Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:31, контрольная работа
Теория бюрократии Макса Вебера оказала огромное влияние на развитие организации в ХХ веке. Эта теория положила начало целому разделу организационной науки - теории организации. Многие ученые, приступавшие в 40-50-е годы нашего столетия к изучению формальных организаций, опирались на веберовскую модель бюрократии при проведении эмпирических исследований.
Введение ………………………………………………………………………
1. Характеристика теории бюрократии …………………………………...
1.2. Патримониальная бюрократия………………………………………….
2. Макс Вебер и рациональная теория бюрократии ……………………..
2.1 Проблема ограничения власти бюрократии …………………………...
Заключение …………………………………………………………………...
Список литературы …………………………………………………………..
Введение ……………………………………………………………………… | 3 |
1. Характеристика теории бюрократии …………………………………... |
5 |
1.2. Патримониальная бюрократия………… |
5 |
2. Макс Вебер и рациональная теория бюрократии …………………….. |
7 |
2.1 Проблема ограничения власти бюрократии …………………………... |
12 |
Заключение …………………………………………………………………... |
17 |
Список литературы ………………………………………………………….. |
19 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Теория бюрократии Макса Вебера оказала
огромное влияние на развитие организации
в ХХ веке. Эта теория положила начало
целому разделу организационной науки
- теории организации. Многие ученые, приступавшие
в 40-50-е годы нашего столетия к изучению
формальных организаций, опирались на
веберовскую модель бюрократии при проведении
эмпирических исследований.
Анализ
бюрократии в работах Вебера
неизменно рассматривался как
одна из теоретических основ
современной политической
Основным источником, в котором представлена
теория бюрократии Вебера, служит фундаментальный
труд немецкого социолога “Хозяйство
и общество”. Для рассмотрения проблемы
власти бюрократии важное значение имеет
также статья Вебера “Парламент и правительство
в преобразованной Германии”. В этой статье
и в некоторых других своих работах Вебер
описывает систему государственного управления,
существовавшую в Германии в начале ХХ
века. В исследованиях современных западных
ученых нередко подчеркивается, что анализ
бюрократии в веберовских политических
статьях, как и концепция патримониальной
бюрократии, служит важным дополнением
идеально-типической модели рациональной
бюрократии. Некоторые аспекты этой теории
по-прежнему недостаточно освещены в отечественной
литературе. Например, понятие патримониальной
бюрократии лишь упоминается в трудах
современных российских исследователей,
но содержание этого понятия не раскрывается
в них с достаточной глубиной.
Анализу содержания
основных элементов теории бюрократии
Вебера и посвящена данная работа. Актуальность
данной темы в последнее время очень высока
в России, так как в ее политической жизни
складывается ситуация, когда создаются
все предпосылки для формирования бюрократии.
Основная задача данной
контрольной работы рассмотреть вопрос
теории бюрократии с позиции М. Вебера,
а также дать характеристику этому понятию,
рассмотреть проблему ограничения власти
бюрократии.
1.
Характеристика теории
бюрократии
1.2.
Патримониальная бюрократия
Бюрократия, пожалуй, одно из таких явлений, созданное цивилизацией, не имеющее идентичного подхода. Каждый второй человек нашей планеты, сталкиваясь с данным феноменом, негативно отзывался в адрес бюрократии, но, тем не менее с развитием общества и расширением сфер управления бюрократия продолжает разрастаться и все глубже проникает в общественно-политическую жизнь общества.
Основателем
понятия бюрократии считают
Другую характеристику феномену бюрократии дает немецкий политолог М. Вебер в работе "Хозяйство и общество".
Корни
бюрократии по М. Веберу более
глубоки и лежат не столько
в плоскости экономических
М.
Вебер разделял два типа
Термин патримониализм был заимствован из древнего Рима, что означало - личная козна императора. По Веберу патримониальная бюрократия классифицируется на три группы:
1.
Преобладание военной силы |
2. Традиции. |
3. Личная преданность вождю. |
Патримониальную бюрократию отличает также тенденция к апроприации государственных должностей занимающими их чиновниками. Основу власти патримониальной бюрократии образует прежде всего присвоение чиновниками должностей и связанных с ними привилегий и экономических преимуществ. Вместе с тем предельное развитие тенденции к присвоению средств управления чиновниками приводит к распаду бюрократических структур. При этом патримониальная бюрократия трансформируется в господство “сословного” типа, которое уже не является бюрократическим.
Согласно
Веберу, лишь в странах Запада
в результате рационализации
процесса управления
Тем самым патримониальная бюрократия начинает рассматриваться как регрессивный и деструктивный элемент общества.
По мнению М. Вебера процесс рационализации истории в социальной, политической, религиозный, экономической и правовой сфере привел к снижению значимости патримониальной бюрократии и заменой ее рациональной.
Тем самым патримониальная бюрократия начинает рассматриваться как регрессивный и деструктивный элемент общества.
По мнению многих исследователей, концепция рациональной бюрократии М. Вебера является актуальной и в наши дни как один из элементов развития современного общества. Большое внимание М. Вебер уделяет противовесам бюрократии. В качестве противовесов по Веберу могут быть сильный политик и эффективный парламент. В ХХ в. методы рассмотрения феномена бюрократии М. Вебера остались основополагающими в теоретических и эмпирических исследованиях. В сороковых и шестидесятых годах ХХ в. учеными предпринимались попытки рассмотрения дисфункциональных механизмов в системе управления, то есть неформальных моментов не позволяющих полностью реализовать рациональную модель организации управления. Бюрократия как и многие общественно-политические явления может нести в себе как позитивный, так и негативный вклад в развитии общества.
У
бюрократии очень прочные
2.
Макс Вебер и
рациональная бюрократия
Вебер Макс (1864-1920)
– выдающийся немецкий ученый, социолог,
экономист, историк, философ, культуролог,
юрист. Внес существенный вклад в становление
общей теории и практики управления организацией.
М. Вебера наряду с А. Файолем, Г. Эмерсоном и др., относят к административной школе менеджмента, однако в отличие от большинства представителей этой школы, он опирался на культурологическую интерпретацию организационных процессов, что позволяет отдельным исследователям отнести его к особому направлению в теории управления, связанному с культурологическим пониманием "машинной модели организации". Известен как один из создателей модели рациональности, а также как исследователь моделей бюрократии, механизмов функционирования власти, легитимности. Выделял легитимную и нелегитимную власть. Легитимность в его трактовке означает возможность обеспечения устойчивых отношений в сфере руководства – подчинения. Различал три основания легитимности.
Основная проблематика – два типа носителей организационного и экономического поведения: традиционный и этический субъекты деятельности; сущность власти, авторитет, структура власти; формы и принципы легитимной власти; принципы формальной организации человеческой деятельности. Автор концепции трех типов исполнительской власти и концепции рациональной бюрократии.
М. Вебер ввел понятие, названное им "тремя
чистыми типами законной власти":
1. Рациональные основания – в основе лежит
легитимность моделей или нормативных
правил и прав тех, кто пришел к власти
в их системе отдавать приказы (законная
власть).
2. Традиционалистские
основания – в основе лежит вера в незыблемость
традиции и законность статуса власть
предержащих (традиционная власть).
3. Харизматические основания – в основе
лежит почтительное отношение к необычайной
праведности, героизму или образцовым
качествам определенной личности, а также
к нормативным решениям и распоряжениям,
исходящим от этой личности (харизматическая
власть).
Вебер считал, что легитимность власти является центральным элементом почти всех административных систем. В своем анализе законной власти, имеющей бюрократический административный аппарат он излагает пять концепций, определяющих законность полномочий:
1. Должен быть установлен свод законов, требующий от участников организации послушания.
2. Закон – это система абстрактных правил, имеющих конкретные приложения; в рамках именно такого закона администрация отстаивает интересы организации.
3. Член организации, осуществляющий властные функции, также подчиняется этому безличному порядку.
4. Член организации должен подчиняться ее законам только как член организации.
5. Подчинение определяется не личностью, осуществляющей властные полномочия, безличным порядком, обусловившим, помимо прочего, и занятие этой личностью данного поста.
Основываясь на этих концепциях, Вебер формулирует восемь принципов структурирования властных систем:
1. Служебные обязанности организуются на постоянной регулируемой
основе.
2. Эти обязанности относятся к различным функциональным сферам, в
каждой
из которых должны обеспечиваться необходимая
полнота власти и полномочий.
3. Должности образуют иерархическую
структуру, при этом оговариваются права
контроля.
4. Правила, которыми определяется ход работ, могут быть как
техническими, так и юридическими, что в любом случае требует привлечения компетентных работников.
5. Ресурсы организации не следует смешивать с ресурсами ее членов,
рассматриваемых в качестве частных лиц.
6. Держатель
офиса не может обращать этот офис в свою
собственность.
7. Управленческая работа основывается
на письменных документах, в силу чего
офис (бюро) становится центральным звеном
организации.
8. Системы законной власти могут принимать
множество форм, идеальным видом которых
является бюрократический штат.
Согласно
Веберу, бюрократическая администрация
(т. е. наиболее рациональный тип бюрократии)
соответствует пяти концепциям законности
и восьми принципам власти, приведенным
выше. Помимо прочего, бюрократическая
система и участвующие в ней служащие
должны удовлетворять следующим критериям:
1. Они свободны как личности и должны подчиняться власти только в силу своих безличных (должностных) служебных обязанностей.
2. Они образуют
ясно выраженную иерархию должностей.
3. Каждая должность имеет четко выраженную
в юридическом смысле сферу компетенции.
4. Занятие
должностей происходит на свободной контрактной
основе.
5. Кандидаты на должность отбираются на
основе их технической квалификации. Они
назначаются, а не выбираются.
6. Должность получает фиксированное материальное вознаграждение, сохраняя, по большей части, право на получение каких-то субсидий. Шкала окладов примерно соответствует уровням иерархии, однако в известных случаях при этом могут приниматься во внимание мера ответственности и социальный статус должностного лица.
7. Исполнение
должностных обязанностей рассматривается
как единственное или, по крайней мере,
основное занятие должностного лица.
8. Возможность карьеры. Система "продвижения",
определяемого старшинством или уровнем
достижений, или и тем и другим. Вопросы
о продвижении должностных лиц решаются
начальством.
9. Служащий работает в организации, не
являясь владельцем организационных средств,
и должность, которую он занимает, не является
его собственностью.
10. Поведение работников организации должно соответствовать существующим требованиям дисциплины и контроля.