Аксиомы теории управления, Закон необходимого разнообразия Эшби

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

Для управления необходимо выполнение ряда естественных условий, которые сформулируем в виде аксиом.
Аксиома 1. Наличие наблюдаемости объекта управления. В теории управления ОУ считается наблюдаемым в состоянии z(t) на множестве моментов времени Т при входном воздействии ХО) и отсутствии возмущений, если уравнение наблюдения динами ческой системы, представленное в виде

Содержание

Введение
Глава 1. Аксиомы теории управления
Глава 2. Закон необходимого разнообразия Эшби
2.1 Закон необходимого разнообразия Эшби
2.2 Основы управления системой
2.3 Возражение собеседника
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Аксиомы теории управления

Глава 2. Закон необходимого разнообразия Эшби

2.1 Закон необходимого разнообразия Эшби

2.2 Основы управления системой

2.3 Возражение собеседника

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время  процесс управление все большей  степени несет системный характер, управление любой организации осуществляется как воздействие на единое целое. Менеджеры должны четко осознавать взаимосвязь всех систем своей компании. Таким образом, Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:

  • менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;
  • руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации с другим;
  • менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным – общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;

системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно  реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 . Аксиомы теории управления

 

 

Для управления необходимо выполнение ряда естественных условий, которые сформулируем в виде аксиом.

Аксиома 1. Наличие наблюдаемости объекта управления. В теории управления ОУ считается наблюдаемым в состоянии z(t) на множестве моментов времени Т при входном воздействии ХО) и отсутствии возмущений, если уравнение наблюдения динами ческой системы, представленное в виде

 

y*(t) = g [t, x(t), z*(t)],

 

где у *(t) – некоторая реализация выходного процесса, доступная для регистрации, имеет единственное решение

 

z*(t) = z(t) О Х

 

Если это утверждение  справедливо для любого z(t) О Х, то объект считается полностью наблюдаемым.

Это выражение означает, что определение любого из состояний  ОУ (т.е. его наблюдаемость) реализуется только в том слу чае, если по результатам измерения выходных переменных у*(t) при известных значениях входных переменных x(t) может быть получена оценка z*(t) любой из переменных состояния z(t).

Такая задача в теории систем известна как задача наблюдения. В организационно-технических системах управления эта задача реализуется функцией контроля текущего состояния ОУ и воз действий внешней среды. Без этой информации управление или невозможно, или неэффективно.

Аксиома 2. Наличие управляемости – способности ОУ переходить в пространстве состояний Z из текущего состояния в требуемое под воздействиями управляющей системы. Под этим можно понимать перемещение в физическом пространстве, изменение скорости и направления движения в пространстве состояний, изменение структуры или свойств ОУ. Если состояние ОУ не меняется, то понятие управления теряет смысл.

Аксиома З. Наличие цели управления. Под целью управления понимают набор значений количественных или качественных характеристик, определяющих требуемое состояние ОУ.

Если цель неизвестна, управление не имеет смысла, а изменение состояний  превращается в бесцельное блуждание. Цель отображается точкой, в которую  надо перевести систему из существующего  состояния, или траекторией перевода ОУ в требуемое состояние в виде, например, аддитивной свертки

 

 

с ограничениями типа

 

, где

 

yi – i-я характеристика,

ai – важность (вес) i-й характеристики,

bi – расход ресурсов на поддержании i-й характеристики в требуемом состоянии,

c – общее количество ресурсов.

Аксиома 4. Свобода выбора – возможность выбора управляющих воздействий (решений) из некоторого множества допустимых альтернатив. Чем меньше это множество, тем менее эффективно управление, так как в условиях ограничений оптимальные решения часто остаются за пределами области адекватности. Если имеется единственная альтернатива, то управление не требуется. Если решения не влияют на изменение состояния СУ, то управления не существует.

Аксиома 5. Наличие критерия эффективности управления. Обобщенным критерием эффективности управления считается степень достижения цели функционирования системы.

Кроме степени достижения цели качество управления можно оценивать  по частным критериям: степени соответствия управляющих воздействий требуемым  состояниям ОУ, качеству принимаемых  решений, точности управления. Для оценки систем управления военного назначения вводятся требования к управлению по показателям устойчивости, непрерывности (длительности цикла управления), оперативности и скрытности.

Аксиома 6. Наличие ресурсов (материальных, финансовых, трудовых и т.д.), обеспечивающих реализацию принятых решений. Отсутствие ресурсов равносильно отсутствию свободы выбора. Управление без ресурсов невозможно.

 

 Глава 2. Закон необходимого разнообразия Эшби

 

                2.1 Закон необходимого разнообразия Эшби

 

 

Требуемый уровень управления включен в закон необходимого разнообразия Эшби, который основан на математической теории связи Шеннона. Данный закон постулирует необходимость соответствия возможностей индивидуума или управляющего органа по обработке информации и той информации, которая предоставляется ему системой для вырабатывания управляющих воздействий.

Закон необходимого разнообразия утверждает, что для управления системой управляющий орган должен быть способным к восприятию по крайней мере того же количества различных сигналов, какое может появиться на выходе управляемой им системы.

В любой ситуации, участниками которой  являются управляющий орган и  управляемая им система, индивидуум имеет в своей памяти набор  возможных действий, ответных на действия, системы. Сложность системы может быть оценена по количеству j различных состояний, в которых она может находиться. О сложности можно судить по числу комбинаций переменных (или свойств), определяющих процесс.

Таким образом, если процесс  зависит от значения единственной переменной, сложность определяется, лишь количеством значений, принимаемых этой переменной. По мере увеличения числа переменных – параметров системы – растет и сложность самой системы. Управление в том смысле, в котором этот термин используется в данной главе, предполагает наличие возможности учесть все разнообразие состояний системы. Конечная цель при этом состоит в выборе подходящего набора параметров системы для ее количественного описания. Управляющий орган должен подобрать надлежащую реакцию на каждый сигнал, получаемый им от системы.

Для достижения возможности  полного управления системой управляющий  орган должен обладать тремя качествами:

1. Иметь, по крайней мере, столько же различных возможных действий, как в управляемой системе (альтернативой является более высокое быстродействие органа по сравнению с управляемой системой).

2. Иметь абсолютно точный набор принятых возможных действий, являющийся подмножеством множества всех возможных ответов на действия системы (наилучший в каком-то смысле набор ответов).

3. Иметь возможность производить ответные действия (соответствующие им коды) со скоростью не ниже скорости работы управляемой системы.

2.2 Основы управления системой

Управление в системе – внутренняя функция системы, осуществляемая в системе независимо от того, каким образом, какими элементами системы она должна выполняться.

Управление системой – выполнение внешних функций управления, обеспечивающих необходимые условия функционирования системы.

Управление системой (в системе) используется для различных  целей:

  1. увеличения скорости передачи сообщений;
  2. увеличения объема передаваемых сообщений;
  3. уменьшения времени обработки сообщений;
  4. увеличения степени сжатия сообщений;
  5. увеличения (модификации) связей системы;
  6. увеличения информации (информированности).

 

Рис. 1. Общая схема управления системой

 

Если число возможных  состояний системы S равно N, то общее  количество разнообразия системы (мера выбора в системе – см. ниже информационные меры) равно V(N) = log2(N).

Пусть управляемая система  обладает разнообразием V(N1), а управляющая – V(N2). Цель управляющей системы – уменьшить значение V(N1) за счет изменения V(N2). В свою же очередь, изменение V(N1), как правило, влечет изменение и V(N2), а именно, управляющая система может эффективно выполнять присущие ей функции управления лишь при условии, если верно неравенство: V(N2) >= V(N1).

Это неравенство выражает принцип (Эшби) необходимого разнообразия управляемой системы: управляющая  подсистема системы должна иметь  более высокий уровень организации (или большее разнообразие, больший  выбор), чем управляемая подсистема, т.е. многообразие может быть управляемо (разрушено) лишь многообразием.

Пример. Менеджер фирмы  должен быть более подготовлен, более  грамотен, организован, свободен в своих  решениях, чем, например, продавец фирмы. Малые, средние фирмы, ООО, АО – необходимый фактор разнообразия, успешного развития бизнеса, так как они более динамичны, гибки, адаптируемы к рынку. В развитых рыночных системах они имеют больший вес, например, в США доля крупных корпорации не более 10%.

Функции и задачи управления системой:

  1. Организация системы – полное, качественное выделение подсистем, описание их взаимодействий и структуры системы (как линейной, так и иерархической, сетевой или матричной).
  2. Прогнозирование поведения системы т.е. исследование будущего системы.
  3. Планирование (координация во времени, в пространстве, по информации) ресурсов и элементов, подсистем и структуры системы, необходимых (достаточных, – в случае оптимального планирования) для достижения цели системы.
  4. Учет и контроль ресурсов, приводящих к тем или иным желаемым состояниям системы.
  5. Регулирование – адаптация и приспособление системы к изменениям внешней среды.
  6. Реализация тех или иных спланированных состояний, решений.

Функции и задачи управления системой взаимосвязаны, а также  взаимозависимы.

Пример. Нельзя, например, осуществлять полное планирование в экономической системе без прогнозирования, учета и контроля ресурсов, без анализа спроса и предложения – основных регуляторов рынка. Экономика любого государства – всегда управляемая система, хотя подсистемы управления могут быть организованы по-разному, иметь различные элементы, цели, структуру, отношения.

Выявление управляющих  параметров и их использование для  управления системой может также  уменьшить сложность системы. В  свою очередь, уменьшение сложности системы может сделать систему полностью управляемой.

Чем многообразнее входные  сигналы (параметры) системы, число  различных состояний системы, тем  многообразнее обычно выходные сигналы, сложнее система, тем актуальнее проблема поиска инвариантов управления.

Заключение

 

Проделанная мною работа была в большей степени интересна  мне тем, что полученные знания могут  быть непосредственно применены  в будущем. К тому же к использованию  системного подхода при принятии решений проявляется все более  широкий интерес со стороны специалистов по управлению и хозяйственных руководителей. Его все чаще называли новым типом управленческого мышления. И в настоящее время практически в любой научной работе по экономическим, управленческим проблемам содержатся ссылки на использование системного подхода. Я считаю, что расширение применения системного подхода при принятии управленческих решений будет способствовать повышению эффективности функционирования экономической системы страны в целом и ее отдельных объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Анфилатов В.С. Системный анализ в управлении: Финансы и статистика, 2006 год – 368 с.
  2. Антонов А.В. Системный анализ : Рекомендовано УМО вузов по университетскому политехническому образованию в качестве учебника для вузов. – 2 – изд., 2006 год. – 454 с.
  3. Бикмухаметова И.Х. Теори систем и системный анализ: Учебное пособие /УГАЭС. – Уфа, 2007 год. – 173 с.
  4. Вдовин В.М. Теория систем и системный анализ : Рекомендовано ГОВУ ВПО “ Государственный университет управление “ в качестве учебника . - :Дашков и К, 2010. – 640 с.
  5. Попов В.Н. Системный анализ в управлении организациями: Справочник: финасы и статистика, 2006 год – 848с.
  6. www.tssa.pisem.net. Курс лекций по дисциплине << Теория систем и системный анализ>>.

Информация о работе Аксиомы теории управления, Закон необходимого разнообразия Эшби