Водный транспорт в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:51, реферат

Описание работы

Речной транспорт осуществляет перевозки пассажиров и грузов по водным путям - естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища). Выделяют:
магистральные речные пути, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств;
межрайонные, обслуживающие перевозки между крупными районами внутри страны;
местные, обслуживающие внутрирайонные связи.
Общая длина речного транспорта мира - около 550 тыс. км (1990-е гг.).

Работа содержит 1 файл

Водный транспорт.docx

— 21.09 Кб (Скачать)

Речной  транспорт осуществляет перевозки пассажиров и грузов по водным путям - естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища). Выделяют:

    • магистральные речные пути, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств;
    • межрайонные, обслуживающие перевозки между крупными районами внутри страны;
    • местные, обслуживающие внутрирайонные связи.

Общая длина речного транспорта мира - около 550 тыс. км (1990-е гг.).

Морской транспорт - вид водного транспорта, осуществляющего перевозки грузов и пассажиров с помощью судов по океанам, морям и морским каналам. Морской транспорт делят на каботажный (перевозки между портами одной страны) и международный дальнего плавания. Пассажирские перевозки морским транспортом почти вытеснены воздушным транспортом и сохранились главным образом в качестве рекреационных круизов.

Судно - это сложное инженерное сооружение, способное передвигаться по воде (обычные надводные суда), под водой (подводные суда) и над водой (суда на подводных крыльях и на воздушной подушке).

По назначению все современные  суда можно разделить на 4 основные группы:

    1. транспортные;
    2. промысловые;
    3. военные;
    4. вспомогательные (в том числе обслуживающие, спортивные, научно-исследовательские и др.).

Транспортные суда перевозят  грузы и пассажиров. 97% всех судов  транспортного флота - это грузовые суда, и только 3% - пассажирские. Грузовые суда бывают сухогрузные и наливные, существует и смешенная группа сухогрузно-наливных судов.

Сухогрузные суда подразделяются на:

    • универсальные, пригодные для перевозки разнообразных сухих грузов;
    • специализированные, приспособленные для грузов одного или нескольких видов, например: рефрижераторные суда, лесовозы-зерновозы, суда для навалочных грузов, рудовозы, навалочники - контейнеровозы.

В последнее время строятся суда, перевозящие грузы в пакетах (пакетовозы), в контейнерах (контейнеровозы), в автомобильных прицепах (трейлеровозы), в железнодорожных вагонах (паромы) и даже в баржах грузоподъемностью 200-700 тонн и более (лихтеровозы). Основное преимущество таких судов - быстрая погрузка и выгрузка.

Наливные суда, или танкеры - самые большие среди грузовых судов (их грузоподъемность достигает 500 тыс. т), хотя и есть танкеры грузоподъемностью всего в несколько сотен тонн.

В связи с опасным характером груза нефтеналивные суда оборудуют  воздушно-пенными противопожарными установками, системами тушения  пожаров паром и углекислым газом, системой заполнения танков инертным газом.

Речной флот Республики Беларусь переживает нелёгкие времена. В стране есть пригодные для судоходства  реки — Днепр, Припять, Западная Двина, Березина, Сож, но грузооборот, как и перевозки пассажиров на них незначительны, оснащение портов значительно ухудшилось, причалы зарастают травой, суда ржавеют.

В СССР перевозки по рекам  были дешевле железнодорожных и конкурировали с автомобильным перевозками. Теплоходы перевозили руду, щебень, лес и стройматериалы. Однако ситуация круто изменилась. Например, порт «Бобруйск», находящийся на р. Березине, имел в 1991 году грузооборот в более чем 2 млн. тонн, а в 2000 — 166 тыс. тонн. Порт перестал перевозить грузы за пределы Беларуси, радуясь каждому, даже не слишком рентабельному, заказу, чтобы не лишиться немногочисленных клиентов.

Не был реализован проект перевозки калийных удобрений из Мозыря в Чёрное море на сухогрузе  «Надежда» (последний серьёзный  заказ Гомельского судостроительного-судоремонтного завода), которые перевозятся по железной дороге в Прибалтику, т.к. подобные перевозки дешевле.

Изменения к лучшему начались в 1997 году, когда была разработана  программа развития речных и морских  перевозок в Республике Беларусь, рассчитанная до 2010 года.

К порту «Гомель» в 2009 году были приписаны 5 буксировщиков-толкачей, 3 из которых были законсервированы, и 4 рудовоза, перевозящие песок, ставший  основной статьёй заработка всех белорусских портов. Щебень добывается на 200-километровом участке Припяти  от Мозыря до Микашевичей. Осуществляется навигация по ДнепроБугу (в 2004 году начата его реконструкция), Августовскому каналу, который был очищен от наносного ила, камней и топляка, берега укреплены фашиной. Не прекращались на Припяти и пассажирские перевозки.

В речном порту «Витебск»  в соответствии с решением Витебского облисполкома о возрождении пассажирских перевозок был спущен на воду одноимённый в Пинске построенный теплоход, сделав З. Двину судоходной после 25-летнего перерыва. «Витебск» (высота — 5,7 м, длина — 25,5 м, ширина — 5,5 м) стал третьим по счёту (предыдущие работают на Августовском канале и Выгонощанском водохранилище (одно из самых привлекательных озёр Брестской области), сделанным с 2006 года на Пинском судостроительно-судоремонтного заводе. Для возможности прохода теплохода из реки пришлось поднять 35 тыс. тонн грунта, углубить фарватер реки и обустроить 3 причала. В планах значатся пассажирские перевозки в Латвию и Швецию. Возобновились теплоходные рейсы в порту «Бобруйск». Ставится цель возобновить пассажирские перевозки на всех судоходных реках страны.

В настоящее время развитие речного транспорта имеет стратегическое значение для экономики Беларуси т. к. он поможет развёртыванию внутреннего  туризма и осуществлению экспорта без посредников (самостоятельная  перевозка грузов). Ежегодный объём  перевозок достиг 5,5 млн. тонн. В год  объём перевозок наращивается на 15–20 %. Пока грузы перевозятся на малые расстояния и только внутри страны.

Водный транспорт, являясь  составной частью транспортного  комплекса Республики Беларусь, обеспечивает перевозки грузов и пассажиров на внутренних водных путях протяженностью около 2,0 тысяч километров в приречные  пункты и переработку грузов в 10 речных портах, расположенных в бассейнах  судоходных рек республики. По территории республики проходит водный путь, включенный в состав Европейских внутренних водных путей - система Буг – Днепро-Бугский канал - Припять – Днепр – с выходом в Чёрное море. Речные порты Гомель, Бобруйск, Мозырь имеют железнодорожные подъездные пути и приспособлены для обработки грузов, следующих в смешанном сообщении. Портовое хозяйство оснащено плавучими и портальными кранами, грузовыми механизированными линиями скоростной обработки судов.

На реках республики эксплуатируется  около 700 судов транспортного, технического и вспомогательного флота.

Основным перевозчиком грузов является РТУП "Белорусское речное пароходство", которое осуществляет как перевозку грузов, так и  их обработку в портах. Технические  возможности портов позволяют перевезти  более 8 млн. тонн и обработать 15 млн. тонн грузов год.

Республика Беларусь не имеет  выхода к морю. Тем не мене, водный транспорт является составной частью транспортного комплекса страны и обеспечивает перевозки комплектных  грузов и пассажиров на внутренних водных путях.

В Беларуси в общем объеме перевозок речной транспорт составляет незначительную долю - менее 1%. Поэтому  его значение в экономии энергоресурсов и снижении вредных выбросов в  масштабах страны очень невелико.

В Беларуси перевозки крупногабаритных грузов внутренним водным транспортом  в международном сообщении могут  осуществляться только по Днепру и  в порты на Черном море. Раньше в этом направлении перевозили калийные удобрения, а в обратном - гранулированные шлаки и другие грузы. Но после того как в 2005-2006 годах Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси добилось значительной оптимизации перевозок калийных удобрений железнодорожным транспортом, тарифы на такие перевозки значительно снизились. В результате речные перевозки стали неконкурентоспособными и были приостановлены. Сегодня прорабатываются другие грузопотоки для привлечения их на речной транспорт. 

Беларусь осуществляет перевалку  грузов через порты Вентспилс (59% грузов), Клайпеда (21%), Николаев (18%), Калининград (2%).

Основными факторами, сдерживающими  наращивание объемов перевозок  речным транспортом, являются недостаточные  габариты судового хода и ступенчатость  его глубин. Особенно характерно колебание  гарантированных глубин для основной речной транспортной магистрали республики — Днепро-Бугского водного пути, по которому выполняется более 70% грузооборота. Ступенчатость рек республики отрицательно сказывается на развитии перевозок в транзитном сообщении между портами Украины и Беларуси, поскольку исключает прямое сквозное движение судов с низовьев Днепра до Бреста. Кроме того, лимитирующими судоходство остаются и габариты камер судоходных шлюзов Днепро-Бугского канала, что даже при существующих путевых условиях приводит к недоиспользованию полезной грузоподъемности флота порядка 300 т в каждом рейсе.


Информация о работе Водный транспорт в РБ