Автор: Людмила Миклош, 31 Августа 2010 в 16:21, курсовая работа
Транспорт — одно из общих условий производства. Осуществляя перевозки внутри предприятий, между предприятиями, районами и странами, транспорт влияет на масштабы общественного производства и его темпы.
Введение
1. План перевозок
2. Показатели использования пассажирских перевозок, подвижного состава и эффективность их улучшения
2.1 Показатели использования пассажирских перевозок
2.2 Показатели объема и качества работы подвижного состава
3. Грузовые перевозки и их планирование
3.1 Планирование грузовых перевозок
3.2 Система показателей плана перевозок
3.3 Факторы, влияющие на объем грузооборота железных дорог
3.4 Дальность перевозок грузов
4. Грузооборот железной дороги
4.1 Динамика и структура грузооборота
4.2 Характеристика основных видов нерациональных перевозок
Заключение
Список литературы
Особенностью рационализации перевозок грузов является то, что она осуществляется не только в рамках деятельности транспорта, но и в области материального производства. Рационализацию перевозок можно считать необходимой и существенной только в том случае, если она ведет к снижению затрат в народном хозяйстве в целом.
Социалистическое плановое хозяйство располагает большими возможностями снижения затрат, в частности, за счет устранения нерациональных перевозок. Нерациональной считается перевозка, вызывающая излишние для народного хозяйства затраты на транспорт. К таким перевозкам относятся: встречные, перекрещивающиеся, излишне дальние, излишне повторные, дробные, кружные и перевозки, которые целесообразнее осуществлять другими видами транспорта. Нерациональной является также транспортировка продукции, плохо подготовленной к перевозке.
Встречными называются перевозки грузов в направлении, встречном основному потоку однородных (взаимозаменяемых) грузов. Различают встречные перевозки явные, когда однородный груз транспортируется во встречном направлении по одному и тому же участку железной дороги, и скрытые, когда такие перевозки осуществляются по параллельным участкам железной дороги или другим видам транспорта (например, перевозка леса по железной дороге навстречу потоку этого груза по воде). Встречные перевозки однородных грузов—это один из наиболее распространенных видов нерациональных перевозок.
Излишний грузооборот, вызываемый нерациональными встречными перевозками, равен произведению удвоенного количества груза, перевозимого во встречном направлении, 2Рвстр на расстояние участка встречности.
Из
двух встречных потоков
Перекрещивающиеся
перевозки относятся к
Излишне дальними являются перевозки, осуществляемые за пределы зон распространения продукции и вызывающие излишний грузооборот. Эти зоны устанавливаются схемами нормальных направлений грузопотоков. Как правило, излишне дальние перевозки могут быть заменены перевозками на более короткие расстояния. Разные грузы имеют неодинаковые предельные расстояния перевозки. По большинству грузов перевозки с дальностью свыше 2—3 тыс. км считаются излишне дальними.
Повторные перевозки возникают в случаях, когда со станции отправляются грузы, которые до этого на нее были завезены. Так, какой-либо груз может с предприятия следовать сначала на базу, а затем с базы к потребителям. Если установлено, что такал перевозка с народнохозяйственных позиций нецелесообразна, то се следует отнести к излишне повторным. Не являются излишне повторными перевозки продукции, предназначенной для длительного хранения в пунктах размещения элеваторов, холодильников, откуда она через некоторое время транспортируется к потребителям или в пункты переработки.
Дробными называются перевозки, которые не обеспечивают условий для осуществления их маршрутами. Они возникают обычно в случаях, когда один потребитель получает груз от нескольких отправителей при возможности и рациональности прикрепления его только к одному из них.
Кружными считаются перевозки по более протяженным направлениям вместо кратчайших. Но не все кружные перевозки относятся к нерациональным. Так, в ряде случаев кружный ход является более дешевым. Кроме того, некоторые кружные перевозки вызываются недостаточной пропускной способность линий.
Рациональность железнодорожных перевозок, которые целесообразнее осуществлять другими видами транспорта (автомобильным, водным, трубопроводным), определяется технико-экономическими расчетами или заранее установленными сферами рационального использования разных видов транспорта. Наиболее характерными нерациональными перевозками такого отсюда являются короткопробежные. Для многих грузов короткопробежными считаются перевозки их в вагонах на расстояния до 30-—50 км и более. Эти перевозки эффективнее осуществлять автомобильным транспортом. Нерациональными являются также перевозки по железным дорогам в навигационный период параллельно водным путям. На ряде направлений экономически выгоднее применять смешанные железнодорожно-водные перевозки. Весьма эффективна перекачка нефтяных грузов по трубопроводам в сравнении с перевозкой их в железнодорожных цистернах.
К
нерациональным перевозкам относится
также транспортировка
В
решении задач по неуклонному
подъему материального и
Транспорт
продолжает процесс производства продукции
в сфере обращения, доставляя
ее к месту потребления. В этом
заключается основная его роль в
системе общественного
Транспорт играет пионерную роль в освоении природных богатств. Без опережающего развития транспорта в большинстве случаев невозможна разработка новых месторождений полезных ископаемых.
Велика роль транспорта в обеспечении оптимального размещения производительных сил и рациональных экономических связей. Доля транспортных издержек в себестоимости продукции значительна, и это оказывает большое влияние на выбор вариантов размещения пунктов производства и потребления промышленной продукции. Наличие же путей сообщения в свою очередь способствует росту объемов производства.
Важной
задачей транспорта является обеспечение
обороноспособности страны. Первое место
здесь принадлежит
Информация о работе Планирование грузовых и пассажирских перевозок