Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:24, реферат
Логистика — стратегическое управление (менеджмент) материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готовой продукции. Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы и различные виды логистики (закупочная, производственная, распределительная, транспортная, информационная).
Основные логистические концепции и системы.
Логистические концепции «логистика в реальном масштабе времени» Time-based logisti и «логистика добавленной стоимости» Value added logistics.
Введение
Логистика — стратегическое управление
(менеджмент) материальными потоками в процессе
закупки, снабжения, перевозки и хранения
материалов, деталей и готовой продукции.
Понятие включает в себя также управление
соответствующими потоками информации,
а также финансовыми потоками. Логистика
направлена на оптимизацию издержек и
рационализацию процесса производства,
сбыта и сопутствующего сервиса как в
рамках одного предприятия, так и для группы
предприятий. В зависимости от специфики
деятельности компании применяются различные
логистические системы и различные виды
логистики (закупочная, производственная,
распределительная, транспортная, информационная).
Одним из таких видов является производственная логистика, в задачи которой входит обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.
Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий. Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения (в отличие от участников закупочного и распределительного логистических процессов, связанных товарно-денежными отношениями). Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и поэтому носит название производственной логистики. Таким образом, главная задача производственной логистики – управление материальным потоком.
Производственная логистика
Логистические системы: понятие, основные черты и свойства
Для начала рассмотрим понятие логистической системы. Как и для многих других основных понятий логистики, устоявшегося определения логистической системы нет. Наиболее распространенное в отечественной литературе определение гласит: «Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой».
В качестве логистической
системы можно рассматривать промышленное
предприятие, территориально-
Зарубежные ученые
и специалисты в области
С позиций системного подхода к организации бизнеса можно дать следующее определение. Логистическая система — это относительно устойчивая совокупность звеньев (структурных/функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управлением корпоративной стратегии организации бизнеса.
Использование понятие «логистическая сеть» позволяет дать более короткое определение. Логистическая система — совокупность логистической сети и системы администрирования, формируемая компанией для реализации своей логистической стратегии (тактики).
Логистические системы управления, как и любая система, в реальности могут находиться на различных стадиях развития и отличаться степенью полноты охвата различных компонентов производства и сбыта.
Данные, опубликованные в зарубежной печати, касающиеся опыта применения логистических систем управления в ряде компаний ведущих промышленных стран, позволяют считать, что для этих систем управления характерны четыре уровня развития или четыре степени полноты охвата компонентов производственно-сбытовой системы.
Для логистических систем первой степени полноты охвата компонентов характерно выполнение функций организации складирования продукции, готовой к отправлению, и ее транспортировки к потребителям. Такая система обеспечивает уменьшение рисков на выходе путем правильного и своевременного реагирования на ежедневные пики и колебания в заявках потребителей и непредвиденные задержки при доставке продукции в процессе удовлетворения этих заявок.
Для логистических систем второй степени полноты охвата компонентов характерно распространение их компетенции до выходов собственно производства. Подобные системы наряду с охватом системы транспортировки продукции к потребителям и складов готовой к отправлению продукции, что свойственно системам первой степени полноты, охватывают также внутризаводские склады готовой продукции. В функции таких систем входят обработка заказов, обслуживание потребителей, хранение готовой продукции на предприятии и управление внутризаводскими запасами готовой продукции.
Для логистических систем третьей степени полноты охвата компонентов характерно распространение их компетенции дополнительно (по сравнению с системами второй степени полноты охвата компонентов) на входные склады, систему доставки исходных материалов, сферу закупок и снабжение, а также на движение материалов во время производственного процесса. В соответствии с этой расширенной компетенцией такие системы, дополнительно к рассмотренным ранее, выполняют функции управления закупкой и доставкой сырья и комплектующих, управление запасами сырья и комплектующих, а также уровнем незавершенного производства.
Наконец, логистические системы четверто
Логистическая система обладает определяющими свойствами, характерными для любой системы, но конкретизированными применительно к задачам логистики.
8. Структурированность. Предполагает наличие определенной организации структуры логистической системы, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления и обеспечивающих ее декомпозицию.
Для логистических систем одним из основных факторов, оправдывающих использование подобной концепции организации и управления, является их способность гибко реагировать и учитывать изменения в рыночной и производственной ситуациях. К таким изменениям условий внешней среды могут относиться изменения спроса на те или иные товары и услуги, выход из строя технологического оборудования, изменения транспортных тарифов, ввод или вывод из строя тех или иных транспортных каналов, изменения в процентных ставках по кредитованию и т. п.
Поэтому логистическая система представляет собой некоторую производственную систему с обратной связью. Характер выполняемых логистических операций изменяется по ходу функционирования системы под воздействием изменяющихся внешних условий.
Логистическая концепция и какие существуют основные концепции логистики
Термин «концепция» означает способ понимания, трактовки объекта исследования, основную точку зрения по данному вопросу, руководящую идею для систематизированного освещения. Также — ведущий замысел, методологические принципы, основу в научно-исследовательской разработке. Используя это определение, логистическую концепцию для организаций бизнеса можно трактовать как руководящую идею, как платформу поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками. Возникновение и развитие логистических концепций тесно связано с эволюцией бизнеса в промышленно развитых странах. Фундаментальными концепциями в логистике являются:
В процессе эволюции логистики в бизнесе возникли и получили интенсивное развитие такие логистические концепции/технологии, как:
- RP (Requirements/Resourse planning) - планирование потребностей/ ресурсов;
- JIT (Just-in-time ) - точно в срок;
- LP (Lean Production) - «плоское» производство.
Среди прочих логистических концепций, большинство которых появилось в последние 5—7 лет, можно указать следующие:
- Supply chain management (SCM ) — «управление цепью (цепями)
поставок»;
- Time-based logistics — «логистика в реальном масштабе времени»;
- Value added logistics — «логистика добавленной стоимости»;
- E-logistics — «Электронная логистика»;
- Virtual logistics — «Виртуальная логистика».
Концепции «time-based logistics» и «value added logistics»
Остановимся подробнее на концепциях
«time-based logistics» и «value added logistics».
Чтобы
быть конкурентоспособной на рынке, фирме
необходимы гибкость и динамичность, т.е.
быстрая адаптация к изменяющимся условиям
рыночной среды и спроса на ее продукцию.
Таким образом, наибольшее значение приобретает
фактор времени.
Концепция «Time-based logistic
Современные информационные
технологии открыли эпоху конкуренции
в режиме реального времени, создали возможность
повышения оперативности и точности выполнения
логистических операций и функций. Логистические
менеджеры могут теперь получать более
точную и оперативную информацию о продажах
и принимать адекватные решения по управлению
логистическими функциями, что уменьшает
традиционную зависимость при принятии
логистических решений от прогнозов (вернее,
они становятся гораздо более точными),
а также от необходимости поддерживать
в логистических цепях и каналах значительные
страховые запасы.
С этих позиций
логистическая система должна строиться
на основе применения современных информационных
систем и технологий: интернет-решений,
мобильного и электронного бизнеса; электронного
документооборота; WAP-протоколов беспроводной
связи; систем сканирования штрих-кодов
и автоматической идентификации грузов;
спутниковых систем связи и навигации,
позволяющих отслеживать товарно-транспортные
потоки в реальном масштабе времени. Применение
концепции «логистика в реальном масштабе
времени» позволяет ускорить выполнение
логистических операций для уменьшения
соответствующей потребности в финансовых
ресурсах или отложить их выполнение до
получения заказа. Цель состоит в том,
чтобы ускорить оборачиваемость запасов,
для чего следует сократить время от получения
заказа до его отправки. Сокращение уровня
запасов оказывается возможным благодаря
тому, что вероятность ошибки прогноза
сводится к минимуму.
Концепция «value added logisti
Основной проблемой
в рассматриваемой концепции является
определение (специфицирование) потребностей
клиента в логистических услугах и включение
в этот процесс только тех операций/функций,
которые действительно обеспечивают реализацию
этих потребностей с минимальными затратами
ресурсов. Ключевой вопрос при реализации
концепции «value added logistics» можно сформулировать
следующим образом: «Действительно ли
затраты, выделенные на оказание логистических
услуг, являются обоснованными, и если
да, тем ли потребителям они предназначены?»
Из этого вопроса с неизбежностью вытекает
следующий: «Как определить базовый уровень
обслуживания для большинства потребителей?»
Наконец, ключевым потребителям может
быть предложен уровень сервиса несколько
выше базового. Логистический сервис сверх
базового уровня называют логистикой с добавленной стоимостью. Такое обслуживание, по определению,
уникально и предоставляется особым потребителям
помимо базовых сервисных программ фирмы.
Очевидно, что стремление логистических
посредников фирмы (например, в системах
дистрибьюции, организации продаж, предпродажного
и послепродажного сервиса) получить как
можно большую прибыль может существенно
увеличить общую стоимость и цену продукции
и сервиса для конечного потребителя.
Поэтому необходим логистический мониторинг
затрат в цепи полной стоимости и первоочередное
внимание к тем логистическим функциям,
которые не поддерживаются самой фирмой,
для контроля ситуации на рынке и выполнения
стратегических задач.
Информация о работе Основные логистические концепции и системы