Аспекты менеджмента в Древнем Китае и Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 18:20, контрольная работа

Описание работы

Как известно, древняя китайская цивилизация Китай и Индия демонстрировала высочайшую культуру во многих областях знаний. Не является исключением и управление. Так, более чем 3 тыс. лет назад в Китае известны были термины, понятия, которые широко используются в управлении и сегодня: организация, функции, кооперация, системный подход к деятельности, меры по повышению эффективности, специализация, разные виды техники контроля. Источником этих терминов является Конституция Чоу и летописи Менсиса (1100 — 500 до н. э).

Работа содержит 1 файл

Аспекты менеджмента в Древнем Китае и Древней Индии.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

    Как известно, древняя китайская цивилизация Китай и Индия        демонстрировала высочайшую культуру во многих областях знаний. Не является исключением и управление. Так, более чем 3 тыс. лет назад в Китае известны были термины, понятия, которые широко используются в управлении и сегодня: организация, функции, кооперация, системный подход к деятельности, меры по повышению эффективности, специализация, разные виды техники контроля. Источником этих терминов является Конституция Чоу и летописи Менсиса (1100 — 500 до н. э).

    Но все же наиболее оригинальными и значимыми в области управления были взгляды генерала Сан Цзу (около 600 лет до н.э). Именно ему принадлежит первый из известных в мире военных трактатов под названием "Искусство войны".

    Для победы, считал генерал, решающим является подготовка к сражению. Планирование сражения, его многочисленных вариантов — залог успеха, верный путь к победе. Отсутствие же таковых неминуемо ведет к поражению.

    Столь же близки и понятны военным командирам, современным менеджерам слова Сан Цзу, что если команды (приказы) нечеткие и непонятные, то в этом виноват генерал. Однако, если приказы понятные, но солдаты их все равно не выполняют, то вина в этом, считает Сан Цзу, офицеров. Он делает вывод: "Если генерал не имеет власти, если его приказы не понятны, если офицерам и служащим четко не определены их обязанности — результатом будет полный хаос".

    Идеи управления, организации, высказанные Сан Цзу в его трактате, этим не ограничиваются. Он также писал о разделении армии на подразделения, о градации чинов среди офицеров, об использовании гонгов и сигнальных огней для коммуникации, важности флагов и другой военной символики.

    Вопросам государственного управления, в частности подбора людей на важные правительственные посты путем оценки и проверки их заслуг перед обществом, уделил внимание известный китайский моралист Конфуций (551 или 552 — 479 до н. э.). Основным источником учения Конфуция является сборник "Люнь юй" ("Беседы и размышления"), записанный его учениками. Из него видно, что Конфуций защищал архаичные отношения, вечный и неизменный порядок, суровую социальную иерархию, управление на основе неукоснительного соблюдения ритуалов, обрядов, определенных норм этики и морали.

    Из сборника Конфуция, а также работ его многочисленных последователей видно, что конфуцианство при оценке правителей значительное внимание уделяло эффективности их социально-экономической деятельности. Среди показателей этой эффективности были: обеспечение социальной стабильности общества, экономия на затратах, накопление и сохранение излишков в обществе, забота об обеспечении народного благосостояния, уменьшение налогов, привлечение людей к общественным работам, учитывая сезонность сельскохозяйственных работ и т. п.

    Именно эти, скорее морально-этические, чем законодательно закрепленные показатели в дальнейшем привели к практике, которую современники назвали бы рейтингом заслуг (оценки поступков) для продвижения по службе. Такая практика особенно широкое распространение получила во времена династии Хан (206 до н. э).

    Если для конфуцианства гарантом стабильности государственного строя было сохранение правителями неизменности патриархально-родовых отношений и устоявшихся правительственных норм, то неизвестные авторы трактата «Гуань-Цзи» (IV ст. до н.э.) считали необходимым регулярное влияние государства на общественную жизнь. Ими же была достаточно глубоко разработана система государственного регулирования экономики.

    Считая, что могущество государства возрастает прежде всего благодаря труду земледельцев, ремесленников, торговцев, служащих и других социальных групп населения страны, авторы «Гуань-Цзи» советовали, чтобы люди передавали свои навыки и знания новым поколениям. Они рекомендовали меры, которые должны были укрепить земледелие как важнейшую основу народного хозяйства: определять урожайность участков пашни, разделять их как можно более равномерно, устанавливать уровень налогообложения соответственно качеству земли, не отвлекать крестьян в период сельскохозяйственных работ, предоставлять им дешевый кредит, организовывать для обнищавших в неурожайные годы общественные работы.

    Авторы древнего трактата увидели в использовании государством товарно-денежных отношений большие возможности для управления экономикой страны. Именно через рынок, подчеркивалось в трактате, правитель "держит в руках возможности для регулирования хлеба, денег и металлов", обеспечивая стабильность страны. В трактате обоснован "принцип уравновешенного хозяйства". Согласно этому принципу в стране следовало создавать государственные фонды, которые потом использовались бы для выравнивания и стабилизации цен на хлеб. Правителям рекомендовалось постоянно рассматривать вопросы, связанные с налогами и денежным обращением. Предлагалось прямые налоги на отдельные товары заменять косвенными, применять для стабилизации хозяйства нормированную эмиссию денежных знаков и т.п.

    Вопросам государственного управления посвятил свои научные исследования и величайший государственный деятель Индии Каутилья — советник царя Чандрагупты I. Его основным трудом, посвященным учению о государстве, является "Артхашастра". Именно в этой работе, написанной примерно в 321 г. до н.э. и адресованной царям и правителям, изложены основы индийской общественной администрации и содержатся рекомендации относительно установления и поддержания в стране экономического, социального и политического порядка.

    Естественно, что для любого правителя важнейшей проблемой является узаконивание определенной социальной структуры общества. Именно с этого и начинается "Артхашастра", которая разделяет население страны на группы по кастовому признаку. Четыре касты ариев — брахманы, кшатрии, вайши и шудры — должны были жить по своим законам, закреплявшим социальное неравенство общества. "Соблюдение своего закона, — говорил Каутилья, — ведет на небо и к вечности. При его нарушении мир погибает от смешения каст".

    За каждой из каст, утверждается в "Артхашастре", закрепляется особый вид деятельности и соответствующие привилегии. Наибольшими привилегиями пользовались брахманы и кшатрии, которые добывали средства к жизни, будучи у царя на государственной либо военной службе. Вайши и шудры находились в сфере материального производства: в земледелии, скотоводстве, ремесленничестве, а также в торговле.

    "Артхашастра" придавала исключительное значение незыблемости кастовых различий. "Если шудра выдает себя за брахмана..., то он должен быть ослеплен посредством ядовитой мази или же уплатить штраф в 800 пана". Задача соблюдения и охраны кастовых различий, согласно Каутилье, возлагалась на царя. От него же зависело недопущение перехода ариев в состояние рабства.

    Свое учение о древнеиндийском хозяйстве Каутилья излагает не с позиций теоретического анализа. Оно скорее написано с позиций практической организации и управления его составными частями (отраслями). Речь, в частности, идет о земледелии, ремесле и торговле.

    Надзиратели в каждой из отраслей хозяйства, по свидетельству "Артхашастры", должны быть людьми, хорошо знающими эти отрасли. Так, "надзиратель в земледелии должен быть человеком осведомленным в науке о сельском хозяйстве и в уходе за (плодовыми) кустами и деревьями". Именно он должен был производить сев, применяя для этого "труд рабов, наемных работников и отрабатывающих штраф". В "Артхашастре" выражалась обеспокоенность задержками и препятствиями в обработке, возделывании земли, возникшими по вине кузнецов, плотников, землекопов, мастеров, плетущих канаты, ловцов змей и пр. Если указанные работники приносят хозяйству ущерб, то с них взимается штраф, соответствующий ущербу. Особенно суровые санкции должны были применяться к лицам, наносившим ущерб оросительным сооружениям, игравшим важнейшую роль в обеспечении нужд государства.

    Главной обязанностью надзирателей в ремесленном производстве было следить за тем, чтобы его продукция (доспехи, одежды, веревки и пр.) "изготавливалась специалистами этого дела". При этом количество и качество произведенной продукции, в частности, пряжи, прямо влияло на оплату труда, поощрялось подарками " а виде венков и благовоний или же иными видами внимания". Невыполнение же работы, как правило, наказывалось денежными штрафами. В свою очередь, штрафу подвергался и надзиратель, если оплата выдавалась им позднее надлежащего времени либо за неисполненную работу.

    Большое внимание в "Артхашастре" уделено торговле, особенно надзору за ней. И хотя эта отрасль не рассматривалась как ведущая к увеличению богатства нации, накоплению капитала, в "умножении торговли" "Артхашастра" видела один из факторов, ведущих к увеличению, с одной стороны, царской казны, а с другой — пользы для подданных. Поэтому надзирателю предписывалось по вопросу о прибыли от торговли "избегать такой прибыли, которая, хотя и может быть значительной, однако приносит вред подданным".

    "Артхашастра" рекомендует при организации и управлении торговлей руководствоваться прежде всего интересами потребителей и лишь затем прибылью. К примеру, подчеркивается необходимость торговать посредством исправных весов, проверку которых следовало производить каждые четыре месяца. Производимые товары должны отличаться доброкачественностью. "Артхашастра" ратует за ограничение торговли продуктами "питейного производства", учитывая отрицательное воздействие алкоголя на трудовую деятельность, на общий уклад жизни людей общества. Предполагалось также установление надзора за ценами и получаемой прибылью. Для местных товаров прибыль определялась в размере 5% от установленной цены, а для зарубежных — 10%. Все нарушения установленных порядков в торговле карались штрафами.

    Объективный анализ Каутильей путей и средств достижения успехов политиками, отсутствие их нравственных, моральных оценок закрепили за ним славу приверженца жесткого управления. Возможно, это было связано с тем, что Каутилья пытался прежде всего показать, кто из людей и как достигает успехов, а не объяснить, что они должны (обязаны) делать. Среди необходимых качеств государственного администратора он особо выделял следующие: благородное происхождение, мудрость, уверенность, красноречие, энергичность, общительность, преданность, здоровье и мужество, последовательность, неспособность откладывать дело со дня на день, отсутствие ненависти и вражды.

    Исходя из этого Каутилья рекомендовал тщательно подбирать работников. При подборе кадров, писал он "...используйте советников, но никогда не слушайте одного или двоих". Поэтому Каутилья рекомендовал создавать в государственных структурах соответствующие отделы и готовить подробное предписание обязанностей для различных должностей.

    Каутилье приписывают выдающуюся роль в развитии и сохранении индийской империи на протяжении многих столетий до н.э. И хотя его идеи больше касались государственного управления, даже краткое знакомство с ними свидетельствует, сколь древними являются многие из современных идей менеджмента.

Информация о работе Аспекты менеджмента в Древнем Китае и Древней Индии