Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:21, доклад
«Методологический аппарат логистики» предлагается рассмотреть в разрезе следующих вопросов:
• общая характеристика методов решения логистических задач;
• моделирование в логистике;
• определение и основные принципы системною подхода;
«Методологический аппарат логистики» предлагается рассмотреть в разрезе следующих вопросов:
• общая характеристика методов решения логистических задач;
• моделирование в логистике;
• определение и основные принципы системною подхода;
• сравнительная характеристика классического и системного подходов к формированию систем;
• пример классического и системного подходов к организации материального потока.
Изучение первого вопроса темы формирует общее представление о методах логистики, всю совокупность которых можно разделить на д ве г р у п п ы :
- методы, которые традиционно использовались и используются при управлении материальными потоками, то есть в процессе транспортировки, складирования и выполнения других логистических операций (вне зависимости от степени реализации идеи логистики, то есть от степени согласованности действий участников логистического процесса);
- специфические методы, позволяющие осуществлять эффективное управление сквозными материальными потоками. К таким методам относят системный подход, кибернетический подход, прогностику, методы исследования операций и др.
Основные методы, применяемые для решения научных и практических задач в области логистики.
1. Методы системного анализа.
2. Методы теории исследования операций.
3. Кибернетический метод.
4. Метод прогнозирования.
5. Метод экспертных оценок.
6. Методы моделирования.
Применение этих методов позволяет: прогнозировать материальные потоки; создавать интегрированные системы управления и контроля; разрабатывать системы логистического обслуживания; оптимизировать запасы; все логистические задачи решаются этими методами. До начала широкого применения логистики принятие решения по управлению материальными потоками в значительной степени основывалось на интуиции квалифицированных снабженцев, сбытовиков, производственников, транспортников. Логистика до сих пор изыскивает возможности широкого применения опыта названной категории профессионалов. Решение логистических задач, таким образом, является практическим применением метода экспертных оценок.
Наиболее часто в логистике применяется имитационное моделирование — в нем закономерности, определяющие характер количественных отношений остаются непознанными, логистический процесс остается «черным ящиком». Например, мы нажимаем на кнопки телевизора, получая результат, не знаем, какие именно процессы происходят внутри него. Основные процессы имитационного моделирования:
1. Конструирование модели реальной системы.
2. Постановка экспериментов на этой модели.
Цели: понять поведение логистической системы; выбрать стратегию, обеспечивающую наиболее эффективное функционирование логистической системы.
Как правило, имитационное моделирование осуществляется с помощью компьютеров. Основные условия, при которых рекомендуется применять имитационное моделирование. 1. Не существует законченной постановки данной задачи, либо еще не разработаны аналитические методы решения сформулированной математической модели.
2. Аналитические модели имеются, но процедурой столь сложны и трудоемки, что имитационное моделирование дает более простой способ решения задач.
3. Аналитические решения существуют, но их реализация не возможна вследствие недостаточной математической подготовки персонала.
Достоинства имитационного моделирования.
1. Этим методом можно решать более сложные задачи.
2. Данные модели позволяют достаточно просто учитывать случайные воздействия и другие факторы, которые создают трудности при аналитическом исследовании.
3. При имитационном моделировании воспроизводится процесс функционирования системы во времени.
4. Сохраняется логическая структура.
Недостатки имитационного моделирования.
1. Исследования с помощью этого метода обходятся дорого.
1.1. Необходим высококвалифицированный специалист-программист.
1.2. Необходимо большое количество машинного времени.
1.3. Модели разрабатываются для конкретных условий и не могут применяться для других похожих моделей.
2. Велика возможность ложной имитации.
Это может произойти даже при незначительных изменениях в реальных условиях. Описание имитационной модели можно завершить словами Р. Шеннона: «Разработка и применение имитационных моделей в большей степени искусство, чем наука. Следовательно, успех или неудача в большей степени зависит не от метода, а от того, как он применяется».
Другим специфическим методом логистики является системный подход позволяющий увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи. Системный подход позволяет.
1. Изучать трудно наблюдаемые свойства.
2. Улучшить отношения внутри объектов.
3. Изучить их интегративные свойства.
4. Изучить внутренние и внешние связи.
Функционирование логистических систем характеризуется жесткими связями. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих целей функционирования системы, может оказаться ошибочным.
Например, в рассматриваемой схеме движения сахарного песка, допустим, что производитель, не согласовав с оптовым и розничным звеном, установил фасовочное оборудование. Хотя в принципе, фасование песка вещь нужная, а без согласования может привести к сбоям. Оптовое звено ждет мешки по 100 кг, а получает пакетики по 2 кг. Решение о фасовки сахарного должно было применяться по принципу взаимосвязи. При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода.
1. Принцип последовательного продвижения по этапам создания системы. Соблюдение этого принципа означает, что система сначала должна исследоваться на макроуровне, то есть во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микроуровне, то есть внутри своей структуры.
2. Принцип согласования информационных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем.
3. Принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.
Классический подход означает переход от частного к общему. Формирование системы происходит путем слияния ее компонентов, разрабатываемых отдельно. На первом этапе определяются цели функционирования отдельных подсистем. На втором этапе анализируется информация. На третьем этапе формируются подсистемы, которые в совокупности образуют работоспособную систему. В отличие от классического, системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит конечная цель, ради которой создается система. Последовательность формирования системы при системном подходе.
1. Определяются и формируются цели функционирования системы.
2. На основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней среды определяются требованиям, которым должна удовлетворять система.
3. На базе этих требований формируются, ориентировочно, некоторые подсистемы.
4. Наиболее сложный этап синтеза системы: анализ различных этапов и выбор подсистем, организация их в единую систему. В логистике один из основных принципов синтеза систем — моделирование.
http://logistics-seminars.ru
4