Анализ социально-экономического состояния Владимирской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цели:

1) определение текущего социально-экономического развития региона;

2) построение выводов относительно конкретных показателей социально-экономического развития региона.


Задачи: составить краткое описание региона, провести анализ экономического, социального, технологического и политического развития региона.

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Анализ социально-экономического состояния Владимирской области. 4

Пункт 1.1. Введение к социально-экономическому анализу региона. 4

Пункт 1.2. Демографическая структура. 7

Пункт 1.3. образовательный уровень. 16

Пункт 1.4. Экономика. 19

Пункт 1.5. Рабочая структура. 26

Пункт 1.6. Безработица. 30

Пункт 1.7. Туризм. 32

Глава 2. SWOT-анализ. 34

Метод анализа иерархии. 36

Заключение 42

Список литературы. 43

Работа содержит 1 файл

Владимирская область.docx

— 474.85 Кб (Скачать)
 

 

Структура экономически активного населения по возрасту.

  до 20 20-29 30-29 40-49 50-59 60-72
численность эк. активного населения, % 2,4 23,3 23,4 26,9 19,7 4,4
 

 
 

Структура экономически активного населения по уровню образования.

  высш. проф. неполное высш. проф. среднее проф. начальное проф. среднее полное (общее) основное общее не имеют общего
численность эк. активного населения, % 21 1 30,6 24,4 19,6 3,3 0,2
 

 

Вывод.

Тенденция к  сокращению занятого населения (в связи  с убылью населения). Численность  занятого населения по видам экономической  деятельности соответствует развитию отдельных отраслей, таким образом, наибольшая часть населения занята в сфере обрабатывающего производства. 
 
 
 
 
 

Пункт 1.6. Безработица.

Уровень безработицы

уровень безработицы, % 2006 2007 2008
Владимирская  область 10,9 6,9 5,6
 
 

 

Распределение численности безработных по полу.

  всего мужчины женщины
тыс. чел. 43 21 22
 

 

Распределение численности безработных по возрастным группам (данные на 2009 г.)

  до 20 20-29 30-39 40-49 50-59 60 и более
численность безработных, % 7,2 28,1 20,5 26,2 15,5 2,5
 

 

Численность незанятых  граждан, зарегистрированных в государственных  учреждениях службы занятости населения, в расчете на одну заявленную вакансию.

  2006 2007 2008
соотношение вакансий и соискателей, чел. 1,8 1,3 2,8
 

Вывод.

Уровень безработицы  снижается, наибольшая часть безработного трудоспособного населения находится в пределах от 20 до 59 лет и не зависит от пола.

Пункт 1.7. Туризм.

 

Структура туристского  комплекса Владимирской области  на современном этапе представлена предприятиями следующих направлений:

  • туристские фирмы (бюро, агентства);
  • средства размещения;
  • общественное питание;
  • транспортное обеспечение;
  • экскурсионное обслуживание;
  • народные промыслы и художественная промышленность.
 

  На территории Владимирской области действуют 46 туристских фирм, среди которых 16 находятся в Г. Владимире.

  Из числа  вышеуказанных фирм по результатам  опроса потребителей автором в составе  научного коллектива кафедры «Экономики и управления предприятиями» Владимирского  государственного университета в 2006 году было выявлено, что наиболее известными являются: «Золотое кольцо плюс», «Интурист», «Владимирское бюро путешествий  и экскурсий», «Владимиртурсервис», «Вояж-К», «Владинвесттур», «Спутник».

  Туристские  фирмы «Интурист», «Владимирское  бюро путешествий и экскурсий» и  «Спутник» относятся к фирмам с устоявшимся имиджем, т. к. существуют на внутреннем рынке ещё с «советских»  времён. Что же касается остальных  фирм, то они только формируют облик  своего имиджа, т. к. появились относительно недавно на рынке туристских услуг. 

  Туристские  фирмы Владимирской области занимаются следующими видами деятельности:

  • приём российских туристов;
  • приём иностранных туристов;
  • отправка российских туристов по нашей стране и за рубеж;
  • транспортные услуги;
  • оформление въездных и выездных документов;
  • продажа, бронирование авиа- и ж/д билетов;
  • страхование туризма.
 

  Однако  существуют туристские фирмы, которые  занимаются не всеми вышеперечисленными видами деятельности, а лишь некоторыми из них. Например, туристское агентство  ИЧП «Квадра» в Г. Владимире занимается только отправкой индивидуалов за рубеж, а «Центр туристско-краеведческой  работы и экскурсий» в г. Суздале - только приёмом российских и иностранных  граждан. 

Число въездных туристов.

  2003 2004 2005 2006 2007
  тыс. чел. 21,7 21,1 35,2 38,4 41,1
 

Глава 2. SWOT-анализ.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ  СТОРОНЫ
Экономическое развитие
    • Экономический подъем области, выраженный в существенном росте промышленного производства и некотором росте инвестиций;

Социальное  развитие

    • 1)Низкий уровень регистрируемой безработицы;
    • 2)Рост оборота розничной торговли и объемов жилищного строительства свидетельствует о положительных потребительских настроениях.

Технологическое развитие

    • 1)В структуре производства преобладают наукоемкая высокотехнологичная отрасль – машиностроение.
    • 2)Благоприятное экологическое состояние области и ее принадлежность к регионам Золотого кольца, способствует развитию туризма, как внутреннего, так и въездного.

3)Развитая транспортная инфраструктура способствует как внутрирегиональной миграции населения, так и снижению транспортных расходов предприятий.

Политическое  развитие

Наличие и реализация программ развития региона свидетельствует  о намерениях местной власти по созданию и улучшению условий для привлечения  инвестиций и экономическому развитию региона, росту уровня жизни населения.

Экономическое развитие
    • Низкое технологическое развитие сельскохозяйственной отрасли делает доходы населения, занятого в сельском хозяйстве, низкими, что снижает платежеспособный спрос на территории региона.

Социальное  развитие

Относительно  низкий уровень платежеспособного  спроса (низкая среднемесячная номинально начисленная заработная плата, снижение величины реальных денежных доходов  населения, задолженность по заработной плате), сдерживают рост спроса на потребительских  рынках.

Технологическое развитие

Отсутствие современных  технологий и оборудования на предприятиях преобладающих в экономике отраслей сдерживает экономическое развитие региона и объясняет относительно низкий уровень жизни в регионе.

Политическое  развитие

Отсутствие усилий местной власти по стабилизации социальной обстановки, результатом чего стал резкий рост инвестиционного риска региона.

ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНА УГРОЗЫ  ДЛЯ РЕГИОНА
    • 1)Специализация региона на наукоемких отраслях (машиностроении, приборостроении, радиоэлектронике) делает экономику региона зависимой от инвестиций в НИОКР. Перспективой развития этих отраслей является выход на международный рынок сбыта продукции.
    • 2)В пищевой промышленности, перспективным является выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Предпосылкой для развития пищевой промышленности может стать организация пищевых производств, основанных на сельскохозяйственной продукции области.
    • 3)Для реализации туристического потенциала необходимо создание туристической инфраструктуры и активная рекламная кампания области как в России, так и за ее пределами.
    • 4)Для реализации потенциала сельскохозяйственной отрасли необходимы инвестиции в технологии, а также система государственной поддержки отрасли. Перспективным являются союзы и совместные предприятия с иностранными производителями сельскохозяйственной продукции, а также организация фермерских хозяйств.
  1. 1)Специализация региона на трех видах промышленности делает его экономику подверженной риску масштабного экономического спада, связанного со стагнацией хотя бы в одной отрасли. Подобный спад возможен в случае резкого снижения спроса на продукцию данных отраслей.
  2. 2)Риск снижения платежеспособного спроса в результате роста уровня безработицы, связанного как со снижением спроса на продукцию отраслей экономики региона, так и со снижением уровня образования населения.
  3. 3)Риск снижения платежеспособного спроса в результате увеличения задолженности по заработной плате на предприятиях региона.
  4. 4)Риск усиления темпа инфляции, вызванный как интенсивным ростом цен производителей, так и дисбалансом спроса и предложения на конкретном рынке. Усиление темпа инфляции снижает покупательную способность населения, и соответственно, величину внутреннего платежеспособного спроса.
  5. 5)Риск снижения инвестиционной привлекательности в результате роста инвестиционного риска региона. Рост инвестиционного риска возможен за счет роста как политических, социальных, экологических рисков.

Метод анализа иерархии.

Цели:

      1. Развитие сельских территорий и туризма;
      2. Развитие жилищного строительства;
      3. Создание транспортно-логического центра;
      4. Совершенствование работы органов государственной власти и местного самоуправления.
 

Критерии:

1. Влияние на  бюджет.

2. Соответствие  соц. программ + привлечение внешних  инвестиций.

3. Влияние на  качество жизни.

4. Последствия  невыполнения мероприятий.  

  k1 k2 k3 k4 å
k1 1 1/2 3 4 8,5
k2 2 1 6 8 17
k3 1/3 1/6 1 1/3 1,83
k4 1/4 1/8 3 1 4,375
S 3,58 1,795 13 13,33 31,71

1/2 = 0,5

1/3 = 0,33

1/4 = 0,25

1/6 = 0,17

1/8 = 0,125 
 
 
 
 
 
 
 

Проверка матрицы  на согласованность.

1) λ  max = 3,58*0,27 + 1,795*0,54 + 13*0,06 + 13,33*0,14 = 0,857 + 0,869 + 0,78 + 1,756 = 4,26

2) Индекс согласованности.

, следовательно, матрица согласована.

Матрица целей для первого  критерия:

  C1 C2 C3 C4 å
C1 1 3 2 4 10
C2 1/3 1 1/2 2 3,83
C3 1/2 2 1 3 6,5
C4 1/4 1/2 1/3 1 2,08
S 2,08 6,5 3,83 10 22,38
 
 
 
 
 

Проверка матрицы  на согласованность.

1) λ  max = 2,08*0,45 + 6,5*0,17 + 3,83*0,29 + 10*0,09 = 0,936 + 1,105 + 1,1107 + 0,9 = 4,05

2) Индекс согласованности.

ИС = 0,017

ОС = 0,019 < 0,1 , следовательно, матрица согласована.

Матрица целей для второго  критерия:

  C1 C2 C3 C4 å
C1 1 1/3 2 1/2 3,83
C2 3 1 5 2 11
C3 1/2 1/5 1 1/3 2,03
C4 2 1/2 3 1 6,5
S 6,5 2,03 11 3,83 23,36
 
 
 
 

Проверка матрицы  на согласованность.

1) λ  max = 6,5*0,17 + 2,03*0,47 + 11*0,09 + 3,83*0,29 = 4,105

2) Индекс согласованности.

ИС = 0,035

ОС = 0,039 < 0,1 , следовательно, матрица согласована.

Матрица целей для третьего критерия:

  C1 C2 C3 C4 å
C1 1 1/2 2 1/4 3,75
C2 2 1 3 1/3 6,33
C3 1/2 1/3 1 1/5 2,03
C4 4 3 5 1 13
S 7,5 4,83 11 1,78 25,11

Информация о работе Анализ социально-экономического состояния Владимирской области