Анализ производственной ситуации методом анкетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:11, лекция

Описание работы

Метод анкетирования уже давно получил широкое распространение в практике западных фирм и хорошо зарекомендовал себя при осуществлении различных мероприятий кадровой политики, разработке новых оргструктур, проведении в жизнь инноваций.
Одним из примеров применения метода анкетирования в целях анализа производственной ситуации и выработки на его основе стратегии деятельности может служить опыт фирмы ZEDA в г. Вуппертале (Германия), специализирующейся на производстве и сбыте программного обеспечения.

Работа содержит 1 файл

Анализ производственной ситуации методом анкетирования.docx

— 19.71 Кб (Скачать)

Анализ  производственной ситуации методом анкетирования

Метод анкетирования  уже давно получил широкое  распространение в практике западных фирм и хорошо зарекомендовал себя при осуществлении различных  мероприятий кадровой политики, разработке новых оргструктур, проведении в жизнь инноваций.

Одним из примеров применения метода анкетирования в целях анализа производственной ситуации и выработки на его основе стратегии деятельности может служить опыт фирмы ZEDA в г. Вуппертале (Германия), специализирующейся на производстве и сбыте программного обеспечения. Новый управляющий фирмы предложил использовать данный метод исследования для анализа существующих проблем. Метод позволил ему получить информацию, которая по формальным каналам, как правило, не поступает.

Для проведения опроса 180 работников фирмы был привлечен  специальный инструктор. Одним из условий участия в анкетировании была добровольность.

Опрос проводился в течение 4 дней. Следует подчеркнуть, что опрос -это как бы первый этап работы, на котором основывается групповая дискуссия. Для организации и проведения ее опрашиваемые разбивались на группы из 10-15 человек по сферам деятельности. Руководитель участвовал в опросе отдельно от своих подчиненных, инструктор мог провести опрос четырех, а иногда пяти групп в день.

Анкетирование включало два вопроса. Первый был сформулирован так: "Насколько значительными кажутся Вам изменения на производстве?” Предлагались следующие варианты ответа:

изменения очень важны;

необходимы частичные изменения;

изменения не являются важными.

Второй вопрос: "В какой сфере Вашей производственной деятельности необходимы изменения?”  Предполагаемые варианты ответа: . производственная среда на рабочем месте; . система организации;

. взаимоотношения  с вышестоящим руководителем; . процесс труда; . микроклимат в группе. При ответе на второй вопрос участники могли подчеркнуть несколько вариантов ответа. В таком случае им предлагалось обосновать тот или иной вариант. На этой основе и развертывалась дискуссия, которая длилась, как правило, около часа. В завершение дискуссии в сформированных группах проводилась работа, в ходе которой формулировались и уточнялись предложения и пожелания по ликвидации “узких мест” на производстве. В течение 10-20 минут проводилось обсуждение, по каждому из отмеченных предложений составлялся протокол, который являлся юридическим документом.

К инструктору, проводившему опрос, предъявлялись  следующие требования: открытость; контактность; высокая степень концентрации внимания; умение длительное время  слушать и записывать, воспринимать проблемы участников опроса и излагать их в письменной форме.

Рассматриваемый метод анализа  производственной ситуации - центральный составляющий элемент общей  инновационной стратегии - дает ответы на важные для каждой фирмы  вопросы (в частности: “Как можно привлечь работников к систематическому осуществлению инноваций?”), которые сведены в общем перечне вопросов “Факторы производственной среды”. Производственная среда . Соответствует ли освещение Вашего рабочего места основным требованиям? . Каковы шумовая нагрузка, воздействие температур?

Производственная  деятельность . Что необходимо изменить для более полного использования знаний и

навыков? . Что необходимо изменить, чтобы большее число Ваших предложений учитывалось (имеется в виду система организации и взаимоотношений с руководством)? . Всегда ли Ваше руководство четко формулирует задачи, цели и степень

Вашего  участия? . Соблюдается ли принцип непрерывности производственного процесса? . Какие производственные процессы могут быть усовершенствованы (предложение: как?)?

Взаимоотношения с руководством . Как Ваш руководитель содействует развитию работы в группах?

. Что необходимо  Вашему руководителю  для улучшения  контакта с Вами?

. Какие действия  со стороны Вашего  руководителя могут  способствовать повышению  Вашей мотивации?

. Какое содействие  Вашего руководителя  необходимо Вам  в решении производственных  проблем?

. Как осуществляет  руководитель функции  контроля?

. Что необходимо  сделать для того, чтобы Вы действовали  в производственной  ситуации более  уверенно?

. Как Вы оцениваете  стиль руководства  на более высоких  уровнях?

. Какие изменения  необходимо осуществить  в практике принятия  решений Вашим  руководителем? Принимает ли он вообще решения? Микроклимат в группе, на предприятии

. Каким образом можно улучшить сотрудничество в группе (подразделении)?

. Каким образом  можно совершенствовать  коммуникативные  связи между группами (подразделениями)? Организация

. Как можно совершенствовать  организацию производственного  процесса?

. Какие методы, приемы, оборудование необходимо  использовать?

. Какие средства  труда планируется  использовать?

. Какой Вам видится  новая организация  рабочего места?

. Достаточна ли  информация об  инновационной деятельности  предприятия в  целом?

. Какие, на Ваш  взгляд, изменения  в системе информирования  сотрудников предприятия  необходимы?

. Какой вид информации  наиболее предпочтителен?

. Необходимо ли, на  Ваш взгляд, расширять  систему повышения  квалификации или  она приемлема?

. Каким образом  можно совершенствовать  систему повышения  квалификации?

. Как Вы оцениваете  собственные возможности  повышения квалификации?

При анализе и количественной оценке результатов были выявлены проблемы, требующие первоочередного решения. Как выяснилось, работники прежде всего заинтересованы в изменениях в сферах организации и производственной среды, взаимоотношений с руководством; меньшее значение придавалось проблеме психологического микроклимата и собственной производственной деятельности.

Под “организацией” понимался  широкий круг вопросов. Это - совершенствование системы повышения квалификации кадров, внутрифирменной системы продвижения по службе, улучшение коммуникативных связей между подразделениями. В рамках вопроса “производственная среда” участники анкетирования обратили особое внимание на необходимость оснащения рабочих мест приборами и оборудованием с меньшим уровнем излучения.

Одним из преимуществ метода является оперативность  подведения итогов. Оценка результатов опроса и представление их модераторам, а также подготовка отчета по итогам потребовали всего 10 дней.

Данная  документация служит основой для планирования инновационных мероприятий. В дальнейшем определяются сроки реализации этих мероприятий: . мероприятие может быть реализовано сразу; . мероприятие со среднедостаточной перспективой реализации (до конца

текущего года); . долгосрочная реализация (до конца следующего года); . мероприятие не может быть реализовано. Следует отметить несколько наиболее важных преимуществ рассмотренного метода анализа производственной ситуации: . низкие затраты на проведение мероприятия; . быстрое получение результатов;

. большая информативность  и высокое качество  результатов; . высокая степень готовности персонала участвовать в решении производственных проблем; . более оперативное осуществление мероприятий внутри фирмы; . совершенствование процесса коммуникации.


Информация о работе Анализ производственной ситуации методом анкетирования