Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 13:57, реферат
Снижение удельных издержек и повышение качества продукции в условиях современного машиностроительного предприятия требуют не только внедрения новых технологий по производству металла и проката. Не менее важно уделять внимание управлению перемещениями сырья, топлива, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и брака между производственными циклами
Развитие внутризаводской логистики
Введение
С
конца 20 века понятие логистики стало
широко использоваться в экономике.
Но сам термин логистика появился
раньше. В Греции понятие логистики
называли «искусство расчета». В древнем
Риме понятие логистики
Логистика
- часть экономической науки и
область деятельности, предмет которой
заключается в организации
Более широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.
Снижение
удельных издержек и повышение качества
продукции в условиях современного
машиностроительного предприятия требуют
не только внедрения новых технологий
по производству металла и проката. Не
менее важно уделять внимание управлению
перемещениями сырья, топлива, полуфабрикатов,
готовой продукции, отходов и брака между
производственными циклами.
Особенности
машиностроительных
предприятий
В силу специфических особенностей машиностроительных производственных процессов логистическая инфраструктура – внутризаводской транспорт (автомобильный, специальный автотранспорт для технологических перевозок) и типология складского хозяйства – играет важнейшую роль в производстве. Инфраструктура непосредственно влияет и на ход выполнения производственной программы, и на себестоимость готовой продукции (см. рисунок 1).
Рисунок
1- Система логистики машиностроительного
предприятия
Учитывая специфические особенности, очевидно, что логистические функции играют жизненно важную роль в сбалансированном развитии машиностроительного предприятия. Становясь «узким местом», эти функции начинают сдерживать развитие производства, аккумулируют в себе существенные издержки и негативно влияют на своевременность отгрузки готовой продукции клиентам.
Действительно,
главным считается обновление технологического
оборудования основного производственного
цикла, а решению логистических задач
придается второстепенное значение. Тогда
как известно: организация производства
в соответствии с логистическими принципами
способна привести к сокращению издержек
на внутризаводские перемещения до 30%.
Основные
проблемы машиностроительных
предприятий
Проблемой № 1 затрудненный доступ традиционного транспорта ко многим рабочим местам из-за отсутствия свободного пространства для проезда между оборудованием либо из-за расположения рабочих мест на разных уровнях.
Проблемой № 2 большегрузный и низкоманевренный транспорт, используемый нашими предприятиями.
Проблемой № 3 являлась сложившаяся на предприятиях практика ненормированных и слабо управляемых запасов.
Проблемой № 4 расположение складов.
Проблема № 5 заключалась в отсутствии прозрачной системы планирования и учета расхода ресурсов.
Проблемой № 6 большое количество скрытых непрофильных операций в производстве.
Проблемой № 7 документооборот, громоздкий и сложный, диктуемый требованиями бухучета, а не нуждами реальных производственных заказов.
Фундамент решения проблем
составляют пять базовых объектов: рабочее
место, контейнер, транспорт, документооборот
и комплектовочный центр.
Рабочее
место
Производство должно перестать быть безликим объектом, потребляющим ресурсы. В реальности оно представляет собой набор конкретных рабочих мест, обладающих определенной потребностью в ресурсах. Заказ должен подаваться с каждого рабочего места и доставляться строго к нему в комплексном контейнере. Использованный контейнер возвращается на склад, а его место занимает новый - заполненный. Не израсходованные в течение суток ресурсы не превращаются в запас производства, а в контейнерах возвращаются на склад. В результате запасы не создаются, а непрофильные операции, связанные с подготовкой ресурсов к вовлечению в производство, отсутствуют.
Например,
на рабочее место литейщика должен
доставляться контейнер, содержащий весь
набор предварительно взвешенных и
расфасованных легирующих компонентов,
необходимых для производства сплавов
в течение следующих суток. Точки
поставки таких контейнеров определяются
исходя из схемы размещения оборудования
в корпусе, возможности проезда
транспорта и удобства использования
рабочими. Поставка ресурсов "точно
в срок" в размере суточной
потребности позволяет
Каждое
рабочее место должно иметь необходимые
элементы визуализации - табличку с
названием или кодом, а также
рамку на полу по периметру контейнера.
За каждым рабочим местом следует
также закрепить ответственного
за подачу заказа, который рассчитывается
в электронной форме по алгоритму,
учитывающему план выпуска готовой
продукции на следующие сутки
и коэффициенты расхода ресурсов
по видам. Одновременно вводится система
персонального учета расхода
ресурсов.
Контейнер
В зависимости от назначения и имеющихся ресурсов конструкции контейнеров могут различаться. Основными критериями их выбора являются удобный доступ к содержимому, небольшие габариты, наличие захватов для техники и возможность штабелирования.
Документооборот
Ни
один ресурс не должен перемещаться без
соответствующего заказа со стороны производства.
Для подачи ежесуточных заказов целесообразно
использовать максимально простые формы
- громоздкие бухгалтерские документы
для этой цели не подходят. Можно ввести
карточку заказа, где в качестве обязательных
рабочих полей выступают: дата и время
подачи заказа, код рабочего места, номенклатура
поставляемых ресурсов и их измерители,
размер заказа с производства, отпуск
со склада и возврат остатков. Оказавшись
на складе, такая карточка становится
сигналом для подачи заказа на следующие
сутки. Контейнер заполняется в составе
и объеме, определенных карточкой заказа,
и вместе с нею перемещается на производство.
Пустой или с остатками контейнер возвращается
на склад также вместе с карточкой заказа.
Поскольку она всегда сопровождает контейнер
с заказанным содержимым, информационный
и материальный потоки совпадают во времени.
Транспорт
Новый
тип транспорта должен быть - небольшой,
маневренный, обеспечивающий минимальную
трудоемкость при погрузке и разгрузке.
На рынке автоперевозок широко представлены
так называемые "эвакуаторы" - автомобили
японского и корейского производства,
оснащенные установленным на платформе
за кабиной краном, который позволяет
загружать и разгружать автомобиль, не
привлекая мостовые краны и погрузчики.
Кстати, в литейном производстве мостовые
краны, задействованные на перемещениях
ковшей с жидким металлом и готовой продукцией,
традиционно считаются "узким" местом
и любое высвобождение их времени - хороший
показатель. Переход от большегрузных
автомобилей к "эвакуаторам" позволяет
решить сразу три задачи: небольшие габариты
автомобиля обеспечивают проезд транспорта
к рабочим местам, высвобождаются краны
и погрузчики в производстве, снижаются
транспортные расходы.
Комплектовочный
центр
Существовавшие
на заводах складские помещения
удалены от производственных цехов. Проанализировав
планировку заводских площадей, можно
обнаружить, что на предприятиях можно
найти помещения, близко расположенные
к местам потребления.
Резюме
Все
изменения на заводах можно реализовать
в рамках текущих бюджетов, а достигнутая
экономия исчислялась бы миллионами долларов.
Результат изменений приведет к:
И
еще одна очень важная составляющая,
значение которой еще до конца
не оценено, - это снижение расхода
сырья, материалов и инструментов на
рабочих местах. Ведь если ресурсы
поставляются на каждое рабочее место
мелкими партиями, бригада очень
бережно к ним относится. Новая
система позволяет легко
Рисунок
2- Комплексный подход к реформированию
системы логистики предприятия