Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 22:32, доклад
Необходимая составляющая деятельности любого предприятия - это затраты не только на основной бизнес, но и на управление непрофильными активами, которые не приносят прибыли, но жизненно необходимы для нормальной работы любой компании. И чем они крупнее, тем значительнее затраты, штат сотрудников, а также нагрузки на управленческий персонал, связанные с неосновной деятельностью.
В новых экономических условиях (= кризис), когда всерьез обсуждается вопрос выживания, компании вынуждены пересматривать подходы к организации бизнеса, отсекая или ограничивая до минимума все несущественное: непрофильные виды деятельности, вспомогательные активности, центры затрат. Но при этом никуда не исчезает потребность в продукте такой непрофильной деятельности.
Необходимая составляющая деятельности любого предприятия - это затраты не только на основной бизнес, но и на управление непрофильными активами, которые не приносят прибыли, но жизненно необходимы для нормальной работы любой компании. И чем они крупнее, тем значительнее затраты, штат сотрудников, а также нагрузки на управленческий персонал, связанные с неосновной деятельностью.
В новых экономических условиях (= кризис), когда всерьез обсуждается вопрос выживания, компании вынуждены пересматривать подходы к организации бизнеса, отсекая или ограничивая до минимума все несущественное: непрофильные виды деятельности, вспомогательные активности, центры затрат. Но при этом никуда не исчезает потребность в продукте такой непрофильной деятельности.
Существуют как минимум два варианта решения данной проблемы.
Первый: провести сокращения, секвестировать бизнес, ужаться, где только можно.
Второй: «продать» неэффективные, неосновные направления бизнеса подрядчикам – профессионалам, для которых эти виды деятельности являются профильными.
В этом, собственно, и заключается суть аутсорсинга. В повседневной жизни мы сталкиваемся с проявлениями аутсорсинга практически ежедневно. Это охрана объектов, клининговые услуги в крупных торговых центрах, на вокзалах, в метропополитене, организация питания сотрудников предприятий и т.д.
Аутсорсинг бизнес-процессов включает в себя большое количество второстепенных функций.
Одно из его давно освоенных в мире направлений - производственно-хозяйственный аутсорсинг, в который входят аутсорсинг эксплуатации объектов недвижимости, услуг по клинингу и рабочему питанию, управлению транспортным парком предприятия и др.
К данному виду относят также управление персоналом, внутренний аудит, логистический или транспортный аутсорсинг, аутсорсинг снабжения, финансов, бухгалтерии и других функций.
При промышленном или производственном аутсорсинге предприятие передает подрядчику свою производственную цепочку или ее часть в тех случаях, когда процесс производства собственными силами обходится предприятию дороже, чем привлечение аутсорсера.
Первыми передали
часть производства на аутсорсинг производители
электроники и
Логистический аутсорсинг – это либо внешнее управление вашими логистическими активами, либо продажа логистического продукта – комплекса логистических и сопутствующих им услуг. При этом содержание пакета услуг – продукта может отличаться у различных операторов буквально в разы.
Аутсорсинг – в чем его польза?
1. Владелец бизнеса или
2. Оптимизация
численности сотрудников
3. Отказ от
собственных логистических
4. Диверсификация
и децентрализация бизнеса при
переходе на логистический
5. Внедрение
аутсорсинга повышает
6. Переход на
аутсорсинг обеспечит вашей
7. Высвобождение капитала
Здесь названы наиболее важные, на наш взгляд, преимущества логистического аутсорсинга, хотя этот список можно было бы продолжить.
Аутсорсинг – кому это интересно?
Логистический аутсорсинг должен заинтересовать, в первую очередь, владельцев и директоров компаний. Люди, в полной мере отвечающие за успех и перспективы бизнеса, капиталов, персонала, способны оценить привлекательность «продажи» неосновных направлений деятельности.
Как уже отмечалось выше, логистический аутсорсинг, внедренный в вашей компании, привлекает потенциальных партнеров и инвесторов.
Оптимизация расходов при переходе на логистический аутсорсинг позволит вам оперативно и с наибольшей эффективностью управлять стоимостью и ценой (скидки, наценки, отсрочка платежей, бонусы, акции и т.п.) вашей продукции. Этим вы сможете заинтересовать более широкий круг ваших клиентов – расширяя тем самым свое присутствие на рынке.
Публичное заявление компании о намерении перейти на логистический аутсорсинг обязательно заинтересует поставщиков логистических услуг – логистических операторов. Вам останется лишь выбрать тех из них, кто наиболее полно будет соответствовать вашим запросам.
Аутсорсинг – как это работает?
Моделируем ситуацию: ваша компания перешла на логистический аутсорсинг. Что это означает? Основной бизнес набирает обороты за счет реинвестирования средств, высвободившихся после реализации непрофильных активов и сокращения затрат, эти активы обслуживавших. Ваш логистический оператор (для которого ваша компания является ключевой ценностью – источником основного дохода) кровно заинтересован в долгосрочном взаимовыгодном сотрудничестве. Это значит, что вы сможете управлять отношениями в данном тандеме, добиваясь максимально выгодных условий исполнения обязательств – таких как уровень сервиса, скорость обслуживания, тарифы и пр.
Если ваша компания – мясоперерабатывающее предприятие, значит, вы в центре цепи управления поставок. В начале цепи находятся производители (поставщики) мяса, конечное звено цепи поставок - предприятия розничной торговли. Чем глубже степень переработки исходного сырья, тем выше добавленная стоимость конечного продукта, предлагаемого к реализации конечному потребителю. Основная доля добавленной стоимости продукта создается вашей компанией и по праву принадлежит вам. Следовательно, ведущая роль вашей компании в создании добавленной стоимости дает вам рычаги влияния с одной стороны - на цену исходного сырья в начале цепочки поставок, с другой стороны – на цену конечного продукта для потребителей.
Как это реализовать? Логистический оператор высокого уровня способен организовать и структурировать цепь поставок, в которой ваше предприятие станет фокусной (центральной) компанией. Вы получаете юридически подтвержденную возможность управлять качеством продукта, скоростью товародвижения и доходностью всей цепи поставок.
Аутсорсинг – с чего начать?
Для начала необходимо оценить ситуацию по состоянию «как есть». Произвести такую оценку необходимо, чтобы понять, где начало движения и куда надо двигаться. Есть два способа: выполнить такую оценку силами своих специалистов либо пригласить независимых экспертов. Оценка своими силами не потребует никаких дополнительных расходов, но имеет один существенный минус – весьма высока вероятность необъективности, недостоверности результатов. Логистическая экспертиза, логистический аудит, выполненные независимой компанией – это объективная оценка стороннего наблюдателя, несущего юридическую ответственность за результаты своей деятельности. При этом дополнительные расходы на логистический аудит при нынешних расценках весьма невысоки для большинства предприятий отрасли.
Для реализации перехода компании на логистический аутсорсинг целесообразно создать проектную группу во главе с руководителем проекта. Численность проектной группы не более пяти человек, в ее состав следует включить наиболее подготовленных руководителей по направлениям: планирование, финансы, бухгалтерия, информационные технологии, документооборот. Руководитель проекта – как правило, действующий директор по логистике либо резервист-кандидат на эту должность с соответствующими полномочиями и ответственностью. Проектная группа принимает от исполнителя результаты логистического аудита и разрабатывает собственно проект перехода на логистический аутсорсинг. На всех этапах разработки проекта не исключается сотрудничество с консалтинговыми компаниями.
Проект перехода компании на логистический аутсорсинг должен включать в себя ответы на следующие вопросы:
цели компании при переходе к аутсорсингу логистики, этапы перехода и задачи по этапам;
планируемый финансовый результат на перспективу год, три года и более;
затраты на реализацию проекта;
сроки реализации проекта начало-окончание;
высвобождаемые ресурсы, примерный план их высвобождения;
перечень нормируемых
перечень требований к аутсорсеру,
и многие другие…
Следующий шаг – поиск логистического оператора. В нынешних условиях целесообразно проводить поиск на конкурсной основе с использованием средств массовой коммуникации и ресурсов Интернета. На втором этапе конкурсного отбора в шорт-лист должно входить не более пяти компаний – ваших потенциальных аутсорсеров. При этом важно понимать, что число логистических операторов после перехода на аутсорсинг может и должно быть больше единицы. Например, один оператор будет основным, один – резервным, еще один – для подстраховки в непредвиденных ситуациях. Надо так выстраивать отношения, чтобы можно было быстро и безболезненно перераспределить роли подрядчиков внутри этой тройки. Такой подход позволит вам держать ваших логистических операторов в напряжении и сделает их более лояльными по отношению к вашей компании.
Логистический оператор уровня системного интегратора должен объединить всю цепь поставок на единой информационно-технологической платформе.
Фокусная компания при посредстве
логистического оператора управляет
ключевыми бизнес-процессами верхнего
уровня всех участников цепи поставок
на единой информационной платформе
при унифицированном
Таким образом, передавая лог. оператору непрофильные функции, вы приобретаете возможность управлять доходностью не только своей компании, но и всех участников цепи поставок. Одновременно с этим фокусная компания (то есть ваша) управляет бизнес-процессами и документооборотом на всем протяжении товара – от производителя сырья до конечного потребителя продукции.
Аутсорсинг – как он помогает развивать компанию?*
По мнению экспертов, в краткосрочной и среднесрочной перспективе рынку логистических услуг не грозит падение темпов роста. Среднее значение рентабельности по отрасли за 2007 год составило примерно 11%, причем диапазон изменения значений рентабельности деятельности исследуемых компаний - от 0, 5% до 48%. Тенденция снижения рентабельности в перспективе будет стимулировать более агрессивное поведение компаний и рост конкуренции на рынке.
Более конкретно представить ситуацию помогают следующие цифры и факты. Сегодня в России растет объем товарооборота, который проходит через кооперацию в области логистики. На аутсорсинг логистическим операторам, в рамках контрактной логистики, передано 27% товарооборота, а 73% собственных грузопотоков торговые и промышленные предприятия обслуживают самостоятельно. Хотя самостоятельная работа непрофессионалов на рынке логистики очень затратна.
Темпы роста рынка логистических услуг и, соответственно, отрасли "Логистика" относительно высоки. Среднее значение роста абсолютных значений годового оборота логистических операторов за 2006 и 2007 годы составило около 8%, для транспортно-экспедиторских компаний - 23%, а складских операторов - около 2%. Поэтому конкуренция на рынке пока невысока. Но высокие темпы роста объема рынка привлекают новых конкурентов и могут изменить ситуацию.
Становление новой для России транспортно-логистической отрасли позволит участникам рынка снизить логистические издержки в себестоимости продукции, а значит будет содействовать решению социальной задачи для большинства российских регионов.
Таким образом, экономия, обусловленная ростом масштабов объемов предоставляемых услуг, значительный опыт повышают конкурентоспособность компании. Крупные компании на рынке обладают конкурентными преимуществами - увеличение объемов предоставляемых услуг ведет к снижению издержек и появлению возможности снижения цен. Это, в свою очередь, означает возможность еще большего повышения объемов предоставляемых услуг.
Проблемы и
перспективы российского
К сожалению в России, аутсорсинг пока не получил широкого распространения. Экономическая ситуация сложившаяся в России, тормозит процесс становления и развития, а именно - несовершенство законодательной базы и менталитет деловых отношений, который не заслуживает доверия. Эти факторы еще более увеличивают возможность потери контроля над процессом, невыполнение обязательств, утечки информации. Так же важно, что в России некоторые виды деятельности носят полулегальный характер (бухгалтерия), что еще больше осложняет ситуацию.