Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 08:47, реферат
На данный момент не существует конкретной методики определения конкурентоспособности предприятия. Существует множество методов, которые оценивают конкурентоспособность, но все они односторонние или сводятся к простой сумме показателей. А единой принятой методики нет.
Введение......................................................................................................3
1. Конкурентное преимущество по Ж.Ж. Ламбену.................................4
2. Виды стратегий и конкурентного преимущества................................5
3. Конкурентные структуры и их особенности........................................7
4. Матрица конкурентных реакций Ж.Ж. Ламбена...............................11
Заключение................................................................................................14
Список литературы...................................................................................15
Для успешной реализации стратегии дифференциации необходимо выполнение следующих условий:
• любая дифференциация должна представлять ценность для покупателя;
• эта ценность может состоять в повышении эффективности использования ресурсов либо в сокращении издержек потребления или(и) использования;
• ценность для покупателя должна быть достаточно высокой, чтобы он согласился уплатить ради нее повышенную цену;
• фирма должна быть способна защитить свой элемент дифференциации, чтобы конкуренты не могли его немедленно воспроизвести;
• повышение цены, приемлемое для покупателя, должно быть больше повышения издержек, которые несет фирма, чтобы производить и поддерживать элемент дифференциации;
• наконец, если элемент дифференциации малозаметен и не признан рынком, фирма должна сформировать сигналы, чтобы добиться его известности.
В ситуации монополистической конкуренции фирма, предлагая дифференцированный товар, тем самым получает внешнее конкурентное преимущество. Приобретение "рыночной силы" защищает фирму и позволяет ей получать прибыли выше среднерыночных. Ее стратегическая цель поэтому состоит в том, чтобы эксплуатировать предпочтительный спрос, контролируя ценность и срок жизни элемента дифференциации.
Рыночная сила оценивается способностью фирмы заставить рынок принять цену, более высокую, чем у приоритетных конкурентов. Одной из мер в этом направлении может служить эластичность спроса по цене дифференцированного товара. Чем ниже эластичность спроса, тем менее чувствителен рынок к повышению цены на товар.
4. Монопольная конкуренция, как и чистая, представляет собой предельный случаи. На рынке доминирует единственный изготовитель, который противостоит большому числу покупателей, Как следствие, его товар на протяжении короткого времени не имеет в своей категории прямых конкурентов. Это монополия новатора. Подобная ситуация наблюдается в фазе жизненного цикла, соответствующей введению товара на рынок, в зарождающихся секторах, характеризующихся технологическими инновациями.
Если монополия существует, фирма в принципе владеет повышенной рыночной силой. В реальности ей быстро начинают угрожать новые фирмы, привлеченные растущим потенциалом рынка и высокими прибылями. Следовательно, важным фактором становится ожидаемая длительность монополии, зависящая от масштаба инновации и существования высоких барьеров входа для новых конкурентов. Вследствие быстрого распространения технологических нововведений монополии становятся все более эфемерными.
Более часты случаи государственной монополии, логика которых отличается от логики частных фирм. Это уже логика не прибыли, а общественного блага. Трудность при этом заключается в отсутствии рыночного контроля над служением общественным интересам, что способствует развитию централизованного управления, сконцентрированного скорее на собственных внутренних задачах.
4. МАТРИЦА КОНКУРЕНТНЫХ РЕАКЦИЙ Ж.Ж. ЛАМБЕНА
Ж.Ж. Ламбен предлагает анализ производить по трем факторам: цена, реклама, качество (точнее - снижение цены, усиление рекламы, повышение качества). Если подойти к проблеме шире - с позиций не тактического, а стратегического маркетинга или предложенной нами системы менеджмента, то к этим трем факторам целесообразно добавить и остальные факторы, определяющие конкурентоспособность фирмы (товара): качество сервиса, затраты в сфере потребления товара. В конечном счете, эти 5 факторов определяют конкурентоспособность товара, и по ним рекомендуется строить матрицу эластичности конкурентной реакции (табл. 1).
Таблица 1 - Матрица эластичности конкурентной реакции па рынке
Действия фирмы по факторам конкурентоспособности товара марки А | Эластичность реакции приоритетного конкурента по товару В на действия фирмы по товару А по следующим факторам | ||||
Кт | Кс | Ц | Зэ | Р | |
1. Повышение качества товара (Кт) | Э1 | Э6 | Э11 | Э16 | Э21 |
2. Повышение качества сервиса (Кс) | Э2 | Э7 | Э12 | Э17 | Э22 |
3. Снижение цены товара при сохранении качества (Ц) | Э3 | Э8 | Э13 | Э18 | Э23 |
4. Снижение эксплуатационных затрат (Зэ) | Э4 | Э9 | Э14 | Э19 | Э24 |
5. Усиление рекламы (Р) | Э5 | Э10 | Э15 | Э20 | Э25 |
Будем считать, что любое действие фирмы требует затрат (инвестиций). Если повышается качество, то пропорционально повышается цена товара. В этом случае размер дополнительной прибыли, полученной от вложений инвестиций в повышение качества (товара или сервиса) за счет повышения цены товара, должен быть больше размера инвестиций. Снижение цены может быть достигнуто либо за счет реализации стратегии фирмы по ресурсосбережению, либо за счет уменьшения прибыли с целью ускорения реализации неконкурентоспособного товара. Снижение эксплуатационных затрат у потребителя может быть достигнуто тремя путями: повышением качества товара, совершенствованием организации технического обслуживания и ремонта товара либо использованием эффекта масштаба в сфере потребления. Действие фирмы по усилению рекламы сопровождается, как правило, дополнительными затратами.
Фирма-изготовитель может использовать одновременно несколько факторов (от одного до пяти). При этом инвестиции тоже распределяются по этим факторам.
Приоритетный конкурент тоже может одновременно работать по нескольким факторам. Над использованием факторов конкурентоспособности взаимозаменяемых товаров работают и другие конкуренты, которые иногда за счет реализации одной стратегии (например, стратегии повышения качества) могут опередить всех конкурентов. Поэтому понятие "приоритетный (основной) конкурент" - относительное, изменяющееся в динамике.
В табл. 1 буквой "Э" обозначена эластичность (фактическая или вероятностная степень зависимости) реакции конкурента на действия фирмы. Если конкурент не реагирует на действия фирмы, т, е. политики поведения конкурента и фирмы независимы друг от друга, то эластичность будет равна нулю. Если же эластичность равна единице, значит, конкурент полностью, адекватно отреагировал на действия фирмы. К примеру, фирма инвестировала капитал только в повышение качества товара марки А, конкурент тоже вложил капитал только в повышение качества своего конкурирующего товара марки В.
Эластичность может рассчитываться, анализироваться и прогнозироваться по одному из трех методов: экспертному методу, методу наименьших квадратов, методу экстраполяции.
Направленность действий фирмы или конкурента может быть по горизонтали или вертикали. Если анализируется (прогнозируется) реакция конкурента на действия фирмы, то эластичность определяется по горизонтали. Если же анализируется реакция фирмы на действия конкурента, то эластичность определяется по вертикали.
Пример 1. Фирма 60% средств направила на повышение качества товара (фактор 1), 40% - на повышение качества сервиса (фактор 2). Конкурент не отреагировал на действия фирмы, поскольку ему нужно срочно продать товар В, и он идет по пути на снижения цены товара В. Эластичность по горизонтали факторов № 1 и 2 будет равна нулю, т. е. со стороны конкурента на действия фирмы никакой реакции.
Пример 2. Фирма была намерена реализовать стратегию качества, однако для разработки нового товара и технологии его изготовления у нее не оказалось достаточных средств. Конкурент за счет улучшения ремонтопригодности товара и организации ремонтных работ решил улучшить 4-й фактор (90% средств) и усилить рекламную деятельность в области снижения эксплуатационных затрат (10% средств). Фирма в связи с политикой конкурента изменила свою стратегию и для реализации своего товара решила усилить рекламу (фактор № 5). Тогда эластичность реакции фирмы (Э 25) на действия конкурента по фактору № 5 будет равна единице, а по фактору № 4 - нулю (Э 20).
Таким образом, матрица конкурентных реакций, как отмечает Ж.-Ж. Ламбен, - удобный инструмент предвидения, а выбор позиции по отношению к конкурентам занимает центральное место в любой стратегии.
В условиях олигопольного рынка необходима система слежения за конкуренцией, которая формируется после ответа на четыре основных вопроса:
• Каковы основные цели конкурента?
• Какова его текущая стратегия для достижения этих целей?
• Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свою стратегию?
• Каковы их вероятные будущие стратегии?
Ответы на первые три вопроса должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов. Многие фирмы оценили важность анализа конкуренции и выделяют средства для сбора необходимой информации.
Сильная взаимозависимость конкурентов на рынке товара малопривлекательна, поскольку она ограничивает свободу действий фирмы. Чтобы избежать ее, фирма может либо попытаться дифференцироваться от своих конкурентов, либо искать новые рынки товара, творчески подходя к сегментации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конечная цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия.
С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции. Данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но он не дает точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.
На сегодняшний день столкновение интересов товаропроизводителей в борьбе за получение прибыли - естественный процесс в конкурентной среде. Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.
Оценка конкурентоспособности предприятия может прояснить сложившуюся ситуацию, определить его положение на рынке, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Попов А.И. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
2. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – 7-е изд., испр. И доп. М.: Дело, 2005. – 448 с.
3. Хасби Д. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. – М.: Контур, 2001.
4. http://www.kampi.ru/scitech/
15
Информация о работе Анализ конкурентоспособности по Ж.Ж.Ламбену