Анализ эффективности формирования стратегических альянсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:13, статья

Описание работы

В условиях глобализации и современной конкуренции наблюдается рост интеграционных форм, каждая из которых имеет свои особенности и недостатки в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между участниками и т.д.
Значительная роль в формирования отводится тому что, международный бизнес находится в условиях консолидации возможностей и ресурсов, слияние и поглощения. Среди разнообразных форм сотрудничества чрезвычайно привлекательной является стратегический альянс, который можно рассматривать как одну из эффективных форм интеграции международных компаний.

Работа содержит 1 файл

анализ эффективности формирования стратегических альянсов.doc

— 44.50 Кб (Скачать)

 

АНАЛИЗ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ.

 

В условиях глобализации и современной конкуренции наблюдается  рост интеграционных форм, каждая из которых имеет свои особенности и недостатки в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между участниками и т.д.

Значительная роль в формирования отводится тому что, международный бизнес находится в условиях консолидации возможностей и ресурсов, слияние и поглощения. Среди разнообразных форм сотрудничества чрезвычайно привлекательной является стратегический альянс, который можно рассматривать как одну из эффективных форм интеграции международных компаний.

Вопросы создания стратегических альянсов, их преимущества и недостатки изучаются с конца XX века и нашли отражение в трудах Б. Гаррета, П. Дюссожа, І. Доза, Д. Кембелла,Ч.Гила, А.Томсона и другие [1].

В отечественной науке  аспекты формирования и функционирования стратегических альянсов освещены в  работах Н. Василькова, В. Горбатов, О. Гребешкова, З. Кайра, А. Пилипенко, О. Чернега, Е. Карпухиной, А. Долгорукова, Ю. Иванова и т.д [4].

Однако некоторые теоретико-методологические вопросы эффективного формирования и функционирования стратегических альянсов, их преимущества и недостатки для международного бизнеса остаются недостаточно изученными. Именно поэтому изучения данного вопроса в области международного менеджмента компаний остается довольно актуальным.

Стратегические альянсы  являются перспективной формой интеграции компаний и играют важную роль в экономиках развитых стран. При помощи стратегических альянсов можно быстро достичь стратегических целей и эффекта синергизма с небольшими операционными расходами, меньшими потребностями в инвестициях и высоким потенциалом успеха.

Таким образом, под стратегическим альянсом понимается организационное соглашение по сотрудничеству, которое предусматривает совместное использование ресурсов или структур управления двух или более самостоятельных фирм из нескольких стран для реализации задач, связанных с миссией каждой из них [2].

Если изначально главная  цель создания стратегических альянсов была исключение дублирования функций, снижение операционных издержек и локализация  своей деятельности на одном рынке, то сейчас их функции расширились и имеют более масштабный характер.

Вступление иностранных компаний в стратегический альянс может принести ряд преимуществ. Среди них:

    • Возможность выхода на новые рынки;
    • Получения эффекта синергии и повышения конкурентоспособности;
    • Обмен опытом и знаниями;
    • Разделение рисков.

Возможность выхода компании на новый рынок связан с  риском убытков, который является следствием недостаточных знаний о специфики нового рынка, наличие конкуренции и отсутствия государственной поддержки для ведения деятельности иностранных компаний. Поэтому образования стратегического альянса с местной компанией является залогом успешной деятельности с использованием экономии на масштабах и диверсификации операций и распределения продукции. Это позволит получить выгоду от проникновения на новые рынки и минимизировать издержки.

Еще одним из основных экономических мотивов  создания альянсов является относительное сокращение прямых инвестиций и достижения экономического эффекта за счет трансграничного использования нематериальных активов, долевого участия, партнерства или распределения и комбинации функций.

Мировая экономика  характеризуется высоким уровнем конкурентной борьбы, что приводит к тому что, нет гарантий, что иностранная компания в результате выхода на новый рынок или разработки нового продукта получит успех. С помощью стратегического альянса можно сократить риски, которым подвергается иностранная компания. Например, международные соглашения о кооперации производства (соглашение о совместном производстве и маркетинге газовых турбин нового поколения между “General Electric” и “Toshiba”) [1].

Одна из важнейших  причин формирования стратегических альянсов является возможность получить новые знания и опыт. Компании могут вступать в альянс для того, чтобы получить доступ к знаниям и компетенциям партнера и впоследствии интернализовать их. Когда компания интернализирует все полученные знания и компетенции, дальнейшая потребность в альянсе отпадает. Более того выход из альянса имеет смысл прежде, чем партнер-конкурент компании использовать данные ресурсы. Такие альянсы имеют названия «гонка обучения» [4].

Кроме того, дополнительной причиной формирования стратегического альянса является расчет партнеров на получение эффекта синергии от совместной деятельности. Синергия может обеспечить компании, которая вступила в стратегический альянс чистый доход от поглощения. Проявлением синергии является операционная и финансовая синергия стратегического альянса.

Операционную  синергию можно назвать продуктом, который формируется синтезом двух разных качеств партнеров по слиянию, и создают рост доходов. Существует множество источников увеличения доходов, и в разных операциях они могут существенно отличаться. Например, синергия возникает при использовании репутации одной компании известной торговой маркой для продвижения новой продукции партнера по слиянию. В другом случае синергия проявляется, когда компания с хорошим маркетингом продвижения товаров объединяется с компанией, продукты которой обладают огромным потенциала [3].

Финансовой синергией называют влияние слияния или поглощения корпорации на привлечении капитала компании, поглощающей или партнеров по слиянию. В тех пределах, в которых существует финансовая синергия в объединенных корпорациях, следует снижать расходы на капитал. Однако существования финансовой синергии остается довольно спорным вопросом.

Указанные преимущества представляют собой сочетание всех положительных аспектов деятельности каждой компании участвующей в стратегическом альянсе, позволяющее добиться более весомых результатов и существенно повысить собственную конкурентоспособность. Таким образом, формирование стратегических альянсов является одним из эффективных инструментов создания современной конкурентоспособной экономики.

 

Литература:

  1. Гаррет Б.Стратегические альянсы: перев. с англ./ Б.Гаррет, П.Дюссож.- М.:ИНФРА-М, 2002.- 348 с.
  2. Карделл С. Стратегическое сотрудничество: Креативный бизнес- курс / Стивен Карделл. – Пер. с англ. К.Ткаченко. – М.: ФАИР –ПРЕСС, 2005.- 256 с.
  3. Мизюк Б.М. Особенности стратегического управления предприятием / Б.М.Мизюк // Финансы Украины. – 2002. - №12. – С.31-36.
  4. Труфкин А.С. Особенности стратегических альянсов транснациональных компаний на современном этапе. - М.:МАКС Пресс, 2010. – 196 с.

 


Информация о работе Анализ эффективности формирования стратегических альянсов