Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:33, курсовая работа
Важнейшим понятием в менеджменте является организация (фирма). Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.
И, последний, но немаловажный фактор макроокружения предприятия - технологии. В настоящее время технологические перемены, особенно в области электронной коммерции и информационных технологий, самым существенным образом влияют на деятельность предприятий. Например, достижения в области производства микропроцессоров не только обусловили массовое использование домашних компьютеров, но также создали возможность работать и совершать покупки, не выходя из дома - что, вероятно, можно расценивать как еще один шаг в сторону улучшения качества жизни. Стратеги малого бизнеса должны всегда быть в курсе практически всех аспектов технологических перемен в отрасли.
Таким образом, прежде чем приступать к разработке стратегии, следует тщательно взвесить и оценить такие факторы, как скорость технологического обновления в отрасли, наличие товаров-заменителей, достижения в сфере информационных технологий, развитие электронной торговли, использование Интернета и прочие факторы. Также важно выделить часть финансовых ресурсов фирмы на исследования и разработки, чтобы обеспечить фирме возможность идти в ногу с технологическими изменениями в отрасли.[12,с. 448]
2.3 Особенности анализа внешней среды в современных фирмах России
В связи с переходом России к рыночным отношениям, внешняя среда организаций нашей страны резко изменилась, поэтому она имеет свои особенности в отличии от других стран, где эти отношения развиваются на протяжении многих десятилетий и здесь научились противостоять воздействиям факторов внешней среды.[15, c.254]
Особенности среды внешнего окружения заключаются в её сложности и подвижности, сюда также можно включить и неопределённость. Очень большое количество факторов приходится учитывать менеджерам. Здесь можно выделить несколько факторов, которые стоят выше других, таковыми являются: высокие налоги, правительственное регулирование и бюрократия, трудности в поисках источников финансирования и нахождения хороших работников. И это действительно очень важные факторы, так как именно они являются основными препятствиями и проблемами. Налоговое законодательство и вообще законодательство в России настолько не идеально, что организации не могут как следует реагировать на его изменения. Законы в РФ изменяются, чуть ли не каждую неделю.
Штат бюрократического аппарата в России настолько вырос и преобладание вертикальных связей в государственном аппарате настолько велико, что некоторые люди не могут открыть своё дело, а организации должны отчитываться не перед одним, а несколькими чиновниками. И в последнее время всё больше проявляется коррупция в органах государственной власти.
Трудности в поисках источников финансирования не менее важная проблема. Особенно остро эта проблема стоит сейчас, когда в стране происходит и экономический и политический кризис. В данный момент, когда курс рубля падает, организациям не выгодно брать кредиты в банках, так как проценты, под которые выдаётся кредит, очень высоки.
Но особо важной проблемой является нахождение хороших работников, особенно, менеджеров. В России единицы менеджеров-профессионалов. Это объясняется тем, что в связи с переходом от плановой экономики к рыночным отношениям, не было специально подготовленных людей, которые бы могли управлять в условиях рыночной экономики. Только сейчас, понимая эту проблему, осуществляют подготовку профессионалов-управленцев.
Но не только отечественные организации сталкиваются с этими факторами, но и зарубежные предприниматели. И они, предполагающие начать свою деятельность в России, должны быть готовы столкнуться с проблемами и препятствиями, которые в сходной степени не существуют у них в стране. Эти факторы могут включать надёжность деловых партнёров и поставщиков, банковское обслуживание, валютно-финансовые операции, преступность против бизнеса, этические проблемы. Они также должны быть готовы к тому, что их российские патриоты могут придавать меньшее значение проблемам, которые часто являются важными с точки зрения иностранных коллег, таким, как управление персоналом, реклама, несправедливая конкуренция, повышение квалификации работников, а также их обучение.[13, с. 200]
Заключение
Рассмотрев и проанализировав внешнюю среду организации, сделаем основные выводы по данной теме.
Анализ внешней среды - это важный для выработки стратегии организации и сложный процесс, требующий влиятельного отслеживания в среде процессов, оценки факторов и установление связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.
Успех организации зависит от внешнего окружения организации, без которого не возможен жизненный цикл любой организации. Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы - к среде косвенного воздействия. Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Внешняя среда имеет свойства сложности и неопределенности.
Все факторы внешней среды находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменение одного из факторов обязательно приводит к тому, что происходит изменение других факторов. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменения одного фактора, но и с условием того, как эти изменения скажутся на других факторах. Также степень воздействия отдельных факторов на различные организации различна. В частности, степень влияния проявляется по-разному в зависимости от размера организации и отраслей принадлежности. Кроме этого, организация должна составить список тех внешних факторов, которые являются потенциальными посетителями угроз для организации. Также необходимо иметь список тех внешних факторов, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для организации. Для того чтобы организация могла результативно изучать состояние факторов, должна быть создана специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими - то особыми событиями, так и проведение регулярных наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям. Российская развивающая рыночная экономика слишком часто следует методу «проб и ошибок», в связи, с чем особенно важно сотрудничество с другими странами в стремлении ускорить усвоение знаний и опыта.
Таким образом, главным выводом является то, что внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации. Все переменные тесно переплетаются между собой и влияют друг на друга. Менеджер должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одного из виду, и принимать верное решение.
Список использованной литературы
1.Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. - 175 с.
2.Виханский О. С. Стратегическое управление. - М.: Гардарика, 2001. - 296 с.
3. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб: Издательство «Питер», 1999. - 560 с.
4. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. - М.: Экономист, 2002. - 416 с.
5. Зуб А., Локтионов М. Системный стратегический менеджмент: методология и практика. - М.: Генезис, 2001. - 752 с.
6. Круглова Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент. - М.: Издательство РДЛ, 2003. - 464 с.
7. Круглов М. И. Стратегическое управление компанией. - М.: Русская Деловая Литература, 1998. - 768 с.
8. Кэмпбел Д., Стоунхаус ДЖ., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент. - М.: ООО «Издательство Проспект», 2003. - 336 с.
9. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2000.- 375 с.
10. Соболев Ю.В., Дикань В.Л., Дейнека А.Г., Позднякова Л.А. Стратегия предприятия и стратегический менеджмент. - Х.: ООО «Олант», 2002. - 416 с.
11. Томсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с.
12. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегий / Пер с .анг. М.: ЮНИТИ, 2001. - 506 с.
13. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент - М.: Дело, 2001. - 448 с.
14. Хасби Д. Стратегический менеджмент. - М.: «Контуры», 1998. - 200 с.
15. Хоскинг А. Курс предпринимательства - М.: МЭО, 2003. – 254 c.
16. Ципов С.А. Стратегическое управление: модульная программа для менеджеров. - М.: Инфра- М, 2003.- 321 с.
17. Царицина Л.В. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации / Пер с анг. - М.: Инфра - М, 2000.- 412 с.
18. Швальбе Х. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. - М.: Республика,2005. – 125 c.
19. Эванс Дж.М, Берман Б. Маркетинг - М: Экономика, 2004. – 95 c.