Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:49, доклад
Коносамент на предъявителя (bearer bill of lading) - предполагает, что товар в порту назначения передается любому лицу - предъявителю коносамента. Такой коносамент передается путем простого вручения.
Виды
коносамента
Коносамент
(англ. Consignment, B/L, BOL) — это документ,
выдаваемый перевозчиком груза
грузовладельцу. Удостоверяет право
собственности на отгруженный
продукт.
Согласно ст.
144 Кодекс торгового мореплавания РФ
(КТМ РФ) от 30.04.1999 N 81-ФЗ в коносаменте
указываются:
Коносамент
на предъявителя (bearer bill of lading) - предполагает,
что товар в порту назначения передается
любому лицу - предъявителю коносамента.
Такой коносамент передается путем простого
вручения.
Коносаменты ордерные
и на предъявителя являются оборотными
(negotiable bill of lading). Благодаря оборотности
они выполняют свою основную функцию -
дают их держателю возможность распоряжаться
товарами, пока они находятся в пути или
заложить коносамент в банк до прибытия
товара. Коносамент становится оборотным
лишь в том случае, если он был таким оформлен.
Если грузоотправитель
намеревается получить оборотный коносамент,
он указывает в коносаменте: "приказу
имярек". Грузоотправитель, который
желает получить необоротный коносамент,
термин "приказу" не вписывает, а
в соответствующем поле коносамента
указывает получателя груза.
Оборотные коносаменты
предпочтительнее в некоторых видах
международной торговли, т.к. благодаря
тому, что коносамент является оборотным,
груз тоже фактически становится оборотным.
Оборотная форма коносаментов обычно
применяется при торговле зерном, нефтью
и т.п. товаров, где коносаменты на товары
в пути продаются и покупаются по цепочке
договоров с оговоркой, по которым посредники
не принимают товары и только последний
покупатель физически получает товары
с судна по его прибытии. Как уже сказано
выше, оборотные коносаменты используются
и в случаях, когда покупатель намеревается
или предполагает заложить коносаменты
как дополнительное обеспечение в банк
до прибытия товаров.
Однако, на практике
чаще применяются необоротные
Ордерный
коносамент (to-order bill of lading) - содержащий
указание "приказу отправителя" или
"приказу получателя". Он предполагает,
что отправитель или получатель могут
передать свои права третьему лицу путем
проставления на коносаменте передаточной
надписи (индоссамента) и вручения его
этому лицу. В порту назначения по ордерному
коносаменту груз будет выдан отправителю
или получателю в зависимости от того
чьему приказу он выдан, а при наличии
в нем передаточных надписей (bill of lading
made out to order and endorsed in blank) - лицу, указанному
в последней из непрерывного ряда передаточных
надписей, или предъявителю коносамента
с последней бланковой надписью.
В международной
практике различают также коносаменты
бортовые (shipped on board bill of lading) и на принятый
для погрузки груз (received for shipment). Если товары
не перевозятся в контейнерах, коносаменты
обычно являются бортовыми. На бортовых
коносаментах указывается: "погружен
в хорошем состоянии (кем) на борт теплохода
(название)"; на коносаментах для отгрузки:
"получен в хорошем состоянии от (кого)
для отгрузки на борт теплохода (название)".
Когда судовладелец выдает бортовой коносамент,
он подтверждает, что груз погружен на
борт судна. Если же он выдает коносамент
для погрузки на борт судна, он лишь подтверждает,
что товары доставлены под его охрану.
Коносамент такого типа обычно используется,
если товары подготовлены к отправке в
контейнерах на заводе, на складе экспортера
или на контейнерном терминале вне порта
(например, на железнодорожной станции).
Сквозные
коносаменты (through bill of lading) используются,
если морская перевозка составляет только
часть общей перевозки и товары должны
перевозиться разными наземными и морскими
перевозчиками. В этом случае отправителю
обычно удобнее получить сквозной коносамент,
чем заключать договоры с несколькими
перевозчиками, которые должны перевозить
груз на последующих стадиях перевозки.
Сквозные коносаменты применяются также,
когда сама морская перевозка разделена
на отдельные стадии, которые осуществляют
разные судовладельцы путем перегрузки.
Сквозной коносамент типичен для современных
контейнерных перевозок, когда товары
перевозятся от места погрузки до места
назначения в одних и тех же контейнерах,
но на различных видах транспорта. Грузоотправитель
заключает договор перевозки только с
перевозчиком, который сквозной подписывает
коносамент. Перевозчик (экспедитор) организует
перегрузки с последующими перевозками.
Товары считаются доставленными только
последним из перевозчиков после передачи
одной оригинальной части сквозного коносамента,
которая подлежит передаче грузополучателю.
Коносамент на груз, принятый к отправке, который применяется в случае, если товар сдан на склад для последующей отгрузки. В ряде случаев после погрузки он заменяется на бортовой коносамент. (Зимовец А.В. «Международные транспортные операции»)