Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:47, курсовая работа
Объект исследования: американский и японский менеджмент.
Предмет исследования: сравнительный анализ национальных моделей менеджмента США и Японии.
В данной работе преследуется следующая цель: охарактеризовать национальные особенности в менеджменте США и Японии, а также проанализировать общие тенденции и различия национальных моделей менеджмента.
Налоговая реформа для Японии была разработана профессором Колумбийского университета Шоупом, она состояла из следующих основных положений:
Основной результат налоговой реформы Шоупа — создание стимулов к накоплению капитала, а Япония, как известно, до сих пор отличается высокой нормой накопления и мощным инвестиционным потенциалом. После реформы Доджа всю экономическую политику оккупационные власти полностью передали японскому правительству. США перестали оказывать Японии финансовую и консультационную помощь, а от Д. Макартура потребовали снятия Японии с американского иждивения21.
Японские реформы 1940-х гг. стали примером одних из самых удачных реформ XX в. Они характеризуются прежде всего комплексностью и постепенностью. Их главная особенность в том, что проводились они насильственным путем: оккупационные власти выступали в роли либеральных реформаторов, а японские власти претворяли реформы в жизнь под жестким государственным контролем. Именно послевоенные реформы заложили основу современной процветающей Японии, трансформировали японскую экономику из военно-феодального капитализма в рыночную систему.
Япония успешно решила стоявшую перед ней первоочередную задачу ликвидации отставания от других развитых стран. Структура производства и экспорта сместилась в пользу отраслей тяжелой промышленности. Было достигнуто положительное сальдо платежного баланса. Обеспечена полная занятость рабочей силы.
Тем не менее у японской сверхиндустриализации были и определенные негативные последствия. Так, бурный рост отраслей тяжелой промышленности привел к сильному загрязнению окружающей среды. В 1970-е гг. Япония считалась самой грязной в экологическом плане страной мира. Ввиду ограниченности ресурсов стали сказываться пределы дальнейшего расширения производства. В условиях полной занятости проявил себя дефицит трудовых ресурсов, особенно ощутимой стала нехватка молодежи на рынке труда. Наблюдались диспропорции в размещении производства: чрезмерная концентрация промышленности была характерна для центральной части страны, в то время как север страны оставался депрессивной областью.
Первая половина 1970-х гг. поставила под сомнение дальнейшее развитие Японии по экстенсивному пути. «Нефтяной шок» 1973-1974 гг. показал уязвимость экономики Японии от поставок импортных энергоресурсов. Экономический кризис 1974-1975 гг. поставил под вопрос и японский экспорт ввиду падения мировой го спроса на готовые изделия. Таким образом, экспортно-ориентированная модель развития экономики Японии стала нуждаться в серьезных корректировках. Характерными чертой новой модели развития Японии стали:
Результатом перехода на интенсивную модель развития стало повышение эффективности японской экономики, превращение Японии в один из главных и лидеров мировой экономики, лидерство Японии в прикладных НИОКР, укрепление роли японской йены как мировой валюты.
Информационные технологии в Японии. Японии с января 2001 г. вступил в силу Основной закон о формировании информационного общества. На основании данного закона осуществляется государственная программа «Электронная Япония», задача которой — превращение страны в ведущую мировую информационную державу. Среди приоритетов программы «Электронная Япония» можно выделить:
На пути реализации данной программы уже достигнуты определенные успехи. В частности, 14% населения страны имеют доступ к высокоскоростному Интернету скоростью передачи данных в 26 Мбитов в секунду (самый скоростной в мире Интернет), успешно разрабатывается законодательство в области электронной коммерции, с апреля 2003 г. действует единая информационная сеть государственных административных органов WAN Касумигасэки, а к 2005 г. правительство привлекло в Японию из-за рубежа не менее 30 тыс. специалистов в информационной области.
Никакая другая национальная модель менеджмента не привлекала такого внимания, как японская. Ни одна страна в мире не представлена так широко в международных сопоставительных исследованиях по вопросам управления, как Япония. Библиографический список научно-практической литературы, посвященной особенностям японского менеджмента, насчитывает сотни наименований на разных языках. Немало работ японских и западных авторов было переведено на русский язык. Различные аспекты управленческой практики достаточно широко были представлены в японоведческих исследованиях в СССР и России.
Японская модель менеджмента совсем недавно воспринималась как одна из наиболее эффективных. Однако экономический кризис 1990-х гг, вызвавший проблемы и трудности в управлении бизнесом, заставляет по-новому взглянуть на характеристики японской модели менеджмента. Большое влияние на управление японскими компаниями оказывает процесс глобализации.
В своем становлении японская практика управления начиная с конца XIX — начала XX в. испытывала влияние со стороны Запада вплоть до копирования западных образцов в области как организации производства, так и управления им. Вместе с тем копирование западных образцов не было единственным направлением развития практики управления в Японии, ибо все же большинство японских компаний ориентировалось на совершенно иные принципы взаимоотношений с персоналом, проводя политику патернализма и делая акцент на роли компании как своего рода семьи. Сторонники патернализма оказывали серьезное противодействие внедрению новых методов управления, в которых они видели источник проникновения с Запада конфликтных взаимоотношений с персоналом. Вплоть до окончания Второй мировой войны система управления в японских фирмах развивалась с преобладанием практики патернализма.
Находясь под оккупационным режимом США в послевоенный период, японцы старались применить наиболее рациональные идеи западного, прежде всего американского, менеджмента. В Японию в те годы были приглашены из США самые известные специалисты в области управления. Известны успехи японских компаний даже в тех областях импортированных управленческих технологий, в которых страны-экспортеры потерпели неудачу. Классическим примером такого рода является управление качеством с помощью «малых групп участия работников», или так называемых кружков качества, идея которых пришла в Японию из США вместе со статистическими методами контроля качества. Другим примером эффективности японского подхода к управлению служат результаты, достигнутые в области так называемого гибкого производства, которое хотя и восходит к методам Тэйлора, но уже существенно отличается от них23.
Для объяснения феномена японской управленческой системы предлагаются разные концепции и модели, которые предлагают объяснение с точки зрения культурного детерминизма, технологического детерминизма (модель конвергенции) (см. гл.3) и т. д.
В зависимости от используемой теоретической концепции или модели исследователи по-разному выделяют характерные признаки и особенности японского менеджмента, но, как правило, везде присутствуют как минимум три особенности: пожизненный наем, система продвижения по старшинству и пофирменные профсоюзы. Все перечисленные характеристики японской системы управления связаны между собой настолько тесно, что сбой одного элемента может привести к коллапсу всей системы. Например, трудовые отношения определяются условиями пожизненной занятости. Или важность программ благосостояния для работников становится очевидной, если они работают в одной компании длительное время. Японская система управления являет собой эффект синергии всех его характеристик.
Одной из основных составляющих любой системы управления является то, что главную роль в этой системе играет менеджер, и в частности высшее звено управленческого корпуса (руководители предприятий, президенты компаний и корпораций, вице-президенты и т. д.). На современном этапе высшие управляющие японских предприятий представляют собой особую, имеющую свои характерные черты социальную группу японского общества. Важнейшей характеристикой этого социального слоя является элитарность, которая сохраняется благодаря преимущественному подбору кандидатов на посты высшего управления из лиц, принадлежащих к состоятельным слоям и имеющих возможность получить престижное образование. Однако в последнее время отмечена тенденция продвижения на управленческие должности наиболее способных работников, и отступление от жесткого принципа отбора на основе оценки престижности законченного высшего учебного заведения, что может привести к расширению социальной базы высшего управленческого корпуса.
Уникальное
сочетание институциональных
Возникновение новых черт портрета высшего управляющего связано в основном с изменением критериев подбора кандидатов на высшие управленческие посты, с осуществлением попыток ввести систему продвижения в связи с индивидуальными способностями — так называемая система «быстрого пути», расширением деятельности по переподготовке и повышению квалификации, увеличением приема в управленческое звено корпораций бывших государственных служащих и представителей профсоюза компании. Кроме того, появление новых черт социального портрета высших управляющих связано с ростом доходов высшего управленческого звена и изменением структуры этих доходов, а также с появлением женщин в структуре высшего управления и т. д.
По мнению исследователей, эти тенденции будут сохраняться в ближайшем будущем, а их влияние на высшее звено японского управления будет увеличиваться24.
Таблица 1
Происхождение высшего управленческого звена японских компаний
|