Логистика: определение, история, основные понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:06, реферат

Описание работы

Логистика — часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.[1]
Более широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных система

Работа содержит 1 файл

Логистика.docx

— 30.71 Кб (Скачать)

Логистика — часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.[1]

Более широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.[2]

С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки, продажи, и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

История логистики

По мнению подавляющего большинства  ученых и исследователей, термин «логистика»  происходит от греческого слова и  означает «искусство вычислять, рассуждать». Известно, что в Древней Греции на службе находилось десять логистов, занимающихся государственными вычислениями (расчетами). В период существования Римской империи на государственной службе у римлян также были служители, носившие титул логиста. Основной функцией логистов было распределение продуктов питания.

Однако истоки возникновения логистики  уходят корнями в еще более  глубокие пласты истории.  Последние археологические исследования зарубежных ученых однозначно подтверждают это. Вот один из многих, заслуживающий внимания показательный факт. В 1928 г. плуг сирийского землепашца натолкнулся на камень, под которым оказался склеп с древней керамикой. Вряд ли тот землепашец осознавал ценность своего открытия. Узнав о случайной находке, на то место в следующем году приехали французские археологи. Вскоре была найдена надпись, позволившая археологам определить, руины какого города находятся под землей. Это был Угарит, один из важнейших древних городов Ближнего Востока. А сами документы датированы XIV в. до н. э.

Процветание Угарита было связано  не только с его удачным географическим расположением, но и с развитием  науки. Об этом свидетельствуют найденные  среди руин Угарита тысячи глиняных табличек. В их числе хозяйственные, дипломатические, юридические и  экономические документы, записанные на восьми языках с использованием пяти видов письма. Современная расшифровка, в частности экономических документов, ясно свидетельствует о существовании в то далекое время логистики как науки о перемещении продуктов и множества товаров внутри самого города и между городами сопредельных государств по суше и морскими путями.

Однако в настоящее время  в подавляющем большинстве научных  статей, учебных пособий и учебников  появление и развитие логистики  рассматривается в историческом ракурсе как составная часть  военного искусства, а точнее, как  военная наука.

Этапы становления  и развития логистики

Первый этап относится к ХIV в. до н. э. – I веку н. э. Он характеризуется использованием логистического подхода для управления движением товаров на микро- и макроуровнях, то есть внутри государства (города) и между государствами. В этот период зарождаются первые принципы логистики, разрабатываются элементарные методы расчета доставки товаров сухопутными и морскими путями; начинает использоваться логистический подход в управлении перемещением и материально-техническим снабжением войск.

Второй этап – это первое тысячелетие н. э. – конец ХIХ в.. В этот довольно длительный период логистика развивалась как военная наука. Принципы логистики отрабатывались, в основном, на доставках и в процессе распределения военной амуниции, а также в управлении войсками.

Об этом периоде получены сведения из археологических раскопок в Греции. Расшифровка фрагментов текста, написанного на пергаменте, дала информацию о том, что в государственном  правлении Греции на службе состояло десять логистов.

Третий этап в развитии логистики приходится на начало 1900-х гг. и середину (1950-е гг.) ХХ в.

Начало ХХ в. ознаменовано тем, что накопленный теоретический  и практический опыт логистики в  военном деле постепенно находил  применение во всех отраслях экономики, изучая и трансформируя процессы и операции, связанные с пространственно-временным  перемещением ресурсов, а точнее, товарно-материальных ресурсов. Активизация развития логистики в начале ХХ в., очевидно, связана с цепью последовательно разразившихся мировых экономических кризисов 1900–1903 гг., 1907 г., 1920 г. К этому периоду относится появление первых логистических сообществ, в частности Национальной ассоциации проблем управления запасами. Она была основана в 1915 г в США. В дальнейшем (1967 г.) ассоциация была преобразована в Национальную ассоциацию агентов снабжения.

Новая волна экономических  кризисов (1929–1933, 1937–1939, 1948–1949, 1953–1954, 1957–1958, и особенно 1973–1975 гг. – этот кризис охватил все капиталистические  страны и отличался высоким уровнем  инфляции и безработицы, переплетением  с глубокими структурными кризисами, поразившими важнейшие сферы производства – энергетику, сырьевые отрасли, включая и сельское хозяйство, а также валютную систему) потребовала от правительств стран Западной Европы и США разработки срочных мер по стабилизации экономики. Ученые и специалисты вынуждены были искать ту спасительную «соломинку», которая поможет не утонуть в «океане кризисов». Такой «соломинкой» оказалась логистика. Как наука она начинает все шире проникать в различные отрасли экономики. Логистический подход используется при управлении материальными потоками в сфере обращения.

Четвертый этап ограничивается 50-ми и началом 80-х гг. ХХ в. Начало второй половины ХХ в. ознаменовано созданием в США Национального совета по менеджменту физического распределения, который немногим позже был преобразован в Совет логистического менеджмента. Особенно активно процесс логистизации в экономической сфере начался в 90-х гг. ХХ в. Начинают ежегодно проводиться международные симпозиумы, конференции и конгрессы, на которых обсуждаются научные и практические проблемы логистики. Так, известны: представительный форум по логистике, состоявшийся в октябре 1989 года в Париже; семинар по логистике, проведенный в Москве в это же время. Примечательно, что в ходе семинара советские ученые вышли с инициативой организовать в СССР Ассоциацию специалистов-логистов.

Ученые и специалисты  США, Европы и Азии постепенно расширяли  сферу влияния логистики на все  отрасли экономики. 
В Швейцарии был создан Европейский центр по логистике. В ряде городов Западной Европы организованы научные и учебные центры по подготовке специалистов, владеющих правилами и принципами логистики. Транснациональные компании, крупные фирмы создают специальные службы и отделы логистики. В США подавляющее большинство фирм и компаний в своей производственной и коммерческой деятельности используют принципы логистики.

В бывшей ГДР в конце 80-х гг. ХХ в. была разработана и внедрена логистическая система единого комплексного управления транспортом страны (ЛСЕКУТ), в основе которой лежала комплексная оптимизация грузовых перевозок. Она включала: внедрение достижений научно-технического прогресса, интенсификацию производства и транспорта в единой цепи от производства до потребления, оптимизацию взаимосвязей между производством и транспортом с уменьшением транспортных потребностей предприятий и соответствующим снижением расходов на перевозку продукции, а также оптимизацию самих транспортных процессов на основе совершенствования методов планирования и управления транспортом.

В Венгрии (Технический университет, г. Будапешт) многие годы проводились  исследования по формированию логистических  систем, в большей степени связанных  с производством. Так, в Научно-исследовательском  институте общественного транспорта под руководством Георгия Тремко в 80-е гг. ХХ в. была разработана логистическая система производства запасных частей к машинам различных наименований и предназначения.

Нельзя не отметить и тот  факт, что в бывшем СССР также  развивалась и использовалась логистика, правда, ее называли рохрематикой – наукой об изучении процессов движения материалов от первичного источника к конечному потребителю. Эта наука рассматривает управление материальными потоками при помощи экономико-математического моделирования. Ее цель – сократить общее время прохождения материального потока (цикл) и общие затраты на перемещение, хранение, упаковку, распределение сырья, полуфабрикатов, готовой продукции.

В эпоху развитого социализма в СССР разрабатывались и внедрялись логистические системы, правда, лишь на микроуровнях. Так, известны созданные  транспортные производственные логистические  системы, основными элементами которых  являлись производители, потребители, транспорт. В Научно-исследовательском  институте автомобильного транспорта (г. Москва) выполнялись исследования по оперативному планированию перевозок  на автомобильном транспорте. При  этом уделялось особое внимание доставке грузов в срок и сокращение запасов  у клиентов. Во Всесоюзном научно-исследовательском  институте железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ, г. Москва) была разработана  межотраслевая система «Ритм». Она была успешно внедрена на железных дорогах – Южной и Юго-Восточной. Ее основное предназначение – всяческое уменьшение у потребителей больших запасов сырья и топлива.

Пятый этап – современный период развития логистики – начался с середины 1980-х годов и продолжается по настоящее время. Именно в это время достаточно интенсивное развитие получили методы управления материальными потоками. Кроме того, массированное развитие и использование информационных технологий практически всеми участниками рынка, создание современных коммуникационных технологий усилили понимание того, что высокой эффективности в управлении материальными потоками в цепи «закупка – производство – дистрибуция – продажи» можно достичь за счет управления информационными потоками.

Пятый этап развития логистики  можно назвать всемирным, поскольку  логистизация экономических процессов становится проблемой Европы, США и Азии. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой активно включились в процесс логистизации. Осознание возрастающего в мире дефицита ресурсов и, в то же время, желание получения прибыли являются для них весьма внушительным «мотиватором» к изучению и внедрению принципов и методов логистики во все отрасли экономики.

Цели и задачи логистики

Главной целью  логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке.

Логистика широко ориентирована на потребителя. Ее цель - доставка продукции точно в срок при минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспортировку. Реализуется эта цель путем решения комплекса задач, которые можно разделить на три группы: глобальные, общие, частные.

Глобальной  (главной) задачей в логистике является достижение максимального эффекта с минимумом затрат в условиях нестабильной обстановке на рынке. К глобальным задачам относят моделирование логистических систем и условий их надежного функционирования.

К общим задачам логистики относятся: контроль за движением материальных, информационных и финансовых потоков; прогнозирование объемов производства, складирования; распределение транспортных средств; организация и осуществление сервисных услуг и т.д.

Частные задачи в логистике более узки: создание минимальных запасов; максимальное сокращение времени хранения продукции в запасах; сокращение времени перевозок продукции и т.д.

Таким образом, основной целью логистики - доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время (семь правил логистики).

Семь правил логистики:

1. Продукт должен быть  необходим потребителю.

2. Продукт должен быть  соответствующего качества.

3. Продукт должен быть в необходимом количестве.

4. Продукт должен быть  доставлен в нужное время.

5. Продукт должен быть  доставлен в нужное место.

6. Продукт должен быть  доставлен с минимальными затратами.

7. Продукт должен быть  доставлен конкретному потребителю.

Функции логистики

Классификация функций логистики

Признак классификации

Вид

Описание

Характер выполняемых  задач 

 

Оперативные

Организация работ, непосредственное управление, контроль потоков 

Координационные

Выявление и сопоставление  потребностей и мощности ЛС, согласование целей и координация действий различных подразделений внутри предприятия и различных звеньев  ЛЦ

Содержание 

  

 

Базисные

Снабжение, производство, сбыт

Ключевые

Поддержание стандартов обслуживания, управление закупками, определение объемов и направлений международных перевозок, прогнозирование спроса, управление запасами, физическое распределение продукции, определение последовательности продвижения товаров через места складирования, осуществление перевозок и всех необходимых операций с грузом в пути следования, управление производственными процедурами, формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг

Поддерживающие

Управление складскими операциями, развитие, размещение и организация  складского хозяйства, сдача и приемка  грузов, хранение, сортировка, подготовка необходимого ассортимента, упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы, грузопереработка, защитная упаковка, обеспечение возврата товара, обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание, информационно-компьютерная поддержка

С концептуаль-ных позиций 

  

  

 

Системообразующая

Организация системы управления всеми ресурсами 

Интегрирующая

Объединение, согласование, координация действий участников логистического процесса внутри предприятия и внутри ЛЦ

Регулирующая

Экономия ресурсов, минимизация  отходов всех видов (потери времени, неэффективные операции, отходы МР), минимизация затрат

Результирующая

Направлена на достижение конечной цели логистического управления – выполнение шести правил логистики

Информация о работе Логистика: определение, история, основные понятия