Адаптивные (органические) управленческие структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Управленческая структура организации - важное звено в научном теоретическом менеджменте. На практике применение основных типовых структур – это не только необходимость, но и неизбежность. Невозможно установить долговременные связи с персоналом на предприятии «методом хаоса». Управленческие структуры создаются для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 116.01 Кб (Скачать)

     1. Управленческая структура  организации. Понятие  и типы управленческих  структур 

     Структурой  организации называют устойчивые взаимосвязи, которые существуют между подразделениями  и работниками организации.

     Управленческая  структура организации - важное звено  в научном теоретическом менеджменте. На практике применение основных типовых  структур – это не только необходимость, но и неизбежность. Невозможно установить долговременные связи с персоналом на предприятии «методом хаоса». Управленческие структуры создаются для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников.

     Управленческая  структура организации это совокупность управленческих звеньев, расположенных  в строгой соподчиненности и  обеспечивающих взаимосвязь между  управляющей и управляемой системами. Иными словами, управленческая структура - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

     «Четкая управленческая структура крайне необходима. Современное предприятие – будь то коммерческая компания, государственное  учреждение, больница или университет, - так же нуждается в организационной  структуре, как любой биологический  организм, поднявшийся по эволюционной лестнице на следующую после амебы  ступень!» Но одним из ложных представлений, мешающих эффективной практике бизнеса, является следующее утверждение  «Существует или должна существовать»  одна правильная (в настоящий исторический период) управленческая структура»1

     В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и  связи - горизонтальные и вертикальные.

     К звеньям управления относятся структурные  подразделения, а также отдельные  специалисты, выполняющие соответствующие  функции управления либо их часть. К  звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование  и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.

     В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся  между отделами связи носят горизонтальный характер.

     Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в  вертикальной зависимости и подчиняются  друг другу по иерархии: менеджеры  более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Отсюда возникла пирамидальная структура  управления организацией: 

       

     В рамках структуры протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками  которого распределены задачи и функции  управления, а также ответственность за выполнение поставленных задач.

     Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие  на объект управления и выше результативность бизнеса.

     В зависимости от характера связей между подразделениями организации  различают следующие основные типы управленческих структур:

  • Бюрократические структуры: линейная (простая и сложная); функциональная; линейно-функциональная; дивизиональная.
  • Адаптивные структуры: проектная; бригадная; матричная.

 

      2. Бюрократические  управленческие структуры 

     Бюрократические управленческие структуры были предложены в начале XX столетия Максом Вебером. Он, начав изучать такие структуры, установил, что они достаточно эффективны, хотя есть угроза для свободы деятельности отдельных людей. Макс Вебер называл такие структуры «рациональными», поскольку решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер.

     Суть  системы «рациональной бюрократии»  заключается в следующем:

  • вся деятельность в организации разделяется на простейшие элементы, собирая которые затем в группы определяются задачи и обязанности конкретного должностного лица;
  • организация строится на принципе иерархии, то есть системы строгой подчинённости нижестоящих вышестоящим;
  • деятельность организации происходит на основе инструкций, стандартов и правил, определяющих ответственность и обязанности каждого сотрудника;
  • управление организацией осуществляется на основе формальной обезличенности, то есть личные и эмоциональные мотивы исключаются; отбор и назначение на должность производится на основе знаний, опыта и заслуг, то есть традиции и эмоции исключаются.2

     Большинство современных организаций представляют собой варианты бюрократии, т.к. ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для  большинства промышленных фирм, организаций  сферы услуг и всех видов государственных  учреждений. Продвижение сотрудников  на основе их компетентности позволяет  обеспечивать постоянный приток в такую  организацию высококвалифицированных  технических специалистов и административных работников. Минусами подобной системы  можно назвать потерю «гибкости» предприятия - поиска альтернативных решений, вследствие строгого соблюдения установленных правил, процедур и норм.

     К Бюрократическим управленческимструктурам относятся: Линейная, Функциональная, Линейно-функциональная (штабная), Дивизиональная управленческие структуры. 

     2.1 Линейная организационная  управленческая структура 

     Линейная  управленческая структура- один из простейших типов структур. Для нее характерно, наличие во главе каждого структурного подразделения руководителя, наделенного всеми полномочиями и осуществляющего управление подчиненными ему работниками. Схемы простой линейной управленческой структуры: 

       

     Линейная  управленческая структура представляет собой модель прямого подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений  вышестоящим. Это система достаточно проста и может быть эффективна, если не велико число рассматриваемых  вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях. Достоинством линейной структуры является личная ответственность руководителя за конечный результат. Недостатком  является высокое требование к руководителю.

     В линейной структуре управления решения  передаются по цепочке "сверху вниз", сам руководитель нижнего звена  управления подчинен руководителю более  высокого над ним уровня, формируется  своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям низшего уровня, минуя их непосредственного начальника.

     Линейная  структура управления является логически  более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но ограниченными  возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных  знаний.

     Ниже  приведена схема сложной линейной управленческой структуры: 

 

     Линейная  структура управления имеет свои преимущества и недостатки:

     Преимущества:

  1. простота управления (один канал связи);
  2. единство и четкость распорядительства;
  3. согласованность действий исполнителей;
  4. четко выраженная ответственность;
  5. личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

     Недостатки:

  1. высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечивать эффективное руководство по всем функциям управления;
  2. перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и сменными структурами;
  3. отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
  4. концентрация власти в управляющей верхушке;
  5. затруднительные связи между инстанциями;

     Серьезные недостатки линейной структуры в  определенной мере могут быть устранены  функциональной управленческой структурой. 

     2.2 Функциональная управленческая  структура 

     Функциональная  управленческая структура предложена Ф. Тейлором и представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных (специализированных) подразделений, решающих отдельные вопросы управления – технические, плановые, финансовые и т.д. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию. Из этого и проистекает название - функциональная структура управления. В этом случае указания сотрудникам поступают более квалифицированные. Однако подчиненные подразделения не всегда знают, как согласовать полученные указания, в какой очередности их выполнять... Борьба за приоритетность реализации указаний вносит дезорганизацию с управленческую структуру3. Подход оказался непрактичным, и данная система в неизменном виде используется очень редко.

     Обычно  специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные  подразделения(отделы), например отдел  маркетинга, бухгалтерия, пр.

     Схема функциональной управленческой структуры: 

       

     Функциональное  управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей. В этой модели появляется штат специалистов, имеющих  высокую компетенцию в своей  области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и  прогнозирование). Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

     Как и линейная, функциональная управленческая структура имеет свои преимущества и недостатки:

     Преимущества:

  1. освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;
  2. стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;
  3. высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
  4. исключение дублирования в выполнении управленческих функций;
  5. уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.

     Недостатки:

  1. трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
  2. чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач "своих" подразделений;
  3. появление тенденций чрезмерной централизации;
  4. длительная процедура принятия решения;

     Недостатки  как линейной, так и функциональной структур управления в значительной степени устраняются линейно-функциональными  структурами. 

     2.3 Линейно-функциональная (штабная) управленческая структура 

     Даный тип является «гибридом» линейной и  функциональной управленческой струтктур. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий  определенный коллектив. Ему при  разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат - Штаб, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).

     В данном случае функциональные структуры  подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь  либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих  руководителей служб-исполнителей.

     Схема Линейно-функциональной (штабной) управленческой структуры:

 

 

     Таким образом, линейно-функциональная структура  включает в себя специальные подразделения  при линейных руководителях, которые  помогают им выполнять задачи организации.

     Линейно-функциональная структура также имеет свои преймущества и недостатки:

Информация о работе Адаптивные (органические) управленческие структуры