Американская модель менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:09, реферат

Описание работы

Изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Американская модель применяется в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых других странах. Она характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых, т. е. не связанных с корпорацией акционеров (они называются «внешние» акционеры или «аутсайдеры»), а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров.

Работа содержит 1 файл

Американской модель менеджмента.docx

— 22.17 Кб (Скачать)

  Изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Американская модель применяется в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых других странах. Она характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых, т. е. не связанных с корпорацией акционеров (они называются «внешние» акционеры или «аутсайдеры»), а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров.

Менеджмент, как социально-экономическое учение появился в США в конце 19в. Эта  страна считается его родиной. Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного  мира и Японии.

 Американский  менеджмент впитал в себя основы  классической школы, основателем  которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и  Линдал Урвик сделали много  для популяризации основных положений  классической школы. Классическая  школа оказала значительное влияние  на формирование всех других  направлений в американской теории  управления.

На сегодняшний  день в менеджменте существует три основные национальные школы.

Это японская, европейская и американская школы.  Американская модель управления зарождалась на рубеже XIX – XX веков, когда в США переживали экономический бум. Огромные природные ресурсы привлекали передовые умы того времени; уровень развития техники и технологий вступал в резкое противоречие со сложившейся на тот момент системой производственных отношений. Классический капитализм переходил в свою высшую, монополистическую стадию. Именно в этот период складывались объективные предпосылки для зарождения «научного менеджмента» в США и деятельности его лидера – Ф.У. Тейлора.

Современный американский менеджмент основывается на трех исторических предпосылках:

  • Наличие рынка
  • Индустриальный способ организации производства
  • Корпорация, как основная форма предпринимательства

Характерные черты американской модели:

  • Успех фирмы зависит в первую очередь от внутренних факторов (рациональная организация производства, постоянный рост производительности труда, эффективное использование ресурсов)
  • Жесткая специализация и разграничение обязанностей сотрудников
  • Ориентированность на индивидуальные ценности и результаты
  • Иерархичная модель управления

Оплата  труда:

  • Рабочие получают повременную оплату, что связано с высоким уровнем механизации труда, где выработка от рабочего практически не зависит
  • Минимальная оплата труда регулируется законом
  • При определении среднего уровня оплаты фирмы, следят, чтобы она не была ниже, чем у других фирм в данном географическом регионе
  • Абсолютные размеры заработка зависят от квалификации работника и стоимости проживания в данной местности
  • Повышение заработка обычно ежегодно для всех работников, чья работа оценивается положительно
  • Размеры заработка инженерно-технических работников не оглашаются
  • Премии выплачиваются обычно только высшему руководству
 

Роль  государства в  экономике

В американском хозяйстве государство не играет значительной роли как собственник  средств производства и совокупный предприниматель. Доля государственного сектора в ВВП – около 4%, а  вместе с предприятиями местных  властей – около 13% ВВП. В нем  занято порядка 14-15% рабочей силы. Государству  принадлежит значительная часть  собственности – почти 25% территории, сеть федеральных дорог и многие другие предприятия инфраструктуры.

Государство играет определяющую роль в воспроизводстве  рабочей силы, охране окружающей среды, развитии научной сферы. Оно осуществляет общенациональное регулирование через  кредитно-денежную и бюджетную политику, федеральную контрактную систему. В целом государство выполняет  общественно значимые функции, которые  или не приносят быстрого дохода или  не являются оптимальными для частных  хозяйствующих субъектов. 

Особенности менталитета

Черты поведения:

  • бизнесмены действуют прямолинейно;
  • прибегают к натиску, приказу в процессе согласования решения на переговорах;
  • не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса, прагматически классифицируя их, решая вопросы один за другим.
  • Главной целью является всесторонняя договоренность. Одно из самых важных условий – соблюдение всех законов, нормативных актов, положений, а не выгода и согласие между партнерами. В состав американской делегации на переговорах обязательно входит уполномоченный представитель, который имеет право на принятие решений, и юрист. Американские менеджеры не приветствуют, если их коллеги (партнеры) прерываются во время дискуссий или перед принятием решения удаляются для обсуждения своего решения.

В настоящее время  в США получили распространение  формы привлечения рабочих к управлению:

  • участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха;
  • создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих;
  • разработка систем участия в прибыли;
  • привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.
  • Привлечение рабочих к участию в высших органах управления корпорацией – советах директоров – на практике встречается крайне редко.
  • Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения "качества трудовой жизни", с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.
 

Основные  особенности управления в американской компании:

  • Функциональность, что означает четко закрепленные должностные обязанности за сотрудником. Принцип: сосредоточься на том, что ты делаешь успешнее всего; не важно, какой ты, важно, что ты умеешь делать как специалист.
  • Задача менеджера состоит в раскрытии творческого потенциала сотрудника. Поощрение новых идей.
  • Обязательная переподготовка и непрерывное обучение.
  • Управление по целям. Расчленение любой задачи, где решение связано с совокупностью разнородных знаний. Четкий алгоритм достижения.
  • Реализация противоположных тенденций: жесткий функциональный подход (например, конвейерная система) и большое количество лидеров и творческих личностей, децентрализация и централизация, жесткость в отстаивании своих интересов и гибкость в реализации.
  • Карьерный рост происходит строго в рамках профессиональной специализации.
  • Развитая корпоративная культура.
  • Менеджмент считается сильным конкурентным преимуществом.
 
 

    Перестройка кадровой работы начиналась с управляющих  и высокооплачиваемых специалистов. С позиции концепции “человеческих  ресурсов” инвестиции в этот персонал наиболее оправданы.

    Компетентность  и личная “заинтересованность в  фирме” управляющих высшего уровня наиболее радикально влияют на общие  результаты деятельности корпорации. Поэтому кадровая работа, включая  систему вознаграждения, социального  страхования и различных льгот, сориентирована на закрепление управленческой верхушки фирмы. Тогда как пренебрежение  работой с рядовыми исполнителями  способствовало высокой текучести  этого персонала ввиду преждевременного физического или морального (устаревания  профессиональных навыков) износа, низкого  качества трудовой жизни. Резко дифференцированный подход к работе с персоналом сохранялся в 70-80-е годы, хотя ряд фирм вынужден был перенести новые методы работы на более широкий контингент персонала. 

    Заключение.

    Во всем  многообразии теорий и явлений живой практики  американский менеджмент был и остается наиболее мощной             «управленческой цивилизацией». Его ведущее значение в мире сегодня             неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики, а тем более             обучения управлению наиболее велико.

    Именно  в американской модели менеджмента  возникает идея стратегического  управления и планирования в организации, не менее важная мысль о привлечении  работников к управлению – партисипативный  менеджмент, именно в США впервые  появляются крупные корпорации с  наемными менеджерами, возникает и  сама наука управления.

    Американская  модель менеджмента существует и  совершенствуется и до сих пор, используется не только в Соединенных Штатах, но и в Европе и Японии. Богатый  опыт американского менеджмента  может быть учтен и использован  и в российском менеджменте. 

    Список  использованной литературы:

    1. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин «Теория управления»

    2. В. Зубов «Лекции по теории управления»

    3. А.В. Руднев, В.П. Сергеев «Теория управления»

    4.          http://menedzhmenti.ru/page47/page51/index.html

    5.          http://www.syntone.ru/library/books/content/224.html

Информация о работе Американская модель менеджмента