Развитие логистики в РБ

Автор: Арен Венгура, 03 Октября 2010 в 23:19, реферат

Описание работы

Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах исторически был связан, прежде всего, с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширения внутринациональных и микрохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.
Значительное воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавца к рынку покупателей.
Развитие отечественной логистики уперлось в тупик финансирования. Логистический центр - сложный организм с высокой автоматизацией, который способен не только принять-отпустить товар и хранить его некоторое время, но и формировать необходимые партии, обрабатывать информацию, производить над продукцией ряд технологических и производственных операций… Словом, без специальных технологий тут не обойтись. А их в Беларуси попросту нет. Мировые стандарты предполагают, что на тысячу жителей должно приходиться 120 квадратных метров складских помещений класса “А” и “В” (в Минске этот показатель практически стремится к нулю). Большинство складских объектов достались от прошлой экономической эпохи и современными по уровню сервиса их назвать сложно.

Работа содержит 1 файл

Обрезанный2003.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

    Проблемы  развития логистики  в РБ

       Интерес к проблемам развития логистики  в промышленно развитых странах  исторически был связан, прежде всего, с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов  производства и расширения внутринациональных и микрохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.

       Значительное  воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавца к рынку покупателей.

       Развитие  отечественной логистики уперлось в тупик финансирования. Логистический  центр - сложный организм с высокой  автоматизацией, который способен не только принять-отпустить товар  и хранить его некоторое время, но и формировать необходимые партии, обрабатывать информацию, производить над продукцией ряд технологических и производственных операций… Словом, без специальных технологий тут не обойтись. А их в Беларуси попросту нет. Мировые стандарты предполагают, что на тысячу жителей должно приходиться 120 квадратных метров складских помещений класса “А” и “В” (в Минске этот показатель практически стремится к нулю). Большинство складских объектов достались от прошлой экономической эпохи и современными по уровню сервиса их назвать сложно.

       Общеевропейский оборот рынка логистических услуг  в 2007 году составил $600 млрд., в Росии  объём транстпортных услуг - $33,2 млрд., в Беларуси – $2 млрд. В среднем  рентабельность логистических центров  в Европе составляет 25%.

       Без интеллекта иностранных инвесторов при строительстве логистических  центров обойтись непросто. Строительство  объекта для обслуживания международных  грузопотоков обходится в несколько  десятков миллионов долларов, плюс инвестиции в соответствующую инфраструктуру: дороги, гостиницы, автозаправки… (срок окупаемости первоклассных логистических комплексов – от 6 до 8 лет).

       Основная  проблема - отсутствие референций на белорусскую  логистику. Потенциально логистические  центры способны взять на себя 30-40% грузопотоков, которые сегодня проходят через Прибалтику. Не прочь и крупные иностранные корпорации пользоваться белорусскими услугами. Перспективы есть, но только на бумаге, пока не подкрепленные практическим опытом. Поэтому и понятна осторожность инвесторов. Просчитать риски вложений в белорусскую логистику можно только приблизительно, ибо эмпирический опыт отсутствует как таковой.

       Нельзя  сказать, что Беларусь начинает с нуля. Она торгует более чем со 170 странами мира, но в стране обеспечивается лишь 7-8% ВВП логистическими услугами. Более того, и они не очень совершенны. Не учитывая тот факт, что формирование логистической структуры осуществлялось с участием государства.

       Вопрос  возникнет, прежде всего, с землей. Все, что касается земли, является прерогативой области и районов. Для строительства таких центров предусмотрен отвод земли от 30 гектаров и более. Крупнейшему логистическому центру "КМК-логистик", который будет строиться на базе Национального аэропорта, отводится 100 гектаров. Немаловажными аспектами являются:

  • недостаточное информационное обеспечение;
  • сервисное обслуживание;
  • сложность таможенных процедур;
  • проблемы создания и обустройства транспортных коридоров;
  • размещение складов;
  • отсталая инфраструктура транспорта ;
  • недостаточное количество грузовых терминалов, а также их низкий технико-технологический уровень;
  • отсутствие практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам;
  • высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта;
  • низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства;
  • недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции;
  • слабый уровень механизации и автоматизации складских работ;
  • недостаточное развитие промышленности по производству современной тары и упаковки.

В общем и целом - отсутствие хорошо налаженного механизма регулирования транспортного потока.

       Никто не берётся оспорить тот факт, что  «Логистика» способна поднять экономическое  положение страну. Внедрение логистических подходов в управлении товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития любой  экономики. Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей.

      Актуальность

       В условиях современного рынка фирмы  все больше ориентируются на потребителя, что проявляется в их стремлении к удовлетворению возможных потребностей потребителей. Для конкретного потребителя высокий уровень качества определенного товара или услуги означает наличие такого сочетания потребительских свойств, которое удовлетворяет его потребности. Одним из таких важных свойств является стоимость товара или услуги, которая в значительной степени зависит от издержек. Снижение общих издержек может быть достигнуто путем применения концепции и принципов логистики в практике деятельности компаний.

       Актуальность  логистики заключается в пяти факторах: экономическом, организационно-экономическом, информационном, техническом и специфическом (для белорусских условий), связанном с регулированием хозяйственных процессов.

       Глобализация  сделала выгодное географическое положение  страны.Усредненная раскладка себестоимости товаров говорит сама за себя: около 10% приходится на заработную плату, 15-30% - сырье и комплектующие, остальные 60-75% “съедают” издержки, связанные с перемещением продукции, хранением, доставкой конечному потребителю… При такой статистике транспортная логистика становилась «палочкой-выручалочкой» для белорусской макроэкономики. Через страну проходят кратчайшие транзитные потоки, соединяющие добрую половину мира.

       Многообразие  логистических операций и услуг  позволяет значительно расширить  возможности коммерческо-посреднических организаций по обслуживанию предприятий-поставщиков и потребителей продукции.

       Логистические методы управления получают развитие в области межгосударственных связей. Поэтому они могут учитываться  и широко использоваться в системе  внешнеэкономических отношений  Белоруссии с другими странами.

       Таким образом, развитие функций государственных  структур под воздействием использования  методов логистического управления повлияет на совершенствование экономической  политики, на повышение эффективности  проводимых реформ.

       В свою очередь каждое предприятие, создав отдел «Логистики», снизит издержки и повысит товарооборот. 

       Мотивация к созданию отдела логистики на предприятии

Необходимость выделения самостоятельных отделов  логистики на разных предприятиях возникает  в силу ряда причин:

  • увеличение информационных и товарных потоков внутри предприятия;
  • нарушение функции информатизации подразделений;
  • потребность в систематизации и оптимизации.

Вышеперечисленные причины отражают негативные аспекты  в деятельности компаний, стимулирующие  развитие логистических направлений. Помимо этого, стоит отметить, что централизация функций логистики и их передача из структурных подразделений во вновь образованное формирование будет экономически оправдано. 

Каков экономический эффект от создания отдела логистики на предприятии?

       Большинство ответит на этот вопрос просто: снижения общих расходов, уменьшения транспортных затрат компании. Это справедливо, но стоит также обратить внимание и  на то, что производственный эффект предприятие начинает получать уже  на самых первых стадиях функционирования отдела логистики, когда реорганизация еще не окончена.

       Качественные  изменения, произошедшие на предприятии  вследсвие организации отдела логистики:

  • высокая оборачиваемость - качественный товар или ингредиенты;
  • при наличии контроля над закупками и заказами перевозок, процесс доставки и продажи становится запланированы;
  • полное удовлетворение спроса + качество обслуживания;
  • профессиональный "отбор" поставщиков и улучшение надежности их работы;
  • время бизнес-процесса сокращено примерно на 25 - 30%. Издержки - на 20%. Качество приемки груза возросло.

    Для того чтобы  добиться всех этих качественных изменений  следует выявить причины застоя в развитии логистики. 

Причины застоя в развитии логистики в РБ

      Одной из причин запоздалого развития логистики в Беларуси оказывается неправильная система учёта! В настоящее время транспортные услуги относятся то к торговле, то к транспорту, то к промышленности. Еще большая неопределенность - с логистическими услугами. В отчетности они относятся чаще всего на промышленное производство. Размытость этого бизнеса создает впечатление его незначительности, что искажает экономическую картину.

      Правильный  статучет многим откроет глаза на логистику. Её вес в структуре  ВВП может составить не 9%, как  заявлено в Программе до 2015 года, а гораздо больше - до 20%!

      По  итогам исследований мировой логистики, проведенных в 2007 году экспертами Всемирного банка, Беларуская система в общем  списке из 140 государств заняла скромное 74-е место.

      Свой  потенциал логистического рынка Беларусь реализуем сейчас лишь на 25-30%. Только наличие современных информационных потоков способно обеспечить управление логистическими звеньями в реальном масштабе времени. Нужен, что называется, принцип «одного окна». Клиент платит одному оператору, и тот должен обеспечить связь между производственными участками вплоть до доставки готовой продукции по назначению.

      После вступления в Шенгенскую зону Польши, Литвы и Латвии белорусские водители столкнулись с необходимостью получения соответствующих виз. Сначала виза выдается на 3 месяца, а следующая — максимум на полгода, хотя соглашениями с рядом государств предусмотрена возможность выдачи виз профессиональным водителям сроком до года. В последнее время острота визовой проблемы пошла на убыль. Сотрудники управления внешнеэкономической деятельности Минтранса уже нашли полное взаимопонимание с иностранными коллегами.

      Судя  по вышеизложенному, следовало бы проанализировать общие тенденции развития логистики в РБ.

Анализ  развития логистики  в РБ

       В 2010 году, вероятно, не удастся увеличить  объём экспорта транспортных услуг  на 70%, что предусмотрено правительственным  заданием. По итогам первого полугодия этот показатель увеличился лишь на 36%. В свою очередь экономики динамично развивающихся стран, для которых Беларусь является транзитной страной, ожидают более эффективной работы белорусской транспортной системы.

       По  данным на конец 2007 года, в Беларуси насчитывалось 7 392 склада, расположенных в специальных помещениях (в сравнении с 2006 годом их количество увеличилось на 405). На 1 января 2008 года не использовалось 102,7 тыс. кв. м складских площадей в складах, расположенных в специальных помещениях (4,5% их общей площади). Складские площади организаций оптовой торговли продовольствием использовались в 2007 году на 97,2%, складские объемы - на 97,8%.

Основными владельцами  складов, обслуживающих внешнеторговые грузопотоки, являются Белорусская  железная дорога (общая площадь складов - 365 тыс. кв. м), концерн «Беллгоспищепром» (146 тыс. кв. м) и концерн «Белнефтехим» (226 тыс. кв. м).

Грузопоток, перерабатываемый на складах, по видам перевозок распределяется следующим образом: во вну-триреспубликанском сообщении около 60%, на вывоз за пределы страны - 7,5%, ввоз из-за пределов страны - 30%. Около 2,5% составляет транзитный грузопоток.

Информация о работе Развитие логистики в РБ