Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение концентрации и монополизации производства и их взаимосвязь. Также к цели данного проекта относится рассмотрение анализа концентрации и монополизации производства в регионе.
Исходя из цели, поставим перед собой задачи:
Изучить сущность, формы и показатели уровня концентрации
Рассмотреть понятие монополизации производства
Осветить проблемы концентрации и монополизации в современных условиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…4
1.Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе….6
1.1.Сущность, формы и показатели уровня концентрации и монополизации..6
1.2 Монополизация производства и проблемы концентрации и монополизации в современных условиях……………………………………...15
2.Аналаиз уровня концентрации и монополизации производства в регионе на примере организации ОАО «ЗЯБ»……………………………………………..23
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………23
2.2. Анализ уровня концентрации и монополизации ОАО «ЗЯБ»………….....................................................................................................30
3 Разработка рекомендаций по оптимизации концентрации и монополизации производства в ОАО «ЗЯБ» …………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...43

Работа содержит 1 файл

анализ уровня концентрации и монополизации пр-ва в регионе.docx

— 117.42 Кб (Скачать)

Среднесписочная численность рабочих на ОАО «ЗЯБ»  составляет 950 человек, в строительных организациях ОАО «ЗЯБ»: 250 человек.

Основные  направления деятельности ОАО «ЗЯБ»:

    1. производство строительных материалов, конструкций и изделий:
  • производство сборного железобетона для жилья, промышленного и гражданского строительства, инженерных сетей, объектов энергетики (более 1000 марок);
  • изделия из эффективного ячеистого бетона;
  • высокопрочные вибропрессованные  бортовые камни, плиты тротуарные,  ломанный облицовочный камень;
  • фундамент;
  • товарный бетон, в том числе: гидротехнический и с противоморозными добавками;
  • строительный раствор, в том числе: цементный, цементно-известковый и с противоморозными добавками;
  • товарная арматура;
  • нестандартное оборудование и строительные металлоконструкции;
  • сухие строительные смеси  и сухая клеевая смесь;
  1. выполнение строительно-монтажных работ и технический надзор;
  1. выпуск товаров народного потребления, культурно-бытового и хозяйственного назначения;
  2. оказание услуг населению;
  3. коммерческо-посредническая и торгово-закупочная деятельность, а так же другие виды деятельности;

Уставной  капитал ОАО «ЗЯБ» составляет 471 666 рублей. Он составляется  из номинальной  стоимости акций, приобретенных  акционерами, в том числе из:

  • 78576 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 5 рублей;
  • 4956 штук привилегированных именных акций в счет безвозмездно  передаваемых работникам предприятия части имущества в соответствии со ст. 23 Закона Республики Татарстан «О преобразовании государственной и коммунальной собственности Республики Татарстан (о разгосударствлении и приватизации)» номинальной стоимостью 5 рублей;

ОАО «ЗЯБ» ведет реестр акционеров с обязательным включением в него следующих данных: количество и тип акций, дата приобретения, Наименование (имя) и местонахождение (местожительства) акционера, номинальная стоимость и цена приобретения акций.

Общество  вправе приобретать на организованном рынке ценных бумаг выпущенные им акции (за исключением акций, реализуемых  Комитетом и его представителями) для последующей продажи другим лицам. В течение года не может  быть куплено более 10% выпущенных им акций. Приобретенные акции могут  состоять на балансе не более 1 года. Распределение прибыли, а также  голосование и определение кворума  на собрании акционеров происходят без  указанных акций. Акции, не реализованные в течение этого срока, подлежат аннулированию с соответствующим уменьшением уставного капитала Общества.  

Высшим  органом управления ОАО «ЗЯБ»  является общее собрание  акционеров. ОАО ежегодно проводит общее собрание акционеров в срок, определяемый Советом  директоров, но не ранее чем через  два месяца, и не позднее чем  через шесть месяцев после  окончания финансового года. На годовом  общем собрании акционеров решается вопрос об избрании Совета директоров общества, ревизионной комиссии общества, утверждение аудитора, рассматривается  представленный Советом директоров общества годовой отчет и иные документы в соответствии с действующим  законодательством.

Совет директоров ОАО «ЗЯБ» осуществляет общее  руководство деятельностью, за исключением  решения вопросов, отнесенных уставом  к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Руководство текущей  деятельностью ОАО «ЗЯБ» осуществляется единоличным исполнительным органом  — генеральным директором, избираемым общим собранием акционеров сроком на пять лет.

   Исполнительный орган организует выполнение решений общего собрания акционеров и Совета директоров. Единоличный исполнительный орган (генеральный директор) без доверенности действует от имени ОАО «ЗЯБ», в том числе представляет его интересы, совершает сделки от его имени, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников завода.  Основные показатели финансово–экономической  деятельности  предприятия представлены в таблице 2.1.1

 

Таблица 2.1.1

Финансово – экономические показатели

хозяйственной деятельности  предприятия  за 2008 – 20010 гг.

Показатели

прибыли

2008

 

+, -

2009

+, -

2010

+, -

Абс. цифра

Удел.

вес, %

Абс. цифра

Удел.

вес, %

Абс. цифра

Удел.

вес, %

Выручка от реализации

 

8770

 

1000

 

 

27200

 

1000

 

+18430

 

31410

 

1000

 

+4210

Себестоимость

9460

1070,87

 

17460

640,19

+800

28830

910,79

+1137

Валовая прибыль

-69

-7,87

 

974

35,81

+1043

258

8,21

-716

Прочие доходы и расходы

 

470

 

50,36

 

 

410

 

10,51

 

-6

 

820

 

20,61

 

+41

в том числе:

                 

- прочие внереали-зационные расходы

 

140

 

10,60

 

 

180

 

0,66

 

+4

 

82

 

20,61

 

+64

Прибыль до налогообложения

 

-116

 

-13,23

 

 

9330

 

340,30

 

+1049

 

1760

 

50,60

 

-757

Текущий налог на прибыль

 

340

 

30,88

 

 

1860

 

60,84

 

+152

 

37

 

1,18

 

-149

Чистая прибыль

- 150

-17,10

 

747

27,46

+897

139

4,42

-608


 

   Данные таблицы  2.1.1 свидетельствуют о том, что выручка предприятия в 2008 году составляла 8770 т.руб.  В 2004 году сумма ее резко увеличилась на 17430 т.руб. и составила 27200 т.руб. В 2009 году сумма выручки увеличилась на 4210 т.руб. и составила 31410 т.руб. В целом, наблюдается тенденция роста выручки. Динамика выручки предприятия за три года представлена на рис.2.1.2.  Анализ отчета о прибылях и убытках также свидетельствует, что себестоимость продукции в 2008 году составляла 9460 т.руб. Удельный вес ее в общей структуре прибыли составлял 107,86%. В 2008 году себестоимость увеличилась на 8000 т.руб., удельный вес ее снизился до 64,1%. Общая сумма себестоимости составляла 17460 т.руб. В 2009 году  величина себестоимости выросла до 28830 т.руб., удельный вес  в общей структуре доходов равен 91,7%. Сумма прироста  составила 11370 т.руб.

  Текущий налог на прибыль в 2008 году составлял 340 т.руб., в 2009 году 1860 т.руб., в 2010 году  370 т.руб. Наблюдается тенденция неравномерности суммы текущего налога на прибыль.

  Чистая прибыль в 2008 году отсутствует, убыток составил 1500 т.руб. В 2009 году размер прибыли увеличился до 7470 т.руб., удельный вес составил 27,46%. В 2005 году сумма чистой прибыли составила 1390 т.руб. Это на 6080 т.руб. меньше, чем в 2009 году и удельный вес ее равен 4,42%[18].

  Отсутствие  прибыли в 2008 году объяснить можно повышением издержек на производство работ и услуг предприятия, которые были обусловлены освоением нового вида деятельности – экспертизы промышленной безопасности, повышением цен на энергоносители и транспортные расходы.                              

Динамика чистой прибыли предприятия  в 2008 - 2010 году представлена на рис. 2.1.2.

  


      747

     139

 0

100

200

300

400

500

600

700

800

2008

2009

2010              год

 т.руб.


Рис.2.1.2 Динамика чистой прибыли  предприятия за 2003 - 2005 г.г.

  В 2008 г. прибыль отсутствует. В 2009 наблюдается тенденция роста и сумма прибыли составила 7470 т.руб. В 2010 году наблюдается снижение прибыли до 1390 т. руб.

Инвентаризация на заводе «ЗЯБ».

Ячеистый бетон: Использование ячеистого бетона, позволяет достичь самой высокой эффективности строительства, строить самое дешевое жилье:

  1. Блоки стеновые мелкие
  2. Блоки перегородочные
  3. Блоки стеновые армированные
  4. Изделия теплоизоляционные
  5. Утеплитель дробленый
  6. Плиты перекрытия
  7. Перемычки
  8. Стеновые панели серии 1.030.1-1
  9. Панели серии 125 крупнопанельных жилых домов и общественных зданий.

 Ж/б изделия:

  1. Лотки
  2. Перемычки
  3. Кольцо стеновое (диаметр 1,0 м, 1,5 м и 2,0 м)
  4. Плита перекрытия колодца, плита днища колодца и крышка колодца
  5. Фундаментные блоки

  Проделав данный анализ можно сделать вывод, что предприятие является олигополистичным и перейти к конкретным расчетам и анализу предприятия.

 

2.2. Анализ уровня концентрации и монополизации ОАО «ЗЯБ»

 

ОАО «ЗЯБ» является олигополистичным предприятием, т.к. организация внимательно следит за действиями конкурентов, в том числе за их ценовой политикой, с кем они сотрудничают и в данном положении. Здесь имеет место быть сравнение организации на конкурентоспособность с другими подобными предприятиями.

Оценка конкурентоспособности  начинается с определения цели исследования:

  • если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
  • если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

Независимо  от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться  постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении  той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

  • рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;
  • анализируются направления развития аналогичных разработок;
  • рассматриваются сферы возможного использования продукции;
  • анализируется круг постоянных покупателей.

На конкурентоспособность  фирм, занимающихся строительством влияют следующие параметры: качество, надежность, стабильность работы, стаж работы на рынке, т.е. известность фирмы и цена комплектующих. По этим показателям все строительные материалы делятся на две категории: noname и брендовские. Не все строительные материалы делятся на эти две категории.

Завод «ЗЯБ» обладает больше преимуществами, нежели недостатками, что отражено в таблице 2.2.1.:

Преимущества

Недостатки

1.быстрый срок сдачи объекта

1.в случае просрочки оплаты  взымаются проценты с просроченной  задолженности

2.доступные цены

2.в связи в широким документооборотом,  возможны задержки

3.широкий спектр услуг

 

4.гарантии на построенный объект

 

В таблице 2.2.1 отражены весьма общие характеристики, но из ней видно, что в организации  больше преимуществ, нежели недостатков.

В качестве оценки конкурентоспособности услуг возьмем постройку кирпичных домов за городом .

А теперь рассчитаем стоимость постройки нового кирпичного гаража данной конфигурации в сравнении с ОАО «КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ»,с тем рсчетом,что физические лица оплачивают наличными .

 

 

 

Таблица 2.2.2. «Строевые части кирпичного гаража в ОАО «КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ»»

 

Наименование  строевой части гаража 

Сумма,руб.

Пол

32440,5

Стены

53230,5

Крыша

29920,5

Ворота

10710

Окна

13860

Вентиляция

10390,5

Освещение

3460,5

Стеллажи  для хранения колес

10390,5

Стеллажи  для хранения автохимии

2200,5

Подвал

1570,5

Сигнализация

34650

Итого:

203000р.


 

Итого, средняя стоимость дома ОАО «КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ» гаража составит 32440,5 + 34650 + 10710 + 29920,5 + 13860 + 10390,5 + 3460,5 + 10390,5 + 2200,5 + 1570,5 + 53230,5 = 203000 руб. 

Таблица 2.2.3 «Строевые части кирпичного гаража в ОАО «ЗЯБ»»

Наименование  строевой части гаража 

Сумма,руб.

Пол

31210

Стены

33760

Крыша

50000

Ворота

27710

Окна

13060

Вентиляция

10510

Освещение

3020

Стеллажи  для хранения колес

11150

Стеллажи  для хранения автохимии

2010

Подвал

1500

Сигнализация

11150

Итого:

195080р.

Информация о работе Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе