На
рынке потребительской продукции
длительного пользования надежность
отгрузки в большинстве случаев
не является доминирующим фактором, так
как данный вид товара, как правило,
всегда имеется в каналах распределения,
а надежность оказывает лишь незначительное
воздействие на запасы. Потребители
и сбытовики часто легко соглашаются
с определенной степенью ненадежности
или неопределенности в отгрузках
без смены поставщика или марки.
При таких условиях логистика
является главным образом фактором
сокращения затрат, а не инструментарием
маркетинга. Однако она все-таки может
иметь большое значение с точки
зрения повышения качества услуг, особенно
в деле сокращения сроков выполнения
логистических операций при запуске производства
новой продукции, а также в организации
производства с широкой разновидностью
моделей.
Какова
роль логистики на рынке промышленных
материалов, т. е. продукции, которая
используется потребителями в качестве
компонентов? В этом случае продукция
изготовляется в основном по спецификациям
потребителя, но после ее разработки
она является стандартной, а производство
- повторным. Из этого следует, что надежность
отгрузки имеет большое конкурентное
преимущество перед другими факторами,
например скоростью или частотой отгрузок.
Таким
образом, когда на многочисленных рынках
товаров вероятность дифференциации
продукции по ее свойствам или
по качеству уменьшается, а корпоративный
имидж или стратегия фирм трудно
изменяемы в краткосрочной перспективе,
логистика становится все более важным
конкурентным фактором. В таких условиях
конкурентное преимущество может возникать
из способности фирмы посредством своей
логистической деятельности добиваться:
различий в сегментации рынка, изменений
в экономическом окружении и рыночных
требованиях, а также изменений собственных
и чужих тактических маневров. Политика
фирм, направленная на получение доходов
от логистической деятельности, как правило,
ведет к увеличению прибыли. Исследования
зарубежных специалистов показывают,
что вклад логистики в прибыль компаний
зависит от уровня обслуживания. При этом
подмечено, что при достижении уровня
90% и выше логистические издержки начинают
опережать рост доходов от этого вида
деятельности.
3.Механизм влияния
логистики на повышение конкурентоспособности
В
настоящее время при рассмотрении
вопросов о конкурентоспособности
фирм исходят из 2 положений:
-
производство по минимальным
издержкам уже не является
единственной целью производителя;
-
ценовая конкуренция перестала
быть единственной формой конкурентной
борьбы.
Поэтому
концепция конкурентоспособности
фирмы предусматривает получение
конкурентного преимущества путём
дифференциации общего предложения
компании за счёт повышения качества
и расширения масштабов предлагаемых
клиенту логистических услуг.
Механизм
повышения конкурентоспособности
фирмы на основе логистики:
1. Характерна
рыночная ситуация, когда: в рамках конкретной
отрасли изделия или услуги отличаются
высокой степени сопоставимости; изделия
широко известны широкому кругу потенциальных
покупателей; продажная цена изделий носит
фиксированный характер.
Правила конкуренции:
а)
задаётся максимальный уровень цены;
б)
издержки производства у различных
производителей не одинаковы;
в)
издержки производства зависят от накопленного
опыта.
Компании
стремятся повысить производительность
логистической деятельности в целях сокращения
издержек и повышения конкурентоспособности.
Прибегают к рационализации логистической
деятельности, но уровень логистической
услуги сохраняется прежним. Через определённое
время, получив прибыль от рационализации
логистической деятельности, руководство
компании осознает, что подобную рационализацию
становится осуществлять сложнее и компания
ищет другие пути.
2. Нововведения
связаны с уровнем услуги, сопутствующей
товару, а также с заменой товара услугой.
Происходит дифференциация. Дифференцировать
предложение логистика может посредством
перехода от еженедельных к ежедневным
поставкам или путём расширения логистической
деятельности при переходе от производства
товара (автомобили) к содержанию или эксплуатации
парка автомобилей.
Если
на первом этапе критерием были цены
товаров при одинаковом их качестве,
то на втором этапе - качество логистических
услуг. С течением времени процесс внедрения
нововведений постепенно распространяется
на все компании данной отрасли и наступает
третий этап.
3. Восстановление
исходной ситуации, но на иной основе.
В результате приоритетное значение вновь
приобретает снижение издержек, но уже
применительно ко всем предлагаемым компанией
товарам и услугам. В реальности ни один
из этапов не приводит к стабилизации
ситуации на длительный период. Погоня
за конкурентоспособностью ведет к постоянному
внедрению нововведений, что заставляет
постоянно переосмысливать структуру
предложения товаров.
Заключение
Логистика
влияет почти на каждый аспект счета
прибылей и убытков фирм. Поэтому
соответствующие изменения в
логистической стратегии воздействуют
на финансовые результаты деятельности
фирм.
Рассмотрение
логистики в качестве фактора
повышения конкурентоспособности
предполагает, что последствия принимаемых
решений в данной области должны
поддаваться измерению в плане
их воздействия на функциональные затраты
и на доходы от продажи товаров.
Хозяйственная
практика свидетельствуют о том,
что определить количественные показатели
влияния логистики на повышение
конкурентоспособности фирм весьма сложно.
Иногда
это удаётся сделать лишь при
соблюдении следующих условий:
1.
При наличии хорошо отлаженной
учётно-информационной системы;
2.
При проведении комплексного
анализа доходов и расходов
всех структурных подразделений
фирмы и всех участков логистической
цепи, основанного на единой методологии
исчисления издержек;
3.
При условии определения доли
прибыли от логистической деятельности
в общей прибыли фирм.
Список
использованной литературы
- Бенсон
Д., Уайхед Дж. Логистика. М.: ЮНИТИ, 2008. 279
с.
- Биранов Г.Д.
Товародвижение на предприятиях. М.: Экономика,
2006. 171 с.
- Борисов Л.К.,
Харисова Л.М. Логистика товародвижения.
Ростов-на-Дону: Экспертное бюро, 2007. 127
с.
- Витрабов
С.А. Логистика товародвижения. Киев: Высш.
шк., 2008. 203 с.
- Гаджинский
А.М. Логистика: Учеб. М.: ИВЦ «Маркетинг»,
2007. 228 с.
- Гордон М.П.,
Карнаухов С.В. Логистика товародвижения.
М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. 168
с.
- Джонотон
П. «Выдержки из выступления совета по
логистическому управлению», 2009. с. 23-25.
- Залманова
М.Е. Логистика: Учеб. пособие. Саратов:
Саратовский гос. техн. ун-т, 2007. 80 с.
- Костоглодов Д.Д.,
Харисова. Промышленная логистика. - СПб.,
2008. 240 с.
- Лаврова
О.В. Материальные потоки в логистике:
Конспект лекций. Саратовский гос. техн.
ун-т, 2008. 36 с.
- Логистика:
Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. М.:
ИНФРА-М, 2006. 326 с.
- Лубочников
В. Маркетинговая логистика // РИСК. 2006.
№ 4-5. С. 50-55.
- Мате Э., Тиксье
Д. Материально-техническое обеспечение
деятельности предприятия. М.: АО Издательская
группа «Прогресс»,2007. 160 с.
- Мельник
М.М. Экономико-математические модели
в планировании и управлении материально-техническим
снабжением: Учеб. М.: Высш. шк., 2009. 208 с.
- Монден Я.
Логистика. М.: Экономика, 2006. 228 с.
- Неруш Ю.М.
Коммерческая логистика: Учеб. М.: ЮНИТИ,
2007. 271 с.
- Неруш Ю.М.
Логистические посредники: эффективное
взаимодействие. М.: Экономика, 2007. 75 с.
- Новиков
О.А., Семененко А.И. Логистические каналы
распределения. М.: Логистика, 2004. 44 с.
- Проценко
О.Д. Логистика – важнейший фактор повышения
конкурентоспособности организации //
Российское предпринимательство. - 2008.
- № 10
- Родионова
В.Н., Туровец О.Г., Федоркова Н.В. Логистика:
Конспект лекций. Воронеж: Изд-во ВГТУ,
2010, 136 с.
- Родионова
В.Н., Федоркова Н.В. Оптимизация материальных
потоков в производственно-сбытовой системе.
Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2010, 169
с.
- Родионова
В.Н., Федоркова Н.В. Управление материальными
потоками в производстве. Воронеж: Воронеж.
гос. техн. ун-т, 2008, 116 с.
- Рубальский
Г.Б. Управление запасами при случайном
спросе. М.: Советское радио, 2007. 160 с.
- Рыжиков
Ю.И. Управление запасами. М.: Наука, 2006.
344 с.
- Рябова Г.А.
Повышение конкурентоспособности предприятия
на логистической основе / Г.А. Рябова //
Закономерности развития региональных агропродовольственных систем
в переходной экономике: материалы Всерос.
школы молодых учёных. - Саратов: ИАгП РАН,
2007. - С. 143-144.
- Рябова Г.А.
Принципы обеспечения повышения конкурентоспособности
предприятий / Г.А. Рябова // Инновационныепроцессы
в управлении предприятиями и организациями:
материалы IV Междунар. науч.-практ. конф.
/ Приволжский Дом знаний.- Пенза, 2007. - С.
55-58.
- Рябова Г.А.
Сбытовая логистика как фактор повышения
конкурентоспособности предприятия /
Г.А. Рябова // Стратегии устойчивого развития
агропродовольствен-ных систем: материалы
школы молодых учёных. - Саратов: ИАгП РАН,
2007. - С. 229-231.
- Рябова Г.А.
Система оценки повышения конкурентоспособности
микрологистических систем / Г.А. Рябова
// Социально-экономические проблемы трансформации аграрных отношений
и реформирования агропромышленного комплекса:
материалы научных чтений, посвящённых
первому директору ИАгП РАН В.Б. Островскому.
- Саратов: ИАгП РАН, 2007. - С. 141-143.
- Рябова Г.А.
Снижение затрат на протяжении всей интегрированной логистической
цепи / Г.А. Рябова // Теория и практика межуровневого
взаимодействия хозяйственных систем:
материалы Междунар. науч.-практ. конф.
- Саратов: СГСЭУ, 2004. - С. 41-44.-0,21 пл.
- Смехов А.А.
Введение в логистику. М.: Транспорт, 2004.
112 с.
- Фасоляк
Н.Д. Управление производственными запасами:
экономические аспекты проблемы. М.: Экономика,
2004. 271 с.
- Фасоляк
Н.Д. Экономика, организация и планирование
материально-технического снабжения и
сбыта. М.: Экономика, 2005. 368 с.
- Федоров
Л. Товародвижение в логистике / РИСК. 2005.
№ 6. С. 49-59.
- Хруцкий
Е.А., Сакович В.А., Колосов Ф.П. Оптимизация
логистической системы. М.: Экономика,
2005. 263 с.