к решению этой проблемы. Экономические преобразования должны увязываться с законодательной инициативой под жестким контролем всех ветвей власти и общества, созданием соответствующим общественных институтов и привлечением опытных специалистов.
Список использованной литературы
1. Абалкин Л. Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы // Вопросы экономики. 2005. №7. С. 43-44
2. Булатов А. Вывоз капитала из России: вопросы регулирования // Вопросы экономики. 2007. №3. С. 68
3. Н.А. Лопашенко. Проблемы бегства капитала из России и пути его возвращения.2006.№12.с.23-34