Логистика снабжения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:05, доклад

Описание работы

Основным объектом управления логистики, как хозяйственной деятельности, является сквозной материальный поток, т. е. материальный поток (МП) (рис. 1.1), проходящий по логистической цепи (ЛЦ), начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю.

Работа содержит 1 файл

логистика.docx

— 131.19 Кб (Скачать)

     1

     Основным объектом управления логистики, как хозяйственной деятельности, является сквозной материальный поток, т. е. материальный поток (МП) (рис. 1.1), проходящий по логистической цепи (ЛЦ), начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю.

     В ходе прохождения по логистической цепи МП доводится до предприятия, затем организуется его рациональное движение через цепь складских и производственных участков, после чего ГП доводится до потребителя. Качественный состав МП по мере продвижения по ЛЦ меняется. Между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием, а также между различными производственными предприятиями движутся, как правило, массовые однородные грузы: сырье, материалы, полуфабрикаты. Внутри отдельных производств между цехами и внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты. В конце ЛЦ МП состоит из разнообразных товаров, готовых к употреблению.

     В ходе движения по логистической цепи (рис. 1.2) МП проходит через стадии закупки, поставки, хранения, производства, распределения и потребления ГП.

        Рис. 1.1. Принципиальная схема ЛЦ, сквозного МП и ИП

     

        Рис. 1.2. Принципиальная схема преобразований МП в ЛЦ  

     Новизна логистики заключается в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению сквозным МП. Выделение МП в качестве объекта управления и связанное с этим абстрагирование от ряда факторов приводит к некоторому упрощению экономических процессов и к существенному сокращению размерности задач моделирования. Это позволяет проектировать сквозные ЛЦ, решать задачи сквозного мониторинга движения грузов, начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю, и, в целом, открывает новые возможности формализованного исследования экономических процессов. На рис. 1.3 представлен традиционный и логистический подходы к управлению МП на макроуровне.

      

     Рис. 1.3. Традиционный и логистический подходы

     к управлению МП на макроуровне

     На макроуровне МП проходит по ЛЦ, состоящей из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из предприятий осуществляется обособленно его собственником (рис. 1.3, a). При этом понятие сквозного МП не выделяется и задача управления им не ставится и не решается. В результате такие важные показатели этого потока, как себестоимость, надежность поступления, качество и др., на выходе цепи складываются в определенной степени случайно и бывают далеки от оптимальных. При логистическом подходе объектом управления является сквозной МП (рис. 1.3, b). При этом обособленность предприятий в значительной степени преодолевается с целью согласования управления сквозным МП. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. В рамках всей цепи продвижение МП происходит с минимальными затратами.

     На микроуровне ЛЦ состоит из различных служб одного предприятия. При традиционном подходе задача совершенствования сквозного МП внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений (рис. 1.4, а). Показатели МП на выходе предприятия так же, как и в случае макроуровня, далеки от оптимальных.

      

     Рис. 1.4. Традиционный и логистический подходы

     к управлению МП на микроуровне

     При логистическом подходе (рис.1.4, b) на предприятии выделяется и получает существенные права служба логистики, для которой приоритетной задачей является управление сквозным МП, поступающим извне и проходящим через склады службы снабжения, производственные цеха, склады ГП и уходящим к потребителю. В результате показатели МП на выходе из предприятия становятся управляемыми.

     Таким образом, принципиальное отличие логистического подхода к управлению МП от традиционного заключается:

      1)   в объединении разрозненных МП в единый сквозной МП;

      2)   выделении единой функции управления сквозным МП;

      3)   технической, экономической, информационной интеграции отдельных звеньев ЛЦ в единую систему (на макроуровне – различных предприятий, на микроуровне – различных служб предприятия).

     2

     ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

     Логистическая система – упорядоченное множество (совокупность) элементов, находящихся в определенных связях друг с другом, образующих определенную целостность и выполняющих те или иные функции логистики.

     Свойства  логистической системы:

     1) цеостность и членимость – логистическая система представляет собой совокупность элементов, взаимодействующих между собой;

     2) сложность – большое число  элементов, сложный характер взаимодействия  между отдельными элементами, сложность  функций, сложная система управления, обусловливаемая воздействием на  логистическую систему значительного числа факторов внутренней и внешней среды;

     3) подвижность – изменчивость параметров  элементов логистической системы под влиянием внешней среды, а также решений, принимаемых участниками цепи поставок;

     4) уникальность, непредсказуемость и  неопределенность поведения в  конкретных условиях и под  влиянием внешней среды;

     5) адаптивность – способность логистической системы изменять свою структуру и выбирать варианты поведения сообразно с новыми целями и под воздействием внешней среды.

     Элемент логистической системы – функционально обособленный объект, выполняющий локальную целевую функцию.

     Логистическая функция – укрупненная группа операций, однородных с точки зрения их цели и направленных на реализацию целей логистической системы.

     Логистический канал – частично упорядоченное множество предприятий и организаций, осущест

     вляющих доведение материального потока от производителя до потребителей.

     Логистическая цепь – упорядоченное множество элементов логистической системы (множество предприятий и организаций, осуществляющих операции по доведению потока от одной системы до другой), интегрированных материальным (информационным или финансовым) потоком с целью анализа или синтеза логистических процедур.

     Логистическая сеть – множество элементов логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам. Логистические задачи решаются не изолированно, а в комплексе. При этом учитывается многообразие воздействующих факторов внутренней и внешней среды – технических, технологических, экономических, правовых и организационных.

     Основным  методом исследования логистических систем является системный метод. Любой объект при таком подходе рассматривается как комплекс взаимосвязанных подсистем, совокупность, состоящая из закономерно структурированных и организованных элементов, каждый их которых выполняет свою отдельную функцию, но все вместе они ориентированы на достижение одной общей цели. Системный подход есть систематизация и объединение предметов или знаний о них путем установления существенных связей между ними.

     Одной из главных задач системных исследований в логистике является выявление  и анализ законов и соотношений, общих для различных функциональных областей логистической деятельности. Междисциплинарный характер законов, понятий и методов исследований

     5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ЛОГИСТИЧЕСКИХ  СИСТЕМ 

     нализ логистических систем – это процедура выработки, обоснования и принятия решений в процессе исследования и формирования логистических систем предприятий.

     Потребность в анализе логистических систем возникает в следующих случаях:

     1) при решении логистических задач:

     – когда определяется, что нужно  знать и понимать специалистам службы логистики и других функциональных подразделений предприятия;

     – когда требуется увязка цели логистической системы со множеством средств ее достижения;

     – когда элементы логистической системы имеют разветвленные связи, которые могут вызывать отдаленные последствия в различных звеньях цепи поставок, и решения по ним требуют учета общих затрат по цепи поставок продукции;

     – когда имеют место трудно сравниваемые варианты решений или достижения комплекса целей;

     2) при формировании новых логистических систем;

     3) при осуществлении деятельности  по улучшению бизнеса;

     4) при принятии стратегических  решений в области логистики,  учитывающих факторы неопрееленности и риска;

     5) при выработке ответственных  решений на отдаленную перспективу  (15–20 лет). Потребность в анализе  логистических систем возникает тогда, когда хочется многого, а возможности и средства ограничены. В этих условиях важно упорядочить процедуру определения целей – выяснить их приоритеты и иерархию. Суть анализа состоит в том, чтобы сложное превратить в простое, т. е. труднопонимаемую логистическую проблему превратить в серию задач, имеющих методы решения, найти эффективные средства управления сложными логистическими объектами.

     Порядок исследования логистической системы:

     1) логистическая система разбивается на составляющие элементы в целях выделения задач, более доступных для решения;

     2) выбираются и применяются наиболее  подходящие специальные методы  для решения отдельных задач;

     3) частные решения объединяются  таким образом, чтобы было построено  общее решение глобальной задачи  логистической системы.

     Основные  задачи, решаемые при анализе логистических систем:

     1) правильно и четко описать  логистическую систему, сформулировать ее основные цели;

     2) установить степень взаимосвязи  целей логистической системы со средствами их достижения;

     3) выявить назначение элемента, решающего  логистическую задачу, с тем чтобы определить его состав, методы, формы и способы взаимодействия с другими элементами логистической системы;

     4) выявить назначение элемента, решающего  логистическую задачу, с тем чтобы определить его состав, методы, формы и способы взаимодействия с другими элементами логистической системы;

     5) разработать несколько вариантов  развития логистической системы при воздействии различных факторов внутренней и внешней среды;

     6) выбрать оптимальный курс развития  логистической системы;

     7) выявить эффективность организации  управления предприятием, функции  и структуру органов управления;

     8) разработать конкретные показатели  функциониро

     6. ЭТАПЫ АНАЛИЗА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ  СИСТЕМЫ 

     Анализ  логистической системы включает в себя несколько этапов:

     1) осознание логистической проблемы.

     Логистичекая проблема – несоответствие между необходимым (желаемым) и фактическим положением дел в области логистической деятельности предприятия. Правильное и точное формулирование логистической проблемы является первым и необходимым этапом исследования логистической системы. Проблемы определяются на основе функционирования логистической системы и ограничений внешней среды. К логистической системе могут предъявляться следующие требования: гибкость, необходимость быстрой адаптации к изменениям внешней среды в условиях политической и экономической нестабильности, возможности функционирования при неразвитой инфраструктуре и сфере обращения и др.;

     2) формулирование глобальной цели  и критерия оценки эффективности  функционирования логистической системы. Для того чтобы сформулировать глобальную цель логистической системы предприятия, а также выбрать критерий оценки эффективности функционирования логистической системы, необходимо знать особенности логистического бизнеса, теорию систем и технологию функциониования объекта исследования;

Информация о работе Логистика снабжения