♦
современные коммуникационные технологии,
обеспечивающие быстрое прохождение
материальных и информационных потоков,
позволяют осуществлять мониторинг
всех фаз движения продукта: от первичного
источника сырья вплоть до конечного
потребителя;
♦
развиваются отрасли, занятые оказанием
услуг в сфере логистики;
♦
концепция логистики, ключевым положением
которой является необходимость
интеграции, начинает признаваться большинством
участников цепей снабжения, производства
и распределения;
♦
совокупность материалопроводящих
субъектов приобретает целостный
характер (рис. 8).
Рис.
8. Третий этап развития логистики: совокупность
участников логистического процесса приобретает
целостный характер
Актуальность
логистики в современных
условиях
В условиях перехода экономики
России к рыночным отношениям
значимость логистики возрастает.
Можно выделить пять факторов,
определяющих актуальность логистики
в период перехода к рынку.
1. Экономический фактор. В современных
условиях на первый план выдвигается поиск
возможностей сокращения производственных
затрат и издержек обращения ради получения
прибыли. Логистика позволяет связать
экономические интересы производителя
продукции и ее потребителя.
2. Организационно-экономический фактор.
В условиях рынка, по мере возникновения
и развития новых организационных форм,
реализующих процессы товародвижения,
все большее значение приобретают интеграционные
формы управления и координации, обеспечение
логистических процессов взаимодействия
предприятий-изготовителей, потребителей,
посредников, складов и транспорта.
3. Информационный фактор. Рыночная экономика
способствует развитию информационных
связей, которые являются причиной и следствием
рыночных отношений, взаимообуславливают
друг друга. Информатика наиболее тесно
связывает рынок и логистику, поскольку
ее предметом, средством и составляющей
логистических процессов являются информационные
потоки.
4. Технический фактор. Этот фактор проявляется
в том, что логистика как система, ее субъекты
и объекты управления развиваются на основе
современных технических достижений в
транспортно-складском хозяйстве и компьютеризации
управления.
5. Государственная поддержка процессов
товародвижения. В современных условиях
возникает задача регулирования процессов
товародвижения не только на уровне предприятий,
но и в масштабах регионов, а также в национальном
масштабе.
Высокая актуальность внедрения
логистики связана с интенсификацией
и расширением в нашей стране
товарно-денежных отношений, с
увеличением хозяйственных связей
между предприятиями, с развитием
производственной инфраструктуры
и расширением хозяйственной
самостоятельности предприятий
и организаций.
Влияние
логистики на развитие
рыночных отношений
Требования логистики к организации
и управлению материальными потоками
с момента изготовления продукции
до ее производственного потребления
способствуют развитию связей
между поставщиками и потребителями
продукции. В интересах улучшения
собственных экономических показателей
поставщик стремится и к обеспечению
интересов партнер–потребитель,
и к улучшению условий для
развития договорных отношений
по поставкам продукции.
Следуя логистическим подходам
и развивая горизонтальные хозяйственные
связи, предприятия конкурируют
друг с другом в процессе
обслуживания заказчиков, в повышении
качества поставки и доставки
продукции с наименьшими затратами.
Методы логистики выступают надежным
инструментом для повышения конкурентоспособности
на товарных рынках.
Важнейшим условием реализации
требований логистики является
поиск резервов снижения затрат
на заготовку, складирование,
разгрузку, погрузку и отправку
продукции. Сокращение затрат
на транспортно-складские операции
во многом определяет выигрыш
в конкуренции и лидерство
в системе рыночных отношений.
Развитие и внедрение механизма
логистического управления постоянно
связано с привлечением резервов
финансовых и всех других видов
ресурсов. От эффективности функционирования
всех звеньев логистической системы
и достигаемой при этом экономии
ресурсов зависит в целом успех
экономической реформы, развитие
рыночных отношений.
Многообразие логистических операций
и услуг позволяет значительно
расширить возможности коммерческо-посреднических
организаций по обслуживанию
предприятий-поставщиков и потребителей
продукции. Существовавшие ранее
оптовые базы и организации
преобразуются в посреднические
организации комплексного обслуживания,
которые оказывают предприятиям
самые разнообразные логистические
услуги.
Перспективы
развития логистики
в России
Остановимся кратко на проблеме
развития логистики в нашей
стране. Востребование научных подходов
и практических методов логистики
совпало с началом перехода России к рыночным
отношениям. Как показывает зарубежный
опыт, потребность в конкретном теоретическом
аппарате и практическом инструментарии
логистического менеджмента зависела
от ряда условий, сложившихся на определенном
историческом отрезке времени. К таким
условиям относятся следующие: уровень
развития производственных сил, уровень
технологического развития, политическая
обстановка, зрелость рыночных отношений.
Возможность и темпы развития
логистических подходов в отечественном
бизнесе также нельзя рассматривать
в контексте сегодняшней обстановки
в России и прогноза хода
реформ, особенно экономической.
Не вдаваясь в детальный экономический
анализ, сформулируем в общих
чертах принципиальные трудности,
которые имеются на пути развития
логистической концепции в России:
–
тяжелая общеэкономическая ситуация
и социальная напряженность во
всех слоях общества;
–
недооценка в течение длительного
времени значимости сферы обращения
(снабжения и сбыта), которая на
Западе занимает ключевую позицию
в логистике (исторически сфера
обращения в нашей стране отставала
от сферы производства, следствием
чего являлось замедленное продвижение
товаров к конечному потребителю,
неудовлетворительное качество
обслуживания потребителя и т.
п.);
–
отставание инфраструктуры экономики
даже от среднемирового уровня:
нерациональное развитие товаропроводящих
структур, слабый уровень развития
современных систем электронных
коммуникаций, отсталые транспортная
инфраструктура (прежде всего в
области автомобильных дорог)
и технико-технологический уровень
развития транспортных средств;
–
низкий уровень развития производственно-технической
и технологической базы складского
хозяйства;
–
слабое развитие промышленности
по производству современной
тары и упаковки и т. п.
Проблемы
развития логистики
в России
В условиях современного рынка
фирмы все больше ориентируются
на потребителя, что проявляется
в их стремлении к удовлетворению
возможных потребностей потребителей.
Для конкретного потребителя
высокий уровень качества определенного
товара или услуги означает
наличие такого сочетания потребительских
свойств, которое удовлетворяет
его потребности. Одним из таких
важных свойств является стоимость
товара или услуги, которая в
значительной степени зависит
от издержек, связанных с различными
операциями и работами. Снижение
общих издержек может быть
достигнуто путем применения
концепции и принципов логистики
в практике деятельности компаний.
Идеи логистики являются принципиально
новыми для большинства российских
предпринимателей, менеджеров, инженерно-технических
работников. В этой связи целесообразно
остановиться на основных положениях
логистики.
Логистическая деятельность носит
интегрированный характер и простирается
от момента возникновения потребности
в товаре или услуге и до
момента удовлетворения данной
потребности. Логистика определяется
как совместная деятельность
различных предприятий по интеграции
всех процессов, связанных с
достижением цели их бизнеса.
Все функции и операции должны
планироваться, управляться и
координироваться в целом. Все
процессы, протекающие в рамках
отдельных функций, согласовываются
друг с другом и создают,
таким образом, резервы снижения
общих издержек. Основу интегрированной
системы логистики образуют такие
важнейшие сферы бизнеса, как
закупка сырья и материалов, производство,
сбыт, потоки материалов, транспорт,
информация, финансы, а также системы
управление запасом, качеством,
планирование потребности в материалах
и т.п.
Успех в бизнесе зависит не
только от результатов деятельности
отдельной компании, но и от
ее партнеров - поставщиков, дилеров,
дистрибьюторов, перевозчиков, экспедиторов
и т.п.
Необходимость обеспечения взаимосвязей
различных задач, функций и
процессов требует всеохватывающего,
комплексного и интегрированного
подхода на основе принципов
логистики.
Обеспечение масштабной согласованности
деятельности как предпринимательских
структур, так и федеральных органов,
а также науки и образования,
обеспечит снижение уровня издержек
в масштабе страны. Это служит
интересам потребителей и явится
реальным шагом в направлении
повышения конкурентоспособности
российских товаров и услуг.
Сформулируем основные трудности,
имеющиеся, на наш взгляд, на
пути развития логистики в
России:
–
нерациональное развитие систем
распределения товаров и услуг
(отсутствие продуманной стратегии
развития систем распределения
в промышленности и торговле,
недостаток организованных товарных
рынков на уровне крупного
и среднего опта);
–
слабый уровень развития современных
систем электронных коммуникаций,
электронных сетей, систем связи
и телекоммуникаций;
–
отсталая инфраструктура транспорта,
прежде всего в области автомобильных
дорог; недостаточное количество
грузовых терминалов, а также
их низкий технико-технологический
уровень;
–
отсутствие практически на всех
видах транспорта современных
транспортных средств, отвечающих
мировым стандартам; высокая степень
физического и морального износа
подвижного состава транспорта;
–
низкий уровень развития производственно-технической
базы складского хозяйства; недостаток
современного технологического
оборудования по переработке
продукции; слабый уровень механизации
и автоматизации складских работ;
–
недостаточное развитие промышленности
по производству современной
тары и упаковки и т.п.
Система распределения характеризуется
замедленным продвижением товаров
от производителей к потребителям,
высоким уровнем неудовлетворенного
спроса, низкой надежностью и
недостаточным уровнем качества
обслуживания потребителей.
Особая роль в процессе распространения
концепции логистики принадлежит
транспорту. Отечественные транспортные
и экспедиторские предприятия,
участвующие в международных
перевозках грузов, одними из
первых почувствовали необходимость
внедрения современных логистических
технологий транспортировки и
переработки грузов: интермодальных,
мультимодальных и терминальных
систем, технологии перевозки JIT
и «от двери до двери», современных
телекоммуникационных систем сопровождения
грузовых перевозок и т.д. Крупные
российские государственные и
частные транспортные и экспедиторские
предприятия стали активно создавать
свои терминальные сети, распределительные
и логистические центры, системы
информационно-компьютерной поддержки
логистической деятельности.