Американская модель управления зарождалась на рубеже XIX

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 05:46, доклад

Описание работы

Американская модель управления зарождалась на рубеже XIX – XX веков, когда в США переживали экономический бум. Огромные природные ресурсы привлекали передовые умы того времени; уровень развития техники и технологий вступал в резкое противоречие со сложившейся на тот момент системой производственных отношений. Классический капитализм переходил в свою высшую, монополистическую стадию.

Работа содержит 1 файл

Американская модель управления зарождалась на рубеже XIX.docx

— 20.75 Кб (Скачать)

Американская модель управления зарождалась на рубеже XIX – XX веков, когда в США переживали экономический  бум. Огромные природные ресурсы  привлекали передовые умы того времени; уровень развития техники и технологий вступал в резкое противоречие со сложившейся на тот момент системой производственных отношений. Классический капитализм переходил в свою высшую, монополистическую стадию. Именно в  этот период складывались объективные  предпосылки для зарождения «научного  менеджмента» в США и деятельности его лидера – Фредерика Уинслоу Тейлора.

 Вовсе не случайно, что центр развития теории  и практики менеджмента в начале XX века переместился из Англии  в Америку. Деятельность основоположников  «научного менеджмента» отражала  характерные тенденции эпохи  классического капитализма –  свободную рыночную экономику,  индивидуальное предпринимательство,  господство средних и небольших  предприятий. Организация труда  и управления в такой «локальной  экономике» не требовала систематического  применения науки, да и сама  наука ещё не была доминирующим  общественным институтом, главной  производительной силой промышленности. Так обстояло положение дел  в Англии эпохи Аркрайта, Смита, Болтона и Оуэна. Таким образом, мы можем сделать вывод, что именно английская, а точнее англо-саксонская модель легла в основу американской школы менеджмента.

Иная ситуация складывалась в конце XIX – начале XX века в США, которые по техническому уровню производства вошли в число мировых лидеров. Несколько фактов помогаю понять, почему именно Америка оказалась  родиной современного управления. Даже в начале XX века США были практически  единственной страной, где человек  мог преодолеть трудности, связанные  с его происхождением, национальностью, проявив личную компетентность. Главным  фактором развития науки управления здесь явился не средний и мелкий, а большой бизнес – крупные  и сверхкрупные корпорации, например, такие как Midvale Steel и Bethlehem Steel, в каждой из которых работало по несколько тысяч человек. В Америке, писал Питер Друкер, «крупные корпорации составляют меньшинство, но такое меньшинство, которое задаёт типическую структуру общества, поведение людей, их образ жизни. Большой бизнес выступает основой любого индустриально развитого общества. Он финансирует и вызывает к жизни также большую науку. Даже профсоюзы и органы правительственной администрации есть не что иное, как социальный ответ на феномен большого бизнеса. Именно невмешательство государства позволяло предпринимателям, которые добивались успеха в самом начале развития своего бизнеса, становиться монополистами.

 

Отмечая различия в развитии индустрии континентальной Европы и Северной Америки, некоторые специалисты  указываю, что американцы начали с  механизации всего комплекса  операции, в то время как европейцы  склонны были механизировать отдельные  операции, например, ткачество или  прядение. В результате а Англии были более совершенные станки, а в США – сборочные линии и конвейеры.

 

В Англии техническая мысль  развивалась в Рамках академической  науки. Так сказать, на государственной  основе, а затем уже, через какое-то время, достигла практики. Американцы заимствовали в готовом виде лучшие технические идеи европейцев и тут  же претворяли их в конкретные технические  модели. Подход североамериканцев был  более гибким и скорым, внедрение техники в меньшей степени опутано бюрократическими сетями. Центрами технического прогресса в Европе чаще всего служили государственные учреждения и университеты, а в США – предприятия. Передовые фирмы имели хорошо оснащенные лаборатории, занимающиеся практическим внедрением технических достижений. Таковы исторические предпосылки возникновения американской школы менеджмента.

 В американской школе  менеджмента принято считать,  что успех фирмы зависит, прежде  всего, от внутренних факторов. Особое внимание уделяется рациональной  организации производства, постоянному  росту производительности труда,  эффективному использованию ресурсов. В то время как внешние факторы  отходят на второй план.

 

Рационализация производства выражается в высокой степени  специализации отдельных работников и структурных единиц компании и  жёстком разграничении их обязанностей. Преимущества специализации заключаются  в том, что она позволяет сократить  объём подготовки работников, повысить уровень профессионального умения на каждом специализированном рабочем  месте, отделить от производственных заданий  те, которые не требуют квалифицированного труда и могут быть выполнены  неквалифицированными работниками, получающими  меньшую заработную плату, а также  увеличивает возможности специализированного  оборудования.

 

Решения чаще всего принимаются  индивидуально, уровень ответственности  же находится в управленческой пирамиде на одну-две ступени выше, чем  уровень менеджеров, обладающих формальной властью. Это означает, что руководство  отвечает за деятельность своих подчинённых.

 

Американская фирма функционирует  в социальной атмосфере, проповедующей  равноправие. Соответственно рабочие  здесь являются более мобильными, легко меняют место работы в поисках  индивидуальной выгоды. Стоит отметить, что дух «жертвенности» (альтруизма) редок у американцев: даже в действиях, направленных на пользу общества, на поверку  легко обнаруживается личная выгода. Часто на фирме поощряется конкуренция  между сотрудниками (один из способов стимулирования), именно поэтому американцы – ярко выраженные индивидуалисты и порой им очень сложно работать в команде.

 Для американской модели  менеджмента характерна иерархическая  модель управления.

 

В традиционной модели иерархической  организации, прежде всего, имеет место  разграничение процесса принятия стратегических деловых решений и оперативных  решений. Первый касается деловых решений  фирмы, которые определяют основные направления её функционирования. После  выработки последних фирма принимает оперативные решения для адаптирования своей деятельности к различным непредвиденным обстоятельствам (поломке оборудования, браку и т.п.) и к изменению ситуации на рынке. Основной принцип такой иерархической координации характеризуется следующими двумя особенностями:

 

Каждая функциональная единица  имеет не более одного прямого  начальника и не связана с другими  единицами (следовательно, любая координация  действий двух несравнимых единиц осуществляется общим прямым начальником).

 Только одна единица  (центральный отдел) является  начальником любой другой единицы.

 

Предполагается, что единственной жизнеспособной альтернативой рыночному  механизму с точки зрения эффективности  является фирма как иерархическая  организация.

 

Продолжительность трудовых контрактов может составлять несколько  лет в соответствии с обычной  продолжительностью коллективных соглашений, используемых в США. Работа по контракту  контролируется профсоюзом. Стоит также  отметить, что в отличие от японской школы, профсоюзы создаются в  отрасли, а не на предприятии. Размер вознаграждений рабочего определяется категорией рабочего места, при расчете  зарплаты крайне редко учитывается  стаж работника.

 

В американской школе менеджмента  подготовка управленческих кадров может  проводиться путём организации  лекций, дискуссий в составе небольших  групп, разбора конкретных деловых  ситуаций, чтения литературы, деловых  игр и ролевого тренинга. Вариантами этих методов являются организуемые ежегодно курсы и семинары по проблемам  управления. Другим методом, который  применяется последнее время  всё чаще, является служебная ротация. Перемещая руководителя низового звена  из отдела в отдел на срок от одного месяца до одного год, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате молодой менеджер познаёт проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений. Такие знания жизненно необходимы для успешной работы на более высоких должностях.

 

Важный принцип, обеспечивающий лидирующее положение американских фирм в мировой экономике, – комплексный  контроль качества (концепция «делать  с первого раза»). В соответствии с этой концепцией качество обеспечивается путём включения ответственности  за качество в каждую должностную  инструкцию или описание работ производственного  рабочего.

 

Основные недостатки этой школы следующие:

 

Уменьшение гибкости при  изменении производственных заданий, снижение чувства удовлетворённости  рабочих, нарастание утомления от монотонности, рост прогулов как следствие чрезмерной специализации труда.

 

Потеря эффективности  иерархической организации в  тех отраслях промышленности, где  ассортимент товаров велик и  производственный процесс включает в себя множество стадий.

 

Стремление американских менеджеров получить сиюминутную выгоду, решить вопрос «быстро».

 

Большое количество уровней  управления (до 11-12 в американской автомобильной  промышленности, по сравнению с 5-6 в  японской), и как следствие- рост бюрократического аппарата и трансакционных издержек.

 

Однако несмотря на присущие ей недостатки американская школа менеджмента на сегодняшний момент получила наибольшее распространение и признание. На её принципах построили свою работу такие крупные компании как General Motors, General Electric, Emerson, Caterpillar и многие другие. Фактически это универсальная модель управления. Как писал Питер Друкер – известный представитель американской школы менеджмента – «менеджмент – это специфическая и определяющая структура всех и каждой организации».

 

Особенностью американской школы также является значительное теоретическое обоснование процессов  управления.

 

Наиболее известная всем нам компания, использующая принципы американской модели управления –  это конечно же Макдональдс. Поэтому я предлагаю рассмотреть на примере этой компании обозначенные выше особенности американской школы.

 

Жесткая иерархическая структура: каждый работник имеет только одного начальника.

 

Чётко прописанные должностные  инструкции, начиная от того, как  нужно мыть пол и заканчивая порядком приготовления гамбургеров.

 

Контроль качества выполняемых  операций на месте: концепция «делать  с первого раза».

 

Строго почасовая выплата  зарплаты, штрафы за опоздание и  выговор за приход на работу раньше оговоренного срока (начальству придётся платить вам больше денег) – концепция  «точно вовремя».

 

Стремление создать равные условия для работников: прием  пищи в одной общей комнате, одинаковая зарплата для рабочих одного уровня.

 

Перспектива карьерного роста  в компании.

 

Поощрение конкуренции и  доносительства внутри одной группы (существует специальный ящик, куда нужно опускать записки обо всех нарушениях, какие вы только заметили).

 

Ответственность начальников  за действия подчинённых.

 

Автор: Ужгинцев Александр Владимирович


Информация о работе Американская модель управления зарождалась на рубеже XIX