Штриховые коды. Сущность, виды. Области применения в логистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:17, реферат

Описание работы

С развитием информационной технологии всё острее встаёт вопрос
быстрого и надёжного ввода информации о товаре в ЭВМ для последующего быстрого решения задач, связанных с фиксацией факта его поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы движения.

Содержание

Введение…………………………………………………….....3
Штриховое кодирование. Штриховой код…………………..4
История изобретения штрих-кода…………………………....5
Виды штриховых кодов. ……………………………………...6
Расшифровка штрих-кода……………………………………..7
Применение штрихового кодирования в логистике…………9
Заключение…………………………………………………….11
Список использованной литературы ………………………..12

Работа содержит 1 файл

Штриховые коды. Сущность, виды. Области применения в логистике.docx

— 149.71 Кб (Скачать)

Учреждение  образования

«Полоцкий Государственный университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Штриховые  коды. Сущность, виды. Области применения  в логистике» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка группы 10-ЛГ

Коршиловская  Ксения 
 
 
 
 
 

Новополоцк, 2011

Содержание.

    

Введение…………………………………………………….....3

Штриховое кодирование. Штриховой код…………………..4 

История изобретения  штрих-кода…………………………....5

Виды штриховых  кодов. ……………………………………...6

Расшифровка штрих-кода……………………………………..7

Применение штрихового кодирования в логистике…………9

Заключение…………………………………………………….11

Список использованной литературы ………………………..12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     

 С   развитием  информационной  технологии  всё  острее  встаёт  вопрос

быстрого  и надёжного ввода  информации  о  товаре  в  ЭВМ  для  последующего быстрого  решения  задач,  связанных  с  фиксацией  факта  его  поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы движения.

       В  последние  годы  наиболее  перспективным  и  быстро  развивающимся направлением автоматизации процесса ввода,  обработки  информации  становится штриховое кодирование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Штриховое кодирование. Штриховой код.  

Через каждое звено логистической цепи проходит большое количество единиц товаров. При этом внутри каждого  звена товары неоднократно перемещаются по местам хранения и переработки. «Вся система движения товаров – это  непрерывно пульсирующие дискретные потоки, скорость которых зависит от потенциала (мощности) производства, ритмичности  поставок, размеров имеющихся запасов, так и от скорости реализации и  потребления» [Барчук И.Д. Технология торговых процессов М.: Экономика, 1979].

     Для того чтобы иметь возможность  эффективно управлять этой динамичной логистической системой, необходимо в любой момент иметь информацию в детальном ассортименте, о входящих и выходящих из нее материальных потоках, а также о материальных потоках, циркулирующих внутри нее.

     Как свидетельствует зарубежный и отечественный  опыт, данная проблема решается путем  применения технологии автоматической идентификации движущихся товаров. В основе технологии лежит следующая  цепь операций:

  1. товару присваивается уникальный номер (товарный номер);
  2. товарный номер зашифровывается в виде специального символа – штрихового кода;
  3. штриховой код (зашифрованный товарный номер) наносится на товар;
  4. штриховой код автоматически считывается с товара (при выполнении логистической операции с товаром);
  5. штриховой код расшифровывается специальным устройством (декодер) и предстает в цифровом виде, т.е. в виде первоначального товарного номера;
  6. товарный номер передается в компьютер, на котором выполняется та или иная функция управления товародвижением.

     Поскольку номер товара уникален, компьютер  «узнает» товар, т.е. выполняет функцию  человека, причем делает это быстро и безошибочно. Полученная информация обрабатывается в режиме реального  масштаба времени, что дает возможность  управляющей системе реагировать  на нее в необходимые сроки. 

Штриховой код (штрихкод) — это последовательность черных и белых полос, представляющая некоторую информацию в виде, удобном для считывания техническими средствами. Информация, содержащаяся в коде может быть напечатана в читаемом виде под кодом (расшифровка). 

Штриховые коды используются в торговле, складском  учете, библиотечном деле, охранных системах, почтовом деле, сборочном производстве, обработке документов.

      

       Скорость ввода  штрихового  кода  по  сравнению  со  скоростью   вводы

символов  возрастает в 1,5 – 2 раза, а  достоверность  данных  повышается  на

несколько порядков. 

В мировой  практике торговли принято использование  штрихкодов символики EAN для маркировки товаров. В соответствии с принятым порядком, производитель товара наносит  на него штриховой код, формируемый  с использованием данных о стране местонахождения производителя  и кода производителя. Код производителя  присваивается региональным отделением международной организации EAN International. Такой порядок регистрации позволяет  исключить возможность появления  двух различных товаров с одинаковыми  кодами. 
 

История изобретения штрих-кода 

В 1948 году Бернард Сильвер (Bernard Silver) (1924—1962), аспирант Института Технологии Университета Дрекселя (Drexel University) в Филадельфии, услышал, как президент местной  продовольственной сети просил одного из деканов разработать систему, автоматически считывающую информацию о продукте при его контроле. Сильвер  рассказал об этом друзьям — Норману  Джозефу Вудланду (Norman Joseph Woodland) (род. 1921) и Джордину Джохэнсону (Jordin Johanson). Втроём они начали исследовать различные  системы маркировки. Их первая работающая система использовала ультрафиолетовые чернила, но они были довольно дороги, а кроме того, со временем исчезали.

 Убеждённый  в том, что система реализуема, Вудланд покинул Филадельфию и перебрался во Флориду. Его следующее вдохновение неожиданно дала Азбука Морзе — он сформировал свой первый штриховой код из песка на берегу. Как он сам сказал: «Я только расширил точки и тире вниз и сделал из них узкие и широкие линии». Чтобы прочитать штрихи, он приспособил технологию саундтрек (звуковой дорожки), а именно оптический саундтрек, используемую для записи звука в кинофильмах. 20 октября 1949 года Вудланд и Сильвер подали заявку на изобретение. В результате ими был получен патент США № 2 612 994, изданный 7 октября 1952.

 В  1951 году Вудланд и Сильвер попытались  заинтересовать компанию IBM в развитии  их системы. Компания, признав  реализуемость и привлекательность  идеи, отказалась от её реализации. IBM посчитала, что обработка получающейся  информации потребует сложного  оборудования, и что его разработку  она сможет провести при наличии  свободного времени в будущем.

 В  1952 году Вудланд и Сильвер продали  патент компании Филко (Philco —  в дальнейшем известна как  Helios Electric Company). В том же самом  году Филко перепродала патент  компании RCA. 
 

Виды  штриховых кодов 

     Сам по себе штриховой номер товара информации о его свойствах, как правило, не несет. Уникальное тридцатизначное  число является лишь адресом ячейки памяти в ЭВМ, которая содержит об этом товаре все сведения, необходимые  для управления материальным потоком  и формирования соответствующих  документов. Совокупность этих сведений образует так называемую базу данных о товаре, формировать которую  целесообразно на предприятии-изготовителе. В последующем база данных должна передаваться по цепи товаропродвижения  с помощью сети электронной связи  или на машиночитаемых носителях 

Существуют  различные способы кодирования информации, называемые штрихкодовыми кодировками или символиками. Различают линейные и двухмерные символики штрихкодов. 

Линейными (обычными) называются штрихкоды, читаемые в одном направлении (по горизонтали). Наиболее распространненые линейные символики: EAN, UPC, Code39, Code128, Codabar, Interleaved 2 of 5. Линейные символики позоволяют кодировать небольшой объем информации (до 20-30 символов — обычно цифр) с помощью несложных штрихкодов, читаемых недорогими сканерами.

Пример  кода символики EAN-13: 

 

В некоторых  странах, например в Японии, можно  встретить штрихкод в несколько  необычном виде, но суть значения кода от этого не меняется:

 

Двухмерными называются символики, разработанные для кодирования большого объема информации (до нескольких страниц текста). Двухмерный код считывается при помощи специального сканера двухмерных кодов и позволяет быстро и безошибочно вводить большой объем информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали). 

 

Datamatrix

                                                   Data Glyph                                 Aztec  
 

Штриховой код можно наносить при производстве упаковки (типографским способом) или  использовать самоклеящиеся этикетки, которые печатаются с использованием специальных принтеров. 

Для считывания штрих-кодов используются специальные приборы, называемые сканерами штриховых кодов. Сканер засвечивает штрихкод своим осветителем и считывает полученную картинку. После этого он определяет наличие на картинке черных полос штрихкода. Если в сканере нет встроенного декодера (блок расшифровки штрихкода), то сканер передает в приемное устройство серию сигналов, соответствующих ширине черных и белых полос. Расшифровка штрихкода должна выполняться приемным устройством или внешним декодером. Если сканер оснащен внутренним декодером, то этот декодер расшифровывает штрихкод и передает информацию в приемное устройство (компьютер, кассовый аппарат и т.д.) в соответствии с сигналами интерфейса, определяемого моделью сканера 
 

Расшифровка штрих-кода 

C помощью  штрихового кода зашифрована  информация о некоторых наиболее  существенных параметрах продукции.  Наиболее распространены американский  Универсальный товарный код UPC и Европейская система кодирования EAN. Наиболее распространены EAN/UCC товарные номера EAN-13, EAN-8, UPC-A, UPC-E и 14-разрядный код транспортной упаковки ITF-14. Так же существует 128 разрядная система UCC/EAN-128. Согласно той или иной системе, каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий чаще всего из 13 цифр (EAN-13). 

Возьмем, к примеру, цифровой код: 7123456789123. Первые две цифры (712) означают страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта, следующие 4 или 5 в зависимости от длинны кода страны (3456) — предприятие-изготовитель, еще пять (78912) — наименование товара, его потребительские свойства, размеры, массу, цвет. Последняя цифра (3) контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером. EAN — 13: 

Для кода товара:

1 цифра:  наименование товара,

2 цифра:  потребительские свойства,

3 цифра:  размеры, масса,

4 цифра:  ингредиенты,

5 цифра:  цвет. 
 
 
 

 

Пример  вычисления контрольной цифры для  определения подлинности товара

1. Сложить цифры, стоящие на четных местах:

8+0+2+7+0+1=18

2. Полученную сумму умножить на 3:

18×3=54

3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры:

4+2+0+4+0+0=10

4. Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3:

54+10=64

5. Отбросить  десятки:

 получим  4

6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5:

10-4=6

Если  полученная после расчета цифра  не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар  произведен незаконно. 
 
 

Применение  штрихового кодирования  в логистике.  

Сегодня свыше 200 тысяч магазинов в различных  странах мира оборудованы системами  для считывания кодов.

          В области внешней торговли  наличие штрихового кода на  товаре является обязательным  требованием при поставке товаров  на экспорт. Отсутствие кода  в значительной степени влияет  на конкурентоспособность продукции  а порой делает ее реализацию  невозможной.

Информация о работе Штриховые коды. Сущность, виды. Области применения в логистике