Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Национальный
исследовательский Иркутский государственный
технический
университет
Факультет
Бизнеса и управления
Кафедра
Управление промышленными предприятиями
Контрольная
работа
По дисциплине:
“ Складская логистика и управление запасами”
Иркутск
2012 г.
Содержание:
- Введение……………………………………………………………….стр.
3
- Склады, их
назначение, функции…………………………………….стр.
4
- Логистический
процесс на складе……………………………………стр.
6
- Материальные
запасы как элемент логистической
системы предприятия…………………………………………………………....стр.
9
- Заключение……………………………………………………….........стр.
13
- Список используемой
литературы…………………………………...стр.
14
- Введение.
Склады
являются одним из важнейших элементов
логистических систем. На всех стадиях
движения МП, начиная от первичного
источника сырья и кончая конечным
потребителем, существует объективная
необходимость в специально обустроенных
местах для содержания запасов. Этим
объясняется наличие большого количества
разнообразных видов складов. Движение
МП через склад увеличивает стоимость
товара, что связано с соответствующими
затратами. Поэтому необходимо изучать
проблемы и методы эффективной организации
и функционирования складов для
рационализации движения МП в логистической
цепи и снижения издержек обращения.
Материально-производственные
запасы являются составной частью оборотных
активов организации.
Наиболее
общую формулировку понятия запасы
дает в своей книге «Логистика»
Гаджинский А.М.: «Материальные запасы
– это находящиеся на разных стадиях
производства и обращения продукция
производственно-технического назначения,
изделия народного потребления
и другие товары, ожидающие вступления
в процесс производственного
или личного потребления».
На
уровне фирм запасы относятся к числу
объектов, требующих больших капиталовложений,
и поэтому представляют собой
один из факторов, определяющих политику
предприятия и воздействующих на
уровень логистического обслуживания
в целом. Однако многие фирмы не уделяют
ему должного внимания и постоянно
недооценивают свои будущие потребности
в наличных запасах. В результате
этого фирмы обычно сталкиваются
с тем, что им приходится вкладывать
в запасы больший капитал, чем
предполагалось.
Изменения
объемов товарно-материальных запасов
в значительной степени зависят
от превалирующего на данный момент отношения
к ним предпринимателей, которое,
безусловно, определяется конъюнктурой
рынка.
Товарно-материальные
запасы всегда считались фактором,
обеспечивающим безопасность системы
материально-технического снабжения,
ее гибкое функционирование, и являлись
своего рода «страховкой».
- Склады, их
назначение, функции.
Склад –
это любое место, где хранятся запасы материалов
при прохождении через цепь поставок.
Склад – это здания, сооружения и разнообразные
устройства, предназначенные для приемки,
размещения и хранения поступивших на
них товаров, подготовки их к потреблению
и отпуску потребителю. Склад должен рассматриваться
как интегрированная составная часть
цепи поставок, поскольку его характеристики
напрямую влияют на эффективность транспортной
и распределительной деятельности, определяют
возможности управления запасами и др.
Основное
назначение склада – концентрация
запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного
и ритмичного выполнения заказов потребителей.
Но кроме хранения многие организации
используют склады как удобные места для
выполнения и других видов работ. Общая
тенденция такова, что в настоящее время
склады выполняют все больше задач, добавляющих
ценность продукту, а не являются чистыми
центрами затрат.
Основные
функции склада.
- Преобразование
производственного
ассортимента в потребительский
в соответствии со спросом. Особое
значение данная функция приобретает
в распределительной логистике, где торговый
ассортимент включает огромный перечень
товаров различных производителей, отличающихся
функционально, по конструктивности, размеру,
форме, цвету и т.д. Создание нужного ассортимента
на складе содействует эффективному выполнению
заказов потребителей и осуществлению
более частых поставок и в том объеме,
который требуется клиенту.
- Складирование
и хранение позволяет выравнивать
временную разницу между выпуском продукции
и ее потреблением и дает возможность
осуществлять непрерывное производство
и снабжение на базе создаваемых товарных
запасов.
- Преобразование
МП. Любой склад обрабатывает, по меньшей
мере, три вида МП: входной, выходной и
внутренний. На складе происходит расформирование
одних грузовых партий или грузовых единиц
и формирование других, распаковка грузов,
комплектование новых грузовых единиц,
их упаковка, затаривание.
- Сокращение
затрат на перевозку.
Многие потребители заказывают со складов
партии «меньше чем вагон» или «меньше
чем трейлер», что значительно увеличивает
издержки, связанные с доставкой таких
грузов. Для сокращения транспортных расходов
склад может осуществлять унитизацию,
т.е. объединение
небольших партий грузов для нескольких
клиентов, до полной загрузки транспортного
средства. Еще одна форма объединения
происходит в случае, когда заказчику
необходимы МР от разных поставщиков (рис.
1, а). Противоположная операция – разбивка
опта – также позволяет сократить расходы
на перевозку грузов от одного поставщика
к множеству заказчиков на определенной
территории (рис.1, б).
Рис. 1 Использование
склада для сокращения затрат на перевозку.
- Предоставление
услуг. Очевидным аспектом этой функции
является оказание клиентам различных
услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень
обслуживания потребителей, например:
- подготовка
товаров для продажи (фасовка продукции,
заполнение контейнеров, распаковка и
т.д.);
- проверка
функционирования приборов и оборудования,
монтаж;
- придание
продукции товарного вида, предварительная
обработка (например, древесины);
- выполнения
работ, связанных с уменьшением коммерческого
риска (проведения заключительных работ
в последний момент – отсрочка);
- доводки продукции
до нужной кондиции, наклеивания этикеток,
упаковывания, подготовки продуктов для
ритейлеров, чтобы те могли сразу выставлять
ее на продажу;
- транспортно-экспедиционные
услуги;
- услуга «запасы,
управляемые продавцом» и др.[2].
- Логистический
процесс на складе.
Логистические
функции складов реализуются
в процессе осуществления отдельных
логистических операций. Различают
следующие основные складские операции:
- разгрузка
транспорта;
- приемка товаров;
- размещение
на хранение;
- отборка товаров
из мест хранения;
- комплектование
и упаковка товаров;
- погрузка;
- внутрискладское
перемещение грузов.
Логистический
процесс на складе условно можно
разделить на три части:
- операции,
направленные на координацию складской
деятельности со службой закупки;
- операции,
непосредственно связанные с переработкой
груза и его документацией;
- операции,
направленные на координацию складской
деятельности со службой продаж.
Координация
деятельности со службой закупки.
Координация
службы закупки осуществляется в ходе
операций по снабжению запасами посредством
контроля за ведением поставок.
- Снабжение
запасами. Основная задача снабжения
запасами состоит в обеспечении склада
товаром в соответствии с возможностями
его переработки на данный период при
полном удовлетворении заказов потребителей.
Поэтому определение потребности в закупке
запасов должно согласовываться со службой
продаж и имеющейся мощностью склада.
- Контроль
за поставками.
Учет и контроль за поступлением запасов
и отправкой заказов позволяет обеспечить
ритмичность переработки грузопотоков,
максимальное использование имеющегося
объема склада и необходимые условия хранения,
сократить сроки хранения запасов и тем
самым увеличить оборот склада. Важной
составляющей контроля поставок является
операция приемки поступивших грузов
по количеству и по качеству. Она предусматривает
сверку фактических параметров прибывшего
груза с данными товарно-сопроводительных
документов. В ходе различных технологических
операций в составе МП могут происходить
несанкционированные изменения, такие
как порча и хищения грузов, сверхнормативная
убыль и др. Кроме того, не исключены ошибки
персонала поставщика при формировании
партий отгружаемых товаров, в результате
которых образуются недостачи, излишки,
несоответствие ассортиментного состава.
Переработка
груза и его документации.
- Разгрузка
и приемка грузов. Наиболее тесный
технический и технологический контакт
склада с остальными участниками логистического
процесса имеет место при осуществлении
погрузочно-разгрузочных работ. Учитывая
условия поставки заключенного договора,
подготавливаются места разгрузки под
указанное транспортное средство (трейлер,
фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное
оборудование. Специальное оснащение
мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного
оборудования позволяют проводить разгрузку
в кратчайшие сроки и с минимальными потерями
груза, в связи с чем сокращаются простои
транспортных средств, а следовательно,
и снижаются издержки обращения. Технология
выполнения погрузочно-разгрузочных работ
на складе зависит от характера груза,
от типа транспортного средства, а также
от вида используемых средств механизации.
- Внутрискладская
транспортировка.
Внутрискладская транспортировка предполагает
перемещение груза между различными зонами
склада: с разгрузочной рампы в зону приемки,
оттуда в зону хранения, комплектации
и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется
с помощью подъемно-транспортных машин
и механизмов. Транспортировка грузов
внутри склада должна осуществляться
при минимальной протяженности
во времени и пространстве по сквозным
«прямоточным» маршрутам. Это позволит
избежать повторного возвращения в любую
из складских зон и неэффективного выполнения
операций. Число перевалок (с одного вида
оборудования на другое) должно быть
минимальным.
- Складирование
и хранение. Процесс складирования
заключается в размещении и укладке груза
на хранение. Основной
принцип рационального складирования –
эффективное использование объема зоны
хранения. Оборудование под хранение должно
отвечать специфическим особенностям
груза и обеспечивать максимальное использование
высоты и площади склада. При этом пространство
под рабочие проходы должно быть минимальным,
но с учетом нормальных условий работы
подъемно-транспортных машин и механизмов.
- Отборка
товаров из мест хранения может
выполняться с разной степенью механизации.
В высотных складах тарно-штучных грузов
отборщик в специальном стеллажном подъемнике
передвигается вдоль ячеек стеллажа, отбирая
необходимый товар. Такие склады называют
статическими. Другой вариант отборки
реализуется в так называемых высотных
динамических складах. Здесь стеллажный
подъемник автоматически подается к ячейке
с необходимым грузом. С помощью телескопического
вилочного захвата грузовой пакет вынимается
из места хранения и транспортируется
к рабочему месту отборщика. Необходимое
количество груза отбирается, остальное
подается назад в место хранения.
- Комплектация
(комиссионирование)
заказов и отгрузка.
Процесс комплектации сводится к подготовке
товара в соответствии с заказами потребителей.
Подготовка и оформление документации
осуществляются через информационную
систему. Адресная система хранения позволяет
указывать в отборочном листе место отбираемого
товара, что значительно сокращает время
отборки и помогает отслеживать отпуск
товара со склада. При комплектации отправки
благодаря информационной системе облегчается
выполнение функции объединения грузов
в экономичную партию отгрузки, позволяющую
максимально использовать транспортное
средство. При этом выбирается оптимальный
маршрут доставки заказов.
- Транспортировка
и экспедиция заказов
могут осуществляться как складом, так
и самим заказчиком. Последний вариант
оправдывает себя лишь в том случае, когда
заказ осуществляется партиями, равными
вместимости транспортного средства,
и при этом запасы потребителя не увеличиваются.
Наиболее распространена и экономически
оправдана централизованная доставка
заказов складом. В этом случае благодаря
унитизации грузов и оптимальным маршрутам
доставки достигается значительное сокращение
транспортных расходов и появляется реальная
возможность осуществлять поставки мелкими
и более частыми партиями, что приводит
к сокращению ненужных страховых запасов
у потребителя.
- Сбор
и доставка порожних
товароносителей
играют существенную роль в статье расходов.
Товароносители (поддоны, контейнеры,
тара-оборудование) при внутригородских
перевозках чаще всего бывают многооборотные,
а потому требуют возврата отправителю.