Анализ конъюнктуры рынка молочной продукции в Украине за 2008-2010 гг.

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:38, реферат

Описание работы

В работе проводится исследование рынка молочных продуктов. Представлен круг производителей, темпы прироста данного сектора, тенденции развития.

Содержание

1.Особенности рынка:
1.1 Характеристика продукта
1.2 Сырьевая база
1.3 Участники и посредники на рынке
1.4 Рынки сбыта
2.Анализ конъюнктуры рынка:
2.1 Динамика цен на рынке молочной продукции
2.2 Объём экспорта
2.3 Потенциал рынка
2.4 Насыщенность рынка
Тенденции развития рынка молочной продукции в Украине
Прогноз
Выводы

Работа содержит 1 файл

Карпов 2.docx

— 186.98 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Украины

     Одесский  государственный экономический  университет 
 
 
 
 
 
 

     Индивидуальная  работа

     по  дисциплине:

     Прогнозирование конъюнктуры рынка

     на  тему:

   «Анализ конъюнктуры рынка молочной продукции в Украине за 2008-2010 гг.»

 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила

                  студент 59 группы ФЭУП

                  Демченко А. С.

                  Научный руководитель

                  Карпов  В. А. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

   Одесса, 2011 

Содержание: 

  1. Особенности рынка:

    1.1 Характеристика продукта

    1.2 Сырьевая база

    1.3 Участники и посредники на рынке

    1.4 Рынки сбыта

  1. Анализ конъюнктуры рынка:

    2.1 Динамика цен на рынке молочной продукции

    2.2 Объём экспорта

    2.3 Потенциал рынка

    2.4 Насыщенность рынка

  1. Тенденции развития рынка молочной продукции в Украине
  2. Прогноз
  3. Выводы
               

 

1. Особенности рынка 
 

     По мере того, как углубляется процесс развития рыночной экономики, деятельность предприятий и экономическая эффективность их производства все в большей степени зависят от взаимоотношений предприятий с потребителями, поставщиками и конкурентами.

     В решении задач по обеспечению продовольствием населения особая роль принадлежит пищевой и перерабатывающей промышленностям, представляющим собой совокупность отраслей промышленности, одной из которых является молочная.

     Молочная отрасль в Украине развивается очень динамично. Товарная номенклатура достаточно широка и приближается к европейским стандартам, уже есть опыт создания брендов, внедрения высокотехнологичного производства и т. п. Лидеры рынка начали влиять как на спрос, стимулируя повышение требований потребителей к качеству продукции, так и на поставщиков и розничную сеть, требуя более качественного сырья, лучших условий транспортировки и хранения товара. В целом модель развития молочной промышленности можно охарактеризовать как догоняющую: Украина ускоренными темпами повторяет развитие европейского рынка. 

1.1 Характеристика продукта 

     Молоко является незаменимой составляющей сбалансированного питания человека, а его производство - одной из основных отраслей сельского хозяйства Украины. Поэтому обеспечение потребностей внутреннего рынка в молоке и молочных продуктах, наращивание экспортного потенциала отрасли входят в число приоритетных задач правительства.

Сырьем  для производства молочной продукции  является молоко.

     Существуют различные виды молока, в том числе коровье, козье, кобылье. По данным перерабатывающих предприятий в промышленной переработке используется (поступает) в основном коровье молоко, так как другие виды молока производятся в небольших количествах и используются чаще всего населением только для собственных нужд.

     Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров. В молоке содержится свыше 100 ценнейших компонентов: до 20 сбалансированных аминокислот, почти столько же жирных кислот и  сахарлактоза. Молоко включено в состав потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети). 

1.2 Сырьевая база

 

     Продавцами (поставщиками молочного сырья) на данном рынке в основном являются сельскохозяйственные предприятия, а также фермерские хозяйства и хозяйства населения, а покупателями – перерабатывающие предприятия- молочные комбинаты, осуществляющие деятельность  по переработке молока и производства цельномолочной продукции,

     Количественные показатели, характеризующие структуру анализируемого товарного рынка переработки молока, позволяют сделать вывод о разной степени развитости конкурентной среды на указанных рынках. На региональном рынке сложился низкий уровень концентрации. В то же время свыше половины молокозаводов большую часть молока  приобретают в своих муниципальных районах, где доля их свыше 35% и локальные товарные рынки по переработке молочного сырья является высококонцентрированными.

     Молоко является быстро портящимся продуктом и для  осуществления его переработки необходимы финансовые вложения,  поэтому цены на молочное сырье устанавливают переработчики.

     В большинстве своем производители молока не имеют возможности влиять на цену сдаваемого ими молочного сырья.Поскольку молоко является скоропортящимся продуктом, то на географические границы исследуемого рынка влияет такой фактор, как удаленность производителя молока от предприятий переработчиков.

     Как для сельскохозяйственных, так и для молочных предприятий экономически целесообразно организовать доставку молока при минимизации транспортных расходов.

     В этой связи при строительстве молокозаводов на территории Украины за основу был взят принцип размещения их  по административно-территориальным районам региона. При этом необходимым условием для обращения товара (молочного сырья) являлось:

- развитость  транспортной составляющей (наличие  и состояние дорог);

- размещение  предприятий в районном центре, который практически был связан  транспортной сетью со всеми  сельхозпроизводителями района;

- доступность перемещения товара (цельномолочной продукции) к покупателю.  

1.3 Участники рынка  
 

Следует отметить лидеров молочного рынка  в Украине: 

 
 

 

Наиболее  крупные отечественные производители, такие как “Молочный альянс”, “Ласуня” и другие менее крупные, такие как комбинат “Приднепровский”, ООО “Корпорация ФАННИ” делают особую ставку на цельномолочную продукцию, расширяя ее ассортиментный ряд и улучшая качественные показатели. Украинские потребители уже успели оценить по достоинству и полюбить легкие освежающие кисломолочные напитки на основе кефира, сыворотки или маслянки с добавлением фруктовых добавок: кефир “Гурманика” (объединение “КОМО”), “Мажитель” (“Вимм-Билль-Данн Украина”), “Маслянка кисломолочная” с наполнителями (ОАО “Галичина”) и т. д. Они очень полезны для здоровья и дают предприятиям возможность перерабатывать вторичное сырье.

     Особый интерес представляют разработки кисломолочных напитков с добавками фитоэкстрактов (например, сыворотка с мелиссой, шиповником и др.). Рынок молочной продукции очень конкурентен. Барьеры входа на него невелики, поэтому отечественные компании вынуждены конкурировать с серьезными иностранными игроками, которые доминируют на Украине. Среди основных стран-импортеров — Австрия, Великобритания, Германия, Голландия, Дания, Россия, Франция.

     К сожалению, украинские фирмы не обладают всем спектром передовых наработок и технологий, существующих в мире, по производству стабилизационных систем. По этой причине на отечественный рынок вошли представители крупных иностранных производителей, которые развернули здесь свои дистрибьюторские сети. Это такие компании, как G.С. HAHN &Co., “РёперГмбХ” (Германия), Avebe (Голландия), Danakta-Group A.S, Stabilex, “ПаслгаардИндустри А.С” (Дания), ООО “Аб-Маркет”, ЗАО “Агроимпорт” (Россия), RhodiaFood, SIAS МРА (Франция), NationalStarch (Великобритания), Esarom (Австрия) и др. 
 
 

1.4 Рынки  сбыта 

     Рост благосостояния населения и влияние западных рынков внесли изменения в рацион питания украинцев: увеличивается потребление обогащенных продуктов, охлажденных и замороженных полуфабрикатов и готовых блюд, питьевых йогуртов и других молочных инновационных продуктов, готовых безалкогольных и алкогольных напитков. Эти количественные и качественные изменения обуславливают развитие отечественных разработок, привлечение опыта зарубежных технологий производства продуктов и применение современных высокотехнологичных ингредиентов.

     Современный рынок молочных продуктов в Украине является динамично развивающимся и высококонкурентным сектором рынка продуктов питания. Среднегодовые темпы прироста рынка молочных продуктов в 2007-2010 гг. составили 12,1 %.

Наиболее  высокие темпы роста были на следующих  сегментах:

сухие молокопродукты – 21,5 %;

сыры  – 15,7 %;

цельномолочная  продукция – 10,8 %;

молочные  консервы – 11,2%

(см. таблица  1) 
 

   Таблица 1

     По предварительным данным, ёмкость рынка молокопродуктов в Украине в 2010 г. составила 1,87 млн. тонн (или 3,8 млрд. долл.), при этом ёмкость отдельных сегментов составила:

цельномолочная  продукция – 1 285 тыс. т (1 543 млн. долл.);

сыры  – 177 тыс. т (1 230 млн. долл.);

масло и спрэды – 158 тыс. т (411 млн. долл.);

мороженое 120 тыс. т (336 млн. долл.);

молочные  консервы – 97 тыс. т (157 млн. долл.);

сухие молокопродукты – 30 тыс. т (87 млн. долл.).

( см. таблица  2, 3)

Таблица 2

Таблица 3

     В Украине наиболее популярный вид «живого» йогурта - питьевой (жидкий). Не в последнюю очередь так сложилось потому, что жидкие йогурты на 40-50% дешевле гелеподобных. По данным TNS Ukraine, в списке потребительских предпочтений лидируют торговые марки «Баланс», Danone и «Фруттис». Кроме того, потребительские симпатии все больше переориентируются в сторону йогуртов с разнообразными добавками (ананас, персик, клубника и т. п.) и с цельными кусочками яблока, груши, дыни и т. д. Впрочем, наполнитель играет в глазах потребителя все-таки второстепенную роль. В первую очередь ценятся медицинские и профилактические качества продукта, что определяется именно содержанием молочнокислых бактерий.

     За последние годы число магазинов, которые оснащены современными холодильными установками, значительно возросло. Важную роль сыграло появление в крупных городах больших продуктовых супермаркетов. Благодаря этому есть возможность существенно расширить сбыт «живой» продукции, столь чувствительной к условиям хранения. Соответственно недостаточная развитость торговой инфраструктуры наряду с консервативностью предпочтений и низкой покупательной способностью населения является фактором, сдерживающим процесс вытеснения импортной продукции.

     Практически все йогурты длительного хранения, представленные на отечественном рынке (Ehrmann, Fruttis, Merringer и т.д.), - импортированные.  

2. 1. Динамика цен на рынке молочной продукциив Украине 

     Еще один из мощных факторов влияния на процессы укрупнения в отрасли - ценовая конъюнктура по таким товарным группам, как сухое молоко и казеин. Эти продукты - результат переработки побочной молочной продукции - обрата и сыворотки.

     Поскольку данный сегмент рынка молочной продукции дает возможность мелким производителям относить до 20% общезаводских затрат на обрат и сыворотку (что означает снижение себестоимости молокопродуктов почти на четверть), небольшие предприятия являются заложниками цен наСОМ и казеин. Недавнее понижение закупочных цен на молоко связано с ухудшением мировой конъюнктуры сухого обезжиренного молока (СОМ), казеина и некоторых других продуктов переработки. В прошлом году около половины всего молока шло на производство именно этих товаров, которые потом экспортировались. Из-за падения мировых цен на внутреннем рынке спрос на молоко снизился, и цена уменьшилась почти. В частности, с этой тенденцией специалисты связывают падение общей прибыльности молокозаводов по Украине. До недавнего времени на молочном рынке работало две стандартные стратегии планирования производства. Первая состояла в том, чтобы вырабатывать молоко, сыры, кисломолочную продукцию, сметану и масло, а побочные продукты (обрат и сыворотку) возвращать поставщикам сырья для использования в качестве корма для скота. Второй подход - это попытка более глубокой переработки молока, то есть максимального использования сыворотки и обрата с последующей продажей СОМ и казеина, в основном на экспорт.

Информация о работе Анализ конъюнктуры рынка молочной продукции в Украине за 2008-2010 гг.