Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:48, курсовая работа
Целью данной работы является теоретическое обоснование сущности маркетинга и выявление особенностей и проблем современного банковского маркетинга.
Для достижения этой цели нами поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и уточнить содержание маркетинга;
- выделить отдельные элементы банковского маркетинга в России;
- рассмотреть виды и этапы маркетинговой деятельности;
Введение……………………………………………………….………..….….2
1. Теоретические основы банковского маркетинга…………………..….….4
1.1 Сущность банковской услуги……………………………………..…...4
1.2 Отдельные элементы банковского маркетинга в России…………....7
2. Понятие и цели банковского маркетинга…….………………….….……10
2.1. Специфика банковского маркетинга……………………………....10
Стратегия маркетинга………………………………………….…..12
Виды и этапы маркетинговой деятельности……………………...16
3. Особенности и проблемы современного банковского маркетинга…....26
3.1. Новые тенденции в развитии банковского маркетинга………..….26
3.2. Основные элементы банковского маркетинга
и продвижения банковского товара на рынок………....………28
Заключение………………………………….…………………….………..33
Список использованной литературы……………………….……….……34
Приложение 1……………………………………………….……….……..35
Всю информацию банки получают из различных источников, которые можно подразделить на внешние источники и внутренние источники. А сама информация может быть первичной и вторичной. К первичной информации прибегают в случае недостаточности вторичной. Первичные данные - это данные маркетинговых исследований, то есть информация собранная специально для построения стратегии. Для полевых маркетинговых исследований применяют следующие методы:
1. Социальные опросы, которые могут быть как скрытыми так и открытыми, а также проводимые лично по телефону или по почте;
2. Интервью групповые или индивидуальные;
3. Наблюдения;
4. Эксперимент;
5. Имитация, то есть моделирование с помощью ЭВМ или методом деловых игр.8
К первичной информации будут относится и результаты маркетинговых исследований, проведенных сторонними организациями по заказу банка.
Вторичная информация - это все доступные данные, которые могут быть использованы в целях маркетинга. Внешние источники такой информации:
- сведения о других банках в СМИ,
- статистический материал,
- мнения экспертов и научных деятелей о банковском рынке,
- информация, полученная с конференций, совещаний, презентаций и пресс-конференций,
- результаты проверок различных служб (аудиторов, налоговой службой).
Внутренние источники:
- бухгалтерские и финансовые отчеты,
- данные исследований проводимых ранее,
- обзор отзывов клиентов,
- сообщения работников банка.
Вся эта информация разграничена по трем направлениям:
а) информация о макросреде,
б) информация о микросреде,
в) информация о своем предприятии (банке).
Макросреда складывается из следующих элементов:
1)технологическая среда,
2) экономическая среда,
3) социокультурная среда,
4) политико-правовая среда,
5) природная среда.
Технологические факторы - это технические и технологические нововведения в банковской сфере, позволяющие сделать банковскую деятельность более эффективной (ускорить платежи, автоматизировать некоторые операции и т. п.).
Экономические факторы, такие как рост или спад производства, устойчивое денежное обращение или инфляция и рост неплатежей, снижение или повышение уровня жизни, оказывают непосредственное влияние на состояние банковского рынка и, следовательно, на состояние отдельных банков.
Влияние социально-культурных факторов выражено в изменении демографической ситуации, а отсюда изменения ассортиментной политики банка, в изменении общественно-культурного сознания или сохранении прежнего менталитета, что требует от банка осторожной разъяснительной рекламной политики, и т. д.
Политико-правовые факторы достаточно сильно изменяют положение в экономике и банковской сфере, что необходимо учитывать при формировании стратегии, а для этого требуется хорошо ориентироваться в законодательстве и текущей политической ситуации.
Природные факторы оказывают меньшее влияние на банковскую отрасль, чем на отрасли производства, но современная модель социально-этического маркетинга предполагает необходимым их учет не только для поднятия престижа (выступления против загрязнения окружающей среды), но и с коммерческой целью, так как все отрасли экономики взаимосвязаны и в конечном итоге зависят от состояния природной среды. 9
Лишь принимая во внимание влияние совокупности всех этих факторов, можно построить и осуществлять жизнеспособную конкурентную стратегию. Однако, прежде всего, тип стратегии зависит от микросреды банка.
Микросреду составляют субъекты банковского рынка:
- клиенты,
- конкуренты,
- контрагенты.
Именно
существование конкуренции
Контрагентами банка выступают:
Для изучения клиентов необходимо выяснить, какие категории потребителей могут вступить в контакт с банком. Так в клиентурном рынке выделяются пять сегментов.10
Также потребителей можно рассматривать по степени удаленности от банка, по возрастной дифференциации.
В зависимости от возраста выделяются следующие группы клиентов:
Как понятно из вышеописанного, анализ потребителей формирует соответствующие новые потребительские свойства банковских товаров.
3.1. Новые тенденции в развитии банковского маркетинга
В основе современного банковского
маркетинга лежит стратегия максимального
удовлетворения потребностей клиентов,
которая, в свою очередь, приводит к
существенному повышению
До сих пор, однако, во многих коммерческих
банках действуют факторы, ограничивающие
эффективность маркетинга. Важнейшим
из них являются низкие расходы на
маркетинг, которые у банков составляют
менее 2% общих издержек против 15% у
компаний, производящих товары массового
потребления. Кроме того, традиционная
организационная структура
Предлагаемые западными
В последние годы европейские банки
расходуют немалые средства на адаптацию
и оптимизацию сетей
Новая организация и оснащение рабочих мест банковских служащих, осуществляющих контакты с клиентами, должна позволять служащим не только вести диалог с клиентом и автоматически генерировать те или иные банковские операции, но и управлять рекламной кампанией (т. е. предлагать клиенту новые услуги) в рамках маркетинга "каждому клиенту - отдельный продукт" (one to one), который был разработан в США немногим более пяти лет назад. При этом информация о профиле (социально-демографическом, профессиональном и др.) клиента и об истории его коммерческих отношений с банком должна поступать на экран компьютера, что поможет служащему или консультанту принять необходимое решение.
Проблема неправильной организации рабочих мест банковских служащих остро стоит в России, так как российские банки пока не перестроились на потребности клиента и работают больше по принципу удобства для персонала. А это не идет на пользу продвижения банковской услуги.
Кроме технической стороны обновления отношений между клиентом и банком, присутствует и человеческая сторона, то есть отношение персонала банка к клиенту. Процесс взаимодействия между потребителем и персоналом банка один из наиболее известных представителей так называемой Северной школы маркетинга услуг «Nordic School» Кристиан Грёнрос называет «интерактивным маркетингом».
Создание баз данных, ориентированных на клиента. В отношениях между банками и клиентами используются три типа информации:
Макроинформация, которая находится в распоряжении специалистов по маркетингу, включает данные о возрастных, профессиональных и прочих характеристиках всех клиентов банка. Эта информация используется службами маркетинга для анализа существующего портфеля активов банка и для разработки новых банковских продуктов и услуг.
Микроинформация, используемая коммерческими консультантами, включает различные характеристики клиента, его поведение и привычки. Такая информация может накапливаться в компьютере консультанта, который использует ее для персонализации отношений с клиентом.
Мезоинформация, занимающая промежуточное положение между названными выше категориями, представляет собой информацию общего характера, которая позволяет осуществлять сегментирование клиентов по отдельным критериям, определять их свойства (атрибуты), качества и т.д.
Помимо организационных
Создание баз данных о клиентах позволит банку полнее и успешнее реализовывать коммуникационную функцию банковского маркетинга, однако сейчас в России этой проблемой еще не занимаются.
Новой тенденцией в банковском маркетинге является привлечение к маркетинговым исследованиям социологов.
В настоящее время все большее число банков прибегают, проводя анализ поведения клиентов, к социологическим службам.
Как новая тенденция в развития банковского маркетинга выступает утверждение образа торговой марки банка.
Для банка стоимость торговой марки – его истинный капитал, который может быть определен как совокупная стоимость атрибутов торговой марки, оказывающих существенное влияние на выбор клиентов.
В вышеперечисленных тенденциях развития банковского маркетинга проявляются и его особенности – сейчас банки как никогда нуждаются в новом подходе к отношениям банка с клиентами, так как, исходя из сущности банковской услуги, именно эти отношения способны в большой степени влиять на выбор клиентом банка.
3.2. Основные элементы банковского
маркетинга и продвижения
Для достижения успеха банки должны применять новые формы работы. Но прежде чем принять решение о начале новой деятельности, необходимо все проанализировать (исследовать рынок) и спланировать (разработать маркетинговую стратегию). Финансовый рынок, так же как и любой другой, требует маркетингового подхода. Банковский маркетинг занимается исследованием рынка, оценкой собственной позиции банка на рынке, разработкой маркетинговой стратегии по продвижению на рынок своего товара.