Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 20:35, доклад
Менеджмент появился в США в конце прошлого века, и с тех пор эта страна по праву считается родиной менеджмента. Первый научный курс управления появился 1881 году. Он был разработан Джозефом Вартоном и вначале не нашел широкого практического применения. Лишь спустя тридцать пять лет начал использоваться как учебная дисциплина. В 1886 г. бизнесмен Г. Таун в своем докладе на собрании американского общества инженеров-механиков впервые поставил вопрос о необходимости менеджмента как профессионального вида управленческой деятельности.
1. Американский менеджмент
Говоря об американском
менеджменте, нельзя, хотя бы вскользь
не коснуться и истории
Менеджмент появился
в США в конце прошлого века,
и с тех пор эта страна по
праву считается родиной
Что же является наиболее
характерным признаком
Современный деловой
мир США сейчас вступает уже в
третью фазу формирования менеджмента,
базирующуюся на системе информационного
обеспечения и переработки
Несколько десятилетий
назад такая функция, как «организация
производства», была определена как
главная в обеспечении роста
производительности труда в США.
В настоящее время именно существующие
организационные формы
Исследую опыт управления,
американские социологи заключают,
что экономическое и социальное
развитие общества многим обязано менеджменту,
так же как и капиталу. «Менеджмент
и капитал – вот две
В целом, подводя
итог краткому анализу американского
менеджмента, следует отметить, что
он отличается упором на личность менеджера,
как одну из составляющих успеха всего
дела, узкую специализацию и
2. Японский менеджмент
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство – человеческие ресурсы».
По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.
1. Гарантия занятости
и создание обстановки
2. Гласность и
ценности корпорации. Когда все
уровни управления и рабочие
начинают пользоваться общей
базой информации о политике
и деятельности фирмы,
3. Управление, основанное
на информации. Сбору данных и
их систематическому
4. Управление, ориентированное
на качество. Президенты фирм
и управляющие компаний на
японских предприятиях чаще
5. Постоянное присутствие
руководства на производстве. Чтобы
быстро справится с
6. Поддержание чистоты
и порядка. Одним из
В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.
Одной из отличительных
особенностей японского управления
является управление трудовыми ресурсами.
Японские корпорации управляют своими
служащими таким образом, чтобы
последние работали максимально
эффективно. Для достижения этой цели
японские корпорации используют американскую
технику управления кадрами, в том
числе эффективные системы
Существуют также особенности японской системы управления качеством, отличающая ее от западной системы:
· управление качеством на уровне фирмы - участие всех звеньев в управлении качеством.
· подготовка кадров и обучение методам управления качеством.
· деятельность кружков качества.
· инспектирование деятельности по управлении качеством (премии Деминга предприятию и проверка деятельности руководства.)
· использование статистических методов.
· общенациональные программы по контролю качества.
Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг. Следовательно, не всегда руководитель является компетентным человеком. Он часто не может объяснить тонкости своего бизнеса - настоящая работа осуществляется его подчиненными. Лидер должен хорошо управлять людьми. Он должен быть способен воодушевлять свою команду, должен уметь вызвать и сохранить любовь и преданность своего персонала.
В целом японская система управления опирается на коллективное решение проблем и ставит приматом над индивидуумом корпоративные ценности, отличается гибкостью управления и четкой обратной связью
3. Европейский менеджмент
А что же является
наиболее характерным признаком
европейского менеджмента в сегодняшнее
время? Вследствие интернационализации
менеджмента были объединены теории
и практики управления специалистов
разных стран и их коллективное творчество
в этой области познания. Потому
то и в подавляющем числе
Дальнейшее развитие наук в целом значительно влияло и на менеджмент. Так развитие кибернетики, экономико-математических методов, компьютеризация управления способствовали активному внедрению в управление системного подхода, не концентрирующегося на одной грани интересующей проблемы. Эволюция менеджмента приводят к окончательному решению спора между различными школами управления. К 70-м годам нашего века широкую популярность завоёвывают идеи ситуационного подхода, подтверждающие правомочность различных систем управления. В 80-е годы к основным направлениям: ратующем за изменение и совершенствование техники и технологии производства и уверенном в примате четкой организации деятельности индивида и всего коллектива прибавляется направление «организационной культуры», придающее значение системным и поведенческим особенностям предприятия.
Такая функция, как «организация производства», была определена как главная в обеспечении роста производительности труда не только в США, но и в европейских странах.
В настоящее время
в Европе находятся офисы крупнейших
и старейших корпораций. Их методы
управления сравнимы с американской
моделью, но большей частью это касается
небольших и простых в
Во-первых, как и
в корпоративной США, с появлением
трудностей в координации действий
вырастает численность
Во-вторых, Европа раньше всех подвергается новым технологическим веяниям и модным тенденциям, в том числе и в управлении.
В-третьих, вследствие этого европейский менеджмент являет собой смесь американской и японской модели управления, и эти варианты варьируются от страны к стране. Поэтому однозначно говорить о европейском менеджменте, как о конкретной, четко сформировавшейся модели, не совсем корректно.
4. Российский менеджмент
Рассматривая российские
традиции управления, следует отметить,
что в результате отсутствия частной
собственности в советский
Основные традиции русского менеджмента с Петровских времен и до наших дней, на мой взгляд остались неизменными. Прежде всего, стоит отметить большую роль государства в экономическом развитии страны. Это обуславливается тем, что ещё со времен создания Петром Первым государственных мануфактур весьма значительная часть крупного производства принадлежала государству. Вследствие этого возникала жесткая иерархическая система управления, неразрывно связанная с государством; протекционистская политика многих правителей России снижала конкуренцию на внутреннем рынке, что тоже не способствовало развитию новых идей в управлении.
Октябрьская Революция 1917 года только обострила все эти условия развития национальной школы управления. Экономический кризис и разруха, царившие в молодой Советской республике, требовали от руководства страны, в которой не осталось больше частной собственности, по военному четких мер по реорганизации всех видов производства. Вкупе с однопартийной системой все это сделало систему государственного и промышленного управления жесткой и строго иерархичной. Экстренные темпы развития промышленности требовали экстренных дисциплинарных мер, что привело к жесточайшей индивидуальной ответственности руководителей за возглавляемое дело. По военному четкое распределение обязанностей; узкая специализация государственных органов управления промышленностью.