Основные логистические концепции и системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:24, реферат

Описание работы

Логистика — стратегическое управление (менеджмент) материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готовой продукции. Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы и различные виды логистики (закупочная, производственная, распределительная, транспортная, информационная).

Работа содержит 1 файл

Логистика.docx

— 29.77 Кб (Скачать)

Основные логистические  концепции и системы.

Логистические концепции  «логистика в реальном масштабе времени»  Time-based logisti и «логистика  добавленной стоимости» Value added logistics.

Введение 
 Логистика — стратегическое управление (менеджмент) материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готовой продукции. Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы и различные виды логистики (закупочная, производственная, распределительная, транспортная, информационная).

Одним из таких видов является производственная логистика, в задачи которой входит обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.

Задачи производственной логистики  касаются управления материальными  потоками внутри предприятий. Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения (в отличие от участников закупочного и распределительного логистических процессов, связанных товарно-денежными отношениями). Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и поэтому носит название производственной логистики. Таким образом, главная задача производственной логистики – управление материальным потоком.

Производственная логистика подразумевает  под собой применение ряда логистических концепций. В настоящее время в мире разработано их используется множество, но в моей работе внимание будет уделено концепциям time-based logistic и value added logistics (логистика в реальном масштабе времени и логистика  добавленной стоимости).

 

 

Логистические системы: понятие, основные черты и свойства

Для начала рассмотрим понятие  логистической системы. Как и для многих других основных понятий логистики, устоявшегося определения логистической системы нет. Наиболее распространенное в отечественной литературе определение гласит: «Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой».

В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д. Цель логистической системы — доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Зарубежные ученые и специалисты в области логистики  чаще используют понятие «Логистическая цепь/цепь поставок», а логистическую систему трактуют как процесс «планирования и координации всех аспектов физического движения материалов, компонентов и готовой продукции для минимизации общих затрат и обеспечения желаемого уровня сервиса».

С позиций системного подхода  к организации бизнеса можно  дать следующее определение. Логистическая система — это относительно устойчивая совокупность звеньев (структурных/функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управлением корпоративной стратегии организации бизнеса.

Использование понятие  «логистическая сеть» позволяет дать более короткое определение. Логистическая система — совокупность логистической сети и системы администрирования, формируемая компанией для реализации своей логистической стратегии (тактики).

Логистические системы управления, как и любая система, в реальности могут находиться на различных стадиях  развития и отличаться степенью полноты охвата различных компонентов производства и сбыта.

Данные, опубликованные в  зарубежной печати, касающиеся опыта применения логистических систем управления в ряде компаний ведущих промышленных стран, позволяют считать, что для этих систем управления характерны четыре уровня развития или четыре степени полноты охвата компонентов производственно-сбытовой системы.

Для логистических систем первой степени полноты охвата компонентов характерно выполнение функций организации складирования продукции, готовой к отправлению, и ее транспортировки к потребителям. Такая система обеспечивает уменьшение рисков на выходе путем правильного и своевременного реагирования на ежедневные пики и колебания в заявках потребителей и непредвиденные задержки при доставке продукции в процессе удовлетворения этих заявок.

Для логистических систем второй степени полноты охвата компонентов характерно распространение их компетенции до выходов собственно производства. Подобные системы наряду с охватом системы транспортировки продукции к потребителям и складов готовой к отправлению продукции, что свойственно системам первой степени полноты, охватывают также внутризаводские склады готовой продукции. В функции таких систем входят обработка заказов, обслуживание потребителей, хранение готовой продукции на предприятии и управление внутризаводскими запасами готовой продукции.

Для логистических систем третьей степени полноты охвата компонентов характерно распространение их компетенции дополнительно (по сравнению с системами второй степени полноты охвата компонентов) на входные склады, систему доставки исходных материалов, сферу закупок и снабжение, а также на движение материалов во время производственного процесса. В соответствии с этой расширенной компетенцией такие системы, дополнительно к рассмотренным  ранее,  выполняют функции управления закупкой  и доставкой сырья и комплектующих, управление запасами сырья и комплектующих, а также уровнем незавершенного производства.

Наконец, логистические системы четвертой степени полноты охвата компонентов распространяют свою компетенцию на все элементы и стадии производственно-сбытового процесса, включая планирование и управление собственно производством. Это позволяет объединить результаты маркетинговых исследований с операциями планирования, производства, снабжения и финансов. Логистическое управление базируется на принципе интеграции и идее экономических компромиссов.

Логистическая система обладает определяющими свойствами, характерными для любой системы, но конкретизированными  применительно к задачам логистики.

  1. Целостность и членимость. Элементы логистической системы должны работать как единое целое для реализации потенциальной способности к объединению и совместной работе.
  2. Взаимосвязанность элементов. Между элементами логистической системы существует вполне определенные связи как организационного (в том числе договорного) характера, так и технологические и производственные, более значимые, чем элементы, оказавшиеся вне этой системы.
  3. Организованность совокупности элементов. Потенциальные возможности элементов логистической системы образовывать взаимосвязи и объединяться в единое целое воплощаются в реальной системе, если к этим элементам будут применены определенные организующие воздействия, направленные на достижение целостности.
  4. Интегративные качества. Это свойство заключается в том, что логистическая система, как единое целое, проявляет качества, которыми элементы материальных и информационных потоков, объединяемых в логистическую систему, по отдельности не обладают.
  5. Сложность. Сложность логистической системы характеризуется такими основными признаками, как наличие большого числа элементов   (звеньев);   многофакторный   характер   взаимодействия между отдельными элементами; содержание функций, выполняемых системой; структура организованного управления; воздействие на систему неопределенного числа стохастических факторов внешней среды.
  6. Иерархичность. Подчиненность элементов более низкого уровня (порядка, ранга) элементам более высокого уровня, что касается линейного или функционального логистического управления.
  7. Целостность. Свойство системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемое только логистической системой в целом, а не отдельными ее звеньями или подсистемами.

8. Структурированность. Предполагает наличие определенной организации структуры логистической системы, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления и обеспечивающих ее декомпозицию.

Для логистических систем одним из основных факторов, оправдывающих использование подобной концепции организации и управления, является их способность гибко реагировать и учитывать изменения в рыночной и производственной ситуациях. К таким изменениям условий внешней среды могут относиться изменения спроса на те или иные товары и услуги, выход из строя технологического оборудования, изменения транспортных тарифов, ввод или вывод из строя тех или иных транспортных каналов, изменения в процентных ставках по кредитованию и т. п.

Поэтому логистическая система представляет собой некоторую производственную систему с обратной связью. Характер выполняемых логистических операций изменяется по ходу функционирования системы под воздействием изменяющихся внешних условий.

 

Логистическая концепция и какие существуют основные концепции логистики

Термин «концепция» означает способ понимания, трактовки объекта  исследования, основную точку зрения по данному вопросу, руководящую  идею для систематизированного освещения. Также — ведущий замысел, методологические принципы, основу в научно-исследовательской  разработке. Используя это определение, логистическую концепцию для организаций бизнеса можно трактовать как руководящую идею, как платформу поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками. Возникновение и развитие логистических концепций тесно связано с эволюцией бизнеса в промышленно развитых странах. Фундаментальными концепциями в логистике являются:

  • информационная;
  • маркетинговая;
  • интегральная.

В процессе эволюции логистики  в бизнесе возникли и получили интенсивное развитие такие логистические  концепции/технологии, как:

- RP (Requirements/Resourse planning) - планирование потребностей/ ресурсов;

- JIT (Just-in-time ) - точно в срок;

- LP (Lean Production) - «плоское» производство.

Среди прочих логистических концепций, большинство которых появилось в последние 5—7 лет, можно указать следующие:

- Supply chain management (SCM ) — «управление цепью (цепями)

поставок»;

- Time-based logistics — «логистика в реальном масштабе времени»;

- Value added logistics — «логистика добавленной стоимости»;

- E-logistics — «Электронная логистика»;

- Virtual logistics — «Виртуальная логистика».

 

Концепции «time-based logistics» и «value added logistics»

Остановимся подробнее на концепциях «time-based logistics» и «value added logistics». 
           Чтобы быть конкурентоспособной на рынке, фирме необходимы гибкость и динамичность, т.е. быстрая адаптация к изменяющимся условиям рыночной среды и спроса на ее продукцию. Таким образом, наибольшее значение приобретает фактор времени. 

Концепция «Time-based logistics»  направлена на логистическую оптимизацию всех временных фаз жизненного цикла изделия: научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, поставки сырья и материалов, производство, обработка заказа и доставка готовой продукции потребителям, срок выполнения послепродажного сервиса и т.д. Для достижения сокращения времени полного логистического цикла в этой концепции предусмотрена интеграция с логистическими посредниками в системах дистрибьюции. В то же время эта концепция сейчас рассматривается как оптимизация логистического процесса компании в реальном времени. 
        Современные информационные технологии открыли эпоху конкуренции в режиме реального времени, создали возможность повышения оперативности и точности выполнения логистических операций и функций. Логистические менеджеры могут теперь получать более точную и оперативную информацию о продажах и принимать адекватные решения по управлению логистическими функциями, что уменьшает традиционную зависимость при принятии логистических решений от прогнозов (вернее, они становятся гораздо более точными), а также от необходимости поддерживать в логистических цепях и каналах значительные страховые запасы. 
         С этих позиций логистическая система должна строиться на основе применения современных информационных систем и технологий: интернет-решений, мобильного и электронного бизнеса; электронного документооборота; WAP-протоколов беспроводной связи; систем сканирования штрих-кодов и автоматической идентификации грузов; спутниковых систем связи и навигации, позволяющих отслеживать товарно-транспортные потоки в реальном масштабе времени. Применение концепции «логистика в реальном масштабе времени» позволяет ускорить выполнение логистических операций для уменьшения соответствующей потребности в финансовых ресурсах или отложить их выполнение до получения заказа. Цель состоит в том, чтобы ускорить оборачиваемость запасов, для чего следует сократить время от получения заказа до его отправки. Сокращение уровня запасов оказывается возможным благодаря тому, что вероятность ошибки прогноза сводится к минимуму. 
            Концепция «value added logistics» — «логистика добавленной стоимости» основана на достаточно простой идее: любая логистическая операция добавляет стоимость к продукту или услуге. Однако добавленная стоимость еще не означает ценности (полезности) данной операции с позиций потребителя. Эта концепция определяет логистический сервис как процесс создания существенных выгод в логистической цепи наиболее эффективным с точки зрения потребителя способом. Это определение отражает тенденцию рассматривать потребительский сервис с точки зрения ориентации на процесс, составляющей которого является управление цепями поставок. 
        Основной проблемой в рассматриваемой концепции является определение (специфицирование) потребностей клиента в логистических услугах и включение в этот процесс только тех операций/функций, которые действительно обеспечивают реализацию этих потребностей с минимальными затратами ресурсов. Ключевой вопрос при реализации концепции «value added logistics» можно сформулировать следующим образом: «Действительно ли затраты, выделенные на оказание логистических услуг, являются обоснованными, и если да, тем ли потребителям они предназначены?» Из этого вопроса с неизбежностью вытекает следующий: «Как определить базовый уровень обслуживания для большинства потребителей?» Наконец, ключевым потребителям может быть предложен уровень сервиса несколько выше базового. Логистический сервис сверх базового уровня называют логистикой с добавленной стоимостью. Такое обслуживание, по определению, уникально и предоставляется особым потребителям помимо базовых сервисных программ фирмы. 
    Очевидно, что стремление логистических посредников фирмы (например, в системах дистрибьюции, организации продаж, предпродажного и послепродажного сервиса) получить как можно большую прибыль может существенно увеличить общую стоимость и цену продукции и сервиса для конечного потребителя. Поэтому необходим логистический мониторинг затрат в цепи полной стоимости и первоочередное внимание к тем логистическим функциям, которые не поддерживаются самой фирмой, для контроля ситуации на рынке и выполнения стратегических задач. 

Информация о работе Основные логистические концепции и системы