Логистика как система управления товародвижением

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития национальной экономики в условиях уже относительно сложившихся экономических связей и конкурентной среды становится актуальным внедрение оптимальной системы товародвижения на предприятии.
Как для производителя, так и для любого посредника сейчас важна современная грамотно спроектированная технология канала продвижения товара к конечному потребителю, которая снижает издержки, расширяет возможности в оказании дополнительных услуг и в конечном итоге повышает финансовый результат, что позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за потребителя.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы логистики как системы управления товародвижением
1.1 Понятие, основные цели, элементы и формы товародвижения
1.2 Сущность управления товародвижением в современных условиях
1.3 Перспективы организации товародвижения
2 Анализ организации системы управления товародвижением на ООО «Воронежстройдеталь»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Организация системы управления товародвижением на ООО «Воронежстройдеталь»
2.3 Проведение АВС – анализа заявок на поставку продукции на ООО «Воронежстройдеталь»
3 Совершенствование системы управления товародвижением на ООО «Воронежстройдеталь»
3.1 Общие рекомендации по оптимизации товародвижения
3.2 Подробное описание путей оптимизации товародвижения
3.3 Применение программного продукта 1С: Предприятие 8 для оптимизации системы управления товародвижением на ООО «Воронежстройдеталь»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 1.28 Мб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Воронежский государственный технический университет

 

Инженерно-экономический факультет

 

Кафедра экономики и управления на предприятии машиностроения

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Логистика»

Тема: «Логистика как система управления товародвижением»

 

 

 

 

                                                               Выполнила: студентка гр. ЭК-104

Прохорова С.Е.

                      Проверила: Казьмина И.В.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2011


Содержание

 

Введение

 

1 Теоретические основы логистики как системы управления товародвижением

 

1.1             Понятие, основные цели, элементы и формы товародвижения

 

1.2             Сущность управления товародвижением в современных условиях

 

1.3             Перспективы организации товародвижения

 

2 Анализ организации системы управления товародвижением на ООО «Воронежстройдеталь»

 

2.1 Общая характеристика предприятия

 

2.2 Организация системы управления товародвижением на ООО «Воронежстройдеталь»

 

2.3 Проведение АВС – анализа заявок на поставку продукции на ООО «Воронежстройдеталь»

 

3 Совершенствование системы управления товародвижением на ООО «Воронежстройдеталь»

 

3.1 Общие рекомендации по оптимизации товародвижения

 

3.2 Подробное описание путей оптимизации товародвижения

 

3.3 Применение программного продукта 1С: Предприятие 8 для оптимизации системы управления товародвижением на ООО «Воронежстройдеталь»

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 


Введение

 

На современном этапе развития национальной экономики в условиях уже относительно сложившихся экономических связей и конкурентной среды становится актуальным внедрение оптимальной системы товародвижения на предприятии.

Как для производителя, так и для любого посредника сейчас важна современная грамотно спроектированная технология канала продвижения товара к конечному потребителю, которая снижает издержки, расширяет возможности в оказании дополнительных услуг и в конечном итоге повышает финансовый результат, что позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за потребителя.

Настоящая работа рассматривает основной комплекс проблем построения системы управления товародвижением и ставит своей целью: анализ системы управления товародвижением на конкретном объекте исследования – ООО «Воронежстройдеталь» и формирования предложений по совершенствованию данной системы.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы и решены следующие задачи:

      изучение теоретических основ построения оптимальной системы товародвижения и управления её;

      рассмотрение перспектив организации товародвижения в современных рыночных условиях российской действительности и с учетом зарубежного опыта;

      анализ организации проблемы управления товародвижением на ООО «Воронежстройдеталь»;

      разработка рекомендаций экономического, организационного и прикладного характера по совершенствованию системы управления товародвижением на объекте исследования;

В работе использовались точки зрения следующих авторов, исследователей, специалистов и представителей структурных объединений на проблему построения системы управления товародвижением и перспектив её развития: И.А. Болдырева, представителя совета по логистическому управлению США, С.В. Карнаухова, А.А. Новаковского, А.Н. Тонких, Б. А. Аникина, Л.К. Борисова, президента американской Клиринговой палаты консультантов У. Муна, Дж. Хулиана, вице-президента английской компании "Буз Аллен Гамильтон", представителя единого многоотраслевого союза оптовиков "Шведская торговля" и др.

В качестве основных методов исследования в курсовой работе были применены:

- логико-интуитивные (экспертные, анализа проблемы, структуризаци);

- теоретические (формализации);

- эмпирические (сравнение, изучение документации и информационных материалов);

- комплексно-комбинированные (анализ и синтез, системный анализ, аналитико-расчетный, экономический анализ).

А также такие частные методы как: АВС – анализ, метод центротяжести и др.

 


1     Теоретические основы логистики как системы управления товародвижением

1.1 Понятие, основные цели, элементы и формы товародвижения

 

К настоящему времени существуют десятки определений понятия логистики товародвижения.

Ряд специалистов и исследователей считают, что логистика в сфере товарообращения - это все, что мы называли прежде экономикой, планированием и организацией материально-технического снабжения (или обеспечения) [1-3].

Или же, товародвижением называется система, которая обеспечивает доставку товаров к местам продажи в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей. Зарубежные специалисты под товародвижением понимают систематическое принятие решений в отношении физического перемещения и передачи собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок.

Однако большинство авторов связывают это понятие с материалопотоком и потоком информации [4]. Данное утверждение более правильней.

Наиболее распространенным на сегодня является подход к товародвижению как научно-практическому направлению хозяйствования, заключающемуся в эффективном управлении, материальными и информационными потоками в сфере товарообращения.

Ряд авторов представляет логистику как интегрированную систему - процесс материалопотоков и информации: информационные потоки, по их мнению, необходимы при изучении потребностей производства, планировании ресурсопотребления, планировании распределения и сбыта, и они взаимодействуют с материальными потоками при закупке, приемке материалов, складировании готовой продукции, ее транспортировке [3].

Совет по логистическому управлению в США формулирует содержание понятия логистики следующим образом: "Процесс планирования, выполнения планов и контроля за эффективным, экономным, с точки зрения затрат, хранением и перемещением сырья, производственных запасов, готовой продукции и относящейся к перечисленному, информации с момента производства до момента потребления с целью улучшения обслуживания клиентуры" [5].

Логистическое управление в таком понимании стало включать и вопросы, относимые в зарубежной науке и практике к управлению физическим распределением продукции. Оно определялось в 70-х годах как управление складированием и движением готовой продукции до покупателя и сырья от источника снабжения к началу производственного процесса. В связи с этим можно сослаться на монографию "Эффективность логистического управления"[10], в которой отмечается, что "физическое распределение, логистика, управление, материалами (материалопотоками) - все эти понятия призваны описывать интеграцию потока материалов от пункта снабжения до конечного потребителя".

Материальные и информационные потоки взаимосвязаны и органически сопряжены в логистических системах и процессах. Тем более, если рассматривать информационно-программное обеспечение как инструмент управления материалопотоками, как программно-компьютерное обеспечение логистического управления потоками) материалов и информации.

Таким образом, всю систему товародвижения можно рассматривать в двух аспектах, рис. 1

Рис. 1- Система товародвижения в двух аспектах.

Как показывает рис. 1 задачей изучения комплексного процесса товародвижения является с одной стороны рациональное построение материального потока, а с другой - овладение методами управления процессов переработки экономической информации. Довести товар от производителя до потребителя означает организовывать его перемещение практическим путем, с минимальными совокупными издержками, в нужное для потребителя время, в заданном количестве, а также в состоянии пригодном для розничной продажи и потребления.

Если представить весь процесс движения товаров в виде определенной схемы с множеством входов и выходов, где в качестве входов обозначить поступление, конкретных товаров, а в качестве выходов – пункты, которые реализуют эти товары, то будет видна важная функциональная роль системы: преобразование производственного ассортимента в торговле и количественная перегруппировка товарных потоков и партий перемещения их к потребителю.

Итак, товародвижение – это деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам использования с целью удовлетворения путей потребителя и с выгодой для себя.

Многие предприятия ставят целью товародвижения обеспечение доставки нужных товаров в нужные места в нужное время с минимально возможными издержками. К сожалению ни одна из систем товародвижения не в состоянии одновременно обеспечить максимальный сервис для клиентов и до минимума сократить издержки по распределению товара.

Максимальный сервис для клиентов подразумевает поддержание больших товарно-материальных запасов, безупречную систему транспортировки и наличие множества складов. А ведь все это способствует росту издержек по распределению.

Ориентация на сокращение издержек подразумевает дешевую систему транспортировки, поддержание небольших товарно-материальных запасов и наличие небольшого числа складов.

Издержки товародвижения нередко связаны между собой в обратно пропорциональной зависимости. В таблице 1 приведем основные достоинства и недостатки от экономии предприятиями затрат по товародвижению.

Таблица 1. Достоинства и недостатки от экономии на издержках по товародвижению

Особенность экономии на издержках товародвижения

Достоинства (+)

Недостатки (-)

1. Отгрузка товара на длительные расстояния во всех случаях только при помощи железнодорожного транспорта.

- снижение транспортных расходов предприятия

- меньшая скорость, по сравнению с другими видами транспорта

- уменьшение оборачиваемости оборотного капитала.

- задержка платежей со стороны потребителя

- переход потребителей к конкурентам, предлагающим более короткие сроки поставки

2. Использование дешевых контейнеров, тары и упаковок

- уменьшение расходов тароупаковочного хозяйства предприятия

- многочисленные повреждения товара в пути

3. Ограниченное число складов

- уменьшение расходов складского хозяйства предприятия

- нарушение принципов бесперебойности и ритмичности в процессе выполнения заказа

- низкая оборачиваемость

- низкая концентрация потребителей

4. Небольшие товарно-материальные запасы на складе

- сокращение затрат на их содержание

- учащение случаев отсутствия товара в наличии

- рост числа невыполненных заказов

- возникновение необходимости производства незапланированных партий товара и использование дорогостоящих средств его ускоренной доставки

 

Как видно из таблицы 1, недостатков от экономии на издержках товародвижения больше чем достоинств, но учитывая, что деятельность по организации товародвижения сопряжена с большими компромиссами, необходим системный подход к принятию подобных решений. Отправной точкой данного подхода по созданию системы товародвижения, является изучение потребностей клиентов и предложений конкурентов.

С точки зрения А.А. Новаковского потребителей [11] прежде всего интересует:

1) своевременная доставка товара,

2) готовность поставщика удовлетворить экстренные нужды клиента,

3) аккуратное обращение с товаром при погрузочно-разгрузочных работах,

4) готовность поставщика принимать назад дефектные товары и быстро заменять их,

5) готовность поставщика поддерживать товарно-материальные запасы ради клиента.

Предприятию необходимо изучить сравнительную значимость этих видов услуг в глазах клиентов. Например, для покупателей фотокопировального оборудования большое значение имеют сроки сервисного ремонта. Поэтому корпорация "Ксерокс" разработала стандарты на оказание сервисных и ремонтных услуг, по которым она обязуется "привести в рабочее состояние вышедший из строя аппарат в любой точке континентальной части Соединенных Штатов в течение трех часов с момента получения заявки на обслуживание".

Стоит заметить, что при разработке собственных стандартов на техническое обслуживание фирма должна обязательно учитывать стандарты конкурентов. Как правило, она захочет предоставить клиентам, по крайней мере, такой же уровень обслуживания, какой предлагают конкуренты. Однако основная цель состоит в обеспечении максимального уровня прибылей, а не продаж. Поэтому фирме стоит задуматься, какие издержки повлечет за собой организация обслуживания на высоком уровне. Некоторые фирмы предлагают более скромное обслуживание, зато по невысоким ценам. Другие - больший объем услуг, чем у конкурентов, но взимают за них цену с надбавкой на покрытие более высоких издержек. Иногда фирмы идут еще дальше, разрабатывая стандарты для каждого составляющего элемента системы обслуживания. Один из производителей электробытовых товаров установил следующие стандарты [8]:

1) в течение семи дней выполнять по крайней мере 95% полученных от дилеров заявок на поставку товара,

2) выполнять заказы дилеров с точностью 99%,

3) в течение трех часов давать ответ на запросы дилеров о положении дел с выполнением их заказов,

4) добиваться, чтобы количество товара, повреждаемого в пути, не превышало 1%.

Разработав комплекс целей товародвижения, предприятие приступает к формированию такой системы товародвижения, которая обеспечит достижение этих целей с минимальными издержками. Составляющими элементами данной системы, как правило, являются: транспортировка, обработка заказов, упаковка и обработка товаров, поддержание запасов, складирование, а также любая форма информации о товаре или услуге, распределение и сбыт продукции [6].

Среди перечисленных элементов товародвижения большинство авторов особо выделяют четыре [2-4], рис. 2

 

Рис. 2. Основные элементы товародвижения

Рассмотрим более подробно каждый из этих элементов.

Обработка заказов - начинается с получения заказа от клиента. Отдел заказов готовит счета-фактуры и рассылает их разным подразделениям фирмы. Изделия, отсутствующие в наличии, записываются в задолженность. Отгружаемые изделия сопровождаются отгрузочной и платежной документацией. Копии отгрузочных т платежных документов направляются различным подразделениям фирмы.

И компания, и потребители оказываются в выгоде, если все эти действия проводятся быстро и точно.

Складирование - любому предприятию приходится хранить товар до момента его продажи. Организация хранения необходима потому, что циклы производства и потребления редко совпадают друг с другом. Многие с/х товары производятся в сезон, хотя спрос на них постоянный. Организация складского хранения помогает устранить эти противоречия.

Предприятию необходимо решить вопрос о желаемом количестве пунктов хранения. Чем больше таких пунктов, тем быстрее можно доставить товар потребителям. Однако при этом растут издержки Решение о числе пунктов хранения необходимо принимать, увязывая между собой проблемы уровня сервиса для потребителей и издержек по распределению.

Некоторые компании хранят часть товарного запаса на самом предприятии или неподалеку от него, а остальное - на складах в разных частях страны. Организация может либо иметь собственные склады, либо арендовать место в складах общественного пользования. Степень контроля выше, если фирма располагает собственными складами. Однако в этом случае склады связывают капитал, а при необходимости изменить места хранения фирма не может реагировать достаточно гибко. С другой стороны, склады общественного пользования не только взимают плату за арендуемые фирмой площади, но и оказывают дополнительные (платные) услуги по осмотру товара, его упаковке, отгрузке и оформлению счетов-фактур. Прибегая к услугам складов общественного пользования, предприятие имеет широкий выбор, как мест хранения, так и типов складских помещений. Предприятия пользуются складами длительного хранения и транзитными складами. На складах длительного хранения товар находится в течение среднего или длительного отрезка времени.

Поддержание товарно-материальных запасов. Уровень товарно-материальных запасов влияет на удовлетворенность потребителей. Деятелю рынка хотелось бы, чтобы фирма располагала запасами товара, достаточными для немедленного выполнения всех его заказов.

Транспортировка. От выбора перевозчика зависит и уровень цен товаров, и своевременность их доставки, и состояние товаров в момент их прибытия к местам назначения. А ведь это в свою очередь скажется на степени удовлетворенности потребителей. При отгрузке товаров складам, дилерам и потребителям фирма может выбирать из пяти видов транспорта: железнодорожный, водный, автомобильный, трубопроводный и воздушный.

На практике различают две формы товародвижения: складскую и транзитную[6].

Складская форма товародвижения - форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления через одно или несколько складских звеньев посредников.

Транзитная форма товародвижения - форма товародвижения от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников.

Транзитная форма товародвижения эффективна при необходимости получения специальных материалов и изделий, произведенных конкретным изготовителем, потребления крупными партиями. Использование складской формы поставки продукции обусловлено, в основном, получением комплектующих деталей, заказанных у нескольких изготовителей и потребляемых обычно мелкими партиями или в комплект.

 

1.2 Сущность управления товародвижением в современных условиях

 

Особенность складывающейся ситуации в современных условиях заключается в том, что оптимальное управление субъектами товарного производства, обмена и потребления может быть достигнуто лишь в случае реализации логистического подхода - рассмотрения и реализации различных стадий товародвижения в рамках единой системы.

А.Н. Тонких выделяет следующие основные признаки системы управления товародвижением [7] (табл. 2).

Таблица 2. Признаки системы управления товародвижением

Признак

Характеристика

Целостность

Система управления процессом товародвижения не может функционировать без транспорта, осуществляющего движение материального потока, без запасов материально-технических ресурсов, обеспечивающих постоянное наличие сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий, а также бесперебойность их реализации, без складов для хранения необходимых запасов продукции.

Структурированность

Система управления процессом товародвижения имеет множество структур в подсистемах в зависимости от уровня управления материальным потоком и функционального назначения подсистемы. Данная система функционирует: в материальном производстве, следовательно, связана с организацией и планированием производственного процесса; в торговле, следовательно, связана с торговыми структурами; в услугах различного рода, следовательно, связана со структурами и функциями сервисного обслуживания

Иерархичность

В системе, управления процессом товародвижения, например в складском хозяйстве, которое; является подсистемой, возможна следующая иерархия: склад в магазине (как подсистема) — компонент распределительного склада в городе (как подсистема) — компонент мощного регионального или межрегионального распределительного складского комплекса (как подсистема общей системы)

Множественность описания каждой отдельной подсистемы (в зависимости от уровня управления)

Система управления процессом товародвижения имеет множество моделей управления в складском и транспортном хозяйстве, в управлении запасами, в управлении материально-техническим снабжением в зависимости от субъекта хозяйствования — его статуса, производственной деятельности, структуры, количественных составляющих, мощности и других экономических, организационных и технических компонентов.

 

В процессе управления товародвижением решается множество разнообразных задач. Это — задачи прогнозирования спроса и производства, а следовательно, и объема перевозок, задачи определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков, задачи организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие.

Сторонники системного подхода [5-7] разбивают систему управления товародвижением на различные подсистемы, функционирующие на соответствующих уровнях управления и организованные по функциональному назначению. При данном подходе к пониманию сложной системы под подсистемой подразумевают управление как элемент или функцию организованных систем, которые обеспечивают сохранение их определенной структуры, поддерживают определенный режим деятельности, реализуют конкретные программы и цели деятельности. Тогда под подсистемой понимается определенная функция системы управления, а само управление как совокупность подсистем отражает отдельные направления управленческой деятельности (рис. 3)

Рис.3 – Структура системы управления процессом товародвижения [7]

 

При этом цели, методы и принципы в отдельных подсистемах частично могут совпадать, например, снижение логистических издержек; оптимизация логистических операций; рационализация использования материально-технических ресурсов.

Другая часть авторов [12-14] под организацией управления товародвижением подразумевают управление материальным потоком. Рассмотрим более подробно данный подход.

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:

- транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

- предприятия оптовой торговли;

- коммерческо-посреднические организации;

- предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товародвижения. Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций.

При этом под термином логистическая функция Б. А. Аникин [14] понимает укрупненную группу логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

В табл. 3 представим перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса.

Таблица 3. Основные логистические функции и их распределение между различными участниками в процессе управления материалопотоками [14]

Название логистической функции

Участники

Транспорт общего пользования, экспедиционная фирма

Предприятия оптовой торговли

Коммерческо-посреднические организации

Склады готовой продукции предприятий-изготовителей

Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация

Х

Х

Х

 

Определение объемов и направлений материальных потоков

 

Х

Х

 

Прогнозные оценки потребности в перевозках

Х

Х

Х

 

Определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения

 

 

Х

 

Развитие, размещение и организация складского хозяйства

 

Х

Х

 

Управление запасами в сфере обращения

 

Х

Х

 

Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения

Х

 

 

 

Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров*

 

Х

 

Х

Управление складскими операциями**

 

Х

 

Х

Примечание:

*Под операциями, непосредственно предшествующими и завершающими перевозку товаров, продразумеваются упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы и ряд других операций.

**Складские операции включают в себя сдачу и приемку грузов по количеству и по качеству, хранение, подсортировку и подготовку необходимого покупателю ассортимента, организацию доставки мелкими партиями и т.д.

 

Отметим две характерные особенности приведенного комплекса логистических функций:

- все перечисленные в табл. 3 функции взаимоувязаны и направлены на управления материальным потоком. Другими словами, весь комплекс логистических функций, в совокупности, также подчинен единой цели;

- носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.

Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики.

Рассмотрим теперь более детально, как распределяются задачи по управлению материальными потоками между различными подразделениями отдельного предприятия.

Планирование, управление, контроль и осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Зачастую логистическая функция «растаскивается» по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое — содержанием запасов, третье — сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.

Таким образом, описанный выше подход предполагает выделение специальной логистической службы, которая должна управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции.

 

1.3   Перспективы организации товародвижения

 

По мнению большинства отечественных специалистов в области логистики [10-12] в ближайшие годы многоплановая и ведущая роль в организации товародвижения будет принадлежать оптово-торговым и логистическим посредникам. Испытав переходный период, оптово-торговые посредники постепенно сокращают спад объемов своей деятельности и начинают улучшать качественные показатели. Анализ состояния их функционирования, тенденций и прогнозных оценок развития свидетельствует о том, что ожидается увеличение объемов и видов оказываемых ими логистических услуг.

Становятся реальными преобладание в их деятельности транспортно-экспедиционных услуг и интеграция их с транспортными терминалами. Повышается роль других посреднических структур (оптовых рынков, товарных бирж) в организации товародвижения. Поэтому перспективы организации товародвижения нужно рассматривать в направлении развития и совершенствования функционирования логистико-посреднических структур.

Помимо оптово-торговых посреднических организаций и предприятий по продукции производственно-технического назначения, к оптово-посредническим относятся и другие структуры. Вместе они представлены на рис.4.

Значительная часть структур, показанных на этой схеме, непосредственно связана с организацией товародвижения. К ним относятся, кроме межотраслевых и отраслевых организаций и предприятий, в том числе выполняющих функции посредников по товарам для государственных нужд: получающие развитие организации по оказанию транспортно-экспедиционных и других новых логистических услуг; оптовые рынки товаров производственно-технического назначения и товарно-сырьевые биржи, имеющие транспортно-фрахтовые отделения (в составе организованных товарных рынков). Остановимся на краткой характеристике всех показанных на рис.4. структур.

 

Рис. 4. Система оптовых посредников на рынках товаров производственного назначения [11]

 

В целом к оптовым посредникам на рынках товаров производственного назначения относятся организации и предприятия, обеспечивающие взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей этих товаров ПО поводу их купли-продажи и призванные оказывать указанным предприятиям связанные с товарообращением многообразные услуги, в том числе по организации товародвижения (логистические услуги). Несмотря на наличие общих для них признаков (содействие в закупках и реализации товаров, осуществление посреднических операций, обеспечение товародвижения и обслуживание производства), оптовые посредники различаются по характеру обслуживаемых потребителей, товарной специализации, особенностям выполняемых функций, по своему статусу и отраслевой принадлежности.

С учетом этих различий могут быть выделены следующие группы оптовых посредников:

1 группа. Межотраслевые коммерческо-посреднические организации (коммерческо-посреднические организации регионального и федерального уровня, созданные на основе организаций бывшей системы Госснаба СССР и осуществляющие в соответствии со своей товарной специализацией преимущественно реализацию различных видов товаров производственного назначения);

2 группа. Отраслевые и межпроизводственные структуры (отраслевые коммерческо-посреднические объединения и предприятия, имеющие, как правило, свои базы и склады и реализующие, в основном, товары для предприятий своей отрасли; предприятия и организации системы нефтепродуктообеспечения; коммерческо-посреднические структуры, «реализующие товары, в основном, для сельского хозяйства; отраслевые Коммерческие центры, осуществляющие посреднические, информационные и консультационные услуги логистического характера предприятиям-потребителям и изготовителям в данной отрасли; коммерческие фирмы и предприятия крупных производственных и строительных объединений);

3 группа. Организации, специализирующиеся на закупке, реализации и хранении товаров для государственных нужд;

4 группа. Структуры, которые в отличие от других организаций, сочетающих посреднические операции с оказанием дополнительных услуг, специализируются на выполнении транспортно-экспедиционных и других новых логистических услуг;

5 группа. Структуры организованных оптовых рынков (оптовые рынки товаров производственного назначения; товарные биржи, нередко сочетающие свои функции по промышленным товарам с функциями купли-продажи транспортных услуг и проектов).

Л.К. Борисов считает, что целесообразно также учитывать особенности подобных структур в зарубежных странах [12]. Это важно по двум причинам: Во-первых, потому что накоплен значительный опыт функционирования соответствующих организаций и агентской сети, и во-вторых, отдельные черты развития их совпадают с тенденциями и направлениями, характерными, для отечественной практики.

Так, при известных различиях в построении торгово-посреднических структур в отдельных зарубежных странах оно имеет общие особенности (рис.5).

 

Рис. 5- Основные особенности построения торгово-посреднических структур в зарубежных странах

 

Остановимся на более подробном рассмотрении реализации данных особенностей в конкретных странах.

Первое. Торгово-посреднические структуры за рубежом включают как крупные предприятия, мелкие организации и бюро, специализирующиеся на некоторых из видов услуг, так и отдельных агентов брокеров, комиссионеров, выполняющих информационно-контактные функции, оперативные поручения заказчиков. Универсальные и специализированные по видам продукции посреднические компании имеют как правило; региональные отделения, создаются семейные оптовые фирмы (например во Франции), ассоциации посредников.

В США насчитывается до 20 типов различного рода посреднических структур, а с учетом товарной специализации их число превышает несколько тысяч.

Президент американской Клиринговой палаты консультантов У. Мун: предлагает следующую группировку торгово – посреднических структур, действующих в США:

1)торгово-сбытовые оптовые компании,

2) брокеры и агенты,

3) филиалы производителей,

4) специализированные компании.

Как видно, в целом такая группировка достаточно сходна с тем, что показано при характеристике отечественной системы оптово-посреднических структур (рис. 4).

В первую группу включены оптовые предприятия, реализующие, в основном, машиностроительную продукцию, и оптовики по крупным партиям массовой продукции. Ко второй группе относятся агенты по продажам и по закупкам, к третьей - филиалы и офисы по продажам и закупкам, к четвертой группе - предприятия и терминалы по продаже нефтепродукции и аукционные компании.

В Японии функционирует до 120 тыс. фирм и других посреднических структур с численностью работающих в них более 900 тыс. чел.; они реализуют около 60% общего оборота продукции производственно-технического назначения.

Оптовые посреднические структуры подразделяются по своему участию на различных стадиях или на различных этапах оптовой продажи, по количеству товаров, которые они реализуют, по выполняемым функциям: общие или универсальные посредники, осуществляющие различные функции; специальные оптовые посредники, выполняющие определенные функции; посредники, уделяющие главное внимание вопросам организации управления у заказчиков.

Наряду с этим в Японии функционирует девять крупнейших универсальных торговых фирм (сого сёся), осуществляющих свою деятельность на внутренних и внешних рынках. В большинстве из них сформированы широко известные системы "точно в срок" (по поставке клиенту в нужное время и в необходимом объеме требующегося набора товаров).

Торгово-посреднические формирования в КНР могут быть сгруппированы в несколько взаимосвязанных элементов организационной инфраструктуры рынка. К ним относятся торговые центры; структурированные рынки средств производства, осуществляющие наряду с другими операциями - кооперационные сделки за счет обменных операций; компании по освоению материальных ресурсов, создающие сырьевые базы.

Функциональней основой во взаимоотношениях промышленных фирм и посреднических предприятий является комплекс оказываемых ими услуг: они размещают заказы на производство, широко участвуют в рекламировании производимой продукции, привлекаются к работе отделов маркетинга и планирования производства промышленных компаний.

Второе. Японские фирмы, производящие автомобили стали развивать региональную сеть посредников (дистрибьюторов) в составе своих сбытовых компаний и филиалов. В США параллельно со сбытовыми филиалами промышленных фирм стала формироваться сеть независимых предприятий-дистрибьюторов.

Вместе с тем торговля продукцией, нуждающейся в монтаже, отладке, до и послепродажном обслуживании и предназначаемой для относительно небольшого круга потребителей, размещенных на компактной территории, осуществляется непосредственно изготовителями. В отдельных странах, например, в Германии; наметилось в последние годы возрастание количества промышленных предприятий, создающих собственную сбытовую сеть (торговые представительства и филиалы).

Оптовые базы и оптовые конторы промышленных фирм в целом выполняют функции, аналогичные функциям независимых посредников. Но, если оптовые филиалы промышленных компаний представляют собой первое звено в осуществлении торговли, то посредники - более приближенное к потребителю, второе звено товарообращения. Если торговые предприятия изготовителей связаны, в основном, с относительно однородными товарами, то посредники - с разнообразной продукцией

Тем не менее, по характеру и многообразию форм деятельности, разновидностям структурного построения и оперативности обслуживания посреднические организации имеют существенные преимущества перед системой торговых структур промышленных фирм.

Третье. Интеграционные формы и методы в организации торговли продукцией и товародвижения получили в последний период самое широкое развитие и проявляются в трех направлениях; в контрактных связях промышленных фирм с независимыми торговыми посредниками; в создании ассоциаций производственных потребителей и изготовителей по хозяйственным связям; в структуризации горизонтальных связей посреднических организаций. Например, в целях кооперации поставщиков и потребителей машиностроительной отрасли в Германии образовано объединение ряда компаний, специализирующихся на выпуске промышленных роботов и периферийного оборудования, которое охватывает около 80% товарооборота отрасли. Весьма перспективным является развитие интеграционных связей потребителей и изготовителей на основе создания, так называемых, промышленных сетей.

По мнению Дж. Хулиана, вице-президента английской компании "Буз Аллен Гамильтон", такие сети имеют две особенности: доступ к рынку и совместные действия поставщика и потребителя. Выгоды интеграции выражаются в снижении общих затрат на 2-4% в результате совместной закупочно-сбытовой деятельности. Другой формой интеграции является объединение посредников в союзы. Так, в Швеции образован единый многоотраслевой союз оптовиков "Шведская торговля".

Четвертое. Участие государственных органов управления выражается в использовании финансово-кредитных рычагов, в реализации координационных функций через государственные центры и заключении государственных контрактов, связанных с выполнением целевых программ, разрабатываемых в США, Канаде, Японии, а также в отдельных странах Западной Европы.

Разработка этих программ, организация их реализации и освоения рынков сбыта возлагаются на стратегические хозяйственные центры, которые стали создаваться в США и Японии в последние 10-15 лет. Кроме того, относительно недавно получили развитие также центры по закупкам продукции, координирующие работу отделов снабжения промышленных фирм с поставщиками выпускаемой продукции.

В отличие от России, развитие торгово-посреднической системы и взаимодействия ее элементов, осмысление и использование интеграционных начал в хозяйственной практике, государственное регулирование коммерческой деятельности и особенно внедрение организационных нововведений в значительной мере опираются на разработки научно-методического характера. Новые формы и методы закупочно-торговой деятельности исследуются и затем популяризируются в рамках специально организуемых обществ, обсуждаются в специализированных ассоциациях, рассматриваются на конгрессах ученых и широко освещаются в печати.


2     Анализ организации системы управления товародвижением на ООО «Воронежстройдеталь»

2.1 Общая характеристика предприятия

 

ООО «Воронежстройдеталь» было создано в мае 2003 г. на базе старейшего предприятия Воронежской области по производству железобетонных конструкций и бетонных изделий на общем собрании учредителей. Организационно – правовая форма - общество с ограниченной ответственностью, предполагает регулирование прав участников действующим законодательством и уставом.

Все важные вопросы решаются на совете директоров, которое возглавляет председатель – Баринов Валерий Николаевич, он же является и главным управляющим компании - генеральным директором. Совет директоров является высшим органом управления, ежегодно избираемый на общем собрании участников. Совет директоров предприятия ООО «Воронежстройдеталь» состоит из 16 директоров и начальников основных отделов и служб предприятия, которые подчинены непосредственно директору.

Предприятие на строительном рынке всего пять лет, но уже твердо стоит в первом в ряду конкурентоспособных предприятий строительной отрасли. С первых дней взяв курс на увеличение объемов производства путем внедрения новых изделий, коллектив остался верен своему направлению.

Миссия предприятия - активно участвовать в строительстве современных в архитектурном решении домов и административных зданий путем производства конкурентоспособных изделий с применением новых технологий.

Цели деятельности:

1) Сохранение объема продаж на стабильном уровне и постоянное совершенствование продукции;

2) Совершенствование системы управления производством;

3) Разработка системы мотивации для повышения эффективности работы персонала.

Следую возложенной миссии, специалисты производственно-технического отдела в достаточно короткие сроки освоили выпуск товарного бетона для использования в монолитном домостроении, а также производство новых видов балок, блоков заборов, лестничных маршей и площадок, плит перекрытия, лотков, опорных подушек, пустотных плит, прогонов и других видов продукции. Благодаря усилиям руководства на заводе создано дочернее предприятие по производству пластиковых окон, первые образцы которых были изготовлены для нужд населения. Сегодня уже налажен их серийный выпуск.

Представим на рис.6 структуру экономической службы:

 

Рис.6 - Организационная структура экономической службы ООО «Воронежстройдеталь»

 

Важным событием стал пуск линии по производству девятиметровых плит перекрытия ПК-90-10-8, ПК-90-12-8, ПК-90-15-8. Первыми потребителями этих изделий стало дочернее предприятие ОАО «Рамоньстрой».

В настоящее время завод производит:

                  Балки фундаментные

                  блоки забора

                  Фундаменты для забора

                  Блоки стен подвалов

                  Бордюрный камень

                  Кольца, крышки, днища для колодцев

                  Лестничные марши, площадки

                  Лотки теплотрасс

                  Плиты ( лоджии, дорожные, тротуарные)

                  Опорные подушки

                  Товарный бетон

                  Цементный раствор

                  Пескобетон

                  Керамзитобетон

                  Сборный железобетонные конструкции и изделия;

                  Пластиковые окна и двери

                  Металлоконструкции.

Всего в ассортименте завода - более 250 наименований продукции.

Строгое соблюдение технологии производства и качества продукции, выполнение заказа на любой вкус позволяет предприятию быть конкурентноспособным среди других поставщиков стройматериалов и иметь постоянный круг клиентов. В их числе - ЗАО «Воронеж-Дом», ООО «СТЭЛ», ООО «Прометей», ОАО «РГМ-строй», ООО «Дубрава», ООО «Союзкомплект», ОАО «ВАПСК», ЗАО СМУ «Электронжилсоцстрой», ЗАО «ВМУ-2» и другие.

Среди основных конкурентов, действующих в регионе можно выделить: ОАО «ЖБИ-2, завод ЖБК, ОАО «КЖИ», ООО «Стройбетон», ОАО «ЖБИ 4». На рис. 7 представим долю рынка железобетонных изделий, занимаемую в воронежском регионе ООО «Воронежстройдеталь» среди основных конкурентов (источник - оперативные данные коммерческого отдела ООО «ВСД»)

 

Рис. 7 - Доля рынка ООО "Воронежстройдеталь" по продажам железобетона в 2010 году

 

Из рис. 7 видно, что предприятие занимает 2-е место по продажам железобетона, уступая лишь заводу «ЖБИ-2».

 

2.2 Организация системы управления товародвижением на ООО «Воронежстройдеталь»

 

На ООО «Воронежстройдеталь» весь процесс товародвижения начинается с обработки заявок, поступивших от потребителей на изготовление железобетонных изделий. (рис. 8)

После решения о производстве необходимых для потребителя изделий, происходит закупка (в случае отсутствия) у поставщиков необходимого сырья и материалов (цемент, арматура, песок, щебень). Произведенная продукция хранится на собственном складе в ожидании отгрузки заказчику. После проведенных процедур, в коммерческом отделе сосредоточивается и обрабатывается информация о потребности строительных объектов в тех или иных железобетонных изделиях, информация о наличии свободных собственных КамАЗов-длинномеров, автобетоносместителей (миксеров).

 

Рис. 8 - Процесс товародвижения на ООО «Воронежстройдеталь»

 

Ежедневная разработка графиков доставки железобетонных конструкций на предприятии не практикуется, поскольку постоянную доставку собственным автотранспортом железобетонных изделий ООО «Воронежстройдеталь» осуществляет двум организациям: дочернему предприятию ОАО «Рамоньстрой» и ЗАО «ВМУ-2». Бетон, раствор в связи с появлением новых конкурентов (автономных бетоносмесительных узлов) поставляется в малых количествах (не более 15 м3 за сутки). Однако, в связи с крупными поставками бетона (более 900 м3 за сутки) на Нововоронежскую АЭС, отсутствие точных поминутных графиков загрузки, доставки и выгрузки миксеров привело к значительной задержке времени поставки.

Как отмечалось ранее (1 глава, пункт 1.1) , потребителей прежде всего интересует пять основных характеристик оптимальной системы товародвижения. В таблице 4 отобразим степень их выполнения на предприятии «Воронежстройдеталь» при помощи бальной оценке.

 

 

 

Таблица 4. Степень выполнения основных характеристик оптимальной системы товародвижения на ООО «Воронежстройдеталь»

Наименование характеристики

Степень выполнения на предприятии

1.Своевременная доставка товара

Доставка товара точно в срок осуществляется при средних объемах поставок на небольшие расстояния (по городу и в пределах 100 км от него), в связи с ограниченностью собственного транспортного парка, отсутствием системы ведения поминутных контрольных графиков движения транспортных средств, а также обладанием только единственного склада готовой продукции, находящегося на предприятии.

2. Готовность поставщика удовлетворить экстренные нужды клиента

Производственные мощности формовочных цехов и быстрая переналадка производства (в течение суток) позволяет удовлетворить экстренные нужды заказчиков железобетонных изделий. Однако скорость и объем производства товарного бетона ограничен и составляет около 1000 м3 за сутки с остановкой формовки железобетона.

3. Аккуратное обращение с товаром при погрузочно-разгрузочных работах

На центральном складе и полигонах формовочных цехов имеется достаточное количество подъемно-загрузочных средств (кран-балки, мостовые краны и т.д.), поэтому проблемы при выполнении погрузочно-разгрузочных работ отсутствуют

4. Готовность поставщика принимать назад дефектные товары и быстро заменять их

Данная характеристика выполняется полностью в случае обнаружения брака производителя

5. Готовность поставщика поддерживать товарно-материальные запасы ради клиента

Для этих целей организация располагает запасами продукции на складе, достаточными для немедленного выполнения всех заказов потребителей

 

Из таблицы 4 видно, что реализация пяти основных характеристик оптимальной системы товародвижения на ООО «Воронежстройдеталь» осуществляется не полностью в связи с ограниченностью собственного транспортного парка, отсутствием системы ведения поминутных контрольных графиков движения транспортных средств, наличием единственного склада готовой продукции, находящегося на предприятии и недостаточной производственной мощностью бетоносмесительного цеха.

Как известно, организация системы управления товародвижением происходит не только силами поставщика и потребителя, но и с вовлеченностью оптово-торговых и логистических посредников.

В табл. 5 представим перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками процесса товародвижения. Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участниками процесса товародвижения.

Таблица 5. Основные логистические функции и их распределение между различными участниками в процессе товародвижения

Название логистической функции

Участники

Транспорт общего пользования, экспедиционная фирма

Конечный потребитель

Коммерческо-посреднические организации

Поставщик (ООО «Воронежстройдеталь»)

1.Формирование хозяйственных связей по поставкам железобетонных изделий или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация

Х

Х

Х

Х

2.Определение объемов, сроков изготовления и условий поставки

 

Х

Х

Х

3. Прогнозные оценки потребности в перевозках

Х

 

 

Х

4. Развитие и организация складского хозяйства

 

 

 

Х

5.Управление запасами в сфере обращения

 

 

 

Х

6. Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения

Х

 

 

Х

7. Подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы и ряд других подобных операций

 

 

 

Х

8. Сдача и приемка грузов по количеству и по качеству, хранение, подсортировку и подготовку необходимого покупателю ассортимента, организацию доставки

 

 

Х

Х

 

Как показывает таблица 5, ООО «Воронежстройдеталь» имеет следующие виды каналов товародвижения – рис. 9-12

При доставке готовой продукции на длительные расстояния:

Рис. 9 - Двухуровневый прямой канал товародвижения

 

Рис. 10 - Трехуровневый косвенный канал товародвижения

 

При доставке готовой продукции на небольшие расстояния:

Рис. 11 – Прямой канал товародвижения

 

Рис. 12 - Двухуровневый косвенный канал товародвижения

 

При этом основной формой товародвижения на ООО «Воронежстройдеталь» является транзитная форма, т.е. весь поток готовой продукции переходит непосредственно конечному потребителю (или коммерческо-посреднической организации), минуя склады посредников.

 

2.3 Проведение АВС – анализа заявок на поставку продукции на ООО «Воронежстройдеталь»

 

ООО «Воронежстройдеталь» в конце месяца получил заявки по 32-м основным организациям на поставку железобетонных изделий (табл. 6).

Распределим данные заявки в соответствии с АВС классификацией и разработаем требования по организации и управлению поставками для каждого класса.

Таблица 6. Заявки на поставку продукции на апрель, р.

Организация – потребитель продукции

Стоимость заявок

1.ЗАО «ВМУ-2»

1 798 947

2. ООО «СТЭЛ»

496 768

3. ЗАО СМУ «Электронжилсоцстрой

1 587 865

4. ООО «Союзкомплект»

94 568

5. ЗАО «Воронеж-Дом

146 235

6. И.П. Золотарев С.И.

308 908

7. ОКС «Левобережник»

246 871

8. ОАО «Рамоньстрой»

1 374 900

9. ОАО «ВАПСК»

187 870

10. ООО «Воронежагропромстрой»

102 900

11. ООО "ВоронежСтройБиржа"

45 479

12. ООО "СМУ-95"

459 853

13. ООО Торговый Дом "Невский"

723 798

14. ООО "Майя"

56 063

15. ООО "Главинстрой"

6 094 253

16. ООО "Теплокор"

198 287

17. ЗАО "Пирамида"

15 336

18. ООО "Энергосинтез"

1 368 706

19. И.П. Гуляев

33 281

20. И.П. Ходырев

67 890

21. ООО "Воронежстройкомплектация"

54 547

22. ООО "Вест-Компани"

2 787 999

23. ООО "Агис Воронеж"

80 117

24. ООО "Вилена"

54 000

25. ООО "Монолитстройкомплект"

101 749

26. ООО "Регион Дом"

54 054

27. ООО "РекстГрупп"

254 104

28. ООО "ЖелДорИнжиниринг"

2 413 503

29. ООО "Кварц"

45 983

30. ООО "Квант"

123 554

31. ОАО "Дубрава"

39 763

32. НПО "Надежда"

13 908

 

АВС анализ потребителей продукции проведем в следующей последовательности:

1) расположение потребителей по мере убывания заключенных заявок на поставку продукции;

2) суммирование данных о количестве потребителей и стоимости контрактов;

3) построение кривой Лоренца (график Парето);

4) разбивка потребителей на группы в зависимости от удельного веса стоимости контрактов в общем товарообороте предприятия:

группа А – около 80 % от общего товарооборота;

группа В – 15-20 % от общего товарооборота;

группа А – 5-10 % от общего товарооборота;

5) установка критериев и требований к организации и управлению поставками продукции для каждого класса потребителей.

В таблице 7 отразим выполнение 1, 2,4 этапа АВС анализа потребителей.

Таблица 7. Группы потребителей в зависимости от удельного веса в общем объеме товарооборота

Организация – потребитель продукции

Стоимость заявок

Уд. Вес %

Уд. Вес % нарастающим итогом

Класс

15. ООО "Главинстрой"

6 014 253

27,67

27,67

А

22. ООО "Вест-Компани"

2 487 999

11,45

39,12

А

28. ООО "ЖелДорИнжиниринг"

2 413 503

11,11

50,23

А

1.ЗАО «ВМУ-2»

2 398 947

11,04

61,26

А

3. ЗАО СМУ «Электронжилсоцстрой

1 987 865

9,15

70,41

А

8. ОАО «Рамоньстрой»

1 474 900

6,79

77,20

А

18. ООО "Энергосинтез"

838 706

3,86

81,06

В

13. ООО Торговый Дом "Невский"

723 798

3,33

84,39

В

2. ООО «СТЭЛ»

596 768

2,75

87,13

В

12. ООО "СМУ-95"

459 853

2,12

89,25

В

6. И.П. Золотарев С.И.

308 908

1,42

90,67

В

27. ООО "РекстГрупп"

254 104

1,17

91,84

В

7. ОКС «Левобережник»

246 871

1,14

92,98

В

16. ООО "Теплокор"

198 287

0,91

93,89

В

9. ОАО «ВАПСК»

187 870

0,86

94,75

В

5. ЗАО «Воронеж-Дом

166 235

0,76

95,52

В

30. ООО "Квант"

104 554

0,48

96,00

С

10. ООО «Воронежагропромстрой»

102 900

0,47

96,47

С

25. ООО "Монолитстройкомплект"

101 749

0,47

96,94

С

4. ООО «Союзкомплект»

94 568

0,44

97,38

С

23. ООО "Агис Воронеж"

80 117

0,37

97,74

С

20. И.П. Ходырев

67 890

0,31

98,06

С

14. ООО "Майя"

56 063

0,26

98,31

С

21. ООО "Воронежстройкомплектация"

54 547

0,25

98,57

С

26. ООО "Регион Дом"

54 054

0,25

98,81

С

24. ООО "Вилена"

54 000

0,25

99,06

С

29. ООО "Кварц"

45 983

0,21

99,27

С

11. ООО "ВоронежСтройБиржа"

45 479

0,21

99,48

С

31. ОАО "Дубрава"

39 763

0,18

99,67

С

19. И.П. Гуляев

33 281

0,15

99,82

С

17. ЗАО "Пирамида"

25 336

0,12

99,94

С

32. НПО "Надежда"

13 908

0,06

100,00

С

ИТОГО

21 733 059

100,00

 

 

 

Результаты АВС анализа потребителей продукции представим в таблице 8

Таблица 8. Результаты проведения АВС-анализа

Класс потребителей

Количество номенклатурных позиций

Доля позиции в общем кол-ве наименований, %

Стоимость запасов, руб.

Доля позиции в общей стоимости, %

А

6

18,75

16 777 467

77,20

В

10

31,25

3 981 400

18,32

С

16

50,00

974 192

4,48

Итого

32

100,00

21 733 059

100,00

 

Из таблицы видно, что все условия 4 этапа соблюдаются: класс А имеет наименьшее количество номенклатурных позиций – 6, но наибольшую долю в общей стоимости заявок – 77,2%, класс В имеет долю в общей стоимости - 18,32% что находится в интервале от 15-20%. Класс С имеет наибольшее количество номенклатурных позиций – 16, но наименьшую долю в общей стоимости заявок – 4,28%(около 5%).

Основные критерии и требования к организации и управлению поставками продукции для каждого класса потребителей приведем в виде сравнительной характеристики в табл. 9.

Таблица 9. Сравнительная характеристика классов потребителей по критериям рациональной организации и управления поставками

Критерии рациональной организации и управления поставками

Классы потребителей

А

В

С

1.Cтепень контроля

высокая

средняя

низкая

2.Методы планирования поставок

детальные

обычные

упрощенные

3.Отсрочка платежа

До 10 дней

До 3 дней

нет

4. Учет наличия заказанной продукции на складе

ежедневный

Два – три раза в неделю

Раз в неделю

5. Доставка (в пределах города)

бесплатная

по установленным рыночным тарифам

нет

6.Число дополнительных услуг

4-5

2-3

0-1

 

Итак, как видно из таблицы для ООО «Воронежстройдеталь» наиболее значимыми являются заявки потребителей класса А. Данные заявки требуют детального планирования, постоянного ежедневного учета и контроля наличия степени их готовности, так как являются основными в продажах фирмы.

 


3 Совершенствование системы управления товародвижением на ООО «Воронежстройдеталь»

3.1 Общие рекомендации по оптимизации товародвижения

 

Известная пословица «дорога ложка к обеду» в логистике означает, что груз, доставленный вовремя, может цениться гораздо дороже, чем доставленный раньше или позже.

Для этих целей необходимо на предприятии ООО «Воронежстройдеталь» на базе нескольких подразделений создать единый информационный центр управления процессом товародвижения

На рис. 13 изобразим взаимосвязь информационного центра с другими структурными подразделениями организации

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 13 - Взаимосвязь информационного центра с другими подразделениями предприятия

 

В информационном центре должна сосредоточивается и обрабатывается следующая информация:

1)  о потребности на определенный день собственных строительных объектов и потребителей в доставке тех или иных железобетонных изделиях, товарном бетоне и растворе (данные коммерческого отдела);

2)  о наличии свободных собственных транспортных средств осуществляющих доставку ЖБИ, бетона и раствора (данные транспортного цеха);

3)  о фактическом наличии на необходимой продукции, требующей доставке (данные склада готовой продукции и формовочных цехов)

Информационный центр должен ежедневно разрабатывать графики доставки железобетонных конструкций с указанием поставщика и получателя каждой детали, а также номера автомобиля, осуществляющего перевозку. Графики разрабатываются с точностью до минут.

К примеру, железобетонная панель, доставляемая с завода на строительную площадку должна прибыть в тот момент, когда монтажникам нужно устанавливать именно ее, и подастся на возводимый этаж здания прямо «с колес», т. е. непосредственно из автомобиля-панелевоза. Работники информационного центра должны контролировать каждое транспортное средство на протяжении всего маршрута поставки, в случаи образования простоев, корректировать график доставки. Также в обязанности информационного центра могут входить функции контроля и учета (взвешивание, ведения товарно - транспортных накладных и пр.) входящих на завод поставок основных материалов и комплектующих.

Информационный центр (ИЦ) должен состоять из следующих работников:

- Начальник ИЦ – 1 чел.

- Диспетчеры – 2 чел.

- Весовщик – 1 чел.

-Контроллер – учетчик – 1 чел.

Итого: 5 человек

Начальник информационного центра, непосредственно подчиняется исполнительному директору, а тот в свою очередь генеральному директору предприятия.

Подобная организация доставки железобетона, бетона и раствора путем создания информационного центра позволяет устранить необходимость выгрузки и хранения конструкций на строительной площадке, следовательно, уменьшается потребность в запасах, а также потребность в размерах самой площадки. Дом может возводиться среди деревьев, а не среди территории, заставленной не вовремя завезенными или бракованными строительными конструкциями. Сокращается потребность в людях, технике, финансах. Экономические и экологические преимущества очевидны.

Обязательные условия оптимального функционирования ИЦ:

     наличие транспорта, технических средств на заводах и строительных объектах, технологически сопряженных друг с другом, а также с параметрами железобетонных изделий (техника);

     четко определено, кто и что должен делать, как делать, в какой последовательности (технология);

     решена транспортная задача, т.е. задача оптимизации маршрутов движения автомобильного транспорта, составлены графики доставки (математика);

     экономические интересы участников взаимоувязаны (экономика).

Результатом функционирования системы является наличие нужного изделия, в нужном количестве, нужного качества, в нужное время, в нужном месте, с минимальными затратами.

Оптимизация существующей распределительной системы может быть проведена по нескольким направлениям:

- Необходимо увеличить количество распределительных центров (оптовых складов);

- Оптимально разместить эти склады на обслуживаемой территории;

- Создать достаточный парк транспортных средств требуемой грузоподъемности и рационально организовать его работу по доставке продукции предприятия от места производства до места потребления;

- Необходимо наладить прямые связи с потребителями продукции предприятия (как с физическими, так и с юридическими лицами), заключить договоры с торговыми точками (магазинами) по реализации продукции предприятия. Т.е. максимально диверсифицировать структуру сбыта, что обеспечит предприятию устойчивый и равномерный спрос на его продукцию и снизит торговый риск до минимума;

- В то же время, никоим образом нельзя терять уже наработанных связей с оптовыми покупателями, а предложить им и в дальнейшем работать на взаимовыгодных условиях, причем в новых условиях у них будет возможность выбора наиболее удобного для них центра распределения, что снизит их транспортные издержки. Конечно, покупая товар непосредственно вблизи своих центров распределения, посредники уже будут рассчитывать на более высокую цену, в которую предприятие заложит свои издержки по доставке продукции к месту потребления. Следует отметить, что после оптимизации системы распределения эти издержки будут сведены к минимуму, что при существующем уровне розничной цены на продукцию предприятия увеличит его прибыль.   

Рассмотрим некоторые пути оптимизации более подробно, коснувшись методов, с помощью которых она непосредственно и происходит. 

 

3.2 Подробное описание путей оптимизации товародвижения

 

Определение необходимого количества складов на обслуживаемой территории.

Одним из основных моментов оптимизации распределительной системы является определение необходимого количества складов. В первую очередь тут нужно учитывать количество потребителей, их расположение, а также объем потребляемого ими материального потока. Приоритетным фактором здесь, как впрочем, при любом процессе оптимизации, является минимизация суммарных издержек.

Если сделать число складов небольшим (1-2), то в этом случае транспортные расходы по доставке будут наибольшими. Вариант с большим количеством распределительных центров предполагает наличие 5-6 распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей материального потока. В этом случае транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление в системе распределения такого количества дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, на управление всей распределительной системой. Не исключено, что дополнительные затраты в этом случае могут значительно превысить экономический выигрыш, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товары потребителям.

Поэтому, в данном случае предпочтительным является вариант, согласно которому район обслуживается тремя дополнительными складами. Всего в системе распределения будет функционировать четыре склада (т. к. склад готовой продукции по-прежнему может выполнять распределительную функцию).

Покажем, как появилась такая цифра.

Отметим, что при изменении количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом доведения материального потока до потребителя, возрастает, а часть снижается. В качестве переменных выступают следующие издержки:

- транспортные расходы;

- расходы на содержание запасов;

- расходы, связанные с эксплуатацией складского хозяйства;

- расходы, связанные с управлением складской системой.

Зависимость величины затрат на транспортировку от количества складов в системе распределения.

Весь объем транспортной работы по доставке товаров потребителям, соответственно и транспортных расходов, делят на две группы:

- расходы, связанные с доставкой товаров на склады системы распределения (назовем эту категорию транспортных работ дальними перевозками);

- расходы по доставке товаров со складов потребителям (ближние перевозки).

При увеличении количества складов в системе распределения стоимость доставки товаров на склады, то есть стоимость дальних перевозок, возрастает, так как увеличивается количество ездок, а также совокупная величина пробега транспорта. Характер зависимости не прямолинейный, так как здесь имеются условно постоянная и условно переменная составляющие, в результате чего расходы по доставке растут медленнее, чем расстояние. Например, при увеличении расстояния с 20 до 60 километров (в 3 раза) расходы по доставке возрастают лишь в 2 раза.

Другая часть транспортных расходов — стоимость доставки товаров со складов потребителям, с увеличением количества складов снижается. Это происходит в результате резкого сокращения пробега транспорта.

Суммарные транспортные расходы при увеличении количества складов в системе распределения, как правило, убывают. Однако это снижение не носит столь выраженный характер, как снижение расходов на ближние перевозки, так как на форму зависимости влияет увеличение расходов на завоз товаров на склады (при увеличении количества складов).

Общий график зависимости транспортных расходов от количества используемых складов приведен на рис. 14:

 

 

 

 

 

Рис. 14 - Зависимость суммарных затрат, связанных с транспортировкой товаров, от количества складов в системе распределения

 

Зависимость затрат на содержание запасов от количества складов в системе распределения.

При увеличении числа складов  сокращается зона обслуживания каждого из них. Сокращение зоны обслуживания влечет за собой и сокращение запасов на складе. Однако запас сокращается, как правило, не столь быстро, как зона обслуживания. Причин тому может быть несколько. Например, необходимость содержания страхового запаса. В модели с одним складом страховой запас необходимо иметь в одном месте. Увеличение складской сети влечет за собой тиражирование страхового запаса, то есть создавая несколько складов, необходимо в каждом из них создать страховой запас. В результате суммарный запас во всех складах возрастет (по сравнению с запасом в распределительной системе с одним центральным складом).

 

 

 

 

 

 

Рис. 15 - Зависимость затрат на содержание запасов от количества складов в системе распределения.

Оптимизация расположения распределительных центров на обслуживаемой территории.

Величина транспортных расходов может существенно меняться не только в зависимости от количества складов, но также и в зависимости от места расположения этих складов на обслуживаемой территории.

Задача размещения распределительных центров может формулироваться как поиск оптимального решения, или же, как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) решения.

В данном случае при расширении распределительной сети предприятию наиболее целесообразно не строить новые склады, т.к. для этого требуются большие финансовые вливания, а воспользоваться уже существующими складами с налаженной инфраструктурой, оборудованными подъездными путями и т.д. То есть, рациональнее будет либо приобрести склады желательно в центре города, либо снять их в аренду.

При выборе участка под распределительный центр уже после того, как решение о географическом месторасположении центра принято, также влияют следующие факторы:

1. Размер и конфигурация участка. Большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной площади для пар ковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентов (возможно, и самих клиентов). Необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны: к складам, на случай пожара, должен быть обеспечен свободный проезд пожарной техники.

2. Транспортная доступность местности. Значимой составляющей издержек функционирования любого распределительного центра являются транспортные расходы. Поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему дороги, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность распределительного центра как для собственного персонала, так и для клиентов.

3. Планы местных властей. Выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развития распределительного центра.

Кроме перечисленных факторов при выборе конкретного участка под распределительный центр необходимо ознакомиться с особенностями местного законодательства, проанализировать расходы по облагораживанию территории, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они есть), учесть возможность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабочей силы.

 

3.3 Применение программного продукта 1С: Предприятие 8 для оптимизации системы управления товародвижением на ООО «Воронежстройдеталь»

 

Единое интегрированное информационное пространство обеспечивается на сегодня информационной системой ERP-класса - 1С: Предприятие 8. Большое количество функций, предоставляемое данной системой - например, выгрузка и загрузка документов партнеров по цепи поставок, возможности электронного обмена данными и прочее - предоставляют широкие возможности для реализации концепции управления цепями поставок (логистикой товародвижения) практически в любой области бизнеса.

Успешные внедрения показали: система может эффективно использоваться на складе любого размера и типа, в самых разных отраслях - от небольшого магазина до крупного распределительного центра или склада готовой продукции промышленного предприятия. Система поддерживает работу с различными типами торгового оборудования: принтерами этикеток, сканерами штрих-кода, бэтч- и радио-терминалами сбора данных. Еще одним важным достоинством системы является возможность ее полной интеграции с программой 1С Управление Производственным Предприятием.

Общую структуру данного программного продукта представим на рис. 16

 

Рис. 16 - Общая структура 1 С: Предприятие 8

 

Пример. ООО «Инвестиционная строительная фирма «Стэл» отправила заявку на изготовления железобетонных изделий на апрель 2010 года в адрес ООО «Воронежстройдеталь». После обработки данной заявки, она вместе с другими заявками вносится в сменное задание и направляется в производство.

Проследим, как выполняется заявка от ООО «Стэл» в программном продукте 1С.

После принятия решения о производстве все номенклатурные позиции заявки вместе с ценами вносятся в 1С, и на основании их выписывается счет – рис. 17


Рис. 17. Выписка счета для ООО «Стэл»

 

Полученное на следующий день выполненное сменное задание разносится по формовочным цехам – рис. 18.

 

Рис. 18- Разноска сменного задания


Разнесенные номенклатурные позиции сменного задания за вычетом реализации, отражаются в журнале отгрузке, и признаются фактически изготовленной продукцией – рис. 19.

 

Рис. 19- Сформированный журнала отгрузки

 

ООО «Стэл» по мере выполнения заказа может приезжать и забирать по частям произведенную для нее продукцию. На рис. 21 из журнала отгрузки видно выполнение части заявки – изготовление ПК -63-10= 2 шт, ПК-63-15= 4 шт, ПК- 63-12= 8 шт, ПК- 72-12= 16 шт.


Рис.20 - Выполнение части заявки ООО «Стэл»

 

После отпуска изготовленной части железобетонных изделий по заявке, информация об оставшейся части формируется в журнале отгрузке по контрагентам – рис. 21.

 

Рис. 21 - Журнал отгрузки по контрагентам


Железобетонная продукция ООО «Стэл» выписывается и отпускается при помощи товарно – транспортных накладных (ТТН) с обязательным указанием вида, номера автотранспорта, фамилии водителя, осуществляющего доставку и номера доверенности (рис. 22).

 

Рис. 22 - Товарно - транспортная накладная

 

Таким образом, применение программного продукта 1С: Предприятие на ООО «Воронежстройдеталь позволит:

                    уменьшить бумажную волокиту

                    сократить время проведения всех складских операций

                    сократить количество ошибочных складских операций

                    повысить точность учета товара на складе и в цехах

                    избежать потерь, связанных с ограниченным сроком реализации товара

                    уменьшить зависимость от "человеческого фактора".

                    дать точную информацию клиентам об имеющейся продукции и остепени выполнения их заявок

 


Заключение

 

В данной курсовой работе был проведен целый ряд процедур позволяющих, выявить проблемы в системе управления товародвижением на объекте исследования – ООО «Воронежстройдеталь» и в дальнейшем разработать рекомендации по их устранению.

Для ООО «Воронежстройдеталь» характерны следующие недостатки в системе управления товародвижением:

1) недостаточное количество собственного транспортного парка осуществляющего доставку продукции конечному потребителю;

2) отсутствие единого центра управления процессом товародвижения;

3) отсутствие системы ведения поминутных контрольных графиков движения транспортных средств;

4) наличие единственного склада готовой продукции и материалов позволяющего эффективно обслуживать поставщиков и потребителей только воронежского региона;

5) недостаточная система автоматизации процессов товародвижения на предприятии.

В качестве рекомендаций по устранению выявленных проблем были предложены:

- увеличение количества распределительных центров (оптовых складов);

- оптимальное размещение эти складов на обслуживаемой территории;

- создание достаточного парка транспортных средств требуемой грузоподъемности и рационально организовать его работу по доставке продукции предприятия от места производства до места потребления;

- налаживание прямых связей с потребителями продукции предприятия (как с физическими, так и с юридическими лицами), заключение договоров с торговыми точками (магазинами) по реализации продукции предприятия.

- создание единого информационного центра управления товародвижением, осуществляющего ежедневную разработку графиков доставки железобетонных конструкций с указанием поставщика и получателя каждой детали, номера автомобиля, осуществляющего перевозку, контроль и учет (взвешивание, ведения товарно - транспортных накладных и пр.) входящих на завод поставок основных материалов и комплектующих.

- применение программного продукта 1С: Предприятие 8 для повышения автоматизации и общей оптимизации системы управления товародвижением, позволит уменьшить бумажную волокиту, сократить время проведения всех складских операций, сократить количество ошибочных складских операций, повысить точность учета товара на складе и в цехах, избежать потерь, связанных с ограниченным сроком реализации товара, уменьшить зависимость от "человеческого фактора", дать точную информацию клиентам об имеющейся продукции и степени выполнения их заявок.

 


Список использованной литературы

 

1.   Бенсон Д., Уайхед Дж. Логистика. М.: ЮНИТИ, 2009. 279 с.

2.   Биранов Г.Д. Товародвижение на предприятиях. М.: Экономика, 2008. 171 с.

3.   Витрабов С.А. Логистика товародвижения. Киев: Высш. шк., 2010. 203 с.

4.   Гаджинский А.М. Логистика: Учеб. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2009. 228 с.

5.   Джонотон П. «Выдержки из выступления совета по логистическому управлению», 2009. с. 23-25.

6.   Гордон М.П., Карнаухов С.В. Логистика товародвижения. М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. 168 с.

7.   Тонких А.Н. Как осуществить экономическую доставку товара отечественному и зарубежному покупателю. М.: Транспорт, 2008. 123 с..

8.   Залманова М.Е. Логистика: Учеб. пособие. Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 2007. 80 с.

9.   Залманова М.Е. Сбытовая логистика: Учеб. пособие. Саратовский гос. техн. ун-т, 2009. 64 с.

10.   Рекунов К.В. Эффективность логистического управления. Л.: Машиностроение, 2007. 247 с.

11.   Новаковкский А.А. Маркетинговая логистика: Учеб. пособие. СПб.: «Специальная литература», 20010. 216 с.

12.   Борисов Л.К., Харисова Л.М. Логистика товародвижения. Ростов-на-Дону: Экспертное бюро, 2009. 127 с.

13.   Лаврова О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекций. Саратовский гос. техн. ун-т, 2008. 36 с.

14.   Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2009. 326 с.

15.   Лубочников В. Маркетинговая логистика // РИСК. 2008. № 4-5. С. 50-55.

16.   Мате Э., Тиксье Д. Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия. М.: АО Издательская группа «Прогресс»,2007. 160 с.

17.   Мельник М.М. Экономико-математические модели в планировании и управлении материально-техническим снабжением: Учеб. М.: Высш. шк., 2009. 208 с.

18.   Монден Я. Логистика. М.: Экономика, 2010. 228 с.

19.   Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учеб. М.: ЮНИТИ, 2007. 271 с.

20.   Неруш Ю.М. Логистические посредники: эффективное взаимодействие. М.: Экономика, 2007. 75 с.

21.   Новиков О.А., Семененко А.И. Логистические каналы распределения. М.: Логистика, 2008. 44 с.

22.   Родионова В.Н., Федоркова Н.В. Оптимизация материальных потоков в производственно-сбытовой системе. Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2010, 169 с.

23.   Родионова В.Н., Федоркова Н.В. Управление материальными потоками в производстве. Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2008, 116 с.

24.   Родионова В.Н., Туровец О.Г., Федоркова Н.В. Логистика: Конспект лекций. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2010, 136 с.

25.   Рубальский Г.Б. Управление запасами при случайном спросе. М.: Советское радио, 2007. 160 с.

26.   Рыжиков Ю.И. Управление запасами. М.: Наука, 2009. 344 с.

27.   Смехов А.А. Введение в логистику. М.: Транспорт, 2007. 112 с.

28.   Фасоляк Н.Д. Экономика, организация и планирование материально-технического снабжения и сбыта. М.: Экономика, 2009. 368 с.

29.   Фасоляк Н.Д. Управление производственными запасами: экономические аспекты проблемы. М.: Экономика, 2010. 271 с.

30.   Федоров Л. Товародвижение в логистике / РИСК. 2007. № 6. С. 49-59.

31.   Хруцкий Е.А., Сакович В.А., Колосов Ф.П. Оптимизация логистической системы. М.: Экономика, 2010. 263 с.

Размещено на Allbest.ru

3

 

Информация о работе Логистика как система управления товародвижением