Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 00:04, реферат
Взлет и упадок советской бюрократии. Гиперцентрализм закономерно способствует росту бюрократического аппарата. В условиях натурализации экономики и сильной деформации товарно-денежных отношений развивается система вертикальной ответственности. Так называемый демократический социализм быстро перерождается в авторитарный. Руководители более низкого ранга назначаются вышестоящими чиновниками и не несут ответственности перед работниками тех ведомств, организаций и учреждений, которыми руководят. Власть для народа эволюционировала не во власть народа, а во власть бюрократии от имени народа.
1.3.4. Взлет и упадок
советской бюрократии. Гиперцентрализм
закономерно способствует росту бюрократического
аппарата. В условиях натурализации экономики
и сильной деформации товарно-денежных
отношений развивается система вертикальной
ответственности. Так называемый демократический
социализм быстро перерождается в авторитарный.
Руководители более низкого ранга назначаются
вышестоящими чиновниками и не несут ответственности
перед работниками тех ведомств, организаций
и учреждений, которыми руководят. Власть
для народа эволюционировала не во власть
народа, а во власть бюрократии от имени
народа. Быстро разрушается, так и не успев
полностью сформироваться, механизм подчинения
центра воле трудящихся. Такой механизм,
по мысли Ленина, должен был осуществляться
через партию, профсоюзы, Советы и другие
органы представительской власти, опираться
на инициативу масс [18]. Ликвидация "старой
гвардии" в партии, огосударствление
профсоюзов и лишение Советов реальной
власти парализовали обратную связь, постепенно
превратив демократию в фикцию.
Основой разраставшегося
бюрократического аппарата была монополизация
роли в иерархическом разделении
общественного труда. Для советской
бюрократии, как и для бюрократии
вообще, характерны стремление ускорить
ход дела административными методами,
абсолютизация формы в ущерб содержанию,
принесение стратегии в жертву тактике,
подчинение цели организации задачам
ее сохранения. "Бюрократия, — писал
К. Маркс, — считает самое себя
конечной целью государства. Так как бюрократия
делает свои «формальные» цели своим содержанием,
то она всюду вступает в конфликт с «реальными»
целями. Она вынуждена поэтому выдавать
формальное за содержание, а содержание
— за нечто формальное. Государственные
задачи превращаются в канцелярские задачи,
или канцелярские задачи — в государственные"
[19].
В то же время советская
бюрократия обладала и рядом специфических
черт. Для нее характерно сращивание
законодательной и
В рамках бюрократической
структуры можно выделить высшее,
среднее и низшее звенья. С известной
долей условности к высшему звену
следует отнести
В условиях административно-командной
системы происходит фактическое
огосударствление рабочей силы. Достаточно
вспомнить широко практиковавшиеся
до недавнего различные формы
государственного принуждения (например,
массовое использование в 30-50-е годы
труда заключенных; привлечение
миллионов людей — рабочих, служащих,
учащейся молодежи и интеллигенции
— к осенне-полевым
Фактическая утрата
трудящимися положения
Для бюрократии характерно
отношение к работникам как к
"винтикам" государственной системы.
Действительно, полное огосударствление
экономики лишает рабочих свободы
выбора места и характера работы.
Государство монопольно определяет
условия предоставляемой
В 30-е годы принимается
ряд постановлений и указов, фактически
прикреплявших рабочих к
Стремление нижестоящих
чиновников выслужиться перед вышестоящими
породило такое характерное для
административно-командной
Укрепление государственно-
Не только государственные
предприятия, но даже и колхозы были
лишены реальных прав владения, пользования
и распоряжения принадлежащими им ресурсами.
Первоначально для колхозов устанавливалась
система обязательных заготовок
только по зерну, однако в дальнейшем
система обязательных закупок охватила
все основные виды продовольственных
и технических культур, а также
продукцию животноводства. Государство,
определяя структуру закупок, навязывало
тем самым определенную структуру
производства. Монопольно устанавливаемые
цены предопределяли эффективность (или
неэффективность) производства отдельных
видов продукции. Тем самым колхозы
не могли рационально
Тормозящую роль
оказывает и мелочная регламентация
производства. Следствием чрезмерного
огосударствления становится фактическая
утрата колхозно-кооперативной формой
собственности своего кооперативного
содержания. Чрезмерная опека со стороны
государства парализовала развитие
нашего сельского хозяйства, способствовала
возникновению такого странного
и трудно объяснимого с позиций "концепции
развитого социализма" явление, как
продовольственная проблема. Советский
Союз в середине 80-х годов по урожайности
зерновых занимал 90-е место, а по урожайности
картофеля — 71-е место, отставая не только
от среднемирового уровня, но также от
среднего уровня всех развивающихся стран!
К сожалению, это отставание не сокращалось,
а увеличивалось и в последующие годы.
За 1974-1985 гг. сельскохозяйственное производство
увеличилось в СССР лишь на 11,6%, тогда как
среднемировое производство выросло на
30,6% [21].
Дискриминации подвергалась
индивидуальная трудовая деятельность
и соответствующая ей индивидуальная
трудовая собственность. Целесообразность
их сохранения в мелкой розничной
торговле и сфере услуг доказывается
современным опытом развитых и развивающихся
стран. Действительно, индивидуальная
трудовая деятельность эффективна везде,
где производство еще не достигло высокого
научно-технического уровня и крупных
масштабов. Не секрет, что семейное производство
было вытеснено в 30-е годы не экономическими,
а административными методами, что существенно
ограничило удовлетворение общественных
потребностей. Огосударствление происходило
тогда не только в сфере производства,
но и в сферах распределения, обмена и
потребления. Государство определяло
стандарты бытия человека во всех сферах
в соответствии с местом, которое он занимал
в партийно-государственной иерархии.
Особенно наглядно
это проявлялось в сфере
В условиях административно-командной
системы господствует редистрибутивный
принцип распределения продукции. Причастность
к власти означает и причастность к распределению.
Вертикальная, зависящая от Центра, форма
распределения продукта воплощается в
номенклатурных уровнях распределения.
Поэтому главной формой социальной борьбы
становится не борьба вокруг собственности
на средства производства, а борьба за
доступ к ключевым рычагам распределения,
за контроль над каналами распределения.
Доход в обществе все больше зависит от
статуса, чина и должности. Социальное
деление общества выражается в его разделении
на рядовых производителей и управляющих.
Возникает целая система спецраспределителей
дефицитной продукции для людей, причастных
к власти. Торговля соединяется с распределением,
становится не формой обмена, а формой
редистрибуции. Возникают спецмагазины,
спецбуфеты, спецстоловые и т.д.
Наличие доступа
к дефицитным товарам у отдельных
социальных групп и их отсутствие
у других становится важным фактором,
усиливающим социально-
Углублению неравенства
способствовала и сложившаяся система
распределения общественных фондов
потребления, также ставшая основой
для различных привилегий (в первую
очередь работников государственного
аппарата). Дифференциация доходов
независимо от реального трудового
вклада стала особенно заметной на
фоне инфляционных процессов, окончательно
деформировав принцип "от каждого
— по способностям, каждому —
по труду". Кстати, сам факт нарастающей
инфляции явился своеобразным проявлением
внутренних противоречий хозяйствования
в условиях административно-командной
системы. Инфляция (до конца 1980-х гг.
незамечаемая нашей статистикой) наглядно
показывала разрыв между словом и делом,
между официальными показателями роста
уровня жизни и ее реальным уровнем, уровнем
дефицитной экономики.
Нарастающее неравенство
усиливает кастовые признаки бюрократии.
Начинают развиваться такие черты,
как эндогамность (стремление вступать
в браки лишь с людьми "своего круга"),
престижное потребление (оно пронизывает
весь образ жизни и находит свое выражение
в специфическом знаковом характере одежды,
предметов быта и т.д.), чувство избранности,
сословная психология и т.п. Характерно,
что в качестве ответной реакции у рядовых
производителей возникает понимание равенства
и социальной справедливости как уравниловки
в потреблении, что нашло наглядное отражение
в кампании по борьбе с привилегиями.
Роль бюрократии
в условиях административно-командной
системы особенно велика, потому что
ей противостоит рыхлая социальная структура.
"Бессубъектное общество", однако,
неоднородно. Оно состоит из множества
социальных групп, различающихся по
социальному статусу: уровню дохода,
потребления, степени защищенности
прав и т.д. Наличие мелкогрупповых интересов,
множественность статусов, региональный
и ведомственный сепаратизм рабочих способствует
росту группового и профессионального
эгоизма и кретинизма. В условиях общей
материальной скудости общества большую
роль играют различия в потреблении. Умело
используя различные мелкие привилегии
(премии, право на заказ, выдача бесплатной
путевки, льготная очередь на покупку
автомобиля, получение квартиры и т.д.),
бюрократия препятствует единству рабочего
класса, осознанию им своих классовых
интересов в условиях административно-командной
системы. Проблема перехода трудящихся
из одной структуры в другую также зависит
от представителей местной администрации,
что объективно укрепляет ее роль в обществе.
Оборотной стороной
бюрократической системы