Основные логистические концепции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:23, шпаргалка

Описание работы

В шпаргалке рассматриваются вопросы:
Понятие «поток» и место логистики в управлении им
Понятие, характеристика и классификация материального потока
Понятие, характеристика и классификация ИП
Связь ИП и МП
Материально-техническое обеспечение и место логистики в управлении им.
Логистика товародвижения.
Методы управления материальными и информационными потоками в логистике.
Понятие, задачи и функции закупочной логистики.
Механизм функционирования закупочной логистики
Планирование закупок. Выбор поставщика.

Работа содержит 1 файл

4.docx

— 46.20 Кб (Скачать)
4.1. Понятие «поток»  и место логистики  в управлении им

Объектом  исслед лог-ки как науки и объектом управл лог-ки как сферы предприним-ва стала сист матер-ных, инф-ных, финанс и др потоков. Принцип-е отличие лог-го подхода от предшествующего ему упр-ния движением матер рес-в заключ в том, что если ранее объектом упр-я было определ скопление отдельных матер объектов, то при лог-ом подходе осн объектом стал поток, т.е. множество объектов, воспринимаемое как единое целое.

Поток представл собой совокупн-ть объектов, восприним как единое целое, сущ-щую как процесс на некотором врем-м интервале и измер-ю в абсолютных единицах за определ период. Параметры потока — это параметры, характериз происх процесс.

Основн парам, характериз поток, явл: начальн и конечн его пункты, траектория движения, длина пути, скорость и время движения, промежут-е пункты, интенсивность.

По хар-ру образ-х объектов выдел след виды потоков: матер, трансп, энергетич, денежн средств, инф-ные, людские, военные и др. Такая классиф-ия, может иметь место, но для логистики экономической сферы из перечисл представл интерес материальные, информацион и финансовые.

4.2. Понятие, характеристика  и классификация  материального потока

Матер потоки образуются в результате трансп-ки, складир-ния и вып-ния других матер операций с сырьем, полуфабрик и готовыми изделиями — начиная от первичн источн сырья вплоть до конечн потребит. Матер-ые  потоки могут протек м-у различн предпр-ми или внутри одного предпр.

Матер-ый поток - находящ в сост движ-ия матер рес-сы, незаверш пр-во, готов прод, к котор примен логистич операции или ф-ции, связан с физич перемещ-м в простр-ве (погрузка, разгрузка, затар-ние, перевозка прод, ее сортир-ка, консолидация, разукрупнение и т.п.).

Под матер рес-ми (МР) поним предм труда: сырье, осн и вспомогат матер, полуфабрик, комплект-щие изделия, сборочн ед-цы, топливо, зап части, предназнач для ремонта и обслуж технологич оборуд-ния и других основн фондов, отходы произв-ва.

Незаверш произв-во (НП) — это прод, не законч произв-вом в пределах данного предп-тия.

Готовая продукция (ГТГ) — это прод, полностью прошедшая произ-ный цикл на данном предпр-тии, полностью укомплектов, прошедшая технич контроль, сданная на склад или отгруж потребит (торг посреднику).

Размерность матер потока представл собой дробь, в числителе которой указ ед-ца измер груза, а в знаменателе — ед-ца измер времени (сутки, месяц,] год и т. д.).

Любой матер поток необх характериз с кач и количсторон. Для этого треб, в перв очередь, парам, определ состав потока по видам матер рес-в.

Номенклат-ра потока может иметь разную степ укрупнен групп-ки матер рес-в, отнес к каждой из них. Наиболее среди этих группировок выдел след:

1.    класс;

2.    подкласс;

3.    группа;

4.    подгруппа;

5.    вид.

Спецификацией матер рес-в назыв детальное улучшие их технич хар-ки. Такая хар-ка различна у разных классов, подклассов, групп, подгрупп и видов прод. Матер потоки м/б специфицированы в полной частично.

В матер потоке хар-т: поставщика матер рес-в, место их приемки у покупат и сроки перемещ матер потока. Эти сроки охват определ период и обычно составл врем интервал, что очень важно для хар-ки врем пок-ей матер потока.

В завис от пок-ей, характериз ассорт, объем, массу, площадь, габариты матер потока, подбирается его упаковочное, тарное и транспортное обеспечение.

С учетом своих произв-ных и трансп-х возможн продавец матер рес-в и покупатель согласовыв срок их доставки получат, в нужное ему место.

Матер потоки очень разнообр. Важно учитыв след их различ:

- по  номенклатуре: в них м/б матер рес-ы одной номенклат (класса, группы, и т.д.) и нескольких номенклатурных группир-к;

- в завис  от натурально-вещественного состава  матер потоки делятся на одноассортиментные и многоассортиментные - при двух и большем числе разных позиций материальных ресурсов;

- по  степени готовности: среди материальных  потоков выделяют проектируемые,  планируемые, формируемые, созданные,  расформировываемые, расформированные  или ликвидированные;

- но  месту в процессе обращения:  материальные потоки делят на  ожидающие отгрузки, ожидающие разгрузки,  разгруженные, принятые на склад;

- но  признаку непрерывности: матер потоки бывают непрерывные и дискретные;

по частоте  прибытия или отправления: потоки делят  на срочные, длительные, часовые, ежедневные, суточные, ежемесячные и т.д.

-по  длительности пребывания материальных  ресурсов : МП делят на краткосрочные (не более суток) и долгосрочные (двухнедельные, месячные);

-по  различиям массы или объема: массовые, крупные, средние и мелкие 

но различиям  массы: материальные потоки разделяют  на тяжеловесные и легковесные;

по степени  повторяемости: материальные потоки бывают повторяющ и разовые, причем повторяющиеся делят на часто повторяющ редкие;

- но  степени агрессивности, огне- и  взрывоопасности перевозимых материалов: потоки делят на огне- и взрывоопасные, агрессивные,неогнеопасные, взрывонеопасные, неагрессивные;

- но  способу затаривания: потоки разделяют  на грузы в контейнерах, ящиках, мешках и других видах тары  ( в особую группу выделяют бестарные потоки);

но консистенции грузов: потоки делят на жидкие, насыпные, газообразные и твердые.

Материальные  потоки делят на интенсивные и  неинтенсивные. интенсивными считают напряженные и усиленные потоки. Напряж материальный поток становится по следующим признакам:

1) при  сложности формирования и усложнения  отгрузки; 

2) при  сложности комплектования;

3) из-за  необходимости ускоренной транспортировки  груза;

4) из-за  трудностей в его приемке и  т.д.

4.3. Понятие, характеристика  и классификация  ИП

ИП  счит-т сов-ть сообщений, циркулирующих внутри ЛС, а также м-у этой системой и средой, внешней по отнош-ю к ней, необходимых для управления и контроля логист-их операций. Сообщения,составл-е ИП выполняются на разных носителях:

1)бумажных  документах традиционного типа;

2)электронных  документах Сообщения могут быть и устными: телефонными, а также речевыми.

В логистике  выделяют следующие виды ИП: в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;

- в завис-ти от места прохожд-я: внешний и внутренний;

- в завис-ти от направл-я по отнош-ю к логист-ой схеме: входной и выходной

Горизонт-ми наз  ИП, охваты-щие сообщения м-у партнерами по хоз. связям одного ур-ня упр-я: предприятиями-поставщиками и предприятия-потребителями матер-х рес-ов либо м-у ними

Вертик-е – ИП, охват-щие сообщения поступ-е сверху, из руков-щих инстанций в подведомственные им звенья ЛС.

Внешними  явл. ИП, протек-щие в среде,внешней по отнош-ю к ЛС.

внутренние  ИП - сообщения, циркулир-щие внутри одной ЛС.

Входные ИП предст-ют собой сообщения, вход-е в ЛС либо в одну из ее подсистем.

Выходные  информ-е потоки - сообщения, выходящие за пределы одной ЛС либо одной из ее подсистем.

ИП  разделяют по срочности: на обычные, срочные, очень срочные ("молнии"). Соответ-щая пометка указ-ся на носителе информации и служит указателем срочности сообщения.

ИП  по степени конфиденциальности (секретности). Сообщения, содержащие коммерч. тайну, направляются с грифом (пометкой) о секретности документа. В том же порядке направляются сообщения, содержащие гос тайну. Благодаря этому удается ограничить доступ к такого рода документам и предотвратить утечку важной информации.

По  знач-ти ИП почковых сообщений делят на простые, заказные и ценные. Заказные почтовые отправления приним-ся с регистрацией, с выдачей отправителю квитанции об их приемке, вручаются адресату под роспись. За своевр-сть их доставки орг-ции связи ведут контроль полнее, чем простых сообщений. Ценные сообщения имеют цену компенсации, которую в случае их утери организации связи уплачивают подателю сообщения.

По  скорости передачи сообщений  ИП клас-руют на быстрые и традиционные. Быстрые - факсимильная связь, электронная почта, телеграф, телетайп, телефон. Традиционными считаются почтовые сообщения.

По  области охвата ИП делят: на местные, иногородние, дальние, международные.

Важную  роль среди ИП играют сообщения документального характера, которые оформляются чаще всего на бумажных носителях определенной формы, заполненных, в установленном порядке и заверенных подписями и печатью отправителя сообщения.

ИП  хар-тся такими показ-ми, как: источник возникновения;направление движ-я потока;скорость передачи и приема; интенсивность потока и др.

Управлять ИП можно след-м образом:изменяя направление потока;ограничивая скорость передачи до соотв-ющей скорости приема;ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.ИП в логистике формир-ся в соотв-и с матер-ми.

ИП  характеризуют с  помощью ряда оценок:

1)по источнику возникновения;

2)направлению - Горизонтальными называют сообщения между участниками логистического процесса одного уровня- равноценными партнерами. Вертикальные ИП протекают между разными уровнями управления: верхним - руководящим и нижним -подчиненным);

3)объему  - Объем ИП учитывают несколькими способами. Один из них - учет размеров потока по числу: документов; листов в потоке; страниц в потоке; пачек документов. Этот способ применяют для определения объема больших ИП. Второй способ применяют для малых потоков. При нем объем потока определяют числом строк и документе - документо-строк или числом слов в сообщении - в телеграммах. Третий способ - учета числа знаков в сообщении - оценивается в комп-ных системах в особых ед-цах измерения для учета потребности в магнитных носителях, размещения в памяти ПЭВМ и в других случаях.)

4)периодичности  - Периодичность ИП хар-ет частоту их формир-ия. В логистике многие ИП- разовые, не повторяются и создаются один раз на каждый материальный поток, параллельно с ним, чуть ранее или чуть позже.

5) порядку согласования;

6) порядку утверждения;

7) срокам действия;

8) порядку хранения  - Различен и порядок хранения сообщений,доставленных в ИП.

4.4. Связь ИП и МП

На протяжении всего периода существования  МП ИП о них или опережают движ-е материалов, или следуют после завершения какого-либо этапа их движ-я, после приемки потока, перед его расформированием.При этом ИП м-б направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоп-ую. Опережающий ИП во встречном направлении содержит сведения о заказе. Опережающий ИП в прямом направлении - предварительные сообщения о предстающем прибытии груза. Одновременно с МП идет информация в прямом направлении о кол-ных параметрах МП. Вслед за МП во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по кол-ву или кач-ву, разнообразные претензии. Путь, по которому движется ИП, в общем может не совпадать с маршрутом движения МП.

Одновременно  создаваться МП и  ИП не могут, так как  условия и основания  для появления  каждого из них  разные. Именно последовательное чередование данных потоков создает возможность возникновения одного из них на основе предшествующего функционирования второго потока.

Оганизация надежного логистического процесса на стадии сбыта материальных ресурсов их изготовителем, и на стадии снабжения ими покупателя требует опережающего создания ИП по сравнению с материальными.

Информационное  обеспечение МП часто обособлено во времени и пространстве от процесса физического перемещения матер-ых ресурсов.

Внешние ИП чаще всего позволяют отслеживать направлять, координировать, исправлять, улучшать логистический процесс, протекающий во внешней среде. Они в ряде случаев имеют нескольких адресатов. Тогда только один из этих адресатов явл. получателем МП, информация о котором содержится в ИП, и для этого адресата оба потока движутся по одному пути. Остальные маршруты подобных потоков отличны от пути, по которому перемещается МП.Внешние ИП отличаются от внутренних по тщательности оформления носителей информации, заверяются подписью и печатью. Малозначащие сообщения заверяют только подписью.

Внутренние  ИП оформляются обычно упрощенно- на носителях, не имеющих ни угловых  штампов, ни печатей, и меряются лишь подписями руководителей подразделений.Некоторые внутренние ИП, учитываемые в бухгалтерии, заверяются треугольными штампиками лиц, материально ответственных за товарные ценности.

Внутренние  ИП четко характеризуют этапы  логистического процесса - снабженческий, внутрипроизводственный,сбытовой.

Управление  ИП при логистике - не самоцель, а  средство управления МП, их формированием, перемещением, приемкой.

5.1. Материально-техническое обеспечение и место логистики в управлении им.

Рын-ная экономика, в отличие от плановой, хар-зуется многообразием механизмов материально-технического обеспечения. Кач-нно их можно разделить на две группы – централизованные и децентрализованные механизмы. В мех-мах первой группы потребитель заключает договор на мат.-техн-кое обеспечение со спец-ной орг-цией, кот-я обязуется обеспечить поставки материалов и комплектующих в требуемые сроки и в нужном количестве. В механизмах второй группы потребитель заключает договор на поставки материалов и, комплектующих непосредственно с предприятиями-изготовителями. В рын-й экономике потребители имеют свободу, и выбирают тот механизм, который выгоднее. При выборе центр-ной схемы снабжения потребитель больше платит за продукцию (поскольку в цену входят издержки и прибыль центра), однако, орган-ные затраты на заключение договоров, как правило, значительно меньше. Поэтому центр должен устанавливать согласованные на продукцию так, чтобы, с одной стороны, не потерять , а с другой стороны - не работать в убыток.

Несмотря  на сложности применения логистики  в СССР, она все же оказывала  свое влияние на экономику страны, хотя понятие "логистика" не использовалось. Проходя через произв-ные, транспортные и другие звенья цепи материально-технического снабжения от начального источника к конечному потребителю, материальный поток, увеличивается, причем увеличивается в стоимости. Исследования, которые проводились в Великобритании, показали, что более 70% стоимости продукта, прошедшего весь путь и попавшего уже к конечному потребителю, «составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока».

В сферах пр-ва и обращения применение логистики  позволяет:

-  снизить  запасы на всем пути движения  материального потока;

-  сократить  время прохождения товаров по  логистической цепи;

-  снизить  транспортные расходы;

- сократить  затраты ручного труда и расходы  на операции с грузом.

Логистика рассматривается в качестве фактора  повышения эффективности материально-технического снабжения и конкурентоспособности  фирм. 

5.2. Логистика товародвижения.

Л.можно  разделить на пять основных функциональных областей:

закупочная л. — это процесс обеспечения предприятий матер-ми ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство;

производственная л.— управление мат-ным потоком в процессе его прохождения пр-ных звеньев при движении от  первичного источника сырья до конечного потребителя;

распределительная л.— это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока различными оптовыми покупателями, т. е. в процессе оптовой продажи товаров.

транспортная л.— это управление транспортировкой грузов, т.е. изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств;

информационная  л.--- это часть логистики, которая является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом предприятия и занимается организацией потока данных, который сопровождает материальный поток в процессе его перемещения. Указанные области логистики имеют свои особенности:

      информационная л. Эта область л, в отличие от четырех других, занимается управлением инф-ным потоком, а не материальным. Соответственно для нее неприменимы методики, которые используются в других областях л.

      транспортная л. Ее методы используются при орг-ции любых перевозок, при которых решаются специфические задачи транспортной логистики. При этом используются два вида транспорта: транспорт общего пользования, т. е. транспорт специальных транспортных орг-ций, и собственный транспорт нетранспортных пр-тий. В основном, транспортная л. занимается транспортом общего пользования;

    закупочная л. Занимается обеспечением пр-тий сырьем и другими необходимыми материалами. Решение этих задач имеет также свою специфику, кот-я и учитывается закупочной л. Она решает задачи выбора поставщиков, заключения договоров с ними и контроля исполнения этих договоров. Также задачей закупочной л. является принятие мер при нарушении условий поставок;

    распределительная л. Занимается сбытом произведенной пр-ции. Этот круг задач решается как непосредственно предприятиями-производителями  так и предприятиями-посредниками. При этом следует учитывать, что к решению этих задач имеют непосредственное отношения структуры власти, которые заинтересованы в удачном их решении, так как от этого зависит эк-кое состояние в регионе.

      производственная л. Ее главная  особенность в том, что управление  мат-ным потоком на данном этапе его существования выполняется на тер-рии одного пр-тия, движение потока происходит на основе решений системы управления пр-тием, а участники лог-кого процесса не вступают в товарно-денежные отношения.

5.3. Методы управления  материальными и информационными потоками в логистике.

Л. изучает  мат-ные и сопутствующие им инф-ные и финан-вые потоки. Эти потоки на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходят пр-ные, транспортные, складские, торговые звенья. Трад-ный подход к управлению мат-ными потоками предусматривает в значительной степени обособленное решение управленческих задач в каждом звене. Управление хоз-ными процессами в звеньях осуществляется   с   помощью   общепризнанных   методов   планирования. Эти же методы продолжают применяться и при лог-ком подходе к управлению мат-ми и сопутствующими им потоками. Однако переход от изолированной разработки в значительной степени самостоятельных к интегрированным логистическим системам требует расширения методологической базы управления материальными потоками. К методам, применяемым для решения научных и практических задач в области л., следует отнести методы системного анализа, методы  теории  исследования  операций,  кибернетический подход и прогностику. Применение этих методов позволяет прогнозировать материальные  потоки,  создавать интегр-ные  системы управления и контроля за их движением, разрабатывать системы лог-кого обслуживания, оптимизировать запасы и решать ряд других задач.

В л. широко применяются различные методы моделирования - исследование лог-ких систем путем построения и изучения моделей. При этом все разнообразие моделей можно представит как сов-сть физ-ких, аналоговых и математических моделей. Физ-кая модель предст.собой представление исследуемого процесса, явления в миниатюре, т.е. воспроизводство основных физ-ких, динамических, функциональных характеристик исследуемого   объекта. Прим.   физ-кой   модели   являются уменьшенные модели   пр-тий   оптовой   торговли,   склады   и транспортные ср-ва, позволяющие решить вопросы оптимальною размещения оборудования и орг-ции грузовых потоков. Подобные модели обладают наглядностью, временной и пространственной совместимостью, но объективно ограничены лишь физ-ким распределением товаров, где присутствуют склады, транспортные средства, коммерсанты, перевозчики и т.п.

Аналоговая  модель предст. собой некий аналог реально существующей системы. Прим. аналоговой модели могут служить схемы (орг-ной структуры, схема взаимодействия всех участников сбытового процесса), графики (сетевые графики и модели), рисунки (план-карты размещения объектов) и т.п. Основным недостатком аналоговой модели является слабое представление о рез-тах деят-ти и ресурсах для их достижения. Однако аналоговая модель проще чем физическая и имеет поэтому более широкое применение на практике.

Математическая  модель строится на описании реальной мат-кой системы определенными символами, характеризующими все основные свойства системы. Современные вычислительные средства, соответствующие программное обеспечение позволило с макс-ной степенью приблизить рез-ты мат-го моделирования к реальной действительности.

6.1. Понятие, задачи  и функции закупочной  логистики.

Закупочная  логистика — это процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство. Она определяет, что, у кого и на каких условиях закупить и как реализовать принцип системности, т. е. синхронизировать закупки с производством и сбытом, а также деятельность предприятия с поставщиками.

Цель  закупочной логистики - удовлетворение потребностей произв-ва в материалах с макс. возможной экономической эффективностью.

Задачи  закупочной логистики:

  • Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий;
  • Обеспечение точного соответствия между количеством поставок  и потребностями в них;
  • Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.

Функции закупочной логистики:

1)Формирование стратегии приобретения материальных ресурсов прогнозирование потребности в них;2)учение и оценка предложений от потенциальных поставщиков,3)выбор поставщиков,4)определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;5)согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку,6)контроль за сроками поставки материалов;7)входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;8)доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;9)поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.

6.2. Механизм функционирования закупочной логистики

Цель  закупочной логистики может быть рассмотрена в трех случаях в  зависимости от того, на каком уровне детализации рассматривать отдел  закупок:

• в 1 случае отдел закупок обеспечивает интеграцию предприятия в макрологистическую систему посредством работы с поставщиками;

• во 2 - отдел закупок, являясь элементом  логистической системы предприятия, должен согласованно действовать в цепи снабжение - производство - сбыт;

• в 3 случае отдел закупок - самостоятельная  система. Следовательно, для успешной деятельности он должен удовлетворять  принципам логистики. Эффективная  деятельность отдела во многом зависит  от соответствия его принципу системности, грамотной системной организации.

Существует  два подхода к организации службы снабжения на предприятии: традиционный  и логистический.

При традиционном подходе что закупить и сколько, возложено на управление по материальным ресурсам и решается дирекцией по производству. Подразделения занимаются выполнением работ по организации складирования   приобретенных ресурсов. Задача, у кого закупить и на каких условиях, решается управнем по закупкам, которое занимается заключением договоров, контролем за их исполнением и организацией доставки закупленных ресурсов. Недостаток: разделение между службами затрудняет эффект-ную реализацию закуп. логистики.

При логистическом подходе такого разделения нет. Все задачи логистики закупок возложены на дирекцию по материально-техническому снабжению. Она управляет тремя подразделениями: управлением запасами, закупками и складированием. Такая структура позволяет использовать методы логистики для оптимизации движения  материального  потока.

Цели  закупочной логистики достигаются  путем выполнения ряда задач: информационные задачи и задачи реализации, которые состоят из подзадач:

 информационных: 1)определение продуктов и услуг, которые лучше приобрести на стороне, — задача "сделать или купить";2)поиск, оценка и выявление лучших поставщиков, цен, способов доставки продуктов и услуг — задача выбора поставщика;

 задач реализации:1)соблюдение обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих;2)обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них;3)соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих.

Основными стадиями приобретения материалов являются:

1)составление заявок.В них содержится информация: о виде;количестве;времени получения материалов;подразделении, выдвинувшем заявку,ее авторе.Заявки составляются с опережением, т. е. учитывают время, которое проходит между размещением заявки и поступлением материала на предприятие.Заявки должны устанавливать миним. время опережения, учитывающее возможности поставщиков и потребности предприятия.

2)анализ заявок; Для анализа обычно используются методы ФСА и метод конструирования стоимости. Целью анализа явл. минимизация издержек по каждому виду закупаемых материалов.Задачей отдела сбыта при анализе явл. лишь выработка рекомендаций, которые могут уменьшить стоимость заказа.

3)выбор поставщиков;4)осуществление закупок;5)контроль выполнения заказов;6)завершение процесса поставок материалов.

При проведении исследований рынка закупок сырья  и материалов определяет одновременно и тип рынков, которые должны быть исследованы. Это:1)непосредственные рынки (обеспечивающие в настоящее время потребности в сырье и материалах);2)опосредованные рынки (рынки, используемые поставщиками);3) рынки заменителей (полностью или частично заменяемых продуктов);4)новые рынки.

Полученная  информация должна отражать структуру и организацию исследуемого рынка;балансирование спроса и предложения и положение исследуемого рынка в будущем.

Данная  информация часто подается в трех аспектах:а) современный анализ рынка («моментальный снимок») б) динамика изменения конъюнктуры рынка; в) прогнозы изменения рынка.

Важнейший элемент в политике закупок —  анализ цены приобретаемых товаров, для которого используются различные виды расчетов:а) простой метод калькуляции б) калькуляция по эквивалентным показателям в) постоянная калькуляция

Виды  анализа цен :1)анализ цены по пути от возникновения продукта до его поступления потребителю;2)анализ цены, рассчитанной по общей стоимости произведенной работы, и услуг;3)анализ цены на основе полезности;4)анализ цены при тенденции ее повышения на аналогичные;5)анализ цены с помощью кривой освоения новой продукции;6)анализ цены во временном периоде ;7)анализ цены по первичным издержкам на единицу продукции;8)анализ с помощью скользящих цен;9)анализ цен на основе открытых данных (курс валют).

6.3. Планирование закупок.  Выбор поставщика.

Логистика  закупок  (снабжения)  представляет собой процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов  предприятия.

В процессе планирования закупок необходимо определить: 1. какие материалы требуются; 2. количество материалов, которые понадобятся для производства продукта; 3. время, когда они понадобятся; 4. возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары; 5.требуемые площади ваших складских помещений; 6. издержки на закупки; 7. возможности организации производства некоторых деталей на  своем предприятии.

Потребность в материалах -  это то количество материалов, сырья и комплектующих, которое необходимо для выполнения заданной программы выпуска продукции, имеющихся заказов. Потребность в материалах бывает: первичной - потребность в готовых изделиях, узлах и деталях на продажу и в покупаемых запасных частях. Эта потребность определяется рыночным спросом. Для ее расчета используются методы прогнозирования и математической статистики. Неточности этих методов компенсируются увеличением страхового запаса. Данная потребность основная для предприятий, занимающихся торговлей;

вторичной - потребность в комплектующих, деталях и сырье, используемых для производства изделий, составляющих первичную потребность, т. е. готовой продукции предприятия. Для расчета используются детерминированные методы расчета. Исходными данными выступают первичные потребности, спецификации, данные о наличии ресурсов на складах предприятия. Расчеты вторичных потребностей используются на промышленных предприятиях; третичной -потребность во вспомогательных материальных ресурсах производственного назначения. Третичная потребность определяется детерминированными методами расчета, стохастическими методами, экспертными оценками исходя из вторичных потребностей на основе расхода имеющихся материалов.

Потребность в материалах можно рассчитать, рассматривая определенную программу производства конечного продукта. В этом случае речь идет о зависимом спросе, который рассчитывается  при помощи методики  MRP. Принцип ее прост: исходная точка -  это предсказуемый или известный спрос на конечную продукцию. Сборка конечной продукции из закупаемых  и  производимых  самостоятельно материалов закрепляется в  списках. При этом должно быть известно время поставок материалов  и время производства их  на собственном предприятии. Далее, исходя  из времени поставок продукта потребителю, определяют брутго-потребность в поставляемых и производимых самостоятельно материалах.

Брутто-потребность  переводится затем в нетто-потребность, при  этом учитывают:

( -наличный  запас;-плюс уже заказанные мат-лы и уже запланированное собственное производство;-минус уже предназначенный для предыдущей  серии продукции заказ).На основании данных расчета определяют время выполнения заказа. Преимущество применения методики планирования потребности в материалах заключается в том, что закупки и производство планируются исходя из потребностей в конечном продукте.

Если  спрос потребителей колеблется, следует  пользоваться методом сглаживания  таких колебаний.  Применение этого  метода целесообразно в случаях  регулярно повторяющихся (например, сезонных) колебаний спроса на конечный продукт.

Сглаживание достигается сравнением фактического потребления в соответствующем  периоде с прогнозными значениями, рассчитанными  для  это же периода: Прогноз на новый период = Прогноз на предшествующий период + А x (фактическое потребление в предшествующем периоде — прогноз на предшествующий период).        

Весомость цифр в отдельные периоды корректируется с помощью так называемого фактора «А», значение которого находится в пределах от 0 до 1. Чем больше значение «А», тем весомее влияние ближайших прошедших периодов и метод более подходит для оценки фактического потребления.

В логистике  используются и другие методы определения  потребности в материалах: 1.детерминированный;  2.стохастический;3.эвристический.                                                  

      1. когда известны определенный  период выполнения заказа и  потребность в материалах по  количеству и срокам. 2.   когда   основой   для   расчета   являются   математико-статистические  методы, дающие ожидаемую потребность. 3.потребность определяется на  основе опыта работников.

Определение метода закупок:

1. Закупка  товара одной партией - метод  предполагает поставку товаров  большой партией за один раз  (оптовые закупки).Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партией, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещения , замедление оборачиваемости капитала.

      2.Регулярные закупки мелкими партиями

В этом случае покупатель заказывает необходимое  количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного  периода. Преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий, достигается экономия складских помещений; сокращаются затраты на   документирование   поставки,   поскольку   оформляется  только заказ на всю поставку.Недостатки: вероятность заказа избыточного количества; необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе.

3.Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям

Метод закупки широко используется там, где  закупаются дешевые и быстро используемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и заключают  следующие сведения: -полный перечень товаров; -количество товара, имеющегося на складе; -требуемое количество товаров. Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала; снижение затрат на складирование и хранение; своевременность поставок.

4. Получение товара по мере необходимости

Метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями: 1.количество не устанавливается, а определяется приблизительно; 2.поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем; 3.оплачивается только поставленное количество товара;4.по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и |оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены. Преимущества: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества; ускорение оборота капитала; минимум работы  по оформлению документов.

5.Закупка товара с немедленной сдачей

Сфера применения этого метода — покупка  нечасто используемых товаров, когда  невозможно получать их по мере необходимости. Товар заказывается тогда, когда  он требуется, и вывозится со складов  поставщиков.

Недостаток  этого метода —  в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, измельченностью заказов и множеством поставщиков.

Важной  функцией служб снабжения  различных фирм является выбор поставщика для компании. Он осуществляется в три этапа: 1.поиск потенциальных поставщиков:( объявление конкурса, изучение рекламных материалов, посещение выставок и ярмарок, переписка и личные контакты с возможными поставщиками) 2. анализ потенциальных поставщиков по следующим критериям: (цена, качество продукции, надежность поставок, удаленность поставщика от потребителя, сроки выполнения текущих и экстренных заказов, наличие резервных мощностей, организация управления качеством поставщика, способность обеспечить поставку зап. частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования, финансовое положение поставщика) 3. оценка результатов работы с поставщиками на основе: (критериев выбора поставщика, анализа значимости товара для производственного или торгового процесса, значимость каждого критерия, оценки по каждому критерию). 

Имеется три основных критерия выбора поставщика: 1. стоимость приобретения продукции или  услуг 2.качество продукции  или услуг; 3.надежность обслуживания).

Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован.

Информация о работе Основные логистические концепции