Распределительные центры в логистических цепях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:17, реферат

Описание работы

Сеть, через которую осуществляется распределение материального потока, является значимым элементом логистической системы. Построение сети распределительных центров существенно влияет на расходы, которые возникают в процессе доведения товаров до потребителей, а через них и на конечную стоимость реализованного продукта.

Работа содержит 1 файл

Распределительные центры в логистических цепях.docx

— 64.68 Кб (Скачать)

Распределительные центры в логистических  цепях

Сеть, через которую  осуществляется распределение материального  потока, является значимым элементом  логистической системы. Построение сети распределительных центров  существенно влияет на расходы, которые  возникают в процессе доведения  товаров до потребителей, а через  них и на конечную стоимость реализованного продукта.

Распределительный центр – это складской комплекс, который получает товары от предприятий-производителей или от предприятий оптовой торговли (например, которые находятся в  других регионах страны или за границей) и распределяет их более мелкими  партиями заказчикам (предприятиям мелкооптовой и розничной торговли) через свою или их товаропроводящую сеть.

Согласно традиционной классификации, разработанной Эдгардом Гувером, существует три принципиальных стратегии расположения распределительных  складов: вблизи рынков сбыта, вблизи производства или промежуточное расположение.

Расположение  складов рядом с рынками сбыта  облегчает пополнение запасов клиентов. Географические размеры рынка, который  обслуживается таким складом, зависит  от желаемой скорости поставок, от среднего размера заказа и от величины удельных расходов на местную транспортировку. Главным критерием работы таких  складов является обеспечение надлежащего  качества обслуживания или минимизация  логистических расходов. Такие склады часто встречаются в торговле пищевыми продуктами или промышленными  товарами массового использования. Однако размещение вблизи рынков сбыта  характерно для многих отраслей. Такая  стратегия экономически оправдана, поскольку это самый дешевый  способ быстрого пополнения запасов.

Расположение  складов вблизи производств облегчает  накопление необходимого для поставок потребителям ассортимента продукции. Такое расположение складов позволяет  отправлять потребителям смешанные  грузы по консолидированным тарифам. Преимущество такого размещения складов  состоит в том, что повышенный уровень сервиса распространяется на весь ассортимент поставляемой продукции. Такой производитель имеет возможность  стать лучшим среди других поставщиков.

При промежуточном  расположении складов между производством  и потреблением склады работают по той же схеме, что и склады, расположенные  вблизи производства: накапливают полный ассортимент продукции и отправляют заказчикам смешанные партии товаров  по льготным тарифам.

Количество, мощность, расположение и функции распределительных  центров зависят от размеров материальных потоков, стратегии и финансового  состояния предприятия, которое  проектирует сеть распределительных  центров. При этом учитываются такие  факторы: стоимость транспортировки, складские переработки грузов, складирование  грузов, оформление заказов и системы  управления, уровень обслуживания клиентов.

Наилучшей товаропроводящей сетью с распределительными центрами является сеть, которая обеспечивает наивысший уровень обслуживания потребителей при минимальных общих  затратах.

В соответствии с выбранной стратегией расположения товаропроводящая сеть может быть организована как централизованная структура (с  единым крупным распределительным центром) и децентрализованная структура (с несколькими распределительными центрами).

В централизованной товаропроводящей сети распределительный  центр направляет товары, изготовленные  предприятием-производителем, конечным или промежуточным потребителям в различные регионы страны (оптовым  или мелкооптовым посредникам или  непосредственно в розничную  торговую сеть). Преимущество этого  варианта состоит в том, что можно  снизить запасы хранения на складе готовой продукции предприятия-производителя, отправляя сразу всю произведенную  продукцию в распределительные  центры. Недостатки этого варианта – большие транспортные расходы  на доставку товаров многочисленным потребителям – заказчикам товаров.

При децентрализованной распределительной системе общие  материальные запасы и стоимость  нескольких распределительных центров  будут выше, чем в предыдущем варианте. Однако стоимость доставки товаров  потребителям будет меньше благодаря  тому, что распределительные центры находятся на территории товарных рынков, вблизи потребителей. Кроме этого, локальным  распределительным центрам легче  изучать свои региональные рынки, и  они могут гибко реагировать  на ситуацию на этих рынках. Вместе с  тем, на небольших региональных складах  сложно добиться такой же низкой себестоимости  переработки грузов, как на крупном  автоматизированном распределительном  центре, что можно наблюдать в  централизованной системе организации  товаропроводящей сети.

Расходы на оформление заказов централизованной распределительной  системе могут быть большими и  снижаться при увеличении числа  распределительных центров, так  как при условии расположения складов в разных регионах и приближения  их к клиентам связи с потребителями  могут быть более оперативными и  дешевыми.

При создании разветвленной  децентрализованной системы распределения  с отдельными складами в разных регионах роль центрального распределительного склада, собственно говоря, играет склад  готовой продукции предприятия-производителя. В этой системе расходы на складирование  и переработку грузом могут возрастать, а стоимость транспортировки  грузов и оформления заказов –  снижаться. Доставка грузов в другие районы на свои распределительные склады оказывается более дешевой из-за сравнительно небольшого количества этих складов. 
Таким образом, при определении наиболее выгодного количества распределительных складских центров возникает оптимизационная задача: если увеличить количество распределительных складов в товаропроводящей сети, расходы на транспорт и оформление заказов снижаются, расходы на содержание складских запасов возрастают, а общие расходы достигают минимума при некотором количестве распределительных складов n.

Одной из наиболее важных и непростых задач при  проектировании распределительных  систем является выбор варианта размещения распределительных центров. Задачу размещения распределительных центров  можно сформулировать как поиск  оптимального решения или же, как  поиск субоптимального (близкого к  оптимальному) решения. Наукой и практикой  разработаны различные методы решения  задач обоих видов.

Метод полного  перебора. Задача выбора оптимального месторасположения решается полным перебором и оценкой всех возможных  вариантов размещения распределительных  центров и выполняется на ЭВМ  методами математического программирования. Однако на практике в условиях разветвленных  транспортных сетей метод может  оказаться не дееспособным, так как число возможных вариантов по мере увеличения масштабов сети, а с ним и трудоемкость решения, растет по экспоненте.

Эвристические методы. Эти методы эффективны для  решения больших практических задач, они дают прекрасные, близкие к  оптимальным, результаты при невысокой  сложности расчетов, однако не обеспечивают получение оптимального решения. В  основе этих методов лежит человеческий опыт и интуиция. Собственно говоря, метод основан на правиле Парето, т.е. на предварительном отказе от большого количества очевидно неприемлемых вариантов. Таким образом, проблема сокращается  до управляемых размеров с точки  зрения количества альтернатив, которые  необходимо оценить. Для этих вариантов  ЭВМ выполняет расчеты.

Метод определения  центра тяжести (используется для определения  места расположения одного распределительного центра). Для этого используется метод наложения сети координат  на карту потенциальных мест расположения складов. Система сети дает возможность  оценить стоимость доставки от каждого  поставщика до возможного склада и  от склада до конечного потребителя, а выбирают вариант, который определяется как центр массы.

Координаты центра тяжести грузовых потоков (ХСКЛАД, YСКЛАД), т.е. точки, в которых может быть расположен распределительный склад, определяются по формулам:

 

где Bi – грузооборот i-го потребителя; 

     Xi, Yi – координаты i-го потребителя; 

     n – количество потребителей.

Решение задачи расположения относительно расстояния дает координаты географической точки, от которой сумма расстояний до всех пунктов спроса минимальна. В основе этого подхода лежит допущение, что транспортные расходы выступают  функцией исключительно расстояния. Тем самым предусматривается, что  стоит минимизировать суммарное  расстояние перевозок, и мы получим  оптимальное по расходам место для  склада. Главным недостатком этого  подхода является пренебрежение  весом и временем.

Применение описанного метода имеет еще одно ограничение. В модели расстояние от пункта потребления  материального потока до размещения распределительного центра рассчитывается по прямой. Отсюда моделируемый район  должен иметь развитую сеть дорог, поскольку  иначе будет нарушен основной принцип – принцип подобия  модели и моделируемого объекта.

Пример

На территории района расположено 8 магазинов, которые  торгуют продовольственными товарами, их координаты (в прямоугольной системе  координат), а также месячный грузооборот  приведены в табл. 1.

Таблица 1

Грузооборот и координаты обслуживаемых магазинов

№ магазина Координата  Х, км Координата Y, км Товарооборот, т/месс
1 10 10 15
2 23 41 10
3 48 59 20
4 36 27 5
5 60 34 10
6 67 20 20
7 81 29 45
8 106 45 30

На основе исходных данных найдем координаты точки (ХСКЛАД, YСКЛАД), в пределах которой рекомендовано организовать работу распределительного склада.

В соответствии с рассмотренным методом координаты распределительного склада составят: 

Метод пробной  точки. Позволяет определить оптимальное  месторасположение распределительного склада в случае прямоугольной конфигурации автомобильных дорог на обслуживаемом  участке. Сущность метода состоит в  последовательной проверке каждого  отрезка обслуживаемого участка.

Пробной точкой отрезка называется какая-либо точка, расположенная на этом отрезке и  не принадлежащая его концам.

Левый грузооборот  пробной точки – грузооборот  потребителей, расположенных на всем участке обслуживания левее от этой точки.

Правый грузооборот  пробной точки – грузооборот  потребителей, расположенных правее нее.

Участок обслуживания проверяют, начиная с крайнего левого его конца. Сначала анализируют  первый отрезок участка: на данном отрезке  ставится пробная точка и подсчитывается сумма грузооборотов потребителей, которые находятся левее и  правее от поставленной точки. Если грузооборот  потребителей, которые находятся  правее, больше, то проверяют следующий  отрезок. Если меньше, то принимается  решение о размещении склада в  начале анализируемого отрезка.

Проверка пробных  точек длится до тех пор, пока не появится точка, для которой сумма  грузооборотов потребителей с левой  стороны не превышает сумму товарооборотов потребителей с правой стороны. Решение принимается о размещении склада в начале этого отрезка, т.е. левее пробной точки.

Для определения  методом пробной точки оптимального узла транспортной сети прямоугольной  конфигурации, с целью размещения в нем распределительного склада, следует нанести на карту района координатные оси, ориентированные  параллельно дорогам. Определив  координаты потребителей, необходимо на каждой оси найти методом пробной  точки оптимальное месторасположение  координаты Х и координаты Y искомого узла.

Пример

На участке  дороги произвольной длины (участок AD) расположено 4 потребителя материального  потока: A, B, C и D. Месячный объем привоза  товаров каждому из них указан в скобках (рис. 1).

Информация о работе Распределительные центры в логистических цепях