Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 10:46, реферат
В настоящее время для экономических отношений характерна одна особенность: если раньше на рынке появлялись только чётко определённые виды интеллектуального продукта (произведения науки, литературы и искусства, результаты технического творчества и некоторые другие), то теперь виды интеллектуального продукта систематически расширяются (компьютерные программы, секреты производства, базы данных и основанная на них информация и т.п.), это связано с тем, что объектом рыночных отношений становятся результаты интеллектуального труда, если конкретное достижение представляет коммерческий интерес.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические подходы к определению сущности логистики………4
1.1 Сущность и этапы развития логистики……………………………………...4
1.2 Концептуальные положения логистики……………………………………11
Глава 2. Материальные потоки и логистические операции…………………..15
2.1 Понятие материального потока…………………………………………….15
2.2 Виды материальных потоков………………………………………………17
2.3 Логистические операции…………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...24
Глава 1. Теоретические подходы к определению сущности логистики………4
1.1 Сущность и этапы развития логистики……………………………………...4
1.2 Концептуальные положения логистики……………………………………11
Глава 2. Материальные потоки и логистические операции…………………..15
2.1 Понятие материального потока…………………………………………….15
2.2 Виды материальных потоков………………………………………………17
2.3 Логистические операции…………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
В настоящее время для экономических отношений характерна одна особенность: если раньше на рынке появлялись только чётко определённые виды интеллектуального продукта (произведения науки, литературы и искусства, результаты технического творчества и некоторые другие), то теперь виды интеллектуального продукта систематически расширяются (компьютерные программы, секреты производства, базы данных и основанная на них информация и т.п.), это связано с тем, что объектом рыночных отношений становятся результаты интеллектуального труда, если конкретное достижение представляет коммерческий интерес.
Существенная особенность рынка интеллектуального продукта заключается в том, что на нём выступает не сам продукт, а права на него. Вне прав такой продукт, являющийся нематериальным по природе, выступать на рынке не может без чьего-либо разрешения и без выплаты вознаграждения. Поэтому построение рыночных отношений - это в большой мере вопрос правовой охраны продукта, установление на него исключительного права и вытекающих из этого законодательных ограничений использования. При этом деятельность, в результате которой появляется исключительное право или создаётся продукт, на который возможно закрепление исключительного права путём его дальнейшей регистрации, становится все более распространённой и весомой.
Научно-технический прогресс порождает новые условия предпринимательства, для которых характерна повышенная степень опасности нарушения прав на интеллектуальную собственность. Производство и сбыт продукции в современных условиях невозможны без детальной проработки вопросов охраны и защиты прав на интеллектуальную собственность. Предприятиям, не позаботившимся об охране и защите своих прав, угрожают либо прямые потери прибыли, либо ущерб предпринимательству вследствие утраты исключительных прав на продукты (изделия) или услуги.
С 1 января 2008 г. введена в действие четвёртая часть Гражданского кодекса Российской Федерации - раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Этот законодательный акт принят Государственной думой 24 ноября 2006 г., одобрен Советом Федерации 8 декабря 2006 г., подписан Президентом РФ 19 декабря 2006 г. за № 230-ФЗ. Согласно Закону РФ от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие четвёртой части Гражданского кодекса Российской Федерации» действующие до этого времени законодательные акты признаются утратившими силу (Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1, Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520-1, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351, Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 г. № 3523-1, Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 г., Закон РФ «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98 и др.).
1. Сущность понятия «интеллектуальная собственность»
Для того, чтобы проанализировать рынок интеллектуальной собственности, для начала необходимо определиться с понятием интеллектуальной собственности.
Универсального, общепризнанного определения интеллектуальной собственности не существует.
Термин «интеллектуальная собственность» был введен в ст. 44 Конституции РФ, а затем и в Гражданском кодексе РФ, где он используется в ст. 2, 128 и 138.
В ст. 44 Конституции РФ определено, что каждому гражданину гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, ст. 138, «В случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты творческой (интеллектуальной) деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг». Однако следует отметить, что речь идет только об отчуждаемых от физического лица результатах творческой деятельности и соответственно о правах субъекта.
Понятие «интеллектуальная собственность» также определено международным правовым актом — Конвенцией, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.), к которой наша страна присоединилась в результате ее ратификации Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19.09.68 г. В Конвенции дана следующая формулировка: « Интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к литературным, художественным произведениям, исполнительной деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».
26 июня 2000 г. на втором заседании Консультативного комитета по вопросам политики Всемирной организации интеллектуальной собственности была принята Всемирная декларация по интеллектуальной собственности, в которой сообщается о важности охраны прав интеллектуальной собственности для развития экономики и культуры.
В широком понимании «интеллектуальная собственность» означает закрепленные законом временное исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство, которое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на определенные формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, таким образом, могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых.
Правовая охрана интеллектуальной собственности осуществляется в развитых государствах для регулирования имущественных (экономических) и «имущественных (моральных) правоотношений, возникающих в связи с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности. Регламентация этих отношений производится в основном в рамках двух традиционных ветвей права: патентного и авторского. Под действие первой из них попадают отношения в связи с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами. А вторая связана с правоотношениями, касающимися литературных, научных, художественных, музыкальных произведений и других объектов авторского права. Однако некоторые объекты интеллектуальной собственности, получившие распространение сравнительно недавно, не поддаются регулированию в рамках двух упомянутых ветвей законодательства. Такие объекты интеллектуальной собственности принято называть нетрадиционными, и для них используется специальное законодательство. К их числу относятся открытия, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, коммерческая тайна и др. Особое место занимает законодательство о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции -товарные знаки, знаки обслуживания, наименования места происхождения товара и фирменные наименования.
Защита прав и законных интересов авторов, обладателей патентов и других владельцев объектов интеллектуальной собственности осуществляется в судебном и административном порядке. Общим является судебный порядок, так как защита прав в административном порядке производится лишь в случаях, прямо указанных в законе. Административный порядок используется, например, при подаче возражений на экспертное заключение в апелляционную палату патентного ведомства, подаче заявления в федеральный антимонопольный орган (его территориальное представительство) о нарушении правил добросовестной конкуренции организацией, использующей запатентованное изобретение или зарегистрированный товарный знак без разрешения правообладателя. Палата вправе вынести обязательное для исполнителя решение по вопросам экспертизы, а антимонопольный орган - предписание об устранении нарушения и применить к нарушителю установленные законом санкции. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде любой из сторон. Исключением являются споры, относящиеся к компетенции Высшей патентной палаты.
Судебные санкции против нарушителей прав на объекты интеллектуальной собственности могут быть гражданско-правовыми (возмещение причиненных убытков, возврат незаконно полученной технической документации, запрещение нарушителю ее использовать и так далее) и уголовно-правовыми (штрафы, лишение свободы).
Далее рассмотрим объекты интеллектуальной собственности как составляющие рынка интеллектуальной собственности более подробно.
2. Объекты интеллектуальной собственности.
Патентное право
Объектом патентного права являются интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.
Изобретение — техническое решение задачи, относящееся к продукту или способу, обладающее новизной, неочевидностью (изобретательским уровнем) и пригодное к осуществлению промышленным путем. Изобретением является неизвестное ранее знание о том, как решить (удовлетворять) определённую общественную (утилитарную) проблему (потребность).
Полезная модель - техническое решение, относящееся к устройству, обладающее новизной, имеющее явно выраженные формы пространственного воплощения и пригодное к осуществлению промышленным путем. К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.
Промышленный образец — художественно-конструкторское решение внешнего вида изделия, обладающее новизной, оригинальностью, удовлетворяющее современным требованиям технической эстетики и осуществимое промышленным путем.
Патент является документом, удостоверяющим приоритет, авторство изобретения, полезной модели, промышленного образца и исключительное право на его использование. Обладателю патента предоставляется право запретить использование объекта интеллектуальной собственности в коммерческих целях любому юридическому или частному лицу. Государство, выдавшее патент, тем самым обязуется защищать монопольные права патентообладателя с помощью своих правоохранительных органов - судов, прокуратуры, милиции и так далее.
Срок действия исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец и удостоверяющего это право патента составляет: двадцать лет - для изобретений; десять лет - для полезных моделей; пятнадцать лет - для промышленных образцов.
Охранные документы довольно сложны и имеют важные и далеко идущие экономические и юридические последствия для авторов и работодателей. Поэтому подготовка заявочных материалов и последующая переписка с патентными ведомствами, как правило, производится патентоведами или патентными поверенными с участием авторов.
В России, как и во многих других странах, право на получение патента на объект интеллектуальной собственности, созданный работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или полученного от работодателя конкретного задания, принадлежит работодателю, если договором между ними не предусмотрено иное.
Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
Товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее - товары) юридических или физических лиц.
Товарный знак — это обозначение (символ), предназначенное для того, чтобы отличить соответствующие товары одних производителей от однородных товаров других производителей. Поэтому необходимым условием его охраны является новизна. Товарный знак в виде слова, рисунка проставляется на изделии.
Знак обслуживания — аналогичное товарному знаку обозначение (символ), предназначенное для того, чтобы отличить услуги одного юридического или физического лица от однородных услуг других юридических и физических лиц. Поэтому необходимым условием его охраны также является новизна.
Так как знак обслуживания - это товарный знак, связанный с представлением услуг, то он используется отелями, ресторанами, туристическими бюро, магазинами, химчистками, авиакомпаниями и др.
Бренд - заявленный и широко и неоднократно разрекламированный на рынке товарный знак (знак обслуживания), известный потребителю и конкурентам, знак, вызывающий определённые устойчивые ассоциации у значительной части потребителей (клиентов), конкурентов, партнёров по бизнесу.
Наименование места происхождения товара - это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами, либо природными условиями и людскими факторами одновременно.
По наименованию места нахождения товара можно судить о специфических свойствах и качестве товара, которые определяются географическими условиям и района, где этот продукт произвели. Использовать место происхождения правомочны только предприятия, расположенные в данной географической зоне, и только применительно к конкретным продуктам, произведённым в этих зонах, например названия минеральной воды («Боржоми», «Ессентуки»), вин («Букет Абхазии», «Мадера»), продуктов питания (икра «Камчатская», калач «Саратовский», «Соль Карловарская») и др.
Информация о работе Материальные потоки и логистические операции