Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:46, реферат
Транспортировка - одна из ключевых логистических функций, связанная с перемещением продукции транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав и собственности, на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т. п.
Таблица 2 Оценка различных видов транспорта
по основным факторам, влияющим на выбор
вида транспорта
Исследования показывают, что при выборе вида транспорта первоочередное внимание уделяется следующим факторам:
1. надежности соблюдения графика доставки;
2. времени доставки;
3. стоимости перевозки.
Необходимо подчеркнуть, что вышеприведенные данные могут быть использованы только для первоначальной ориентации пригодности тех или иных видов транспорта условиям конкретной перевозки. Принятие окончательного решения должно быть обосновано технико-экономическими расчетами.
В качестве основного критерия выбора транспортного средства принимаются комплексные транспортные издержки.
Транспортные тарифы как фактор, определяющий уровень логистических издержек.
Транспортные
тарифы имеют сложную структуру,
и они часто устаревают ко времени
ввода в действие из-за продолжительного
периода их разработки комитетами перевозчиков
и необходимости согласования с
определенными региональными и
федеральными государственными учреждениями.
Размер тарифов зависит от трех факторов.
1. Различия между разнородными товарами
с точки зрения их погрузочно- разгрузочных
и транспортировочных характеристик,
например, различие между перевозкой 2
тонн шариковых ручек и 2 тонн живых цыплят.
2. Массы каждой отдельной единицы груза,
например грузы массой 1 кг каждый, 100 кг
каждый или 10 тыс. кг каждый.
3. Расстояния, на которое необходимо перевезти
товары, например из Бостона в Олбани или
из Атланты в Спокан.
Приведем следующее высказывание из Journal
of Commerce от 23 января 1997 года.
На последнем витке "войн упаковка—доставка"
компания Federal Express обнародовала планы
... принятия однажды отвергнутого принципа
ценообразования на основе расстояний
для всех местных перевозок. Для клиентов
компании это означает, что в основу тарифов
будут положены масса, размер и самое главное
— расстояние. Представитель
компании UPS заявил, что изменение, вводимое
Federal Express, воскрешает в памяти акцию UPS
1996 года: "Будь здесь, делай лучше. Если,
все услышанное о Federal Express, — правда, то
они идут вслед за нами".
Процесс
установления тарифов заключается в количественной
оценке всех трех факторов и последующей
разработке методов привязки этих оценок
к тарифу для определения суммы оплаты
в центах на перевозку одного центнера
конкретного груза. Три вышеуказанных
фактора — это предмет постоянного внимания
со стороны менеджера по перевозкам, поскольку
от них зависят общие транспортные расходы.
Для увеличения массы единичного груза
при упаковке следует использовать вложение
одного предмета в другой, так как погрузка
и транспортировка, например мусорных
корзин цилиндрической формы, стоит дороже,
чем конической, допускающей вложение.
Нужно стремиться к консолидации груза,
что позволяет объединить много мелких
грузов в один большой. Важное значение
имеет расстояние, на которое перевозится
груз: перевозка на большое расстояние
почти всегда стоит дороже.
Поскольку в настоящее время многие тарифные
ставки стали предметом переговоров между
перевозчиком и грузоотправителем, на
переговорах одновременно обсуждаются
структура тарифных ставок и обязательства
перевозчика. Перед обсуждением обе стороны
должны подготовить свои исходные позиции
Для определения исходных тарифных ставок
необходимо владеть общей методикой определения
тарифов. Не следует сбрасывать со счетов
того, что перевозчики, если они достаточно
компетентны, часто назначают цены со
скидкой относительно существующих или
публикуемых ставок.
Традиционное
определение железнодорожных
Рис. 1. Традиционный и
логистический
подходы к системе учета логистических издержек
Например, для
выполнения заказа клиента необходимо
осуществить следующие
В отличие от традиционного подхода к учету логистических издержек, логистика предусматривает введение пооперационного учета логистических издержек на всем пути движения МП. В логистике ключевым событием, объектом анализа является заказ потребителя и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция логистических издержек должна позволять определять, приносит ли конкретный заказ прибыль и каким образом можно сократить логистических издержки на его выполнение. Учет логистических издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом, заказом, услугой, продуктом и т.д. (рис. 8.2,
b
).
Основное внимание должно уделяться сокращению логистических издержек, занимающих наибольшие доли в сумме всех
логистических
издержек. Как показывает практика, основными составляющими
логистических
издержек
являются транспортно-
Еще одной особенностью
логистических
издержек
является резкий рост их
Рис. 2. Зависимость
логистических
издержек от качества работы ЛС
При повышении качества работы ЛС до определенного уровня
логистические
издержки
растут линейно, а затем
Таким образом,
специфика учета логистических издержек
в логистике заключается:
во-первых, в необходимости выявления
всех затрат, связанных с конкретными
логистическими
процессами
(принцип тотальных затрат);
во-вторых, в группировке расходов не вокруг
подразделений предприятия, а вокруг работ
и операций, поглощающих ресурсы.
Система оценки
логистических
издержек
нужна лишь менеджерам по
логистическим
издержкам представлены в табл. 8.1.
Таблица 3.
Сравнение
логистической
и финансовой отчетности
|
Требования к системе учета
логистических
издержек
1. Необходимо выделять затраты, возникающие в процессе реализации каждой
логистической
функции (см.
рис. 8.2, а).
2. Необходимо вести учет логистических
издержек по
логистическим
процессам для выявления специфических логистических издержек, связанных с одним процессом, но возникающих в разных подразделениях (см. рис. 8.2,
b
).
3. Необходимо формировать информацию
о наиболее значимых затратах.
4. Необходимо формировать информацию
о характере взаимодействия наиболее
значимых затрат друг с другом.
5. Необходимо определять изменения затрат,
расходы, вызванные отказом от данного
процесса.
6. В соответствии с принципом тотальных
затрат недостаточно контролировать только
те затраты, которые образуются в пределах
одного предприятия, необходимо выявлять
затраты всех участников ЛЦ и выяснять
механизм их образования и взаимную обусловленность.
Методы анализа и пути снижения уровня логистических издержек
Правила
анализа логистических издержек
1. Необходимо четко определять и обосновывать
конкретные виды логистических издержек,
которые следует включать в схему анализа.
2. Определяются центры сосредоточения
логистических издержек, т. е. функциональные
области бизнеса, где концентрируются
значительные логистические издержки
и где снижение их уровня может обеспечить
повышение добавленной ценности для потребителя.
3. Выявляются важные пункты сосредоточения
логистических издержек в пределах каждого
центра их концентрации, т. е. отдельные
участки в рамках одного центра логистических
издержек.
4. Логистические издержки необходимо
отнести на конкретные факторы, имеющие
отношение к оценке альтернативных действий,
и установить критерий принятия решений.
5. Все логистические издержки рассматриваются
в виде единого потока, сопровождающего
конкретный бизнес-процесс.
6. Стоимость следует рассматривать как
сумму, которую платит потребитель, а не
как сумму логистических издержек, возникающую
в пределах предприятия как юридического
лица.
7. Затраты классифицируют по признакам
и анализируют каким-либо методом, производят
диагностику логистических издержек.
8. Процесс оценки логистических затрат
зависит от субъективных суждений и решений,
т. к. нет однозначных правил определения
того, какие затраты включать в анализ
и как их распределять по разным носителям.
Методы
анализа логистических издержек
1. Бенчмаркинг структуры логистических
затрат, который еще называют стратегическим
анализом логистических затрат.
2. Стоимостной анализ, который основан
на изучении элементов затрат и направленный
на снижение затрат.
3. Функционально-стоимостной анализ, который
основан на тщательном изучении отдельных
этапов процесса выполнения заказов потребителей
и выяснении возможности их стандартизации
для перехода к более дешевым технологиям.
Пути
снижения уровня логистических издержек
1. Поиск и сокращение тех видов деятельности
(процедур, работ, операций), которые не
создают добавленной ценности, путем анализа
и пересмотра цепи поставок.
2. Проведение переговоров с поставщиками
и покупателями по установлению более
низких отпускных и розничных цен, торговых
надбавок.
3. Оказание содействия поставщикам и покупателям
в достижении более низкого уровня затрат
(программы развития бизнеса клиентов,
семинары для торговых посредников).
4. Интеграция прямая и обратная для обеспечения
контроля над общими затратами.
5. Поиск более дешевых заменителей ресурсов.
6. Улучшение координации деятельности
предприятия с поставщиками и потребителями
в ЛЦ, например, в области своевременной
доставки продукции, что уменьшает логистические
издержки на управление запасами, хранение,
складирование, доставку.
7. Компенсация роста логистических издержек
в одном звене ЛЦ за счет сокращения логистических
издержек в другом звене.
8. Использование прогрессивных методов
работы для повышения производительности
труда сотрудников.
9. Улучшение использования ресурсов предприятия
и более эффективное управление факторами,
влияющими на уровень общих логистических
издержек.
10. Обновление наиболее затратных звеньев
ЛЦ при осуществлении инвестиций в бизнес.
Принципы формирования транспортных тарифов, определения себестоимости транспортной продукции.
Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности. Остановимся на их краткой характеристике.
На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.
Общие тарифы — это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.
Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например, каменного угля, кварцитов, руды и т.п. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров. [2, с. 346]
Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.
Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.
Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей платы за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Эти платы называются сборами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги следующих операций: за хранение, взвешивание или проверку веса груза, за подачу или уборку вагонов, их дезинсекцию, за экспедирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы, а также за ряд других операций.
Правила формирования транспортных тарифов
Перечислим основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов по железной дороге.
Вид отправки. По железной дороге груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной – весом до 25 тонн и объемом до полувагона, и мелкой отправкой – весом до 10 тонн и объемом до 1/3 вместимости вагона.
Скорость перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз.
Расстояние перевозки. Провозная плата может взиматься за. расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние — при перевозках грузов грузовой или большой скоростью либо за, действительно пройденное расстояние – в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью. [2, с. 347]
Тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.
Принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя.
Количество перевозимого груза - фактор, также оказывающий существенное влияние на стоимость перевозки.
На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:
· сдельные тарифы на перевозку грузов;
· тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;
· тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
· тарифы из покилометрового расчета;
· тарифы за перегон подвижного состава;
· договорные тарифы.
На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:
1. расстояние перевозки;
2. масса груза;
3. объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля. По этому показателю все перевозимые автомобильным транспортом грузы подразделяют на четыре класса;
- грузоподъемность автомобиля;
- общий пробег;
- время использования автомобиля;
- тип автомобиля;
- район, в котором осуществляется перевозка и др. факторы.
Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета, стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля. При расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег.
Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам. Коррективы в тарифную стоимость вносятся с помощью так называемых поясных поправочных коэффициентов.
На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами* самостоятельно с учетом, конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и портов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.
На морском, транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке.
Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу.
В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не-связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка* и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.
Себестоимость транспортной продукции может быть представлена следующей формулой:
С = Р + ЗД,
где С – себестоимость перевозки 1 т груза;
Р – расходы на начально-конечные операции на 1 т груза;
3 – затраты на передвижение 1 т груза на 1 км;
Д – расстояние, км.
Отсюда
себестоимость тонна-километра
С = Р/Д + З.
С
увеличением расстояния перевозки
себестоимость тонна-километра
Выделение расходов на начально-конечные и движенческие операции позволяет устанавливать двухставочные тарифы. Такие тарифы точнее отражают реальный процесс формирования общественно необходимых затрат труда, обеспечивают примерно равную рентабельность на всех расстояниях перевозки, позволяют упростить прейскуранты на перевозку грузов. На отдельных видах транспорта тарифы формируются особым образом. На водном транспорте ставки на начально-конечные операции наиболее высокие, минимальная ставка на начально-конечные операции – на автомобильном транспорте. Себестоимость движенческой операции наиболее низка на водном транспорте и наиболее высока на автомобильном, так как затраты энергии на передвижение по воде значительно ниже, чем на передвижение по автомобильной дороге.
Уровень
транспортных издержек различается
по регионам страны. Наиболее сильно дифференциация
транспортных издержек выражена на речном
и автомобильном транспорте, так
как на себестоимость перевозки
этими видами транспорта существенное
влияние оказывают природно-
Тарифные ставки рассчитываются на среднюю дальность перевозки в определенных пределах; средняя дальность перевозки называется тарифным поясом. Совокупность тарифных ставок по поясам формирует тарифную схему.
Себестоимость
тонна-километра грузооборота зависит
от особенностей каждого вида груза.
Так, себестоимость перевозки грузов
с небольшим удельным весом значительно
выше, чем тяжеловесных грузов. Высокие
тарифные ставки устанавливаются на
перевозку скоропортящихся
В отношении большинства видов транспортных услуг применяются свободные цены. В соответствии с постановлением правительства, в настоящее время регулируются тарифы на следующие виды транспортных услуг:
Сервис в логистике
В
современном цивилизованном рынке
— рынке покупателя — товар
определяется как комплекс осязаемых
и неосязаемых факторов, включающий
в себя не только материальную компоненту,
а также упаковку, цвет, габариты,
дизайн, цену, но и услуги как комплекс
определенных действий, престиж производителя
и торгового посредника. Все это
покупатель принимает как некую
совокупность физического и абстрактного,
которая обеспечивает ему удовлетворение
своих нужд и ожиданий. Покупатель
также диктует свои условия так
же и в области состава и
качества услуг, оказываемых ему
в процессе доставки товара. Услуга,
в общем понимании этого
Логистический сервис – это особая область сферы сервиса, предметно и функционально специализированная на оказании логистических услуг, то есть связанных с формированием и организацией движения потоков.2
В
производственном деле редко встречаются
фирмы, предоставляющие своим
1)
предпродажные, т. е. работы
по формированию системы
2)
работы по оказанию
3)
послепродажный логистический
К предпродажному сервису относятся: консультирование, соответствующая подготовка изделий, обучение персонала покупателя (или его самого), демонстрация техники в действии, обеспечение необходимой документацией (инструкциями), устранение возникших во время транспортировки неполадок, монтаж и регулировка оборудования. Предпродажный сервис всегда бесплатен.
В
процессе реализации товаров оказываются
следующие логистические
Рассмотрим
отличительные особенности
Важной
особенностью сервисной логистики
является то, что основная часть
услуг не может быть запатентована
или защищена авторским правом. Из
этого следует, что конкуренты могут
легко их скопировать и использовать
в своей деятельности. Однако это
не должно останавливать предпринимателей
в поиске и внедрении новых
услуг, так как фирмы, регулярно
вводящие какие–либо усовершенствования,
обычно получают целый ряд временных
преимуществ, а также репутацию
предприятия, заботящегося о своих
клиентах, которая поможет сохранить
покупателей. Постоянное совершенствование
услуг создает имидж, который
конкурентам нелегко
Оценка качества логистических услуг
Одним из самых сложных вопросов в сервисной логистике является определение качества услуг. Качество услуг в логистике будет определяться степенью расхождений между ожидаемыми и фактическими параметрами, хотя, конечно, оценка расхождений будет субъективна. Параметрами оценки качества услуг являются:
Качество услуг определяется как соответствие требованиям потребителей, следовательно, эти требования должны быть ясно сформулированы и измерены с помощью системы показателей. Отклонение от запланированных показателей будет означать, что сервис имеет ненадлежащее качество (или недостаточный уровень). Таким образом, для логистической оптимизации сервиса необходимо:
во-первых,
точно оценивать качество услуг
(с помощью системы
во-вторых,
свести к минимуму расхождения между
ожидаемым потребителями и
Оценка качества услуг включает следующие этапы:
1.
Формирование перечня
2.
Определение относительной
а) количество названий книжных товаров в ассортименте (плановое и фактическое);
б)
коэффициент завершенности
в)
коэффициент комплексности
На основе коэффициента значимости показателя и его фактического значения каждому показателю дается определенная оценка в баллах.5
Уровень сервиса и затраты на сервис
В
современной сервисной
Логистический
сервис – это баланс (разумный компромисс)
между приоритетом
В сервисной логистике различают следующие концепции сервиса.
На
повышенный уровень сервиса может
претендовать клиент, отвечающий определенным
требованиям, например, если он готов
закупать соответствующие объемы продукции,
гарантирует отказ от использования
услуг конкурентов и т.д. Необходимо
учитывать, что даже при высоком
качестве сервиса неизбежно
Таким
образом, до недавнего времени в логистике
основное внимание уделялось оказанию
услуг в процессе перемещения материальных
потоков от производителя до торговой
точки. Здесь роль сервиса очень важна.
Эффективная организация сервисного обслуживания
должна охватывать всю логистическую
цепь, создавая гармонию между ее звеньями.
От того, насколько хорошо фирма-производитель
обслуживает своих партнеров по бизнесу,
в значительной мере зависит эффективность
движения логистических потоков и в конечном
итоге уровень обслуживания клиентов.
Если предыдущее логистическое звено
хорошо обслужило следующее, то создаются
предпосылки для поддержания такого же
или более высокого уровня сервиса и далее
- последующими звеньями. И наоборот, если
уровень сервиса, предоставленного партнером,
оказался низким (нарушение сроков поставок
товаров, отсутствие необходимой информации
о товаре и т.д.), то фирма или не сможет
хорошо обслужить своих клиентов, или
это потребует от нее дополнительных затрат.
Важно понимать, что обслуживание потребителей
на любом этапе движения логистических
потоков должно рассматриваться с точки
зрения конечного потребителя. Сервис
- это система обеспечения, позволяющая
покупателю выбрать оптимальный вариант
приобретения и потребления товара. Сервис
неразрывно связан с процессом продажи
и представляет собой комплекс услуг,
оказываемых в процессе заказа, поставки
покупки и дальнейшего обслуживания продукции.
Сервисная логистика - это раздел логистики,
в котором изучается оптимизация потоков
услуг, предоставляемых предприятиями
потребителям продукции, оказываемых
друг другу партнерами по логистической
цепи, а также внутрифирменных потоков.
Логистика производства
Производственная логистика - обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство. Цель производственной логистики заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных производственных и обеспечивающих подразделениях.
К общим задачам (функциям) производственной логистики относятся:
Планирование
и организация системы
При организации движения материального потока в цепи поставок принято выделять два подхода:
Оба вида систем находят широкое использование на различных предприятиях и в различных типах экономики (рыночной, централизованно управляемой, переходной). Отметим, что обе системы нацелены на удовлетворение потребности последующего звена за счет соответствующей (по объему, срокам, качеству и т. д.) поставки от предшествующего звена.
Различие
касается способов управления движением
потоков и в первую очередь
степени централизации
Еще
один принципиально важный признак,
отличающий эти две логистические
системы, заключается в том, что
в своей основе они имеют различные
подходы к установлению ритма, определяющего
движение всего материального потока.
Причина в том, что "выталкивающая"
и "вытягивающая" системы ориентируются
на различный характер потребительского
спроса. "Выталкивающая" система
ориентирована преимущественно
на относительно постоянный спрос в
течение довольно длительного промежутка
времени. Поэтому в основе всех плановых
расчетов она может использовать
постоянные значения ритма изготовления
продукции. Системы "вытягивающего"
типа в качестве планового периода
для определения средних
В
задачах производственной логистики,
в отличие от логистики поставок,
в первую очередь ставится задача
организации управления материальными
потоками как внутри, так и между
производственными