Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:40, реферат
В настоящее время эффективность цепочки поставок товаров является основным условием обеспечения конкурентоспособности предприятия. Производители-конкуренты не могут снижать непосредственные издержки, связанные с производством, без риска снижения качества. Остается единственный способ экономии – сокращение времени реализации продукта по всей цепочке поставок.
Введение.
В настоящее время эффективность цепочки поставок товаров является основным условием обеспечения конкурентоспособности предприятия. Производители-конкуренты не могут снижать непосредственные издержки, связанные с производством, без риска снижения качества. Остается единственный способ экономии – сокращение времени реализации продукта по всей цепочке поставок.
Обостряющаяся конкуренция на рынке международных транспортных услуг, требует новых подходов к развитию транспортных отношений, созданию новых технологий, повышению качества предоставляемых услуг. При этом под качеством на сегодняшний день понимается не только доставка товара «точно-в-срок» до места назначения. Транспортные компании вынуждены предоставлять комплексные (сопутствующие) услуги, обеспечивающие потребителям снижение затрат и стоимости доставки.
Рост международных перевозок в мире также вызывает необходимость в разработке эффективных схем доставки грузов. Опыт и высокоразвитых стран, и России доказывает, что реализовать современные требования к логистике, а так же оказать сопутствующие услуги способны только специализированные компании. У них накоплен богатый опыт в логистическом управлении, работает высококвалифицированный персонал и есть развитая инфраструктура – складские помещения, транспортно-распределительная сеть, парк транспортных средств, консалтинговые подразделения и др.
Крупные логистические операторы берут на себя выполнение всех логистических задач клиентов и предлагают наряду с хранением и дистрибьюцией услуги по упаковке, сортировке товара, а также информационные, консалтинговые и финансовые услуги.
Логистические центры. Основные понятия.
Логистические центры (парки) – это рыночные предприятия, осуществляющие координацию логистического (складского и транспортного) обслуживания и информационного обеспечения, а также их контроль.
Логистические центры распределяются на классы А, B, C. Класс транспортно-логистического центра устанавливается в зависимости от обязательных и дополнительных параметров его технического оснащения, коэффициента комплексности оказываемых транспортно-экспедиционных услуг и коэффициента использования контрактной логистики.
1 К классу А относятся транспортно-логистические центры, имеющие:
1.1 техническое оснащение на уровне обязательных параметров;
1.2 балльную оценку значений дополнительных параметров технического оснащения 30 баллов и выше;
1.3 значения коэффициента комплексности[1] оказываемых транспортно-экспедиционных услуг и коэффициента использования контрактной логистики[2] выше минимальных.
Просторная территория для стоянки и маневрирования большегрузных автопоездов, системы охранной сигнализации и видеонаблюдения, автоматические ворота докового типа с регулируемым по высоте гидравлическим пандусом, наличие в составе комплекса офисных помещений с проведенными оптико-волоконными телефонными и интернет-линиями.
2 К классу В относятся транспортно-логистические центры, имеющие:
2.1 техническое оснащение на уровне обязательных параметров;
2.2 балльную оценку значений дополнительных параметров технического оснащения от 10 до 30 баллов;
2.3 значения коэффициента комплексности оказываемых транспортно-экспедиционных услуг и коэффициента использования контрактной логистики выше минимальных.
Находятся в реконструированных складских комплексах, которые ранее обслуживали предприятия и были расположены на их территории (склады бывшей системы плодоовощных баз, торговых, транспортных предприятий). Также к этому классу относятся бывшие производственные помещения, полностью реконструированные под склады, и новые одно-двухэтажные здания, к которым выдвигаются менее жесткие требования, чем к складам класса «А».
3 К классу С относятся транспортно-логистические центры, имеющие:
3.1 техническое оснащение на уровне обязательных параметров;
3.2 минимальные значения дополнительных параметров;
3.3 минимальные значения коэффициента комплексности оказываемых транспортно-экспедиционных услуг и коэффициента использования контрактной логистики.
Склады низкого качества, расположенные в зданиях любого типа в любой зоне застройки (капитальные производственные здания, утепленные ангары, бывшие промышленные постройки, бомбоубежища).
К обязательным параметрам технического оснащения транспортно-логистического центра относятся:
автоматизированные системы складского учета товарно-материальных ценностей;
многоярусное стеллажное хранение грузов;
наличие современных средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и транспортно-складских операций по переработке грузов;
подъездные пути автомобильного, железнодорожного и других видов транспорта;
крытые отапливаемые склады с анти-пылевым покрытием пола, высотой потолка от 10 до 12 м, и нагрузкой на пол от 6 до 8 т/м2;
охраняемая территория;
контейнерный терминал для обработки большегрузных контейнеров;
станция технического обслуживания автотранспортных средств, автозаправочная станция и автомойка.
К дополнительным параметрам технического оснащения транспортно-логистического центра относятся:
общая площадь территории, занимаемая транспортно-логистическим центром (10 га);
площадь, примыкающего к территории транспортно-логистического центра земельного участка, на котором возможно его дальнейшее развитие (70га);
общая площадь крытых складских помещений (20 000 м2) и открытых площадок для хранения грузов (10 000 м2);
площадь контейнерной площадки по обработке большегрузных контейнеров (15 000 м2);
суммарная емкость складов транспортно-логистического центра (50 000 т);
Транспортно-логистические центры могут оказывать клиентам следующие транспортно-экспедиционные услуги:
o услуги, связанные с подготовкой груза к перевозке: определение массы груза, упаковка, затаривание, маркировка, пакетирование, сортировка груза;
o услуги, связанные с погрузкой (выгрузкой) груза: обеспечение выполнения погрузочно-разгрузочных работ, в том числе перевалки груза при смешанной перевозке, закрепления, укрытия, увязки груза, а также предоставление необходимых для этих целей приспособлений;
o организация процесса перевозки груза любым видом транспорта;
o оформление перевозочных, грузосопроводительных и иных документов, необходимых для выполнения перевозки груза;
o сопровождение груза в процессе перевозки и иные услуги по обеспечению его сохранности;
o заключение договоров страхования груза;
o согласование схемы (маршрута, последовательности) перевозки груза несколькими видами транспорта при смешанной перевозке;
o консолидация и деконсолидация отправок грузов;
o представление груза и сопроводительных документов в таможенные органы;
o проверка количества мест, массы и состояния груза;
o хранение груза;
o прием груза в пункте назначения;
o уплата пошлин, сборов и других платежей, связанных с оказываемыми транспортно-экспедиционными услугами;
o осуществление расчетов с участниками транспортно-экспедиционной деятельности;
o консультирование по вопросам организации перевозок грузов;
o оказание информационных услуг, связанных с перевозкой груза;
o иные услуги, связанные с перевозкой груза.
Европейский опыт развития логистических центров.
В Европе логистические центры имеют множество различных значений, в числе которых можно назвать:
грузовая деревня (Freight village – англ.);
центр грузооборота (guterverkehrszentrum – нем.),
вся доставка (interporto – итал.)
интермодальный терминал;
логистическая платформа;
логистический узел;
Вместе с тем, различается не только их названия, но и цели создания и функционирования логистических центров. Так, в Италии главной целью является привлечение транзита грузов по морю, а в Германии взаимодействие всех видов транспорта.
Согласно определению, принятому Европейской транспортной комиссией, логистический центр – территориальное объединение независимых компаний и органов, занимающихся грузовыми перевозками (например, транспортных посредников, грузоотправителей, операторов перевозок, таможенных органов) и сопутствующими услугами (например, по хранению, техническому обслуживанию и ремонту), включающее по меньшей мере один терминал (место, оборудованное для перевалки и хранения: контейнеры, съемные кузова и полуприцепы, пригодные для интермодальной перевозки).
В Европе транспортные логистические центры начали создаваться еще в начале 80-ых годов 20 в. Первым был логистический центр в Ингольштадте (Бавария). Место его расположения было выбрано таким образом, чтобы свести к минимуму расходы по поставкам товаров. Центр обладает хорошими железнодорожными и автомобильными подъездными путями, имеет свои базы и филиалы вблизи мест расположения потребителей. Последние обеспечиваются товарами по технологии
ночных перевозок таким образом, чтобы необходимые грузы были на месте уже к началу рабочего дня.
Опыт стран Западной Европы показывает огромную роль логистических центров. Так, в Голландии их деятельность приносит 40% дохода транспортного комплекса, во Франции – 31%, в Германии – 25%. В странах Центральной и Восточной Европы эта доля в среднем составляет 30%. Сроки окупаемости логистического центра составляют в среднем, 5-9 лет.
В Европейском Союзе логистические услуги являются одними из наиболее значимых в экономике стран. Особенно, если учитывать, что доля занятых в компаниях, обеспечивающих обработку, хранение груза и другие вспомогательные услуги транспортных агентств составляет почти четверть (24,2%) от занятых в транспортной отрасли.
Классификация операторов логистических услуг:
– 1PL (First Party Logistics) –автономная логистика, все операции выполняет сам грузовладелец;
– 2PL (Second Party Logistics) –оказание традиционных услуг по транспортировке и управлению складскими помещениями;
– 3PL (Third Party Logistics) –расширение стандартного перечня услуг нестандартными (складирование, перегрузка, обработка грузов, дополнительные услуги со значительной добавленной стоимостью), использование субподрядчиков.
3PL-оператор должен иметь в собственности (или снимать в аренду):
— качественный автопарк (транспорт разного тоннажа) для перевозки как крупногабаритных, так и малогабаритных грузов;
— склады (по общепринятой классификации складских помещений — не ниже класса «B») для хранения любых товаров (от мебели до автомобильных покрышек);
— региональную складскую сеть для работы с филиалами компании-заказчика.
– 4PL (Fourth Party Logistics) –интеграция всех компаний, вовлечённых в цепь поставок.
Основные организационные структуры, отличающие 4PL-оператора от более низких уровней:
— отдел закупок (охватывает весь спектр деловых контактов с поставщиками продукции заказчика, включая оформление с ними договорных отношений, а также занимается решением проблем с сертификацией поставляемого клиенту товара и его таможенным оформлением);
— отдел по управлению запасами (отвечает за пополнение партий товаров на основании информации от заказчика, а также контролирует уровень продаж товара через точки реализации);
— отдел бренд-менеджмента (проводит маркетинговый анализ рынка для корректирования продаж того или иного бренда предприятия-заказчика).
Главное отличие 4PL-провайдера — работа с организацией-клиентом на основе ERP-системы (компьютерной системы управления предприятием). Эта система способна свести к минимуму риски в логистической цепочке заказчика.
– 5PL (Fifth Party Logistics) –управление всеми компонентами, составляющими единую цепь поставки грузов, с помощью электронных средств информации.
В соответствии со стандартами ЕС складские помещения классифицируются по категориям А, В, С и D.
Склад класса А – современное одноэтажное складское здание, построенное по новейшим технологиям с использованием высококачественных материалов. Высокие потолки от 10 м, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования. Ровный пол с антипылевым покрытием. Регулируемый температурный режим. Тепловые завесы на воротах. Автоматические ворота докового типа с гидравлическим пандусом, регулируемым по высоте. Центральное кондиционирование или принудительная вентиляция. Система охранной сигнализации и видеонаблюдение. Офисные площади при складе. Достаточная территория для отстоя и маневрирования большегрузных автопоездов. Расположение на основных магистралях, обеспечивающее хороший подъезд. Система управления складом, позволяющая генерировать любые виды отчётов о товарах клиента и проводить инвентаризацию остатков, оптимизировать распределение приходящих грузов по складу и регулирование движения транспортных средств. стопроцентное страхование груза за счёт логистического оператора.
Склад класса В – капитальное одно- или многоэтажное здание. Высота потолков от 4,5 до 8 м. Пол – асфальт или бетон без покрытия. Пожарная сигнализации и гидрантная система пожаротушения. Пандус для разгрузки автотранспорта. Офисные помещения при складе. Телефонные линии МГТС. Охрана территории.
Склад класса C – капитальное производственное помещение или утеплённые ангары. Высота потолков от 3,5 до 18 м. Пол – асфальт или бетонная плитка. Ворота на нулевой отметке (автомашина заходит внутрь).
Склад класса D – подвальные помещения или объекты ГО, неотапливаемые производственные помещения или ангары.
Российский рынок логистических услуг.
Объём российского рынка транспортно-логистических услуг составляет 33,2 млрд. долларов США, в том числе транспортные услуги – 28,1 млрд., экспедиторские – 3,6 млрд., складские и дистрибьюторские – 1,2 млрд., управленческая логистика или услуги по оптимизации бизнес-процессов – 300 млн. долларов США. Темпы роста российского экспедиторского рынка ежегодно составляют около 7 %, логистического аутсортинга – до 30 % в год.