Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:26, реферат
В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспорта существенно возросла. С одной стороны, от транспортного фактора стала зависеть эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок.
ПОВЫШЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ
ПЕРЕВОЗОК
ОМАРОВА Б.К.
магистрант,
ПГУ им. С. Торайгырова
В
современном динамично
В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспорта существенно возросла. С одной стороны, от транспортного фактора стала зависеть эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок.
Кроме того, Республика Казахстан как центр евразийского континента представляет важное звено в мировой экономике.
Находясь
на стыке Европы и Азии, Казахстан
обладает значительным транзитным потенциалом,
предоставляя азиатским странам
географически
Относительно равнинный ландшафт и наличие больших запасов природного камня позволяют беспрепятственно развивать коммуникации железнодорожного и автомобильного транспорта.
Основная доля сети наземных путей сообщения приходится на автомобильные и железные дороги (соответственно 88,4 и 14,0 тыс. км). Протяженность эксплуатируемых водных путей составляет 3,9 тыс. км, воздушных трасс - 61 тыс. км. Плотность транспортной сети на 1000 кв.км территории составляет: 5,1 км железных дорог, 32,4 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 1,5 км внутренних водных путей.
Казахстан располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской и речной (водный), автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Каждый из этих видов транспорта представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства [2].
Тем самым вопрос повышения эффективности автомобильных грузоперевозок имеет безусловную актуальность.
Согласно Транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года: «Транзитный потенциал представляет собой совокупность внешних и внутренних факторов и условий, определяющих возможности государства предоставлять услуги по осуществлению международного транзита через свою территорию.
Эффективность
использования транзитного
Ускорение процессов глобализации и интеграции выдвигает качественно новые требования к Казахстану как сформировавшемуся транзитному государству, возводя создание благоприятных условий для развития транзита и повышения его качества в ранг государственных приоритетов.
Предпосылкой для развития и эффективного использования транзитного потенциала Казахстана является зарождение новых грузопотоков между Китаем и Европой, чему способствуют: реализуемая Единая транспортная стратегия в Китае («Большой скачок») и Программа ускоренного развития западных провинций КНР «Go West» («Идти на Запад»). Они предусматривают осуществление крупных транспортных инфраструктурных проектов, в числе которых строительство новых железнодорожных линий к создаваемой зоне свободной торговли «Хоргос» на казахстанско-китайской границе (в частности Цзиньхе - Хоргос с объемом перевозок в первые годы эксплуатации свыше 6 млн. тонн в год), а также пять стратегических автомобильных дорог «Восток-Запад» (в том числе Ляньюньгань - Хоргос, Шанхай - Хэфэй - Сиань - Хоргос), что позволяет прогнозировать перспективное увеличение транзитного грузопотока из Китая через территорию Казахстана; перспективы развития транспортного коридора «N . E . W .- corridor» в направлении США - КНР, берущего начало из порта Бостон (в северо-восточной части США) по морскому пути до норвежского порта Нарвик и проходящего по территориям Норвегии, Швеции, Финляндии и России по маршруту Северного коридора Трансазиатской железнодорожной магистрали (Петропавловск - Достык), являющегося альтернативой южному морскому коридору через Суэцкий канал; реализация новой автотранспортной инициативы «NELTI».
В свете существующей конкуренции со стороны альтернативных маршрутов, в частности Транссибирской магистрали, одним из привлекательных маршрутов транспортировки грузов может являться трансокеанский путь из восточных портов Китая с использованием портов Бандар-Аббас - Бандар-Анзали - Актау в рамках коридора Север-Юг.
Кроме того, устойчивое коммерческое положение, занятое ОАЭ по транзиту различных товаров с мировых рынков в центральноазиатский регион и Россию, создает условия для развития маршрута транспортировки грузов через морской порт Актау. При этом следует отметить наличие ряда факторов, способствующих частичной переориентации грузопотоков из восточного Китая на данный маршрут, в частности:
- наличие во всех портах следования (Дубаи - Бандар-Аббас - Бандар-Анзали - Актау) режима свободных экономических зон, способствующих значительной минимизации существующих издержек;
- успешный опыт последних лет в использовании маршрута Бандар-Аббас - Бандар-Анзали - Актау по устойчивой перевозке электробытовой техники, товаров народного потребления, колесной техники, грузов в контейнерах;
- заинтересованность в доставке различных грузов ряда крупнейших компаний Китая, осуществляющих разработку нефтяных месторождений Западного Казахстана.
Организация
устойчивой деятельности на данном маршруте
будет способствовать развитию портовой
инфраструктуры и судоходства на
Каспии, а также даст толчок активизации
железнодорожно-паромного и
Учитывая дальнейший рост транзита через территорию Республики Казахстан, необходимо комплексное развитие транзитных коридоров, обеспечивающее сквозной тариф, скорость доставки, сохранность грузов, информационную поддержку и отсутствие административных барьеров со стороны пограничных и таможенных служб, препятствующих движению транзитного транспорта.
В этой связи необходимо:
- на уровне межгосударственных отношений политическое содействие решению вопросов развития транзитных перевозок, в том числе формирования сквозного единого тарифа со всеми государствами-участниками транспортного коридора;
- приоритетное согласованное развитие инфраструктуры транзитных транспортных коридоров, включая восстановление существующих и строительство новых элементов транспортной инфраструктуры;
- повышение конкурентоспособности транзитных транспортных коридоров посредством доведения их технического и сервисного уровня до мировых стандартов, включая развитие объектов придорожного сервиса;
- обеспечение приоритетного, беспрепятственного и безопасного следования транзитных грузов через территорию Республики Казахстан;
- внедрение современных систем связи и информационной аналитической системы транспортной базы данных, которая позволит накапливать, анализировать и прогнозировать данные по объемам, видам грузов и направлениям перевозок по видам транспорта как на внутреннем, так и международном сообщении, а также осуществлять сбор информации о местонахождении грузов;
- заключение двусторонних международных договоров, исключающих двойное страхование;
- создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в развитие инфраструктуры;
- создание региональных транспортно-логистических центров и терминальных комплексов в транспортных узлах регионов Казахстана для более качественного обслуживания международных и транзитных перевозок;
- развитие мультимодальных и контейнерных перевозок» [1].
Разговор
о международных перевозках в
Казахстан и международных
Сегодня
международные перевозки в
Как известно, с близкими соседями разумнее дружить, поэтому безупречно отлаженная система доставки грузов из России в Казахстан, будь то международные автоперевозки в Казахстан или же доставка грузов в Казахстан по железной дороге, оказывает благоприятнейшее влияние на взаимоотношения двух соседствующих стран. К тому же экспорт и импорт товаров из России в Казахстан – это еще и взаимовыгодное сотрудничество: в 2010 году товарооборот между странами достиг $8 млрд.
Каковы особенности экспорта и импорта товаров из России в Казахстан? Прежде всего, перевозка грузов из России в Казахстан обеспечивает вторую сторону традиционным сырьем. В 2010 году доставка грузов из России в Казахстан стала еще более востребованной - к основному перечню поставляемых товаров прибавилось высокотехнологичное оборудование. Наконец, перевозка грузов Россия Казахстан позволяет казахской стороне обзавестись таким полезным приобретением, как зенитно-ракетные комплексы С-300ПС.
В то время как львиную долю перевозки грузов в Россию из Казахстана занимают богатейшие природные ресурсы: нефть и газ, каменный уголь и лигнит. В 2010 году доставка грузов в Россию из Казахстана позволит российским хлебопекам вздохнуть спокойно – в этом сезоне урожай казахской пшеницы составил на полторы тонны больше привычной нормы.
Отрадно, что экспорт и импорт товаров из России в Казахстан и доставка грузов в Казахстан в частности организованы на весьма хорошем уровне, что позволяет профессиональным компаниям обеспечивать качественную перевозку грузов из России в Казахстан и обратно в текущем 2010 году.
Как осуществляется экспорт и импорт товаров из России в Казахстан? Наиболее приемлемым способом доставки грузов из России в Казахстан по праву считаются автомобильные перевозки товаров. Основные авто перевозки грузов из России в Казахстан проходят по федеральным трассам М-51, 53 и 55, а также для автомобильных перевозок товаров нередко используются трассы М-32 или А-349. Немаловажен тот факт, что доставка грузов в Казахстан автотранспортом при желании заказчика легко контролируется на любом отрезке пути. И главное: международные автоперевозки в Казахстан – это действительно экономный способ доставки грузов из Россию в Казахстан. Поэтому более 80% всех международных перевозок в Казахстан составляют именно автомобильные перевозки товаров.
Однако экспорт и импорт товаров из России в Казахстан не может основывать лишь на одном способе доставки грузов в Казахстан. К примеру, международные перевозки в Казахстан по железной дороге – удобное решение для транспортировки продукции тяжелой промышленности. Такая доставка грузов из России в Казахстан отличается невысокими ценами и к тому же перевозка грузов Россия Казахстан жд транспортом в отличие от автомобильной перевозки товаров позволяет работать с крупными партиями. А доставка грузов в Казахстан авиатранспортом незаменима тогда, когда перевозку грузов из России в Казахстан необходимо осуществить максимально оперативно и безопасно. Однако по сравнению с доступными автомобильными перевозками товаров международные перевозки в Казахстан с помощью авиационного транспорта – недешевое удовольствие.
Информация о работе Повышение эффективности автомобильных перевозок