Анализ структуры конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Конфликт – по сути дела – одна из форм внутривидовой и межвидовой борьбы за существование, один из механизмов естественного отбора, который заставляет нас полностью раскрыться в борьбе с оппонентом. В этих условиях знание структуры конфликта позволяет не только управлять конфликтной ситуацией и извлекать пользу, как для себя, так и для оппонентов, но и предвидеть ее исход. Анализу структуры конфликта и посвящена данная работа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТОРОНЫ КОНФЛИКТА 4
2. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА 8
3. СУБЪЕКТИВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНФЛИКТА 12
4. МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА НА ОСНОВАНИИ СТРУКТУРЫ И ЭТАПОВ ЕГО РАЗВИТИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 27

Работа содержит 1 файл

Анализ структуры конфликта_курс.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

       Окружающая  среда – это совокупность объективных условий конфликта. Среда конфликта оказывает большое влияние на причины его возникновения и его динамику. С точки зрения уровней социальной системы различают макро- и микросреду. Макросреда это совокупность условий взаимодействия людей, влияющих на большие социальные группы и государства. Микросреда влияет на малые группы, внутриличностное самочувствие и межличностное взаимодействие. По природе составляющих ее компонентов можно выделить физическую (гео, климатические, экологические и пр.) и социальную (социальные условия, в которых развивается конфликт, включая его косвенных участников) среду. Поэтому можно говорить о том, что каждый конфликт имеет характеристики:

    • пространственные: географические границы, сферы возникновения и проявления конфликта, условия и повод возникновения, конкретные формы проявления, средства и действия, которыми пользуются субъекты, результат конфликта;
    • временные: длительность, частота, повторяемость, продолжительность участия каждого субъекта, временные характеристики каждого из этапов;
    • социально-пространственные количество и интересы людей, втянутых в конфликт.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. СУБЪЕКТИВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНФЛИКТА 

      Помимо  объективных составляющих конфликта  существуют также субъективные составляющие – устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т.е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.

       Прежде  всего, выделяют мотивы сторон – это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев их скрывают, предъявляя открыто мотивировку, которая отличается от истинных мотивов.

       Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий оппонентов. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.

       Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегию и тактики. Среди основных принципов выделяются: концентрация сил, координация сил, нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника, экономия сил и времени.

       Стратегия поведения в конфликте рассматривается  как ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. В основе выделения стратегий лежит концепция о «силовом поле» мотивации руководителя, ориентированного либо на производство, либо на человека, производителя. Первая «силовая линия» ведет к максимально высоким объемам прибыли и рассматривается как напористость. Вторая направлена на человека, на то, чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали его потребностям и запросам. Она рассматривается как кооперативность. Выделяются 5 стратегий.

       Соперничество – заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения.

       Сотрудничество  – позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.

       Компромисс  – предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны.

       Приспособление – основывается на понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента.

       При избегании – участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.

       Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них. Например, в значительной части конфликтов по вертикали в зависимости от изменения обстановки оппоненты меняют стратегию поведения, причем подчиненные идут на это в полтора раза чаще, чем руководители – 71% и 46% соответственно.

       Соперничество – наиболее часто применяемая стратегия: оппоненты пытаются реализовать данный способ достижения своей цели в более чем 90% конфликтов, а сотрудничество – только в 2-3% ситуаций.

       Стратегии в конфликте реализуются через  различные тактики. Можно отметить следующие из них6.

       1. Тактика захвата и удержания объекта конфликта.

       Применяется в конфликтах, где объект материален.

       2. Тактика физического насилия (ущерба).

       Применяются такие приемы, как уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесение телесных повреждений, блокирование чужой деятельности, причинение боли и т.п.

       3. Тактика психологического насилия (ущерба).

       Вызывает у оппонента обиду, задевает самолюбие, достоинство и честь. Ее проявления: оскорбление, грубость, оскорбительные жесты, негативная личностная оценка, дискриминационные меры, клевета, дезинформация, обман, унижение, жесткий контроль за поведением и деятельностью, диктат в межличностных отношениях. Часто (более 40%) применяется в межличностных конфликтах.

       4. Тактика давления.

       Спектр  приемов включает предъявление требований, указаний, приказов, угрозы, вплоть до ультиматума, предъявление компромата, шантаж. В конфликтах по вертикали применяется в двух из трех случаев.

       5. Тактика демонстративных действий.

       Применяется с целью привлечения внимания окружающих к своей персоне. Это могут быть публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, заведомо неудавшаяся попытка самоубийства, неотменяемые обязательства (бессрочные голодовки, перекрытие железнодорожных путей, автомагистралей, использование транспарантов, плакатов, лозунгов и т.п.).

       6. Санкционирование – воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, наложение запрета, установление блокад, невыполнение распоряжений под каким-либо предлогом, открытый отказ от выполнения.

       7. Тактика коалиций.

       Цель  – усиление своего ранга в конфликте. Выражается в образовании союзов, увеличение группы поддержки за счет руководителей, общественности, друзей, родственников, обращении в СМИ, различные органы власти. Используется в более чем одной трети конфликтов.

       8. Тактика фиксации своей позиции.

       Наиболее часто применяемая тактика (80% конфликтов). Основана на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции. Это убеждение, просьбы, критика, выдвижение предложений и т.д.

       9. Тактика дружелюбия.

       Включает  корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение.

       10. Тактика сделок.

       Предусматривает взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.

       Тактики бывают жесткими, нейтральными и мягкими. В конфликтах перемены тактик идут обычно от мягких к жестким.

       Обычно  конфликтная ситуация характеризуется значительной степенью искаженности и неопределенности. Поэтому именно эта «неопределенность» исхода является необходимым условием возникновения конфликта, ибо только в этом случае в конфликт могут вступать те его участники, которые с самого начала обречены на поражение.

         При нейтральном взаимодействии  ситуация общения воспринимается, как правило, адекватно. Конечно, происходит определенное искажение и потеря информации, как в ходе коммуникации, так и в результате специфики социальной перцепции, о чем уже сказано выше при рассмотрении генезиса конфликта. Это вполне естественно, так как информация не обезличена, а имеет личностный смысл. Однако в конфликтной ситуации восприятие претерпевает особенные изменения – возрастает степень субъективности восприятия.

       Степень искажения конфликтной ситуации – не постоянная величина. Это могут быть незначительные отклонения, например, в кратковременных конфликтах. Однако исследования социально-перспективных процессов в трудных ситуациях взаимодействия показывают, что искажения в восприятии ситуации способны достигать значительных масштабов.

       Рассмотрим, в чем состоит искажение конфликтной  ситуации7.

       а) Искажение конфликтной ситуации целом.

       В конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конфликта, но и конфликтная ситуация в целом:

    • Конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, упускаются, не анализируются.
    • Происходит схематизация конфликтной ситуации. Выделяются лишь некоторые основные связи и отношения.
    • Уменьшается перспектива восприятия ситуации. Предпочтение отдается принципу «здесь» и «теперь». Последствия, как правило, не просчитываются.
    • Восприятие ситуации происходит в полярных оценках – «белое и черное». Полутона используются редко.
    • Происходит фильтрация информации и интерпретация в том русле, которое соответствует предубеждениям.

       б) Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.

         А. Собственная мотивация. 

       Как правило, себе приписываются социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоинства, защита демократии, конституционного строя и т.д.) Собственные помыслы оцениваются как благородные, цели – как возвышенные и поэтому достойные реализации. Оппонент закономерно приходит к выводу, что он прав.

         Б. Мотивы оппонента.

       Оцениваются как подлые и низменные (стремление к карьеризму, обогащению, подсиживание старшего начальника, лесть и т.д.) Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной очевидности фиксировать и мотивы положительной направленности, то возникают ошибки в оценке мотивов. «Да, – рассуждает участник конфликта, – оппонент в чем-то может быть и прав, но посмотрите, как он действует!». Далее следует подробный анализ противоречащих общепринятым нормам стремлений его оппонента.

         в) Искажение восприятия действия, высказываний, поступков.

       А. Собственная позиция.

       Обычно фиксируется нормативная обоснованность своей позиции, ее целесообразность.

       Целевая составляющая рассматривается в русле «Я прав, поэтому я должен победить!».

       Операциональная составляющая может восприниматься в следующих вариантах:

    • я все делаю правильно;
    • я вынужден так делать;
    • по-другому в этой ситуации невозможно поступить;
    • он сам виноват, что мне приходится так действовать;
    • все так делают.

       Б. Позиция оппонента.

       Рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкрепленная. Поэтому единственно  возможной целью оппонента, которая может быть признана и одобрена, является «он должен уступить, он должен проиграть».

       Операциональная составляющая воспринимается в следующих интерпретациях:

    • это подлые поступки, это удары ниже пояса;
    • он делает только то, что мне во вред;
    • он намеренно так поступает.

Информация о работе Анализ структуры конфликта