Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:22, доклад
Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
Разделение труда. Цель разделения труда — увеличивать объем и повышать качество производства при затрате тех же усилий.
14 принципов управления (по Анри Файолю)
Все операции, какие только встречаются в предприятиях, можно разбить на шесть следующих групп:
1. Технические операции (производство, выделка и обработка).
2. Коммерческие операции (покупка, продажа и обмен).
3. Финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими).
4. Страховые операции (страхование и охрана имущества и лиц).
5. Учетные операции (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т. д.).
6. Административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).
Функции управления:
1. Предвидение.
Этот элемент управления возможно обозначить следующей цепочкой:
Управлять — это предвидеть. Предвидеть — это составление программы действий. Программа действий — это конечная цель + руководящая линия поведения + этапы действий + используемые средства.
Составляя программу действий, руководитель выполняет функцию администратора, основываясь при этом на ресурсах предприятия, природе текущих операций и возможностях будущего.
Программе действий необходимо быть единой, и даже в том случае, когда существуют частные программы отдельных служб, то они должны составляют главную, будучи связанными между собой.
Действие программы должно быть непрерывным или же вторая программа должна приходить на смену первой, третья второй и так далее — плавно перетекая одна в другую.
Также, программа должна отличаться той степенью точности, какая только совместима с неизвестностью будущего предприятия и гибкой для возможности полезных ее видоизменений.
Таким образом, можно обрисовать общие черты хорошей программы действий: единство, непрерывность, гибкость и точность.
Анри Файоль указывает на ряд качеств, которыми должен обладать руководитель, чтобы иметь возможность выработать хорошую программу: искусство управлять людьми; активность; нравственное мужество; прочность служебного положения; компетентность в профессиональной ;пециальности; деловая опытность.
2. Организация.
Организация предприятия, по мнению Анри Файоля — это снабжение его всем необходимым для успешного функционирования: сырьем, оборудованием, деньгами и персоналом. При этом, организация предприятия состоит из двух организмов: материального (ресурсы) и социального (персонал).
Управляющие и служащие (социальный организм) должны иметь квалификацию, которая включает:
здоровье и физическая выносливость; ум и умственная работоспособность; нравственные качества;
общий запас знаний; административные познания; осведомленность в сфере прочих функций.
3. Распорядительство.
Роль распорядительство начинается, когда необходимо задействовать социальный организм. Управленцы берут на себя определенную обязанность и отвечают за ее выполнение.
Цель распорядительства — это максимальное вовлечение персонала в круг интересов организации. Искусство распоряжения основывается на знании общих принципов управления и личных качеств управленца: обладание глубоким знанием персонала; устранение неспособных; периодический осмотр предприятия; не размениваться на мелочи; осведомленность о договорах между предприятием и работником; преподнесение положительного примера; проведение совещаний с ключевыми сотрудниками для достижения единства управления; добиваться присутствия в сознании персонала инициативы и сознания долга.
4. Координирование.
Координировать, значит согласовывать все действия, операции в предприятии с целью облегчения его функционирования и достижения успеха, т. е. приспосабливать средства к цели, а именно:
соблюдать пропорции между материальным и социальным организмами в отделе;
учитывать обязательства и следствия каждой операции для всех других операций;
соизмерять издержки с финансовыми ресурсами, объем недвижимости и оборудования с нуждами производства, снабжение с потреблением, сбыт с размером производства;
выдвигать на первый план существенное, а на второй — второстепенное.
Файоль замечает, что хорошо координированное предприятие всегда можно отличить по следующим признакам: согласованность работы всех служб; осведомленность отделов о доли участия в общей работе и взаимопомощи; согласованность программы хода работ с обстоятельствами в службах и отделах; инициатива и преданность делу.
Особое место в
5. Контроль.
Контроль — проверка согласованности действий происходящего принятой программе, данным распоряжениям и установленным принципам. Целью контроля является выявление ошибок и заблуждений, исправление их и избежание повторения. Это относится как к лицам, так и к вещам, и к действиям. При этом контроль подразумевает операции, которые можно отнести к области надзора:
С административной точки зрения. Необходимо удостовериться в наличии программы, ее выполнении и корректировки; что социальный организм в порядке, а распорядительство осуществляется согласно принципам и т. д.
С коммерческой точки зрения. Необходимо удостовериться в точной оценке количества, качества и стоимости входящих и исходящих материалов, налаженности снабжения и т. д.
С технической точки зрения. Необходимо наблюдение за ходом и результатами операций, своевременным ремонтом, функционированием персонала и т. д.
Со страховой точки зрения. Необходимо удостовериться в исправном действии мер по охране имущества и лиц. С учетной точки зрения. Необходимо следить за правильностью и точностью составления документов, их быстром внедрении, отсутствием бесполезных документов или статистических данных.
Идеальная административная организация М Вебер
Основные характеристики
предложенного Вебером «
1. Вся деятельность, необходимая для достижения стоящих перед организацией целей, расчленяется на элементарные, простейшие операции, что в свою очередь предполагает строгое формальное определение задач и обязанностей каждого из звеньев организации. Максимально возможное разделение труда создает условия для использования во всех звеньях организации специалистов-экспертов, которые несут полную ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.
2. Организация строится на принципах иерархии, т.е. каждый нижестоящий служащий или каждое подразделение подчиняются вышестоящему. Каждый служащий в административной иерархии отвечает перед вышестоящим лицом за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему лиц. Для того чтобы нести ответственность за работу последних, он должен иметь авторитет, власть над ними, давать приказания, которым они должны подчиняться. Эта власть строго ограничивается областью официальной деятельности организации; ее расширение противоречит принципу «бюрократического авторитета».
3. Деятельность организации регулируется последовательной системой абстрактных правил и состоит в применении этих правил к частным случаям.
Разработка системы
стандартов, общих правил вызвана
необходимостью обеспечить единообразие
в осуществлении каждого
4.Идеальный руководитель управляет своим аппаратом в духе формалистической безличности, без гнева и пристрастия, а следовательно, не проявляя никаких чувств и никакого энтузиазма. Нормальное функционирование организации в соответствии с рациональными стандартами исключает вмешательство личных соображений и эмоций. Как внутри организации, так и в отношении к клиентам должен превалировать беспристрастный подход. Если у руководителя складывается определенное, ярко выраженное (негативное или позитивное, в данном случае не имеет ни малейшего значения) отношение к тому или иному подчиненному или клиенту, то оно неизбежно повлияет на его официальные решения, и, как правило, в ущерб делу. Сам не сознавая этого, администратор может проявлять снисходительность при оценке работы одних подчиненных и быть пристрастным к другим, пойти на неоправданные уступки одному клиенту и столь же несправедливо отнестись к другому и т. д. и т.п. Следовательно, устранение личных соображений в служебных делах является необходимой предпосылкой как беспристрастности, так и эффективности. Именно те факторы, которые делают бюрократа непопулярным среди клиентов, т. е. его поведение беспристрастного наблюдателя и отсутствие эмоциональной озабоченности их проблемами, в действительности оказываются наиболее благоприятными факторами, отвечающими подлинным интересам клиентов. Незаинтересованность, граничащая с безразличием, сочетается с отсутствием пристрастия, т. е. нарушения объективности подхода. Тот руководитель, который не сохраняет должной «социальной дистанции» и оказывается лично заинтересованным в делах своих клиентов или подчиненных, превращается в пристрастное лицо по отношению к ним, проявляя фаворитизм и тем самым противопоставляя интересы одних другим. Безличная беспристрастность способствует одинаково справедливому отношению ко всем лицам, а следовательно, и развитию демократических принципов в администрации.
5.Служба в бюрократической организации основывается на соответствии технической квалификации занимаемой должности, служащие должны быть ограждены от произвольного увольнения. Служба – это карьера. Существует система продвижения в соответствии со старшинством или успешной деятельностью или и тем и другим. Такая политика в отношении кадров призвана развивать «корпоративный дух» среди служащих, воспитывать у них высокую степень лояльности к организации.
Информация о работе 14 принципов управления (по Анри Файолю)