Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 03:48, шпаргалка
Шпаргалки по "Логистике"
1 Определение понятия логистика В логистике термин «понятие» обозначает мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфичным для них признакам. Общими будут вопросы управления материальными и соответствующими им информационными потоками. Рассмотрим логистику как теорию и практику управления материальными и связанными с ними информационными потоками. Для того, чтобы принимать обоснованные решение по управлению материальными потоками, необходимы определенные знания. Деятельность по выработке этих знаний относят к логистике, поэтому большая группа определений трактует логистику как науку о планировании, контроле и управлении, транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Как хозяйственная деятельность логистика трактуется как процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю. Выделение материального потока в качестве основного объекта управления несколько упрощает ведение экономических процессов. Однако такое упрощение позволяет ставить и решать задачи сквозного мониторинга движения грузов, начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю
| 2. Специфика логистического подхода к управлению мат. потоками Большинство определений трактует логистику как теорию и практику управления материальными потоками. Рассмотрим специфику логистического подхода к управлению материальными подходами, как на макро, так и на микро уровне. На макро уровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно, что можно представить рисунком 1.1. При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Не выделяется также категория «сквозной материальный поток». В результате показатели этого потока, такие как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных. На микро уровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия. При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных. При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, т.е. потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю. В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми. Отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками: в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.
| 3.Функции логистики. Под термином «функция» будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий и заметно отличающихся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель. Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную совокупность действий. Конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участниками логистического процесса, т.е. формирование связей между элементами макрологических систем. Две характерные особенности приведенного комплекса логистических функций: - Все перечисленные функции взаимосвязаны и направлены на управление материальным потоком, т.е. весь комплекс логистических функций, в совокупности, также подчинен единой цели; - Носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе. Функции логистики - 1. Логистическая функц. Это укрупненная группа лог.операций, направленная на достижение целей лог.системы. 2. оперативные функц. Связаны с управлением(погрузка, склад-е, транспрт). Операт.функ в сфере снабжения – это управление движением сырья материалов, гот.продукц от поставщика к производ. п/п. Опер.функц в сфере производства – это управление запасами и контроль движения п/ф и комплектующие изд через все стадии производственного процесса. Операт.функ в сфере распределения - организация и контроль в движении гот.продукции и управл. Движения готовой продукции от п/п производителя к потребителю; 3. координац.функ – это функции координации спроса предложения. Выявление и анализ потребителей в матер.ресурсах различных частей и фаз производства. Здесь логистика занимается анализом рынком на котором действует п/п. обработка данных касающихся заказов продукции, взаимодействие занятых структур доставкой продукции.
| 4.Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, финансами и планированием производства. Логистика и маркетинг. Основными задачами, решаемыми службой маркетинга на производственном предприятии, являются: Анализ окружающей среды и рыночные исследования; Анализ потребителей; Планирование товара, определение ассортиментной специализации производства; Планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг. Если первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, то третья и четвертая задачи должны решаться совместно. В общем случае деятельность служб логистики и маркетинга на предприятии тесно переплетается. Логистика и планирование производства. Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Соответственно, служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока (следовательно, и организующая снабжение предприятия), должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей. С другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Служба логистики, естественно должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции. Логистика и финансы. Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельностью службы финансов. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляется контроль и управление транспортными и складскими затратами.
|
5.Предпосылки и этапы развития логистики. Необходимость применения логистики объясняется рядом причин, Первая причина – развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя.
Рис. 2.1 «Первый этап развития логистики – интеграция транспортно-складского процесса. Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е годы 20 в.. В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс. Этот этап развития логистики характеризуется: быстрый рост стоимости физическогораспределения; рост профессионализма менеджеров, осуществляемых управление логистическими процессами; долгосрочное планирование в области логистики; широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами; централизация физического распределения; резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях; четкое определение действительных издержек распределения; определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального пока до конечного потребителя. К взаимодействию складирования и транспортирования начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения запасов, улучшить использование оборудования. Третий этап относится к настоящему времени и характеризуется: появлением фундаментальных изменений в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике; современными коммуникационными технологиями, обеспечивающими быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяющих осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя; развитием отрасли, занятой оказанием услуг в области логистики; концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепей снабжения, производства и распределения; совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер, 9. Виды и принципы построения информационных систем в логистике. Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже удаленных стран. На уровне отдельного предприятия информационные системы подразделяют на три группы: Плановые;Диспозитивные (диспетчерские);Исполнительные (оперативные) Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления, и служит для долгосрочных решений стратегического характера. К задачам, решаемых системами относятся: Создание и оптимизация звеньев логистической цепи; Управление условно – постоянными, т.е. мало изменяющимися данными; Планирование производства; Общее управление заказами; Управление резервами и другие задачи. Диспозитивные информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи: Распоряжение внутрискладстким (внутризаводским) транспортом; Отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи. Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. В соответствии с принципами системного подхода любая система должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип – последовательного продвижения по этапам создания системам – должны соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем. С позиции системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня. Первый уровень – рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока. Второй уровень – участок, цех склад, где происходит процессы транспортирования грузов, размещаются рабочие места. Третий уровень – система транспортирование и перемещения в целом, охватывает цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление. В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию. Вертикальной интеграцией считается связь между плановой диспозитивной и исполнительной системами, осуществляется посредством вертикальных потов. Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системахпосредством горизонтальных информационных потоков.
12.Задача выбора поставщиков. После решения задачи «делать или покупать» решают задачу выбора поставщиков, которая включает следующие этапы: Поиск отдельных поставщиков; Анализ потенциальных поставщиков; Оценка результативности работы с поставщиками При поиске потенциальных поставщиков могут быть использованы следующие методы: Объявление конкурса; Изучение рекламных материалов в виде фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.; Посещение выставок и ярмарок; Переписка и личные контакты с возможными поставщиками. В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняться. Анализ потенциальных поставщиков. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществлять отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимается соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции. К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика можно отнести следующие: Удаленность поставщиков от потребителя; Сроки выполнения текущих и экстренных заказов; Наличие резервных мощностей; Организация управления качеством у поставщика; Психологический климат у поставщика (в плане возможности забастовок) Способность обеспечить поставку запасных частей в течении всего срока службы поставляемо оборудования. Финансовое положение поставщика, его кредитоспособность. В результате анализа потенциальных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений. Оценка результатов работы с поставщиками. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитывать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга выполняется дифференциация закупаемых товаров При расчете рейтинга поставщиков экспертным путем определяются удельные веса принятых критериев и значение критериев каждого поставщика, как правило, по десятибалльной шкале. Сумма удельных весов всех критериев равных равна единице. Для сбора информации о поставщиках предприятия используют различные способы, позволяющие выявлять ненадлежащих поставщиков, в том числе и с использованием неформальных каналов. Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Утверждение договора с этими поставщиками, разрешение предварительной оплаты намеченной к поставке продукции осуществляется по упрощенной схеме.
16.Традиционная и логистическая принципы организации производства. Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения: Отказ от избыточнызапасов; Отказ от завышения времени на выполнение основных и транспортно – складских операций; Отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей; Устранение простоев оборудования; Превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров. Традиционная концепция организации производства предполагает: Никогда не останавливатосновное оборудование и поддерживать, во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования; Изготавливать продукцию как можно более крупными партнерами; Иметь максимально большой запас материальных ресурсов «на всякий случай». Содержание концептуальных положений свидетельствует о том, что традиционная концепция организации производства наиболее приемлема для условий «рынка продавца логистическая концепция – для условий «рынка покупателя».
20. Толкающие и тянущие системы управления потоками в производственной логистике. Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем может осуществляться различными способами, из которых выделяют два основных: толкающий и тянущий, принципиально отличающиеся друг от друга. Первый вариант носит название «толкающая система» и представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказывается. Материальный поток «выталкивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством. Толкающие модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с массовым распространением вычислительной техники. Толкающие системы, способные с помощью микроэлектроники увязать сложный механизм в единое целое, тем не менее, имеют естественные границы своих возможностей. Второй вариант организации логистических процессов на производстве основан на принципиально ином способе управления материальным потоком. Он носит название «тянущая система» и представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Эта система не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала, так как централизованное регулирование внутрипроизводственного логистического процесса ограничено.
24. Моделирование в логистике. Моделирование основывается на подобии систем или процессов, которое может быть полным или частичным. Основная цель моделирования – прогноз поведения процесса или системы. Ключевой вопрос моделирования – «что будет, если…?». Существенной характеристикой любой модели является степень полноты подобия модели моделируемому объекту. По этому признаку все модели можно разделить на изоморфные и гомоморфные. Изоморфные модели – это модели, включающие все характеристики объекта-оригинала, способные, по существу заменить его. Если можно создать и наблюдать изоморфную модель, то наши знания о реальном объекте будут точными. В этом случае мы сможем точно предсказать поведение объекта. Гомоморфные модели. В их основе лежит неполное, частичное подобие модели изучаемому объекту. При этом некоторые стороны функционирования реального объекта не моделируются совсем. В результате упрощаются построенные модели и интерпретация результатов исследования. Следующим признаком классификации является материальность модели. В соответствии с этим признаком все модели можно разделить на материальные и абстрактные. Материальные модели воспроизводят основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики изучаемого явления или объекта. Абстрактное моделирование часто является единственным способом моделирования в логистике. Его подразделяют на символическое и математическое. К символическим моделям относят языковые и знаковые. Языковые модели – это словесные модели, в основе которых лежит набор слов (словарь), очищенных от неоднозначности. Знаковые модели. Если ввести условное обозначение отдельных понятий, т.е. знаки, а также договориться об операциях между этими знаками, то можно дать символическое описание объекта. Математическим моделированием называется процесс установления соответствия данному реальному объекту некоторого материального объекта, называемого математической моделью. В логистике широко применяются два вида математического моделирования: аналитические и имитационные. Аналитическое моделирование – это математический прием исследования логистических систем, позволяющий получать точные решения. При имитационном моделировании закономерности, определяющие характер количественных отношений внутри логистических процессов остаются непознанными. В этом плане логистический процесс остается для экспериментатора «черным ящиком». , основным достоинством имитационного моделирования является то, что этим методом можно решать более сложные задачи. При имитационном моделировании воспроизводится процесс функционирования системы во времени. Причем имитируются элементарные явления, составляющие процесс с сохранением их логистической структуры и последовательности протекания во времени. Имитационное моделирование имеет также ряд существенных недостатков, которые необходимо учитывать. Основными из них являются: Исследования с помощью имитационного метода очень дороги по следующим причинам:- для построения модели и экспериментирования на ней необходим высококвалифицированный специалист-программист; необходимо большое количество машинного времени, поскольку основывается на статистических испытаниях и требует многочисленных прогонов программ; модели разрабатываются для конкретных условий и, как правило не тиражируются. . Велика вероятность ложной имитации. Процессы в логистических системах носят вероятностный характер и поддаются моделированию только при введении определенного рода допущений.
27.Сравнительная характеристика классического и системного подхода к формированию систем. Классический подход означает переход от частного к общему. Формирование системы при классическом подходе к этому процессу происходит путем слияния компонентов разрабатываемых отдельно. На первом этапе определяются цели функционирования подсистем. Затем, на втором этапе, анализируется информация, необходимая для формирования отдельных подсистем. На третьем этапе формируются подсистемы, которые в совокупности образуют работоспособную систему. Системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит конечная цель, ради которой создается система. Последовательность формирования системы включает следующие этапы: На первом этапе определяются и формулируются цели функционирования системы. На втором этапе на основе анализа цели функционирования системы и ограниченной внешней среды определяются требования, которым должна удовлетворять система. На третьем этапе, на базе определенных требований формируются, ориентировочно, некоторые подсистемы. Четвертый этап – наиболее сложный этап синтеза системы: проводится анализ различных вариантов и выбор подсистем, организация их в единую систему. При этом используются критерии выбора. Одним из основных методов синтеза систем в логистике является моделирование.
|
6.Экономический эффект от использования логистики. В сферах производства и обращения применение логистики позволяет: снизить запасы на всем пути движения материального потока; сократить время прохождения товаров по логистической цепи; снизить транспортные расходы; сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции грузом. Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока. Высокая значимость оптимизации запасов объясняется тем, что: в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи и кражи товаров; большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятия); в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25 – 30% орт общего объема издержек. Сокращение запасов при использовании логистики обеспечивается за счет высокой степени согласованности действий участников логистических процессов, за счет повышения надежности поставок, за счет рациональности распределения запасов и по ряду других причин. Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции. Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта.Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовать конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики»: груз – нужный товар; качество – необходимого качества; количество – в необходимом количестве; время – должен быть доставлен в нужное время; место – в нужное место; затраты – с минимальными затратами.Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, т.е. нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами
10. Сущность и задачи закупочной логистики. Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является: Элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологической системы, в которую входит предприятие; Элементом макрологической системы, т.е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия; Самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели. Цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней. Как элемент макрологической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико–технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товара. Логистическая интеграция с поставщиками достигается за счет комплекса мер экономического, технологического, технического и методологического характера. В основе интеграции должна лежать ориентация на хорошие партнерские отношения, ориентация на готовность сделать встречный шаг даже тогда, когда это не приносит никакой прибыли. В логистике отношения с поставщиками должны строится на следующих принципах: Обращаться с поставщиками так же, как и с клиентами фирмы; Не забывать на деле демонстрировать общнос интересов; Проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика; Соблюдать принятые на себя обязательства. Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в макрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение – производство – сбыт. Цепь снабжение – производство – сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, т.е. в начале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем исходя из нее, стратегия развития производства и уже затем – стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в концептуальном плане. Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей, как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики, в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения. Для потребляемых материальных ресурсов может решаться задача «сделать или купить». Исследование рынка закупок. Исследование рынка закупок начинается с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок. 1. Выбор поставщиков. Выбор поставщиков включает поиск информации о поставщиках, создание банка данных о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранным поставщиком. 2. Осуществление закупок. Решение этой задачи начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных соглашений, т.е. заключением контракта. 3. Контроль поставок. Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставок, т.е. учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя точное отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов. 4. Подготовка бюджета закупок. Существенной частью закупочной деятельности является экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют следующие виды затрат:
13 Система поставок «точно в срок». Система поставок «точно в срок» (система ТВС) основана на том, что в звено логистической системы не должно поступать никаких материалов, пока в этом звене не возникает острой потребности в этих материалов. Сущность системы «точно в срок», как текущей системы, заключается в том, что спрос на любом участке цепи определяется спросом, предъявленном в процессе ее. Пока нет спроса в конце цепи, продукция не производится и не накапливается, не заказываются и не накапливаются комплектующие. Система «точно в срок» предусматривает работу потребителей с гораздо более низким запасом, чем в условиях традиционного снабжения. Повышается требование к надежности всех участников логистического процесса, в том числе и к транспортникам. В системах ТВС предпочтение отдается перевозчику способному гарантировать надежность соблюдения сроков доставки. Применение системы ТВС позволяет резко сократить запасы, как производственные, так и товарные, сокращает потребность в складских мощностях, персонале. Система ТВС требует для внедрения значительных усилий и ее разработка должна предшествовать дифференциация ассортимента поставляемых товарных или производственных ресурсов с целью выделения наиболее значительных позиций, работа с которыми по методу ТВС может дать наибольший эффект. В качестве инструмента дифференциация может использоваться ABC и XYZ анализ. Основными слагаемыми эффекта от использования ТВС являются: Исключение ряда операций из технологической цепи поставок; Сокращение текущих запасов, т.к. предметы труда поступают либо в цех, либо в торговый зал; Сокращение страховых запасов, т.к. увеличивается надежность поставок за счет перехода на долгосрочные отношения с проверенными поставщиками и с проверенными перевозчиками; Сокращение запасов в пути, т.к. сокращается время доставки за счет использования расположенных в близи поставщиков, либо складов этих поставщиков; Улучшение качества товаров, т.к. используются поставщики, качество продукции которых сертифицировано; Увеличение надежности поставок, т.к. возникает собственная заинтересованность в функционировании системы ТВС; Наряду с эффектом от внедрения системы ТВС, существуют и отдельные проблемы, стоящие на путь внедрения систе6мы ТВС, основными из которых являются: Требования потребителя к качеству продукции, которые приводят к увеличению затрат поставщика и могут восприниматься последним как завышение; Сокращение степени диверсификации, что создает проблему, обусловленную возрастанием коммерческого риска от ориентации на одного контрагента; Удаленность потребителя может сделать частые поставки небольших партий экономически не выгодно для поставщика; Расписание поставок, которые используются в системах ТВС должно позволять получать товары по мере надобности, в то время как для поставщика более приемлемо расписание, характеризующиеся стабильностью поставок. В процессе проектирования и внедрения система ТВС необходимо решить ряд задач, основными из которых являются: В области отношений с поставщиками: Поиск близко расположенных поставщиков; Переход на длительные хозяйственные связи; Пролонгация договорных отношений с проверенными поставщиками; Стимулирование поставщиков к внедрению системы ТВС у них и продвижению ее далее к их поставщикам; Поддержка бизнеса поставщиков за счет долгосрочного планирования и гарантированности закупок; Вывод закупочных цен на приемлемый для обеих сторон уровень; Организация безбумажного информационного обмена; Централизованная доставка силами и средствами поставщика; Применение сквозных технологических карт работы с материальными потоками. По объему поставок: Поддержка устойчивой скорости закупок, согласованной со скоростью производства (реализации); Обеспечение возможности частых поставок малыми партиями; Работа с переменным размером единичной поставки при фиксированном общем объеме поставок по контракту; Поощрение поставщиков за готовность упаковывать товары в требуемых количествах. В области качества поставляемой продукции: Тесная взаимосвязь персонала, ответственного за качество у продавца потребителя. В области отгрузки: Составление и четкое соблюдение расписаний прибытия грузов; Использование постоянных проведенных перевозчиков;
17. Качественная и количественная гибкость производственных систем. Сегодня логистика предлагает адаптироваться к изменениям спроса за счет запасов производственной мощности. Запас производственной мощности возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственных систем. Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количественная гибкость может обеспечиваться различными способами
21. Эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками в производстве. Основными слагаемыми совокупного эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными потоками на предприятии являются: Производство ориентируется нарынок. Становится возможным эффективный переход на мелкосерийное и индивидуальное производство; Налаживаются партнерские отношения с поставщиками; Сокращаются простои оборудования. Это обеспечивается тем, что на рабочих местах постоянно имеются необходимые для работы материалы; Улучшается качество выпускаемой продукции; Сокращается производственный цикл и минимизируются затраты. Основными причинами, позволяющими снизить затраты, связанные с производственным процессом, являются: Оптимизация запасов – одна из центральных проблем логистики. Содержание запасов требует отвлечения финансовых средств, использования значительной части материально-технической базы, трудовых ресурсов. Анализ опыта ряда фирм Западной Европы, использующих современные логистические методы организации производства, показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на 50% Сохранение численности вспомогательных рабочих. Чем меньше уровень системности, тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ; Снижение потерь материалов. Любая Логистическая операция – это потенциальные потери. Оптимизация логистических операций – это сокращение потерь; Улучшение использования производственных и складских площадей. Неопределенность потоковых процессов заставляет резервировать большие добавочные площади. В частности, при проектировании торговых оптовых баз, неопределенность потоковых процессов вынуждает на 30% увеличивать площади складских помещений; Снижение травматизма. Логистический подход органически вписывает в себя систему безопасности труда.
25. Экспертные системы в логистике. Под экспертными системами в логистике понимают специальные компьютерные программы, помогающие специалистам принимать решения, связанные с управлением материальными потоками. Экспертная система может аккумулировать знания и опыт нескольких специалистов-экспертов, работающих в разных областях. Применение экспертных систем позволяет: Принимать быстрые и качественные решения в области управления материальными потоками; Готовить опытных специалистов за относительно более короткий промежуток времени при помощи экспертных программ; Сохранять «ноу-хау» компании, т.к. персонал, пользующийся системой, не может вынести за пределы компании опыт и знания, содержащиеся в экспертной системе; Использовать опыт и знания высококвалифицированных специалистов на непрестижных, опасных и скучных рабочих местах. К недостаткам экспертных систем следует отнести ограниченную возможность использования «здравого смысла». Экспертные системы применяются на различных стадиях логистического процесса, облегчая решение проблем, требующих значительного опыта и затрат времени. Использование экспертных систем позволяет принимать не только правильные, но и быстрые решения, что зачастую не менее важно.
28.Пример классического и системного подхода к формированию систем. Рассмотрим два варианта организации материального потока, имеющих отличие друг от друга. Первый вариант носит традиционное название «самовывоз», второй – «централизованная доставка». Первый вариант характеризуется следующими признаками: отсутствует единый орган, обеспечивающий оптимальное использование транспорта. Магазины самостоятельно договариваются с транспортными организациями и, получив транспорт, прибывают по мере необходимости на базу за товаром; на складах предприятия оптовой торговли, на транспорте и в магазинах применяются сложившиеся исторически технологические процессы грузопереработки, не согласованные между собой. Некоторое согласование имеет место лишь в местах передачи груза; ни предприятие оптовой торговли, ни магазины не предъявляют жестких требований к типам используемого транспорта – главное вывести товар; отсутствует необходимость использования строго определенных видов тары; возможно, что в ряде магазинов не созданы условия беспрепятственного проезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товара. Анализ характерных признаков «самовывоза» показывает, что у участников логистического процесса отсутствует единая цель – рациональная организация совокупного материального потока. Каждый из участников организует материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности. Очевидно, что здесь имеет место классический способ формирования системы, обеспечивающий прохождение совокупного материального потока. Мы видим здесь три самостоятельно сформированные подсистемы: i. подсистема, обеспечивающая прохождение материального потока на складах предприятия оптовой торговли; ii. подсистема, обеспечивающая его обработку на транспорте; iii. подсистема, обеспечивающая его обработку в магазинах. Эти системы соединены между собой в значительной степени механически.
Вариант 2 (централизованная доставка) характеризуется следующими признаками: участники логистического процесса создают единый орган, цель которого – оптимизация именно совокупного материального потока. Организационное руководство рабочей группой возлагается на заместителя председателя правления потребсоюза; исторически сложившиеся технологические процессы на предприятиях – участниках логистического процесса корректируются в соответствии с требованиями оптимальной организации именно совокупного материального потока; разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза; разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза товаров в магазины; создается парк специализированных автомобилей, а также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизировать совокупный материальный поток. Анализ характерных признаков второго варианта организации материального потока показывает, что для централизованной доставки товаров участники логистического процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного материального потока. Изучаются требования, которым он должен удовлетворять. Формируются варианты его организации, из которых по специальным критериям отбирается лучший. Таким образом, второй вариант является примером системного подхода к формированию логистической системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока по той же цепи. Второй вариант организации материального потока, т.е. системный подход к товароснабжению розничной торговой сети, позволяет: - повысить степень использования материально-технической базы, в том числе транспорта, складских и торговых площадей; - оптимизировать товарные запасы у всех участников логистического процесса; - повысить качество и уровень логистического сервиса; - оптимизировать размеры партий товаров | 7Концепция и принципы логистики. Концепция – система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; основной, конструктивный принцип различных видов деятельности. Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки. Наряду с системностью к исходным принципам логистики относят Комплексность – это: формирование всех видов обеспечения для осуществления движения потоков в конкретных условиях; координация действий непосредственных и опосредованных участников движения ресурсов и продуктов; осуществление централизованного контроля выполнения задач, стоящих перед логистическими структурами; стремление фирм к тесному сотрудничеству с внешними партнерами по товарной цепочке и установлению прочных связей между различными подразделениями фирм в рамках внутренней деятельности. Научность – это: усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоком от планирования до анализа, выполнение подробных расчетов всех параметров траектории движения потока; признание за квалифицированными кадрами статуса самого важного ресурса логистических структур фирмы. Конкретность – это: четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями; осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов; руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или структурных органов, результаты работы которых измеряются полученной прибылью. Конструктивность – это: диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; тщательное выявление деталей всех операций материальнотехнического обеспечения и транспортировктоваров. Надежность – это: обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирования коммуникаций и технических средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока; широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; высокие скорости и качество поступления информации и технологии ее обработки. Вариантность – это: возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса и другие возмущающие воздействия; целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы. Наряду с перечисленными принципами концепция логистики раскрывается также следующими положениями: - учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи; - гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда; - развитие логистического сервиса.
11. Функция снабжения на предприятии Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда: полуфабрикатов, комплектующих изделий, предметов народного потребления. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является: Элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологической системы, в которую входит предприятие; Элементом макрологической системы, т.е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия; Самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели. Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней. Как элемент макрологической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико – технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товара. Работая в контакте со службами сбыта поставщиков и с транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает “ввязывает” предприятия в макрологическую систему. Идея логистики – получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия в не как изолированное объекта, а как звена всей логистической системы. Собственное предприятие при этом подходе рассматривается как элемент всей макрологической системы: улучшается положение всей системы – улучшается положение предприятия как ее элемента. Логистическая интеграция с поставщиками достигается за счет комплекса мер экономического , технологического, технического и методологического характера. В основе интеграции должна лежать ориентация на хорошие партнерские отношения, ориентация на готовность сделать встречный шаг даже тогда, когда это не приносит никакой прибыли. в логистике отношения с поставщиками должны строится на следующих принципах: Обращаться с поставщиками так же, как и с клиентами фирмы; Не забывать на деле демонстрировать общность интересов; Знакомить поставщика со всеми своими задачами и быть в курсе его деловых операций; Проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика; Соблюдать принятые на себя обязательства. Служба снабжения предприятия начинает решать задачи обеспечения предприятия материальными ресурсами уже на стадии разработки новой продукции. В логистически организованных системах программа разработки новой продукции может реализоваться с участием поставщиков. Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в макрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение – производство – сбыт. Цепь снабжение – производство – сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, т.е. в начале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем исходя из нее, стратегия развития производства и уже затем – стратегия снабжения производства. Научный инструмент маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не выработал методов, позволяющих решать задачи технико – технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта.. Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей, как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики, в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения. Особенность организации деятельность службы, с точки зрения возможности эффективного управления материальными потоками рассмотрен во втором вопросе. Основные вопросы, на которые необходимо ответить в процессе обеспечения предприятия предметом труда, традиционны и определяются логистикой снабжения: Что закупить;Сколько закупить;У кого закупить; На каких условиях закупить. К традиционному перечню логистика добавляет свои вопросы: Как системно увязать закупку с производством и сбытом; Как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками. Обозначенный круг вопросов закупочной логистики определяет составляемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ. Рассмотрим задачи и работы, относящиеся к закупочной логистики. Определение потребности в материальных ресурсах Исследование рынка закупок. Исследование рынка закупок начинается с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок. Выбор поставщиков. Выбор поставщиков включает поиск информации о поставщиках, создание банка данных о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранным поставщиком. Осуществление закупок. Решение этой задачи начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных соглашений, т.е. заключением контракта. Договорные отношения формируют хозяйственные связи, рационализация которых является задачей логистики. Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, организации транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирования, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля. Контроль поставок. Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставок, т.е. учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя точное отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов. Подготовка бюджета закупок. Существенной частью закупочной деятельности является экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют следующие виды затрат: затраты на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов; затраты на транспортировку, экспедирование и страхование; затраты на грузопереработку; затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки; затраты на приемку и проверку материальных ресурсов; затраты на поиск информации о потенциальных поставщиках в рамках проведения экономических расчетов к задачам закупочной логистики следует отнести расчет издержек из – за дефицита материальных ресурсов. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также поставщиками. Это специфическая задача закупочной логистики, решаемая посредством организации системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей с поставщиком в области планирования , экономики, техники и технологии.
14. Метод быстрого реагирования. Метод бюджетного реагирования разработан в результате развития философии «точно в срок» и представляет собой метод планирования и регулирования поставок товаров на предприятиях розничной торговли и в распределительные центры, в основе которого лежит логистическое взаимодействие между торговым предприятием, его поставщиком и транспортом. Суть метода раскрыта в его названии: быстрая реакция логистической системы (поставщик → транспорт → торговое предприятие) на возникший на рынке спрос. Метод быстрого реагирования основан на использовании трех технологий и новой концепции бизнеса. Технология первая: автоматическая идентификация штриховых товарных кодов. Позволяет быстро и эффективно собрать полную и детальную информацию о том, что в данный момент продается. Технология вторая: электронный обмен данными. Технология третья: автоматическая идентификация грузовых единиц (например, транспортировочных контейнеров)
18. Понятие материального потока и виды материальных потоков Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования, и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу. Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, ТМЦ через транспортные, производственные, складские звенья позволяет: - увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продукта к конечному потребителю; - проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка. Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т.д.), а в знаменателе – единица измерения времени (сутки, месяц, год и т.п.). В нашем примере размерность материального потока – тонн/год. При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Решая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам: - отношение к логистической системе; - натурально-вещественный состав потока; - количество образующих поток грузов; - удельный вес образующего поток груза; - степень совместимости грузов; - консистенция грузов.
22. Общая характеристика методов решения логистических задач. Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые и информационные потоки. При традиционном подходе задачи по управлению материальными потоками в каждом звене решаются, в значительной степени, обособленно. Отдельные звенья представляют при этом так называемые закрытые системы, изолированные от систем своих партнеров технически, технологически, экономически и методологически. Управление хозяйственными процессами в пределах закрытых систем осуществляется с помощью общеизвестных методов планирования и управления производственными и экономическими системами. К основным методам, применяемым для решения научных и практических задач в области логистики, относятся: Методы системного анализа; Методы теории исследования операций; Кибернетический подход; Прогностику. Применение этих методов позволяет прогнозировать материальные потоки, создавать интегрированные системы управления и контроля их движения, разрабатывать системы логистического обслуживания, оптимизировать запасы и решать ряд других задач. Широкое применение в логистике имеют различные методы моделирования, т.е. исследования логистических систем и процессов путем построения и изучения их моделей. При этом под моделью понимается любой образ, абстрактный или материальный, логистического процесса или логистической системы, используемый в качестве их заместителя.
26. Определение и основные принципы системного подхода. Методологической основой сквозного управления материальным потоком является системный подход, принцип реализации которого в концепции логистики поставлен на первое место. Системный подход – это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет исследовать трудно наблюдаемые свойства и отношения в объектах. Системный подход означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции. Это своего рода совокупность познавательных принципов, соблюдение которых позволяет определенным образом сориентировать конкретные исследования. При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода: Принцип последовательного продвижения по этапам создания системы. Соблюдение этого принципа означает, что сначала система должна исследоваться на макро уровне, т.е. во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микро уровне, т.е. внутри своей структуры; Принцип согласования информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем; Принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.
29.Показатели логистики. Логистика, как наука и сфера профессиональной деятельности, характеризуется научностью и конкретностью. Научность логистики подразумевает выполнение подробных расчетов, проведение анализа всех показателей, характеризующих движение материального потока. Конкретность логистики заключается в наличии вполне точного и вещественно определенного результата деятельности по управлению потоками. Конкретность позволяет осуществлять руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или структурных органов, результаты работы которых, измеряются полученной прибылью. Научность и конкретность логистики обеспечивают возможность оценки реакции процесса на те или иные управленческие воздействия, корректировки и оптимизации этих воздействий. Возможность управления материальным потоком появляется лишь тогда, когда создана возможность измерения характеристик этого потока. Рассмотрим показатели, которые применяют для характеристики состояния логистики. Основными из них являются: Средний запас на складе. Показатель может определяться как в натуральном, так и в стоимостном выражении, как в целом по складу, так и по группам товаров. В общем случае запас является постоянно меняющейся величиной. 2Товарооборачиваемостьхарактер 2.1 Скорость товарооборота (Сто) показывает, сколько раз в течение одного периода продается и возобновляется имеющийся товарный запас. Показатель определяется числом оборотов запаса в течение одного период 2.2 Время обращения товаров (Т) показывает продолжительность периода, в течение которого реализуется запас, время нахождения товаров в сфере обращения или на складе торгового предприятия. 3. готовность к поставке (Гп). Данный показатель можно использовать как для оценки собственного уровня сервиса, оказываемого поставщиком. Рассмотрим три метода расчета готовности к поставке, используемые в логистике. 4. Доля запаса в обороте (Дз) . Затраты на связанный капитал (Ик). Данный показатель характеризует объем омертвленного в запасах капитала, 6. Характеристика дисциплины поставок – показатели, характеризующие объем, структуру и ритмичность поставок. Рассчитываются путем сопоставления количества, комплектности и качества фактически поставленной продукции, а также фактических сроков поставок с соответствующими обязательствами по договору. Дисциплина поставок определяется с помощью ряда показателей, основными из которых являются: - наличие в поставленной партии дефектного товара; - наличие в поставленной партии товара, который покупатель не заказывает; Затраты на логистику, приходящиеся на единицу товарооборота (Дл). Показатель характеризует долю затрат на логистику в обороте компании. Чем выше Дл, тем более значима деятельность по упорядочению материальных потоков. 8. Характеристика работы склада, которая представлена четырьмя группами показателей, характеризующих интенсивность работы склада, эффективность использования складских площадей, уровень сохранности грузов и общие финансовые показатели.
| 8.Информационные потоки и системы в логистике. Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов. В логистике выделяют следующие виды информационных потоков: в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный; в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний; в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной. Информационный поток может определить материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлении как в одну сторону с материальным, так и в противоположную: определяющий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе; определяющий информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза; одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока; вслед за материальным потокам во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения. Информационный поток характеризуется следующими показателями: источник возникновения; направление движения потока; скорость передачи и приема; интенсивность потока и др. Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой информации за единицу времени. Способы измерения количества информации, содержатся в каком – либо сообщении, изучаются в разделе кибернетики, который называется плеорий информации. В практике хозяйственной деятельности информация измеряется: количеством обрабатываемых или передаваемых документов; суммарным количеством документострок обрабатываемых или передаваемых документах; при обработке информации на ЭВМ используются такжеединицы измерения количества информации как байт и его производные. Значимым элементом любой логистической системе является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая сама разворачивается в сложную логистическую систему, состоящую из различных подсистем. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую. Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы: механическое обеспечение, информационная система – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных зад
задач
15. Понятие производственной логистики. Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальными потоками на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства. Целью производственной логистики является оптимизация материальных потоков внутри предприятия, создающих материальные блага или оказывающие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка, установка и др. характерная черта объектов изучения в производственной логистике – их территориальная компактность. В литературе их иногда называют «островными объектами логистики». Участников лгистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие; имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др. Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро - и микро уровнях. На макроуровне внутрипроизводственные системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка; склады; запасы; обслуживание производства; транспорт; информация; сбыт и карты обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечить возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих; производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.
19.Логистические операции и их характеристики Все действия с материальными потоками называют логистическими операциями. Понятие логистической операции не ограничивается действием лишь с материальными потоками. Для управления материальными потоками необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям. Образное представление о логистических операциях позволяет сформировать пример производства и доведения до конечного потребителя любого изделия народного потребителя. Вся совокупность операций может быть разделена на две большие группы. Технологические операции по производству материальных благ, т.е. операции, входе которых происходит качественное преобразование предмета труда Логистические операции, к которым следует отнести все остальные операции, обеспечивающие наличие нужного предмета или продукта труда в необходимом количестве, в нужном месте, в нужное время. Логистические операции, таким образом, это любые операции, совершаемые с вещественными предметами и продуктами труда в сферах производства и обращения, за исключением технологических операций по производству материальных благ. К логистическим относят также операции по обработке, хранению и передаче соответствующей информации. Согласно отечественному терминологическому словарю по логистике логистические операции – это совокупность действий, направленных на приобретение материального и/или информационного потока. К логистическим операциям с материальными потоками можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационными потоками – это сбор, обработка и передача информации соответствующей материальному потоку. Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим её, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двухсторонние. Некоторые логистические операции являются по существу продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе предприятия оптовой торговли. Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия, или сбыта готовой продукции, т.е. операции, выполняемые в процессе «обращения логистической системы с внешним миром», относят к категории внешних логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды в первую очередь сказываются на характере выполнения внешних логистических операций.
23. Анализ полной стоимости в логистике. Эффективным методом управления материальными потоками является анализ полной стоимости, который часто называют концепцией полной стоимости. Этот метод лежит в основе теории и практики логистики. Анализ полной стоимости означает учет всех экономических изменений, возникающих при каких-либо изменениях в логистической системе. Применение анализа полной стоимости означает идентификацию всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, которая позволит уменьшать суммарные затраты. Анализ полной стоимости первоначально исследовался на транспорте для сравнения различных вариантов транспортировки. Вследствие, этот метод стал использоваться в профессиональной деятельности менеджеров по логистике всюду, где необходимо сделать выбор из двух и более альтернатив. Применение анализа полной стоимости предполагает возможность варьирования ценой при поиске решений, т.е. возможность повысить затраты в одной области, если в целом по системе это приведет к экономии. Основные трудности применения метода, которые, зачастую не позволяют наглядно увидеть и просчитать «скрытую» стоимость решения, заключаются в следующем: Необходимость в специальных знаниях; Необходимость учета факторов, связанных косвенными затратами. Метод анализа полной стоимости применяется при решении следующих задач: Выбор между приобретением собственного склада или использованием склада общего пользования; Выбор между созданием одного централизованного склада или нескольких децентрализованных распределительных центров; Альтернатива между редкими закупками сырья в больших объемах или частым закупкам, но в меньших объемах; Изменение маршрута доставки груза с целью экономии затрат или лучшего удовлетворения спроса; Использование системы постоянного пополнения запасов, при котором поставщик несет прямую ответственность за полное обеспечение фирмы сырьем и комплектующими, необходимыми для завершения производства определенного продукта или выполнение определенного заказа; Внесение изменений в цикл заказа (время от момента, когда заказчик решил приобрести определенный продукт до момента завершения поставки этого товара конечному потребителю, включает в себя время на передачу заказа продавцу, выполнение заказа и его отправку); Изменение графика производства (увеличение или уменьшение продолжительности производственного цикла или регулирование текущих объемов производства до того как возникнут отклонения из-за изменившихся размеров спроса).
23. Анализ полной стоимости в логистике. Эффективным методом управления материальными потоками является анализ полной стоимости, который часто называют концепцией полной стоимости. Этот метод лежит в основе теории и практики логистики. Анализ полной стоимости означает учет всех экономических изменений, возникающих при каких-либо изменениях в логистической системе. Применение анализа полной стоимости означает идентификацию всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, которая позволит уменьшать суммарные затраты. Анализ полной стоимости первоначально исследовался на транспорте для сравнения различных вариантов транспортировки. Вследствие, этот метод стал использоваться в профессиональной деятельности менеджеров по логистике всюду, где необходимо сделать выбор из двух и более альтернатив. Применение анализа полной стоимости предполагает возможность варьирования ценой при поиске решений, т.е. возможность повысить затраты в одной области, если в целом по системе это приведет к экономии. Основные трудности применения метода, которые, зачастую не позволяют наглядно увидеть и просчитать «скрытую» стоимость решения, заключаются в следующем: Необходимость в специальных знаниях; Необходимость учета факторов, связанных косвенными затратами. Метод анализа полной стоимости применяется при решении следующих задач: Выбор между приобретением собственного склада или использованием склада общего пользования; Выбор между созданием одного централизованного склада или нескольких децентрализованных распределительных центров; Альтернатива между редкими закупками сырья в больших объемах или частым закупкам, но в меньших объемах; Изменение маршрута доставки груза с целью экономии затрат или лучшего удовлетворения спроса; Использование системы постоянного пополнения запасов, при котором поставщик несет прямую ответственность за полное обеспечение фирмы сырьем и комплектующими, необходимыми для завершения производства определенного продукта или выполнение определенного заказа; Внесение изменений в цикл заказа (время от момента, когда заказчик решил приобрести определенный продукт до момента завершения поставки этого товара конечному потребителю, включает в себя время на передачу заказа продавцу, выполнение заказа и его отправку); Изменение графика производства (увеличение или уменьшение продолжительности производственного цикла или регулирование текущих объемов производства до того как возникнут отклонения из-за изменившихся размеров спроса).
30.Время логистического процесса и конкурентоспособность предприятия Потребители, как на рынке продукции производственно-технического назначения, так и на рынке изделий народного потребления, становятся все более чувствительными ко времени, в течение которого выполняется их заказ. Сокращение времени позволяет сократить дополнительные затраты, которые несет клиент, пока ожидает поставку или пытается реализовать альтернативные варианты. Потребители сегодня оценивают время исполнения заказа, и это влияет на их покупательское поведение. В традиционно организованных системах управления материальными потоками основным показателем при выборе поставщика чаще всего является цена. Логистическая организация, продолжила отдавать должное цене поставляемых товаров, тем не менее, основной акцент переносят на время исполнения заказов. Поставщик не осознающий важности фактора времени процесса и не имеющий системы, способной удовлетворить потребности быстро изменяющихся рынков, проигрывает в конкурентной борьбе. К основным причинам роста времячувствительности рынков можно отнести: - сокращение продолжительности полных жизненных циклов товаров; - ориентация потребителей на работу в условиях низких заказов; - усиление фактора рыночного спроса, и, как результат, увеличение потерь, вызванных объективным ростом ошибочности прогнозов. Дадим краткую характеристику этих причин. Сокращение продолжительности полных жизненных циклов товаров. Особенностью последних нескольких десятилетий явилось сокращение продолжительности полных жизненных циклов товаров. Например, механическая пишущая машинка имела продолжительность полного жизненного цикла примерно 10 лет. продолжительность полного жизненного цикла электронной пишущей машинки, пришедшей на смену элетромеханической, составляет около 4 лет. Современные печатающие устройства имеют продолжительность полного жизненного цикла один год и менее. За это время необходимо успеть разработать новое изделие, организовать снабжение, начать производство и организовать реализацию. Следовательно, способность к быстрому «развитию изделия» становится ключевым элементом конкурентоспособности предприятия. Стремление потребителей к уменьшению запасов. Одной из проблем явных тенденций последних лет является всеобщее стремление компаний к уменьшению запасов, находятся ли эти запасы в форме сырья, компонентов в незавершенном производстве или в виде готовой продукции. освобождает вложенный в запасы капитал, уменьшаются издержки. Ориентация участников логистических процессов на работу в условиях низких запасов означает, что возможность поставки полного заказа во время, требуемое клиентом, становится одним из основных показателей оценки поставщика. Очевидно, что те компании, которые могут добиться сокращения времени между получением заказа и поставкой будут иметь существенное преимущество. над своими более медлительными конкурентами. Усиление фактора рыночного спроса (дает непредсказуемости спроса) и, как результат, увеличение потерь, вызванных объективным ростом ошибочности прогнозов. Актуальной проблемой большинства предприятий, работающих с материальными потоками, является неточность прогнозов, влекущих за собой ошибочные решения и соответствующие экономические потери. Независимо от совершенства и сложности используемых методов прогнозирования в условиях сегодняшней изменчивости рынков ошибки прогнозов неизбежны. Причем развитие товарных рынков, конкуренции, изменчивость цен, а также другие рыночные факторы являются объективной причиной тенденции роста ошибок прогнозирования. Сокращение времени логистических процессов в этих условиях влечет за собой уменьшение ошибок прогноза (так как ошибки прогноза пропорциональны сроку прогнозирования) и соответствующее снижение потерь,параждаемых этими ошибками.
|
58. Участники системы доставки грузов. Особенность системы доставки грузов – многовариантность. Доставка грузов – понятие, которое используется для описания комплексных мероприятий, выполняемых после предоставления продукции к перевозке и до получения ее потребителем или следующей стадией после производства. Операции включают: доставку материалов, складирование и хранение, упаковку, перевозку любым транспортом. Сопряженные операции: - выбор маршрута - разработка графического движения В процессе доставки каждый участник системы выполняет несколько операций в соответствии с их возможностью. Основные участники системы доставки: - экспедиторы, участвуя в перевозочном процессе, взаимодействуют и дополняют друг друга (Требования организации грузоотправителей и грузополучателей, обеспечение сокращения времени простоев подвижного состава в пунктах перевалки; погрузочно-разгрузочные работы. Экспедитор может стать главным организатором перевозочного процесса и обеспечивать своевременную доставку грузов. Также принимают участие при заключении договоров, определяют условия поставки, содействуют выполнению процедур таможенного оформления грузов, осуществлению расчетов за доставку грузов, оформляют перевозочные документы) - перевозчики (Выполняют операции: получение заказа от грузовладельца; заключение договоров; составление маршрута доставки и режима движения; выбор типа подвижного состава; погрузка груза; осуществление конечных операций; таможенное оформление при выезде/въезде) - склады (Основные причины использования склада: координация и выравнивание спроса и предложения; снижение логистических затрат в производстве и транспортировке; удовлетворение потребностей управления операциями; улучшение удовлетворения потребительского спроса; более широкое покрытие определенной географической территории рынка) - организаторы транспортного процесса.(Задачи: прием заявок на доставку грузов и оказание дополнительных услуг; информирование клиентов о правилах и условиях поставки; оформление договорной и товарно-транспортной документации; разработка системы доставки для выполнения заказа; координация работы участников системы;
| 57. Описание процесса проектирования системы доставки грузов Процесс проектирования системы доставки грузов осуществляется следующим образом: Заказ на доставку груза поступает поставщику через телефон, факс, электронную почту или по сети Интернет. Заказчик часто испытывает затруднение в формулировке своих требований к доставке. Для облегчения работы заказчика по оформлению заказа используется типовой бланк заказа, который содержит следующие реквизиты: информация о заказчике; название груза, количество, условия хранени места отправления и назначения; время отправления и прибытия; требуемые дополнительные услуги; другие требования и замечания заказчика по качеству доставки. На основе требований заказчика, а также оперативной информации о своих основных партнерах оператор-диспетчер фирмы разрабатывает несколько вариантов плана доставки, определяя схемы доставки и провайдеров, в том числе и специализированные экспедиторские или транспортные фирмы, которые могут быть привлечены для осуществления доставки по разработанным схемам. При необходимости оператор может связаться с другими фирмами для уточнения их возможности в предоставлении отдельных требуемых услуг в данный момент и включать их в разработанные планы. В отдельных случаях возможен и вариант самовывоза, когда получатель груза сам выполняет эти операции или организует доставку, привлекая экспедиционные или транспортные фирмы. Разработанные варианты планов доставки сравниваются с данными заказа клиента. Исключаются (или модифицируются) планы, не соответствующие имеющимся требованиям. Ранжируются остальные варианты и выбираются наилучшие. Оператор ведет переговоры с фирмами, включенными в выбранный план, для окончательного уточнения и согласования условий доставки. После этого заказчик оповещается о возможности выполнения заказа. Ему также сообщаются условия выполнения доставки. Если заказчика эти условия удовлетворяют, то между ним и фирмой заключается договор на доставку. На рисунке 9 показана схема проектирования системы доставки грузов по наиболее распространенному варианту заказа на доставку. Оформленный бланк заказа используется оператором фирмы не только для планирования доставки грузов, но и для учета работы с клиентами, а также для ведения статистики. Согласно заключенному договору фирма принимает на себя обязательство по выполнению перевозочных, экспедиционных и прочих работ и услуг, требуемых заказчиком, и несет перед ним ответственность в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, независимо от того, какой перевозчик привлечен и фактически будет выполнять перевозку, юридически перевозчиком будет являться фирма.
| 56. Пакетеривоние грузовых единиц Способность грузовых единиц сохранять целостность и первоначальную геометрическую форму в процессе выполнения разнообразных логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое. Пакетирование обеспечивает: сохранность продукта на пути движения к потребителю; возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации; максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта; возможность перегрузки без переформирования; безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ. На практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки. Метод основан на способности полимерной пленки сокращаться под воздействием температуры, превышающей температуру размягчения полимера, не менее чем на 20%. На поддоне (или без него) формируют грузовой пакет из штучных грузов, который обертывают или обандероливают полимерной пленкой. После кратковременного нагревания пленка остывает, ее поверхность сокращается (температура усадки пленки - 250°С, выдержка - 40 секунд). Усадка пленки вызывает ее натяжение вокруг груза, что способствует сохранности геометрической формы пакета в процессе совершения с ним различных операций. Применяется полиэтиленовая, поливинилхлоридная, полипропиленовая или полистироловая пленка, толщиной от 0,015 до 0,2 мм с усадкой до 80%Остановимся подробнее на преимуществах этого метода. 1. Высокая степень сохранности грузов. Грузовой пакет, обандероленный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость к вибрации и сотрясениям при транспортировке и перегрузках. Не вызывает разрушения пакета даже его наклон под углом до 35 градусов (рисунок 8). В результате уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность работы с грузом. Грузы в термоусадочной пленке защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоять атмосферным условиям до двух месяцев. Снижается возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки сразу становится заметным. 2. Возможность пакетирования грузов различных по размеру и по форме. Упаковывать в термоусадочную пленку можно кирпич, бакалейные товары, книги, металлические детали неправильной формы и многое другое. 3. Сравнительно низкие затраты труда. При использовании автоматического и полуавтоматического оборудованя затраты труда на пакетирование в термоусадочную пленку в 3-4 раза меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты. Кроме того, хранящаяся в стеллаже обандероленная пленкой грузовая единица может быть вскрыта для отборки части пакета. При этом целостность грузовой единицы не нарушается, что также даст | 55. Понятие “грузовой единицы”, роль в логистике характеристики, размер грузовой единицы Грузовая единица – это некоторое количество груза, которое отгружают, транспортируют, выгружают и хранят, как единую массу. Грузовая единица – это тот элемент логистики, который своими параметрами связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое. Основные характеристики грузовых единиц: 1. размер. Размеры грузовых единиц, а так же оборудования для их транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой, что позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех стадиях движения материального потока. 2. способность к сохранению целостности, а так же первоначальной геометрической формы в процессе выполнения логистических операций. Для этого в качестве основания для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны: 1200*1000 и 1200*800 мм. Выделяют 2 основных вида грузовых единиц: 1. первичная грузовая единица – груз в транспортной таре (ящик, бочка, мешок и т.п.) Проходит каналы товародвижения без переформирования. 2. укрупненная грузовая единица – это грузовой пакет, сформированный на поддоне, из первичных грузовых единиц. На какой-либо стадии будет расформирована. Чем больше размер – тем больше вероятность расформирования.
|